Автор: Бусоедов И.А., Гребенюк Т.А., Семенова Н.К.
Источник: Бусоедов И.А., Гребенюк Т.А., Семенова Н.К. Социально‑психологический климат в организации // Молодой ученый. – 2016. – №10. – с. 634‑636. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/114/30176/
Митасова А.А., Коваленко Т.В. Понятие и сущность социально-психологического управления персоналом. Статья посвящена такой актуальной теме как социально-психологический климат в организации. Актуальность заключается в том, что человек в своей жизни постоянно находится в обществе ему подобных. Чтобы чувствовать себя комфортно, в коллективе должна быть благоприятная обстановка. Ее создание зависит и от руководства, и от самих членов коллектива. При благоприятном социально-психологическом климате у сотрудников возрастает потенциал трудоспособности, а следовательно и организация быстрее достигает планируемых результатов.
Человеку по своей природе свойственно удовлетворять потребности. Наряду со всем множеством потребностей находятся и духовные. Всю свою жизнь современный человек проводит в обществе ему подобных. Начинается все с детского садика и друзей во дворе, затем идёт школа и университет, и вот приходит время работы. Половина оставшейся жизни будет занята работой и поэтому так важно, чтобы для человека она приносила удовольствие и радость, а не поникшее настроение и раздражённость.
Главным фактором удовлетворенности работой является благоприятный социально-психологический климат в организации. То есть положительное эмоциональное состояние коллектива сотрудников и хорошие взаимоотношения между ними, а также уровень активности, результативности и удовлетворённости членов коллектива выполняемой работой. Социально-психологический климат основан на межличностных отношениях группы людей и поэтому является показателем их состояния.
Нередко в коллективе могут возникать конфликтные ситуации. Их появлению способствую такие факторы как: личные неприязни, расхождение взглядов, перегруженность работой и другие. В связи с этим необходимо постоянное улучшение психологической обстановки внутри коллектива. Такая задача основывается на раскрытии социального и психологического потенциала как группы в целом, так и отдельно каждого её члена. Успех совместной работы, наслаждение процессом и результатами труда заключается в качестве условий, в которых находится действующий коллектив. Обстановку внутри коллектива можно разделить на два вида. Первый вид проявляется в том, что сотрудники чувствуют себя некомфортно, пытаются как можно скорее покинуть коллектив, находятся в нем насколько можно меньше времени и происходит торможение в личностном росте. Второй же вид проявляется в эффективном функционировании предприятия и возможностью личностного развития членов коллектива.
Если говорится о социально-психологическом климате в коллективе, то подразумевают его следующие характеристики:
Важным и одним из главных факторов коллективной деятельности является положительный социально-психологический климат. Значимым условием при этом становится профессиональная сплоченность. Под данным понятием подразумевается межличностные отношения в группе, умение проявления симпатии к членам группы и то, насколько каждый сотрудник стремится находится в группе. В свою очередь сплоченность группы приводит к повышению показателя ее срабатываемости, благодаря которому появляется возможность увеличения показателей результатов совместной работы. Также сплоченность коллектива показывает внутреннее индивидуальное состояние трудовой группы, устойчивость взаимоотношений в группе, стабильность в функционировании. А высокий показатель сплоченности сотрудников указывает на их полную самоотдачу работе, что увеличивает уровень производительности труда.
Ниже приведены факторы, соблюдение которых в той или иной степени окажет положительное влияние на сплоченность в коллективе:
Помимо всего сказанного, следует отметить, что сплоченность, как один из факторов социально- психологического климата имеет влияние на то, насколько работника устраивает его работа, иначе говоря на удовлетворенность. Удовлетворенность представляет собой показатель того, как сотрудник относится к своей работе, насколько высока его самоотдача, и от нее зависит повышение производительности труда.
Поддержание благоприятного климата «ложится на плечи» не только самих работников, а в большей мере на их руководство. И для руководителей становится важной задачей установление и дальнейшее поддержание межличностных отношений внутри коллектива сотрудников и благоприятной атмосферы, способствующей профессиональному развитию. Благоприятный социально-психологический климат внутри коллектива есть результат проведения плановой воспитательной деятельности с психолого-педагогическим уклоном. Если сотрудника полностью устраивает обстановка в коллективе и совместные взаимоотношения и с коллегами по работе, и со своими руководителями, то его работа будет более эффективной.
При формировании системы взаимоотношений, члены группы ставят себя на определённые уровни, которые соответствуют их неофициальным личным статусам- авторитетам. Этой расстановке способствует общение. Общение выступает в качестве многоступенчатого процесса, начинающегося с первоначального знакомства и установления личных контактов.
К функциям общения можно отнести следующие:
Существуют некоторые свойства личности, которые несут положительное влияние на формирование социально-психологической обстановки между сотрудниками. Это такие свойства как: общительность, ответственность, соблюдение этикета, порядочность, вежливость, дисциплинированность. В общем, внутреннее состояние людей во многом сопровождается их индивидуальными психическими процессами, обусловлено чертами характера и особенностями темперамента, а также немаловажное влияние оказывает квалификация сотрудника и «багаж» приобретённых им знаний. То есть, если работник профессионал своего дела, то он вызывает уважение к себе. И таким образом, данный работник становится образцом для его коллег, которые начинают стремиться повышать своё профессиональное мастерство.
Подводя итоги и обобщая все вышесказанное, стоит отметить, что социально-психологический климат – это в большей мере внутренний личностный настрой, который отражает уровень взаимопонимания в группе людей, условия и индивидуальные механизмы их деятельности. Чтобы добиться эффективной деятельности в организации, следует рационально распределять требуемую работу между сотрудниками в соответствии с их личными и коллективными возможностями. А благоприятная обстановка внутри коллектива окажет только положительное влияние на его совместную деятельность и развитие.