Назад в библиотеку

Организационно–экономический механизм обеспечения конкурентоспособности предприятия

Автор: Шилова Т.А .
Источник: Журнал "Економіст - 2005 р.- №3. - с.17-21"

Становление рыночной среды – процесс длительный и относительно сложный. Особенности этого процесса влияют на формирование конкурентной продукции предприятия, которая должна удовлетворять требованиям рыночной ситуации, сложившейся на данном этапе развития экономики, а также предусматривать эффективные способы конкуренции, которые соответствовали бы специфике конкретного производства.

Конкуренция представляет собой наличие на рынке большого количества независимых продавцов и покупателей, которые имеют возможность свободно входить на рынок и покидать его.

В такой ситуации предприятие может быть конкурентоспособным тогда, когда возможна реализация его основной цели – максимизация прибыли за счет завоевания симпатий потребителя, а это возможно при условии создания на предприятии соответствующего постоянно действующего организационно-экономического механизма обеспечения конкурентоспособности предприятия.

Целью данной статьи является изучение различных составляющих элементов организационно–экономического механизма, позволяющего предприятиям быть конкурентоспособными.

Конкурентоспособность является одним из важнейших показателей состояния предприятия как хозяйствующего субъекта, который определяет перспективы его дальнейшего развития, возможность достижения стратегический целей и заданий. Поддержка и повышение конкурентоспособности может рассматриваться как одна из функциональных стратегических целей предприятия.

Под организационно–экономическим механизмом обеспечения конкурентоспособности предприятия следует понимать совокупность методов и способов, которые дают возможность предприятию иметь устойчивое положение на рынке, привлекать и сохранять потребителей при реализации основной цели своей деятельности.

Одним из важнейших составляющих компонентов организационно–экономического механизма обеспечения конкурентоспособности предприятия следует считать управление качеством продукции. Качество, реализованное в производственных процессах, товарах и услугах, может обеспечить фирме значительные конкурентные преимущества на целевых рынках. Отсутствие же научно обоснованных стратегий управления качеством продукции предприятия может лишить его, с одной стороны, уже завоеванных конкурентных позиций на рынках, а с другой – сделать невозможным эффективное ведение конкурентной борьбы на новых рынках, поскольку качество продукции, как известно, является одним из главных конкурентных преимуществ товара.

Как показывает практика и результаты исследований в публикуемых материалах по этой проблеме, особенности функционирования механизмов обеспечения конкурентоспособности предприятия в условиях формирования рыночных отношений зависят от способов взаимодействий спроса и предложений на конкретном рынке: характеристики рынков по сферам экономики, степени контроля и методов маркетинговых исследований, вариантов формирования рыночных ситуаций, специфики рынка, обусловленной динамикой его развития и т.д.

Таким образом, сбор необходимой информации о рынке, конкурентной среде, деятельности предприятий – конкурентов, структуре и динамике спроса, вкусах и предпочтениях потребителей для формирования товарного ассортимента, который отвечает требованиям рынка и удовлетворяет спрос лучше, чем товар конкурента.

При этом в рамках формирования организационно–экономического механизма обеспечения конкурентоспособности предприятия необходимо учитывать как факторы саморегуляции рынка, так и особенности государственного регулирования рыночных отношений. Диагностика методов и средств, позволяющих предприятию поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности должна опираться на систему определенных критериев – финансовой, технической, кадровой, организационной и информационной обеспеченности.

Важнейшей функцией механизма обеспечения конкурентоспособности предприятий есть защита от неблагоприятных условий рыночной среды, которые должны предусматривать разработку комплекса мер по ограничению экономического риска в деятельности предприятия. При этом разработка процедуры передачи экономического риска партнерам, проведение диверсификации производства, расширение сферы маркетинговых исследований рыночной среды, использование преимуществ инновационных процессов и особенностей ценового регулирования спроса и предложения продукции – представляют собой важный блок проблем, обеспечивающих высокий уровень конкурентоспособности предприятия.

Оценку конкурентоспособности предприятия можно проводить по следующим направлениям деятельности предприятия: торгово–производственная деятельность, финансовая деятельность, организационная и управленческая деятельность, кадровая работа и коммерческая деятельность предприятия.

Зная размер и динамику этих показателей, каждое предприятие сможет держать под контролем основные показатели своей конкурентоспособности, а также обеспечить проведение мер по их повышению. Необходимо заметить, что использование какой–либо из трех указанных групп показателей дает лишь частичное представление про нее. Для полной оценки конкурентоспособности предприятий необходимо использовать все три группы показателей в комплексе, только тогда они смогут держать под контролем свои конкурентные позиции, обоснованно определять стратегию и тактику поведения на рынке.