Українська   English
 

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

Важность здравоохранения в жизни каждого государства невозможно переоценить. В настоящее время сфера здравоохранения выполняет возложенные на нее функции, прежде всего за счет финансирования и надлежащего государственного регулирования. В основе последнего лежит нормативно–правовая база, определяющая правовое положение органов, учреждений и должностных лиц в области здравоохранения. Именно, за счет управления система организации и медицинской помощи приобретает эффективность, что способствует наиболее полной реализации возложенных задач.

Здравоохранение – это система мероприятий, направленных на обеспечение сохранения и развития физиологических и психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной биологически возможной индивидуальной продолжительности жизни.

1. Актуальность темы

В условиях реформирования здравоохранения перед медицинскими организациями стоит задача управления на основе предвидения изменений с целью предусмотреть будущие тенденции и выработать соответствующую стратегию для устойчивого и эффективного функционирования. Отсутствие стратегического видения в организациях здравоохранения затрудняет прогнозирование результатов деятельности, возможность своевременного внесения корректив в процесс управления.

2. Цель и задачи исследования, планируемые результаты

Целью является совершенствование теоретико–методической базы и формирование практических рекомендаций по разработке стратегии управления деятельностью организации сферы здравоохранения.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

  1. Исследовать теоретические основы стратегического управления в здравоохранении.
  2. Раскрыть характеристику стратегий управления деятельностью организации здравоохранения.
  3. Предложить механизм планирования и выбора стратегии управления организацией здравоохранения.
  4. Определить наиболее эффективную стратегию управления деятельностью организации сферы здравоохранения в условиях проведения изменений.

Объект исследования: теоретические, методологические и практические аспекты процесса стратегического управления деятельностью организации сферы здравоохранения.

Предмет исследования: механизм процесса стратегического управления деятельностью организации сферы здравоохранения.

Планируемые результаты. В ходе выполнения магистерской работы будет разработана стратегия управления деятельностью организации сферы здравоохранения ДНР с учетом существующей нестабильной кризисной ситуации.

Научная и практическая значимость. Теоретическая значимость полученных результатов заключается в обобщении научной информации для выбора возможных видов стратегий в системе здравоохранения; определении необходимости дальнейшего совершенствования подходов для выбора эффективной стратегии управления деятельностью организации сферы здравоохранения.

Практическая значимость магистерской работы заключается в разработке наиболее эффективной стратегии управления деятельностью организации сферы здравоохранения.

Научная новизна. Научная новизна состоит в обосновании теоретико–методической базы выбора стратегии управления деятельностью организации сферы здравоохранения в условиях проведения изменений с целью повышения эффективности функционирования.

3. Обзор исследований и разработок

Проблема выбора стратегии управления деятельностью организации сферы здравоохранения является очень актуальной и является объектом исследования многих отечественных и зарубежных авторов.

3.1 Обзор международных источников

Теоретическим и методологическим аспектам стратегического управления было посвящено немало специальных исследований и монографий. Огромный вклад в становление и развитие этого раздела науки управления внесли Дж. Куинн, К. Эндрюс, М. Портер [89], Ф. Котлер [6] и др.

Понятие и термин стратегическое управление введены в научный оборот в начале 70–х годов двадцатого века для обозначения различий между управлением текущими производственными процессами и управлением на высшем уровне, в центре внимания которого должна быть внешнее окружение объекта управления. Стратегическое управление как новый подход в менеджменте был сформирован в 1970–1980 годы. Стратегическое управление тесно связано с вопросами планирования и экономического анализа. В связи с этим показательным можно считать определение стратегического менеджмента, сформулированное И. Ансоффом [1] как взаимосвязанный комплекс планирования стратегии организации и внедрения выработанных планов в жизнь.

3.2 Обзор национальных источников

В исследованиях обобщены основные категории в определении стратегия и стратегическое управление как основных составляющих экономической деятельности организаций.

По мнению Чернышева М.А. [12]: К резкому возрастанию значения стратегического управления привели ряд причин, основными из которых являются: ускорение изменений в окружающей среде; появление новых запросов и изменение позиций потребителя; возрастание конкуренции за ресурсы; появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники и т.д. Не существует стратегии, единой для всех компаний, так же как не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален.

3.3 Обзор локальных источников

На Портале Магистров есть студенты, которые также занимались проблемой выбора стратегии управления деятельностью организации в ходе написания магистерской работы.

В работе Браги Е.О. рассмотрены виды стратегий, приведены основы формирования принципов выбора стратегии развития предприятия, предоставлен ряд рекомендаций по формированию стратегии развития предприятия для улучшения процесса управления [3].

В исследовании магистра Деминской Ю.В. обобщены подходы к определению стратегии развития предприятия, определены тенденции в развитии стратегий, предложена разработка стратегии развития машиностроительного предприятия [5].

Однако, во всех указанных источниках проблемы выбора стратегии управления деятельностью организации сферы здравоохранения с учетом меняющихся условий, отражены в недостаточной степени. В связи с этим, необходимо углубить работу по поиску путей, разработке и обобщению полученных результатов.

4. Стратегическое управление в здравоохранении

Стратегическое управление – это системный процесс, обеспечивающий создание концепции деятельности организации (стратегии) и ориентирующий всех субъектов системы и все мероприятия на достижение стратегических целей.

Иерархия управления включает 3 уровня:

  • стратегический;
  • тактический;
  • оперативный.

На стратегическом уровне осуществляется формирование стратегии, включающей в себя: анализ; прогноз; планирование; принятие решения о том, что делать. К стратегическому уровню управления в здравоохранении относятся:

  • министерство здравоохранения ДНР;
  • органы управления здравоохранением ДНР;
  • руководители самостоятельных медицинских организаций.

Тактический уровень управления осуществляет руководство реализацией стратегии, включающее в себя: планирование и принятие решения о том, как делать. К тактическому уровню управления в здравоохранении относятся:

  • руководители основных структурных подразделений органов управления здравоохранением;
  • заместители руководителя самостоятельных медицинских организаций;
  • руководители медицинских организаций, входящих в состав медицинского объединения.

На оперативном уровне управления осуществляется руководство исполнением конкретных мероприятий стратегии, включающее в себя: организацию, регулирование работ; учет, контроль исполнения, анализ полноты выполнения мероприятий.

К оперативному уровню в здравоохранении относятся:

  • руководители низовых структурных подразделений органов управления здравоохранением: отдел департамента (управления);
  • руководители структурных подразделений (отделений) медицинских организаций.

Стратегическое управление включает:

  • системный анализ деятельности организаций;
  • стратегическое планирование;
  • обеспечение соответствия оперативных планов стратегическим планам;
  • формирование и управление организационными структурами, участвующими в выполнении стратегических планов;
  • мониторинг и оценку реализации стратегических планов [4].

Стратегической целью государственной политики в области здравоохранения в ДНР являются улучшение здоровья людей на основе обеспечения населения доступной качественной медицинской помощью, а также развитие культуры здорового образа жизни и расширение профилактических мероприятий. При этом определяются основные приоритеты и задачи государственной политики.

Основными приоритетами и задачами государственной политики в области здравоохранения являются:

  1. Сокращение заболеваний, распространение которых несет особую угрозу здоровью граждан и национальной безопасности:
    • Снижение уровня преждевременной смертности:
      • от болезней органов кровообращения;
      • от несчастных случаев (травм и отравлений);
      • от злокачественных новообразований.
    • Борьба с заболеваниями, имеющими особую значимость для демографической ситуации в стране (заболеваниями, угрожающими репродуктивному здоровью матери и отца, здоровью новорожденных).
    • Борьба с заболеваниями, представляющими особую угрозу для здоровья нации (туберкулез, ВИЧ/СПИД, наркомания, заболевания, передающиеся половым путем).
  2. Расширение мер профилактики заболеваемости и укрепления здоровья:
    • массовая диспансеризация здоровых людей;
    • развитие системы восстановительной медицины.
    • формирование системы самооздоровления населения.
  3. Обеспечение доступности населению качественной медицинской помощи:
    • Укрепление ПМСП; развитие института врача общей практики;
    • Повышение структурной эффективности здравоохранения посредством оптимизации сети медицинских организаций, уменьшение больничных объемов медицинской помощи при одновременном развитии стационарозамещающих технологий.
    • Развитие и внедрение в медицинскую практику современных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, медицинской реабилитации больных.
    • Оптимизация финансирования здравоохранения.
  4. Развитие кадровых ресурсов.

5. Характеристика стратегий управления деятельностью организации здравоохранения

Для выработки конкурентоспособных стратегических решений следует к процессу их разработки применять системный, комплексный, интеграционный, маркетинговый, функциональный, динамический, воспроизводственный, процессный, нормативный, оптимизационный, административный, поведенческий, ситуационный и другие подходы [2].

На сегодняшний день существуют следующие проблемы в системе планирования и экономического обеспечения здравоохранения:

  1. Стратегическое управление внедряется медленно в организациях отрасли.
  2. На региональном уровне (мезоуровне): при разработке территориальных программ не в полной мере учитываются демографические показатели, сбалансированность потребностей населения (спроса) в видах медицинской помощи с уровнем ее финансирования, возможностями (предложениями) медицинских организаций по ее оказанию.
  3. Не определены рациональные формы взаимодействия государственных и рыночных институтов по ресурсному обеспечению здравоохранения.
  4. Отсутствует стратегическое видение по внедрению ресурсосберегающих технологий в отрасли.

Развитие организации здравоохранения в условиях проведения изменений должно базироваться на внедрении стратегического управления с целью совершенствования управленческого процесса, системы планирования и экономического обеспечения. Для внедрения стратегического управления в организации здравоохранения необходим выбор стратегии [10].

Предлагается комбинирование нескольких важных для организации здравоохранения стратегий как моделирование поведения медицинского учреждения на перспективу в условиях проведения изменений. Комбинирование стратегий предполагает комплексное использование различных направлений стратегий в организации здравоохранения (табл. 1).

Таблица 1. – Комбинирование и комплексное использование стратегий в здравоохранении

Таблица 1. – Комбинирование и комплексное использование  стратегий в здравоохранении

В рамках стратегии развития (роста) рассмотрены проблемы планирования в отрасли в условиях проведения изменений. Планирование в условиях регулируемого рынка медицинских услуг – необходимость оптимального сочетания роли плановых и рыночных регуляторов, сохранение социальной направленности целей и задач, обеспечение сбалансированности отраслевых и территориальных интересов.

Система государственных (муниципальных) заданий на выполнение объемов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению является одним из основных инструментов планирования на макро–, мезо–, микроуровне [11].

На мезо– и микроуровне при планировании деятельности организаций здравоохранения существуют следующие проблемы:

  • несовершенство нормативно–правовой базы по формированию заданий на оказание медицинской помощи;
  • недостаточный учет на всех уровнях планирования реальной потребности населения в медицинской помощи в зависимости от структуры заболеваемости и половозрастного состава населения;
  • необходимость обеспечения конституционных прав граждан на бесплатную медицинскую помощь независимо от объемов ресурсного обеспечения задания;
  • необходимость увеличения доступности медицинской помощи;
  • проблема соответствия запланированных объемов медицинской помощи объемам финансовых средств на оказание этой помощи;
  • планирование объемов медицинской помощи не в соответствии с потребностями населения, а исходя из имеющихся финансовых возможностей и др.

Для совершенствования системы планирования и экономического обеспечения здравоохранения на региональном или муниципальном уровне (мезоуровне) в условиях проведения изменений предложены этапы и методы планирования объемов гарантированной бесплатной медицинской помощи населению территории и ее ресурсного обеспечения.

6. Механизм планирования и выбора стратегии управления организацией здравоохранения

Этапы планирования:

  1. Анализ и оценка демографической ситуации в муниципальном образовании (городе, районе), прогноз ее динамики в предстоящем плановом году. При оценке демографической ситуации дается характеристика численности населения, ее половозрастного состава, естественного движения населения и др.
  2. Анализ и оценка заболеваемости населения по данным обращаемости населения за медицинской помощью, госпитализации населения. При анализе заболеваемости оценивается ее уровень и структура в разных возрастных группах населения и др.
  3. Анализ и оценка инвалидности населения.
  4. Анализ и оценка кадров, материальных и финансовых ресурсов медицинских организаций муниципального образования, перспективы их развития в предстоящем году.
  5. Анализ и оценка деятельности медицинских организаций.
  6. Формируются цель и задачи, приоритеты развития здравоохранения муниципального образования на планируемый период.
  7. Проводится выбор нормативов здравоохранения, применяемых при планировании объемов медицинской помощи, предоставляемой населению, финансовых нормативов стоимости медицинской помощи с учетом ее профилей и уровней.
  8. Расчет плановых показателей объема гарантированной бесплатной медицинской помощи населению муниципального образования с учетом потребности населения в ее получении.
  9. Расчет стоимости финансовых затрат на реализацию запланированных объемов гарантированной бесплатной медицинской помощи населению муниципального образования в соответствии с рекомендуемыми стоимостными нормативами здравоохранения.

Методы планирования объемов гарантированной бесплатной помощи населению:

  1. Аналитический метод позволяет осуществлять глубокий и всесторонний анализ процессов и явлений, происходящих в состоянии здоровья населения и в здравоохранении.
  2. Сравнительный метод используется для сравнительной оценки показателей здоровья населения, ресурсов и деятельности учреждений здравоохранения путем их сопоставления со среднестатистическими территориальными (федеральными, областными), аналогичными показателями других административных территорий, в динамике по годам и т.д.
  3. Балансовый метод позволяет оценивать и обеспечивать пропорциональность планируемых капитальных вложений и финансовых затрат в здравоохранение отдельных территорий, пропорциональность развития сети организаций здравоохранения.
  4. Нормативный метод основан на использовании при планировании совокупности норм и нормативов здравоохранения для установления показателей развития сети организаций здравоохранения.
  5. Экономико–математические методы позволяют научно обосновать наиболее оптимальные варианты планов развития здравоохранения, строить прогнозы на ближайшую и отдаленную перспективу.
  6. Метод экстраполяции используется для выявления тенденций изменений показателей, позволяет строить прогнозы динамики показателей здоровья населения и развития здравоохранения [10].

Расчет плановых показателей объема гарантированной бесплатной медицинской помощи населению муниципального образования с учетом потребности населения в ее получении:

  1. Расчет территориальных нормативов объемов стационарной медицинской помощи с учетом фактической возрастной структуры населения, профиля отделений стационара и уровня медицинской помощи.
  2. Расчет территориальных нормативов числа амбулаторно–поликлинических посещений детей и взрослых, всего населения по профилям специальностей.
  3. Различные методы вычисления объемных показателей на планируемый период.
  4. Наряду с традиционными методами предлагается альтернативный способ расчета объемных показателей здравоохранения на планируемый период, основанный не на традиционном подходе расчета планируемых показателей в зависимости от численности населения, а на реальной потребности в неотложной медицинской помощи, с учетом уровня травматизма.

  5. Расчет финансового обеспечения планируемых объемов бесплатной медицинской помощи населению.

Сбалансированность может быть достигнута за счет установления тарифов медицинской помощи, адекватных реальным затратам на ее оказание, повышения эффективности существующих механизмов финансирования здравоохранения и конкретизации государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

В рамках стратегии поддержания (устойчивого функционирования медицинского учреждения) особую роль играет установление необходимых пропорций в процессе производства и ресурсного обеспечения медицинских услуг для достижения медицинской, социальной, экономической эффективности.

В последнее время за рубежом ученые, занимающиеся проблемами развития экономической теории, придерживаются концепции инкрементального планирования, предлагающей вместо поиска оптимальных параметров системы позиции ограниченной рациональности.

По мнению К.В. Павлова одним из перспективных и весьма актуальных направлений дальнейшего развития экономической теории является разработка концепции о рациональных структурах и сочетаниях общественных элементов [7]. Принцип рационального сочетания хозяйственных моделей является развитием положения об оптимальном соотношении рыночных и государственных методов экономического регулирования.

Проведенный анализ позволит выявить зависимость уровня развития здравоохранения и демографических показателей в странах с различными социально–экономическими системами от доли государственного участия в финансировании отрасли и сделать вывод о необходимости увеличения государственного инвестирования всех видов медицинского обслуживания в размерах не менее 62% от стоимости медицинских услуг. В таком случае дефицит финансирования составит 38%, который может быть восполнен за счет внебюджетных источников (частных, общественных).

По подсчетам Шеймана И.М. для обеспечения 1% прироста населения и воспроизводства рабочей силы, способной включиться в производственный процесс, страна должна обеспечивать 4–х процентный прирост валового национального продукта. Нельзя не учитывать, что под воздействием комплекса рекомендуемых мер заметно снижается смертность населения и увеличивается продолжительность жизни [14].

Важную роль в обеспечении национальной демографической безопасности играет перераспределение финансовых потоков внутри системы здравоохранения в пользу тех видов медицинской помощи, по которым имеются наиболее высокие показатели смертности населения в трудоспособном возрасте и которые являются управляемыми факторами. Таким образом, на основании проведенных исследований выявлены и определены рациональные формы взаимодействия государственных и рыночных институтов по ресурсному обеспечению здравоохранения.

Выводы

Таким образом, комбинирование стратегий при проведении изменений позволяет совершенствовать систему планирования, управленческий процесс, оптимизировать затраты, что в конечном итоге способствует повышению эффективности функционирования организации здравоохранения. В перспективе организация здравоохранения может разработать свой вариант комбинирования стратегий с учетом ее уникальности.

Предложенный методологический подход к совершенствованию системы планирования и экономического обеспечения отрасли позволяет органам управления здравоохранением в рыночных условиях изучать спрос по видам помощи, предложение, исходя из имеющихся возможностей, прогнозировать развитие отрасли, с помощью механизмов саморегулирования запланировать все необходимые технологии с оптимальным распределением по лечебным учреждениям, повысить эффективность ресурсного потенциала, используемого в сфере медицинских услуг в части государственных гарантий на мезоуровне, на микроуровне – оценить реальные возможности организаций здравоохранения по выполнению программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению с использованием имеющегося ресурсного потенциала.

Выявлено, что комбинирование стратегий позволяет повысить эффективность деятельности организаций здравоохранения и отрасли в целом за счет комплексного решения проблем: планирования объемов оказания медицинских услуг на основе современных отраслевых норм и нормативов, обоснованных стоимостных нормативов установления необходимых пропорций в процессе производства и ресурсного обеспечения медицинских услуг.

Список использованных источников

  1. Ансофф, И. Стратегическое управление [Электронный ресурс]. – Москва : Экономика, 1989. – СПС «Гарант». – 2008. – 457 с.
  2. Бородин, Д. Ю. Мастерская стратегического планирования: методология и результат //Медицинские технологии: оценка и выбор. 2010. – № 1. – С. 59–64.
  3. Брага, Е. О. Формирование стратегии развития предприятия [Электронный ресурс] // Портал Магистров ДонНТУ, 2013 г. Режим доступа: http://masters.donntu.ru/2013/iem/braga/diss/index.htm
  4. Варавикова, Е. А. Антикризисные стратегии в национальных системах здравоохранения // Социальные аспекты здоровья населения [Электронный научный журнал]. 2010. № 3 Том 15. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/214/30/lang,ru/
  5. Деминская, Ю. В. Разработка стратегии развития машиностроительного предприятия [Электронный ресурс] // Портал Магистров ДонНТУ, 2011 г. Режим доступа: http://masters.donntu.ru/2011/iem/deminskaya/diss/index.htm
  6. Котлер, Ф. Основы маркетинга / пер. с англ. [текст]. – Москва : Ростинтэр, 2006. – 468 с.
  7. ГПавлов, К. В. К вопросу о рациональных социально–экономических структурах // Национальные интересы. Приоритеты и безопасность. – Москва. – № 2 (35). – 2009. – С. 5–9.
  8. Портер, М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость : пер. с англ. / М. Е.Портер. – Москва : Альпина Бизнес Букс, – 2005. – 715 с.
  9. Портер, М. Международная конкуренция : пер. с англ. / Москва : Издательский дом «Вильямс». – 2005. – 608 с.
  10. Резолюция Первого Национального съезда врачей РФ // Здравоохранение. – Журнал рабочих ситуаций главного врача. – Москва МЦФЭР. – № 11. – 2012. – С. 5–13.
  11. Сибурина, Т. А., Аттаева Л.Ж. Повышение эффективности управления здравоохранением на основе использования современных персонал–технологий // Кремлевская медицина. Клинический вестник. – Москва. – 2009. – №1. – С. 25–29.
  12. Стратегический менеджмент. Основы стратегического управления / М. А.Чернышев и [др.]. Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 506 с.
  13. . Фатхутдинов, Р. А. Стратегический менеджмент: учебник. 9–е изд., испр.и доп. Москва : Издательство «Дело» АНХ, 2008. – 448 с.
  14. Шейман, И. М., Шишкин С. В. Российское здравоохранение: новые вызовы и новые задачи. Часть 1 // Менеджер здравоохранения. – 2009. – № 6. – С. 15–23.