Автор: Шкитко М.А., Горчакова И.А.
Источник: Материалы международной научной конференции студентов и молодых ученых, приуроченной к 50-летию экономического факультета Донецкого национального университета (г. Донецк, 8-9 декабря, 2016 г.) – Донецк: ДонНУ, 2016, – 833-835 c.
Шкитко М.А., Горчакова И.А. Рекрутинг как инновационная технология подбора и найма персонала. В работе исследована сущность, структура и особенности рекрутинга, его основные направления и эффективность.
Значимость исследования ректрутинга определяется тем, что управление формированием качественной системы предоставления услуг по поиску и подбору квалифицированного персонала является важнейшим средством повышения эффективности производства. Одновременно с этим рекрутмент является фактором, обеспечивающим социальную защищенность населения, так как в развитых его формах разработаны цивилизованные способы адаптации кадров на новом рабочем месте, осуществляются целенаправленные действия по трудоустройству увольняемого персонала.
Анализ разработок, посвященных проблемам рынка рекрутинговых услуг, позволяет условно разделить их на 2 группы. К первой следует отнести работы, которые посвящены исследованию данной проблемы в целом. Необходимо заметить, что в данный момент существует небольшое количество таких научных трудов, тем не менее, определенная исследовательская база уже имеется; в ее создании существенную роль сыграли следующие западные и отечественные ученые: М. Лабей, С.А. Карташов, Ю.Г. Одегов, И.А. Кокорев, А.Э. Гердюш, Н.А. Сергованцева, И. Вахнюк, Е. Степанюк, Севрюгина Л., Черепов П.В. и др. Характерной особенностью данной области исследований является тот факт, что большинство существующих отечественных и зарубежных трудов посвящены лишь отдельным его сегментам – в основном, методике и проблемам поиска и оценки персонала. Наиболее существенный вклад в этой области внесли представители компаний-лидеров рекрутингового бизнеса: Б.Д. Смарт, П. Морнель (США), Ш.А. Дюмон (Франция), и др. К значимым в данном контексте относятся разработки отечественных исследователей: Г.А. Агуреевой, И.Н. Морозовой, И.В. Клокова и др.
Современные руководители начинают осознавать неотъемлемую роль персонала в успехе либо неудаче их организаций, и ощущать необходимость в новых эффективных методах набора и отбора кадров, а также в периодических проверках работающих сотрудников. При этом с целью повышения качества и оперативности поиска квалифицированных кадров они все чаще стали прибегать к использованию услуг кадровых агентств, которые активно применяют инновационные технологии в работе с персоналом.
Целью работы является исследование сущности, структуры и особенностей рекрутинга, его основных направлений и эффективности.
В соответствии с целью, в работе определены следующие задачи: дать определение понятию «рекрутинг», сравнить подходы осуществления рекрутинга, дать характреистику услугам, оказываемым рекрутинговыми агенствами.
Разделяя точку зрения А. И. Турчинова, мы будем исходить из того, что рекрутинг – это деятельность специалистов в области кадрового менеджмента по поиску, набору и отбору людей с соответствующими личностно-профессиональными качествами по заказам субъектов рынка труда [1].
Выделяют два принципиально различных подхода к осуществлению организации рекрутинга персонала, которые, по сути, представляют самостоятельные базовые технологии рекрутинга – активный и пассивный. При пассивном рекрутинге вся работа по поиску, отбору и найму персонала организуется на основе входящей информации. При активном рекрутинге начальным моментом работы по поиску, отбору и набору персонала является распространение информации, отражающей требования организации к профессиональным качествам и деловым достоинствам потенциальных кандидатов. Если сравнивать данные подходы (табл. 1), то с точки зрения организационных и материальных затрат пассивный рекрутинг выглядит более предпочтительным [2].
Таблица 1 – Сравнительная характеристика базовых технологий рекрутинга
Параметры характеристики | Пассивный рекрутинг | Активный рекрутинг |
---|---|---|
Организационные затраты | Первоначально умеренные, но постепенно возрастающие с поступлением все большего количества входящей информации. | Первоначально высокие, но постепенно снижающиеся с поступлением предварительно «отфильтрованной» входящей информации. |
Трудоемкость | Высокая, обусловленная привлечением значительного количества работников средней квалификации. | Относительно высокая, что обусловлено привлечением общего меньшего количества работников с более высокой квалификацией. |
Технологичность | Более простая (двухфазная). | Более сложная (трехфазная). |
Динамика, гибкость | Более низкая. | Более высокая. |
Технология рекрутинга предусматривает использование как стандартного, так и прямого метода поиска персонала. Их различие в том, что стандартный метод используется для подбора руководителей и специалистов среднего уровня управления, прямой – для набора высших управленческих кадров [3].
Среди оказываемых рекрутинговыми агентствами услуг также целесообразно выделить такие: аутплейсмент и лизинг персонала. Аутплейсмент (в пер. с англ. outplacement) означает трудоустройство уволенных. В практике кадровой работы аутплейсмент представляет собой вид услуги, при которой агентство проводит целенаправленные действия по трудоустройству персонала, увольняемого из компании-заказчика в определенные сроки на определенных условиях. В отличие от аутплейсмента, лизинг персонала – это вид услуги, при которой агентство предоставляет на определенный срок и на определенных условиях сотрудников, которые находятся в трудовых отношениях с агентством, в распоряжение фирмы-арендатора, обязуя данных сотрудников в течение срока «аренды» работать на фирму-заемщика. Использование лизинга персонала в кадровой работе позволяет не только минимизировать состав постоянных сотрудников, но и повысить эффективность работы за счет набора высококвалифицированных временных работников [4].
Таким образом, использование рекрутинговых услуг поиска, набора и отбора персонала позволит организациям, функционирующим в жесткой конкурентной борьбе, не только повысить качество персонала, но и позволит им достигать поставленных целей и реализовывать свою миссию.