Назад в библиотеку

Селф‑менеджмент как метод управления личной карьерой менеджера

Автор: Яшкова Е.В., Царева И.А.
Источник: Яшкова Е.В., Царева И.А. Интернет-журнал «Науковедение» [Электронный ресурс] / Е.В. Яшкова, И.А. Царева. – 2015. – 1-10 с. – Режим доступа: https://naukovedenie.ru/PDF/209EVN515.pdf

Аннотация

Яшкова Е.В., Царева И.А. Селф-менеджмент как метод управления личной карьерой менеджера. В статье на основе системного подхода определено понятие «карьера». Представлен анализ отечественных и зарубежных исследований метода «селф-менеджмент». Предложено определение данного понятия как способа исследования и инструмента реализации возможностей менеджера. Предложена матрица компонентов SWOT-анализа личной карьеры менеджера.

Сегодня, в эпоху быстрого развития факторов общественного производства особо актуальными и практически значимыми становятся исследования эффективных путей формирования и развития системы управления личной карьерой менеджера.

В соотвествии с этим, главным аспектом авторского исследования является изучение инструментария, при помощи которого, современный менеджер может эффективно управлять деятельностью, как своей, так и своих сотрудников по получению личных и организационных целей, а также управлять своей жизнью и простраивать собственную карьеру. Развитие карьеры менеджеров наряду с их обучением приобретает все большую значимость в совершенствовании трудового потенциала и достижении организациями своих результатов деятельности.

Нестабильное положение рыночной среды, структурные организационные изменения, ориентация предприятий на качество продукции и услуг, меняет традиционное восприятие на карьеру менеджера как на его профессиональный успех. Это привело к пониманию важности карьеры с точки зрения самих менеджеров и возможности управления их продвижением, разработки оптимальных моделей взаимоотношений, между руководством компаний и менеджерами с учетом происходящих изменений, как полагают как российские, так и зарубежные исследователи.

По мнению авторов, несмотря на кажущуюся основательность понятия «карьера» как научной категории, нестабильность ситуации на внешнем (товарном) рынке, изменения на внутреннем рынке труда вызывают объективные изменения традиционного воззрения на карьеру. Эволюцию изменений содержания сущности карьеры можно проследить, рассмотрев различные научные взгляды на него.

Изначально понятие «карьера» произошло от слова «carrara», что в латинском переводе звучало как «дорога» или «путь». В переводе с французского – это продвижение в какой-либо деятельности. Словарь С.И. Ожегова трактует это понятие, как род деятельности; путь к успехам, положению в обществе, а также само достижение такого положения [6].

Современные исследователи понятие «карьера» рассматривают как:

- контекст трудовой жизни человека, трудовой опыт структурированный последовательностью определенных ступеней [3];

- индивидуально осознанная последовательность изменений во взглядах, позиции и поведении, связанных с опытом работы и деятельности в течение трудовой жизни [5];

- развитие карьеры – это одна из сфер, позволяющих человеку раскрыть и проявить свои способности, личностные и деловые качества, является профессиональная деятельность [1];

- последовательное целенаправленное перемещение в организационном пространстве, раскрывающее как позитивные, так и негативные его последствия для личности [4].

Оксфордский социологический словарь Г. Маршала определяет карьеру как роли, через которые проходит индивид за период трудовой жизни, приобретая возрастающий престиж и другие знаки уважения [3]. Зарубежные исследователи трактуют карьеру как цепочку должностей, характеризующих продвижение работника [7]; последовательность отдельных, но взаимосвязанных должностей, которые обеспечивают непрерывность, порядок и смысл индивидуальной жизни [8].

Карьера менеджера имеет ряд особенностей, в том числе способность управлять другими людьми ради достижения цели. То, что работник-профессионал делает своими руками, менеджер-профессионал производит руками своих подчиненных. В соответствии с этим, отличительной особенностью карьеры руководителя является выделении карьерных ступеней, связанных с его должностью и количеством сотрудников в подчинении, что может соответствовать стадиям должностного роста. В данном аспекте авторов исследования интересуют вопросы, связанные с управлением личной карьеры руководителя и необходимых для этого инструментов.

В научной литературе, обобщающую теорию и практику управления, реализуется ряд подходов к сущности управления карьерой. Принимая за основу процессный подход, необходимо учитывать, что управление карьерой – это процесс целенаправленного воздействия на формирование профессионального роста работников в соответствии с требованиями организации, наличием потенциала и ожиданий работника (рис. 1).

Управление карьерой персонала организации

Рисунок 1 – Управление карьерой персонала организации

Основными инструментами управления карьерой являются:

- диагностика проблем, связанных с прогнозом потребностей в руководящих кадрах, с их карьерным ростом и продвижением;

- планирование развития по профилю деятельности (учеба, стажировки), мероприятия по оценке и должностному перемещению (повышение, ротация) руководителей, а также карьерного продвижения по организации в целом, в том числе оптимизация условий с учетом достигнутого результата и возможностями компании, потребностями и возможностями сотрудников;

- организация процессов обучения (например, по вопросам самоменеджмента управления карьерой), конкурсов на замещение вакантных должностей, например менеджера;

- оценка выполнения функций управления карьерой, с применением системы показателей, оптимизация карьерных стремлений менеджеров, создание благоприятной среды для самоуправления карьерой, а именно самопрезентации и селф-менеджмента.

Как видим, среди инструментов активизации личной карьеры менеджера выделен и такой метод как «селф-менеджмент», который реализуется с учетом: методик «тайм-менеджмент», формирования позитивного имиджа, саморазвития, тренинговых программ, способности к креативности и инновационности, программ повышения квалификации и т.д.

Развитие понятия «селф-менеджмент» или как его трактуют отечественные и зарубежные исследователи [2] «самоменеджмент», «персональный менеджмент» началось в 1980-х годах. В тот период, все внимание исследователей было обращено на развитие знаний, умений и навыков по управлению своим временем и повышению эффективности без воздействия со стороны администрации или коллег.

Сегодня это понятие трактуется следующим образом:

- потребность истинно, разумно строить свою целостную жизнь, т.е. всестороннюю и гармоничную самореализацию [1];

- селф-менеджмент (самоменеджмент) – концепция и практика саморазвития личности [2];

- управление собственной жизнью, развитие качеств, умений и навыков, самообразование и формирование своего окружения [7];

- самоорганизация, умение управлять собой, руководить процессом управления в самом широком смысле слова (во времени, пространстве, общении, деловом мире) [9];

- селф-менеджмент как многоуровневый процесс самоорганизации и самореализации личности [8];

- результат поведения человека, связанный с должностным или профессиональным ростом [4];

- набор навыков, стратегий и тактик, которые могут быть использованы для достижения желаемых личных и профессиональных результатов, представление о трех основных аспектах самоуправления, а именно, управление временем, управление жизнью и персональный менеджмент [7];

- определение путей индивидуального профессионального развития [3].

По мнению авторов, проведенный анализ позволяет представить метод селф-менеджмента как необходимый инструмент исследования возможностей руководителя и его готовности реализовывать свой потенциал на достижение индивидуальных и организационных целей.

Для того, чтобы осуществить планирование личной карьеры и развить свои способности с точки зрения самоменеджмента предлагаются различные подходы в обучении и развитии, как менеджеров, так и персонала в целом.

Исследования показывают, что существует разработанная классификация обучения: внутриорганизационное и внеорганизационное. Внутриорганизационное обучение - это процесс, который реализуется в определенной организации только для ее сотрудников. Такое обучение предусматривает приглашение со стороны педагогов для удовлетворения конкретных потребностей организации.

Обучение внеорганизационное происходит в специализированных профессиональных учебных заведениях, центрах подготовки кадров, на курсах повышения квалификации и переподготовки кадров, в форме лекций, семинаров, видео-курсов, тренировок, тренингов и т.д. [8].

Как правило, такая деятельность по построению личной карьеры проводится по следующим направлениям:

- программы личного и профессионального роста и развитие компетенций менеджера;

- программы развития компетенций, управляемости и деловой коммуникации;

- программы по сплочению сотрудников, формированию креативных и инновационных возможностей;

- тренинги личностного и социального роста;

- мероприятия по апгрейду и реинжинирингу личности и т.д.

Реализация метода селфменеджмента в организациях также возможна с применением психологической диагностики потенциала менеджера. Для этого используется методика SWOT-анализ карьеры, по-другому личный или карьерный SWOT-анализ.

Карьерный SWOT-анализ в нашем исследовании - это определение у менеджера сильных и слабых сторон относительно развития собственной карьеры, а также карьерных ограничений и возможностей с целью оптимизации продвижения в конкурентной среде. Четкое представление своих возможностей, умение формулировать цели и задачи, как этих целей добиться, не рискуя большими потерями, отличает эффективного менеджера от неэффективного.

Авторами статьи предлагается к использованию компоненты карьерного SWOT-анализа менеджера, которые помогут оценить его потенциал и достичь гармонии по управлению своей карьерой: сильных и слабых сторон карьерного развития менеджера, возможностей и угроз его дальнейшего продвижения (рис 2.).

Матрица компонентов SWOT-анализа личной карьеры менеджера

Рисунок 1 – Матрица компонентов SWOT-анализа личной карьеры менеджера

Результатом потенциального анализа станет реализация необходимых мероприятий по оптимизации слабых сторон в развитии личной карьеры менеджера и выявлению опасности от воздействия постоянно изменяющейся внешней среды организации.

Исходя из всего вышесказанного, авторы убеждены, что селф-менеджмент как метод самоуправления личной карьерой менеджера является на современном этапе необходимым условием эффективной деятельности руководителя, поскольку его применение позволит ему оптимально использовать выявленный потенциал, а также потенциал своих сотрудников.

Список источников

  1. Байлук В.В. Человекознание. Духовная самореализация личности: законы успеха [Текст]: монография / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2013. – 511 с.
  2. Бараева Н.Б. Селфменеджмент как философия достижений и позитивная девиация / Н.Б. Бараева. – СПб: Алеф-Пресс, 2014. – 127-138 с.
  3. Голованова И.И. Саморазвитие и планирование карьеры: учеб. пособие / И.И. Голованова. – Казань: Казан. ун-т, 2013. – 196 с.
  4. Иванцевич Д.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: Основы управления персоналом / Д.М. Иванцевич – М: Дело, 2010. – 263 с.
  5. Heneman H. / Human Resourse Management / H. Heneman, D. Schwab, J. Fossum, L. Duer. – Illinois, 1992.
  6. Iland A. Self-Management: Time Management, Life Management and Personal Management / A. Iland. – 2013. – 102 р.
  7. Flippo E.B. Personal Management / E.B. Flippo. – New York, 1998.
  8. Майданова Т.В. Самоменеджмент как условие самореализации студентов / Т.В. Майданова. – 2013. – № 2. – 27-30 с.
  9. Одегов Ю.Г. Управление персоналом в структурно-логических схемах / Ю.Г. Одегов. – М.: Академический Проект, 2005. – 813 с.