Назад в библиотеку

Анализ и оценка конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности

Автор: Купина В.В., Маничкина М.В.
Источник: Научная электронная библиотека "Киберленинка"

Аннотация

Купина В.В., Маничкина М.В. Анализ и оценка конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности В статье предложена рейтинговая бальная методика оценки конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности

В соответствии с потребностями населения России, базирующимися на рациональных нормах потребления пищевых продуктов и перспективных балансах производства и использования основных видов сырья и продовольствия, в пищевую промышленность страны в течение ближайших 5 лет должно быть инвестировано более 150 млрд. руб., из которых более 80% направлено на реконструкцию и модернизацию существующих предприятий. Большая часть этих средств может быть инвестирована из негосударственных источников. При этом инвесторы заинтересованы в том, чтобы их средства стимулировали повышение эффективности и конкурентоспособности пищевых предприятий. В этой связи весьма актуально развитие системы анализа и оценки конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности.

Инновационное развитие экономики повышает требования к качеству оценки конкурентоспособности предприятий. При такой оценке исходят из перспектив фирмы и ее продукции, используя показатели, анализ, которых позволит быстро и надежно оценить экономико-финансовое состояние организации, применительно к оценке конкурентоспособности предприятия и определению приоритетности инвестирования средств. Анализ конкурентоспособности предприятия необходимо проводить в рамках комплексной оценки его хозяйственной деятельности с целью улучшения позиции фирмы на рынке. Конкурентоспособность пищевых предприятий может оценена системой показателей, характеризующих:

- качество продукции;

- степень обновления ассортимента;

- рациональность ценовой политики;

- уровень льгот для потребителей.

Для комплексной оценки конкурентоспособности предприятия, необходимо в первую очередь оценить степень удовлетворенности потребителем качества продукции предприятия. Критериями ее оценки является соотношение потребителей довольных качеством продукции предприятия к их общему числу. Для этого периодически проводятся опросы потребителей, по результатам которых и определяется указанная характеристика. Следующим параметром, по которому оценивается конкурентоспособность предприятия является степень соответствия его продукции эталонам качества. При этом в качестве эталонных выбираются наилучшие, по мнению экспертов, аналогичные товары, реализуемые на данном рынке. Соотношение количества товаров, соответствующих указанным эталонам ко всей продукции предприятия служит оценкой данного параметра.

Далее оценивается рыночная доля продукции предприятия относительно товаров приоритетных конкурентов. Она рассчитывается как средневзвешенное значение относительных долей всех товаров, производимых предприятием по отношению к товарам приоритетных конкурентов данного рынка, с учетом их экономического веса в объеме всей продукции фирмы. При этом приоритетными конкурентами считаются предприятия с наибольшим объемом продаж на данном рынке по каждому виду продукции предприятия.

Еще одним показателем, по которому определяется комплексная оценка конкурентоспособности предприятия является темп роста спроса на продукцию предприятия. Он рассчитывается как средневзвешенное значение темпов роста спроса на данном рынке на отдельные товары, выпускаемые предприятием с учетом их экономического веса в общем объеме ее продукции. При этом сопоставляются данные по объемам продаж на данном рынке за прошлый и позапрошлый годы.

Одним из показателей, характеризующих использование возможностей предприятия, а, следовательно, и его конкурентоспособность, является доля потребителей, пользующихся различными льготами при покупке товаров фирмы. К таким льготам могут быть отнесены рассрочки по оплате, оплата купонами или бонусными картами и другие виды стимулирования сбыта. Указанный показатель рассчитывается как отношение объема льготных платежей к общему объему всех платежей покупателей.

Еще одним из критериев конкурентоспособности предприятия предлагаем использовать коэффициент обновления его продукции, который рассчитывается как отношение выручки от продаж обновленных в течение 2 последних лет видов продукции к общему объему сбыта фирмы.

Наконец последним из критериев конкурентоспособности предприятия предлагается нами использовать оценку удовлетворенности потребителями ценовой политики предприятия. Она определяется делением количества потребителей, положительно оценивающих ценовую политику предприятия, на общее число опрошенных покупателей.

Список использованной литературы

1. Васильева Л.Ф., Васильев С.К., Уфимцев Г.С. Анализ инвестиций в инновационные проекты. Материалы Международной научно-практической конференции «Россия и современный мир: ключевые проблемы и решения в экономической, правовой и социальной сферах». - Краснодар, 2013.

2. Васильева Л.Ф., Васильев С.К., Уфимцев Г.С. Оценка инвестиционной привлекательности пищевых предприятий. Сборник статей (Часть 1) Международной научно-практической конференции «Проблемы, противоречия и перспективы развития России в современном мире». - Краснодар,2014.

3. Васильева Л.Ф., Васильев С.К. Анализ и оценка инвестиционной привлекательности. Материалы Международной научно-практической конференции «Современная экономика России: опора на внутренние резервы и поворот на Восток». -Краснодар,2015.

4. Игонина Л.Л. Финансовая система и экономическое развитие. М.: РУСАЙНС, 2016. 140 с.

5. Тимошенко Н.В., Кирпичникова Л.П. Анализ проблем и тенденций развития розничной торговли Краснодарского края. Вестник Института дружбы народов Кавказа Теория экономики и управления народным хозяйством. 2014. № 2 (30). С. 16.