Назад в библиотеку

Рекрутинг как инновационная технология подбора и найма персонала

Автор: Шкитко М.А., Горчакова И.А.
Источник: Материалы международной научной конференции студентов и молодых ученых, приуроченной к 50-летию экономического факультета Донецкого национального университета (г. Донецк, 8-9 декабря, 2016 г.) – Донецк: ДонНУ, 2016, – 833-835 c.

Аннотация

Шкитко М.А., Горчакова И.А. Рекрутинг как инновационная технология подбора и найма персонала. В работе исследована сущность, структура и особенности рекрутинга, его основные направления и эффективность.

Определение проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами

Значимость исследования ректрутинга определяется тем, что управление формированием качественной системы предоставления услуг по поиску и подбору квалифицированного персонала является важнейшим средством повышения эффективности производства. Одновременно с этим рекрутмент является фактором, обеспечивающим социальную защищенность населения, так как в развитых его формах разработаны цивилизованные способы адаптации кадров на новом рабочем месте, осуществляются целенаправленные действия по трудоустройству увольняемого персонала.

Анализ последних исследований и публикаций

Анализ разработок, посвященных проблемам рынка рекрутинговых услуг, позволяет условно разделить их на 2 группы. К первой следует отнести работы, которые посвящены исследованию данной проблемы в целом. Необходимо заметить, что в данный момент существует небольшое количество таких научных трудов, тем не менее, определенная исследовательская база уже имеется; в ее создании существенную роль сыграли следующие западные и отечественные ученые: М. Лабей, С.А. Карташов, Ю.Г. Одегов, И.А. Кокорев, А.Э. Гердюш, Н.А. Сергованцева, И. Вахнюк, Е. Степанюк, Севрюгина Л., Черепов П.В. и др. Характерной особенностью данной области исследований является тот факт, что большинство существующих отечественных и зарубежных трудов посвящены лишь отдельным его сегментам – в основном, методике и проблемам поиска и оценки персонала. Наиболее существенный вклад в этой области внесли представители компаний-лидеров рекрутингового бизнеса: Б.Д. Смарт, П. Морнель (США), Ш.А. Дюмон (Франция), и др. К значимым в данном контексте относятся разработки отечественных исследователей: Г.А. Агуреевой, И.Н. Морозовой, И.В. Клокова и др.

Выделение неразрешенных частей общей проблемы, которым посвящена эта работа

Современные руководители начинают осознавать неотъемлемую роль персонала в успехе либо неудаче их организаций, и ощущать необходимость в новых эффективных методах набора и отбора кадров, а также в периодических проверках работающих сотрудников. При этом с целью повышения качества и оперативности поиска квалифицированных кадров они все чаще стали прибегать к использованию услуг кадровых агентств, которые активно применяют инновационные технологии в работе с персоналом.

Формулировка целей работы

Целью работы является исследование сущности, структуры и особенностей рекрутинга, его основных направлений и эффективности.

В соответствии с целью, в работе определены следующие задачи: дать определение понятию «рекрутинг», сравнить подходы осуществления рекрутинга, дать характреистику услугам, оказываемым рекрутинговыми агенствами.

Изложение основного материала исследования с обоснованием полученных результатов

Разделяя точку зрения А. И. Турчинова, мы будем исходить из того, что рекрутинг – это деятельность специалистов в области кадрового менеджмента по поиску, набору и отбору людей с соответствующими личностно-профессиональными качествами по заказам субъектов рынка труда [1].

Выделяют два принципиально различных подхода к осуществлению организации рекрутинга персонала, которые, по сути, представляют самостоятельные базовые технологии рекрутинга – активный и пассивный. При пассивном рекрутинге вся работа по поиску, отбору и найму персонала организуется на основе входящей информации. При активном рекрутинге начальным моментом работы по поиску, отбору и набору персонала является распространение информации, отражающей требования организации к профессиональным качествам и деловым достоинствам потенциальных кандидатов. Если сравнивать данные подходы (табл. 1), то с точки зрения организационных и материальных затрат пассивный рекрутинг выглядит более предпочтительным [2].

Таблица 1 – Сравнительная характеристика базовых технологий рекрутинга

Параметры характеристики Пассивный рекрутинг Активный рекрутинг
Организационные затраты Первоначально умеренные, но постепенно возрастающие с поступлением все большего количества входящей информации. Первоначально высокие, но постепенно снижающиеся с поступлением предварительно «отфильтрованной» входящей информации.
Трудоемкость Высокая, обусловленная привлечением значительного количества работников средней квалификации. Относительно высокая, что обусловлено привлечением общего меньшего количества работников с более высокой квалификацией.
Технологичность Более простая (двухфазная). Более сложная (трехфазная).
Динамика, гибкость Более низкая. Более высокая.

Технология рекрутинга предусматривает использование как стандартного, так и прямого метода поиска персонала. Их различие в том, что стандартный метод используется для подбора руководителей и специалистов среднего уровня управления, прямой – для набора высших управленческих кадров [3].

Среди оказываемых рекрутинговыми агентствами услуг также целесообразно выделить такие: аутплейсмент и лизинг персонала. Аутплейсмент (в пер. с англ. outplacement) означает трудоустройство уволенных. В практике кадровой работы аутплейсмент представляет собой вид услуги, при которой агентство проводит целенаправленные действия по трудоустройству персонала, увольняемого из компании-заказчика в определенные сроки на определенных условиях. В отличие от аутплейсмента, лизинг персонала – это вид услуги, при которой агентство предоставляет на определенный срок и на определенных условиях сотрудников, которые находятся в трудовых отношениях с агентством, в распоряжение фирмы-арендатора, обязуя данных сотрудников в течение срока «аренды» работать на фирму-заемщика. Использование лизинга персонала в кадровой работе позволяет не только минимизировать состав постоянных сотрудников, но и повысить эффективность работы за счет набора высококвалифицированных временных работников [4].

Выводы исследования и перспективы дальнейшего развития в этом направлении.

Таким образом, использование рекрутинговых услуг поиска, набора и отбора персонала позволит организациям, функционирующим в жесткой конкурентной борьбе, не только повысить качество персонала, но и позволит им достигать поставленных целей и реализовывать свою миссию.

Список источников

  1. Турчинов А.И. Управление персоналом: учебник / А.И. Турчинова. – М.: Изд-во РАГС, 2002. – 488 с.
  2. Поляков В. История, состояние и перспективы развития рекрутингового бизнеса в России / Поляков В. // Кадровый вестник, 2000. – 17 с.
  3. Одегов Ю.Г. Рекрутинг: найм персонала / Ю.Г. Одегов. – 2-е изд. – М.: Экзамен, 2003. – 320 c.
  4. Литвак М.Е. Рекрутинг – это драйв!: практическое пособие по подбору персонала / Литвак М.Е. – М.: Феникс, 2012. – 382 с.