Назад в библиотеку

Кривая обучения как инновационный фактор влияния на конкурентоспособность предприятия

Автор: Бондаренко Е.А.
Источник: http://de.ifmo.ru/bk_netra/page.php?dir=3&tutindex=18&index=3&layer=2

Успешность функционирования любой организации зависит в конечном итоге от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ею потребителям. Тем самым приходится признать необходимость разработки методологии управления конкурентоспособностью продукции, основанной на тесной взаимосвязи общепризнанных законов экономики и менеджмента, психологии и социологии, статистики и теории вероятностей. В общем понимании конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию данного товара в сравнении с аналогичными товарами на данном рынке.

В научной литературе содержится большое количество мнений и подходов к выбору учитываемых факторов, методических приемов оперирования с этими показателями при построении оценок конкурентоспособности.

Теоретические основы разработки проблем конкуренции, форм и методов конкурентной борьбы были заложены в работах А. Смита, А. Маршалла, К. Маркса, Дж. Робинсона, Дж. К. Гэлбрайта, А. Чемберлена, П. Самуэльсона, К. Макконела, С. Брю и других. В этих трудах обоснованы общие закономерности функционирования рыночной организации хозяйствования, имеются исследования макроэкономических факторов, обуславливающих требования к создаваемой продукции, однако не учитываются особенности формирования конкурентоспособности продукции внутри субъекта хозяйствования – производителя данной продукции, базирующихся на инновационных аспектах его деятельности. Существует ряд инновационных факторов, опосредованно влияющих на конкурентоспособность предприятия через избранную им модель ценообразования на свою продукцию. Одним из важнейших инновационных факторов является кривая обучения, характеризующая связь между затратами на производство продукции и числом произведенных изделий. Так, предприятие может реализовывать модель активного ценообразования на основе модели затратного ценообразования, освоив при этом эффективную стратегию ценообразования на основе кривой обучения.

Закономерность изменения издержек производства в зависимости от числа изделий, созданных с момента начала производства товара, была обнаружена американским инженером Т.П. Райтом еще в 1925 г. Он заметил, что при увеличении производства самолетов время, необходимое для сборки каждого следущего самолета, сокращается. Темп сокращения составлял около 20% величины средних затрат на самолет каждый раз, когда количество собранных самолетов удваивалось. Таким образом, математическая модель кривой обучения строится на основе индекса кривой роста выработки, характеризующей соотношение между средними затратами после удвоения объема производства и их уровнем до удвоения. В приведенном примере этот индекс составлял 0,8, что можно назвать 80%-ной кривой обучения. Кривую обучения дополняет кривая накопления опыта, которая показывает как средние переменные затраты на единицу продукции изменяются с обретением опыта, это отражается также и в постоянных издержках и описывает изменения в средних валовых издержках. Закономерности, которые графически иллюстрируют эти кривые, по сути, являются - практические инструменты, которые претворяют в жизнь принцип: «чем больше вы что-то делаете, тем лучше вы это делаете». Кривые обучения – при их последовательной реализации – позволяют сформировать определённую последовательность действий менеджеров, способную обеспечить предприятию победу в конкурентной борьбе на рынках тех товаров, где существует эластичность спроса по ценам и где побеждает тот, кто предлагает товар стандартного качества по самой низкой цене.

Основой кривой обучения является нелинейность изменения различных статей издержек по мере роста числа уже выпущенных изделий. Вначале этот эффект был отмечен на примере трудовых издержек, но на данный момент менеджеры научились прослеживать этот эффект и на таких видах издержек, как издержки на маркетинг, распределение и обслуживание клиентов.

«Кривую обучения следует интерпретировать не как разновидность автоматического дивиденда, который природа выплачивает крупномасштабным производителям, а скорее как плод тяжелого труда и сотрудничества между управляющими и рабочими, прилагающими усилия для улучшения процесса производства выпускаемой ими продукции каждый раз, как новая единица изделия сходит с конвейера»

Все это не теория, а практика управления издержками в условиях массового производства, обеспечивающая их быстрое снижение и на этой основе – захват рынка с помощью все более низких цен. При этом, следует отметить, что при такой стратегии ценообразования предприятие идет на большой риск, выводя изначально на рынок товар по цене, меньшей, чем издержки его производства, то есть продажи начинаются в убыток. Но идея состоит в том, чтобы низкой стартовой ценой создать большой спрос на товар, а это позволит быстро наращивать количество изготовленных товаров и за счет кривой обучения столь же быстро добиваться снижения себестоимости, пока не будет достигнута точка безубыточности. Зато далее фирма может пойти даже на снижение цены, так как продолжающееся снижение издержек по кривой обучения обеспечит ей достаточный запас прибыли.

Таким образом, фирма, реализовав подходы к оценке издержек на основе кривой обучения, сможет построить действительно обоснованную политику формирования затратных цен, которые будут отражать ее издержки при нормальном уровне эффективности использования производственных ресурсов и включающие прибыль не ниже величины, обеспечивающей удовлетворение интересов кредиторов и собственников.