Автор: Митасова А.А., Барыло И.В.
Источник:Митасова, А.А. Роль руководителя в формировании благоприятного социально‑психологического климата / А.А. Митасова, И.В. Барыло // Дни науки – 2016: материалы ХХІІ научно‑практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (12 апреля 2016 г.): в 3-х томах. – Т.1. – Макеевка: МЭГИ, 2016. – с. 104‑109. Режим доступа: http://www.megi.dn.ua/doc/12_1.pdf
Митасова А.А., Барыло И.В. Роль руководителя в формировании благоприятного социально-психологического климата. В научной работе теоретически обоснована роль руководителя в формировании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе. Определено понятие «социально-психологический климат», рассмотрены основные функции и современные роли руководителей, их сильные и слабые стороны.
Трудовой коллектив – это особая социальная общность, объединяющая людей, осуществляющих совместную трудовую деятельность в рамках трудовой организации. Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. Огромное значение при этом имеет характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение.
Данные показатели, зачастую, формируются под влиянием руководителя предприятия, которому приходится выполнять сразу несколько функций или ролей. Освоение сущности этих функций и ролей, назначение, преимущества и недостатки, как факторов формирования благоприятного социально-психологического климата, обуславливают актуальность данной темы исследования.
Значительная роль в изучении роли руководителя в формировании благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива принадлежит таким отечественным социальным психологам, как К.К. Платонову, А.А. Русалиновой, В.М. Шепелю, Б.Д. Парыгину. В США социально-психологическими исследованиями занимались С. Аш, Д. Картрайт и Зандер, Л. Фестингер и др. В Европе проблемами коллективов занимался В. Меде.
Недостаточное совершенствование основных качеств, знаний, навыков, умений руководителя в связи с быстрым устареванием и утратой актуальности его функций и ролей в современных рыночных условиях.
Первая работа, в которой дано определение социально-психологического климата, была работа Г.А. Мочёнова и М.Н. Ночевника. В ней социально-психологический климат надо понимать как «эмоционально-психологический настрой, который складывается в коллективе в процессе работы и проявляется в тех взаимоотношениях, которые устанавливаются на основе объективных и субъективных взаимосвязей между членами коллектива, формальными и неформальными группами при личных контактах».
Благоприятный социально-психологический климат характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д. [1].
Именно благоприятный социально-психологический климат – залог эффективной и производительной работы трудового коллектива на предприятии.
Руководитель – ключевое звено в кадровой системе. Руководитель достигает цели совместной деятельности благодаря тому, что умножает свои физические и интеллектуальные силы за счёт коллективных сил подчинённых и целенаправленно их использует. Это и является задачей руководителя любого управленческого уровня [2].
В соответствии с современными представлениями, суть работы руководителя сводится к выполнению ряда функций, которые можно представить в таблице 1.
Таблица 1 – Основные функции руководителя предприятия
Функции руководителя | Основные направления деятельности, решаемые задачи |
---|---|
Стратегическая | 1) постановка целей; |
2) выработка стратегии; | |
3) сопоставление планов. | |
Административная | 1) организация исполнительства; |
2) текущая координация; | |
3) контроль; | |
4) управление кадрами; | |
5) стимулирование. | |
Экспертно-инновационная | 1) разработка новых видов изделий; |
2) обнакомление с новинками; | |
3) перестройка организации; | 4) консультирование. |
Коммуникационная | 1) прием посетителей; |
2) ответ на письма и звонки; | |
3) ведение переговоров. | |
Социальная | 1) создание благоприятного социально-психологического климата; |
2) поддержание традиций; | |
3) помощь подчиненным. | |
Лидерская | 1) воодушевление коллектива на осуществление преобразований. |
Таким образом, руководитель предприятия выполняет ряд важнейших функций, необходимых для поддержания благоприятной трудовой деятельности и, как следствие, высокой производительности труда.
Описание ролей руководителя, их преимущества и недостатки по В.И. Викторову представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Основные роли руководителя предприятия
Роль, функции | Сильные стороны | Возможные проблемы прри слишком высоком уровне | Возможные проблемы при слишком низком уровне |
---|---|---|---|
1. Наставник: в этой роли руководитель должен быть чутким, открытым, внимательным, охотно идущим навстречу, готовым помочь. Играя эту роль, руководитель выслушивает и выполняет законные просьбы, выставляет оценки, раздает комплименты. Он воспринимает людей как ресурсы, которые можно развить с помощью доверия. | способность вдохновить исполнителя на высокие обязательства забота о развитии и поддержке рабочих. | вседозволенность, каждый занимается «своим делом», не думая об эффективности общей работы. | развитию кадров не придается значения, у людей нет перспектив проф. роста. |
2. Фасилитатор: он должен воспитывать в коллективе стремление к согласию, улаживать межличностные конфликты. Ожидаемое поведение включает посредничество в личных спорах, использование новых технических приемов в разрешении конфликтов, развитие согласия и морали, принятие участия в решении проблем коллектива. | способность улаживать конфликты, организовывать общую работу привлекать людей к участию в принятии решений. | слишком много непродуктивных групповых решений, слишком много совещаний. | не внимание к вопросам морали и психологического климата в коллективе, слабые связи. |
3. Продюсер: от него ожидают сосредоточения на работе, большой заинтересованности, энергии и движущей силы. Руководитель вдохновляет подчиненных принять на себя ответственность, ставить задачи и добиваться высокой продуктивности. | способность достигать поставленных целей, вдохновлять коллектив. | низкая мораль, работа персонала на износ. | Низкая производительность, неспособность эффективно решать задачи. |
4. Директор: ожидается, что он будет четко определять направление работы на основе продуманной постановки целей и рационального планирования. Он должен быть решительным инициатором, который разъяснит проблемы, задачи и альтернативы. | способность ясно видеть перспективы, рационально использовать ресурсы. | слишком жесткая регуляция, мало внимания к человеческим потребностям. | не понятная политика. |
5. Координатор: от координатора ожидают поддержания структуры и ясной системы. Человек в этой роли покладист и вызывает доверие. Поведение включает стремление к целостности, избегание расколов, занятие работой с документами. | способность сохранять стабильность, целостность и контроль. | не чувствительность к изменениям. | отсутствие гибкой системы. |
6. Контролер: предполагается, что он знает обо всем происходящем в коллективе, следит за тем, как люди соблюдают установленный порядок и насколько коллектив соответствует своим задачам. Контролер должен быть способным к рациональному анализу, быть внимательным к мелочам, к работе с рутинной информацией. | тщательность проверки работы исполнителей, умение своевременно заметить и исправить ошибки. | чрезмерное внимание к процедурам, заострение внимания на ошибках, бесплодие. | слабая информированность, опасность принятия решений на основе неверной информации. |
7. Новатор: от руководителя-новатора ожидают изменений, облегчающих работу. В отличие от роли Контролера, для которого главное - порядок и дисциплина, Новатор - это творческий мечтатель, который смело экспериментирует. | способность изобретать, изменяться, адаптируясь к изменениям условий. | гибельная экспериментательность. | чрезмерный консерватизм, невнимание к изменению условий работы. |
8. Посредник: от руководителя ожидают политической проницательности, убедительности, влиятельности и силы. Как посредник, он должен встречаться с людьми, находить рынок сбыта, быть представителем. | способность влиять, умело вести переговоры, находить ресурсы. | размытая система ценностей, политиканство. | недостаток настойчивости, идеи не находят воплощения |
В различных ситуациях и на разных уровнях управления те или иные функции руководителя имеют не одинаковое значение. Так, в период создания или перестройки организации, прежде всего, нужны руководители-наставники, формирующие концепцию развития, принимающие ответственные решения и смело берущие на себя риск последствий, и руководители-лидеры, увлекающие людей новыми перспективами, раскрывающие их способности и направляющие на решение поставленных задач.
В период стабильного развития на первое место выдвигаются руководители-продюсеры, разрабатывающие, исходя из текущих реалий, планы и программы развития с «дозированным» риском, а также руководители-координаторы, осуществляющие в соответствии с плановыми заданиями организаторскую, координирующую, контролирующую деятельность с помощью приказов, поощрения и наказаний [3].
Таким образом, вышеперечисленные функции и роли руководителя доказывают, что именно он должен решать и решает одни из самых важных и глобальных вопросов и проблем на предприятии. Роль руководителя очень высока, так как он направляет работу других и несёт персональную ответственность за её результаты, вносит порядок и последовательность в работу.
Проанализированы функции и роль руководителя в формировании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе, рассмотрены его основные роли, их преимущества и недостатки. Таким образом, роль современного руководителя в трудовом коллективе – это целое сочетание множества ролей и функций, это большой комплекс качеств, знаний, навыков, умений, которыми должен обладать по-настоящему эффективный работник предприятия.