Реферат по теме выпускной работы
Содержание
- Введение
- 1. Актуальность темы
- 2. Цель и задачи исследования, планируемые результаты
- 3. Обзор исследований и разработок
- 3.1 Обзор международных источников
- 3.2 Обзор национальных источников
- 3.3 Обзор локальных источников
- 4. Стратегическое управление в здравоохранении
- 5. Характеристика стратегий управления деятельностью организации здравоохранения
- 6. Механизм планирования и выбора стратегии управления организацией здравоохранения
- Выводы
- Список источников
Введение
Важность здравоохранения в жизни каждого государства невозможно переоценить. В настоящее время сфера здравоохранения выполняет возложенные на нее функции, прежде всего за счет финансирования и надлежащего государственного регулирования. В основе последнего лежит нормативно–правовая база, определяющая правовое положение органов, учреждений и должностных лиц в области здравоохранения. Именно, за счет управления система организации и медицинской помощи приобретает эффективность, что способствует наиболее полной реализации возложенных задач.
Здравоохранение – это система мероприятий, направленных на обеспечение сохранения и развития физиологических и психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной биологически возможной индивидуальной продолжительности жизни.
1. Актуальность темы
В условиях реформирования здравоохранения перед медицинскими организациями стоит задача управления на основе предвидения изменений с целью предусмотреть будущие тенденции и выработать соответствующую стратегию для устойчивого и эффективного функционирования. Отсутствие стратегического видения в организациях здравоохранения затрудняет прогнозирование результатов деятельности, возможность своевременного внесения корректив в процесс управления.
2. Цель и задачи исследования, планируемые результаты
Целью является совершенствование теоретико–методической базы и формирование практических рекомендаций по разработке стратегии управления деятельностью организации сферы здравоохранения.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- Исследовать теоретические основы стратегического управления в здравоохранении.
- Раскрыть характеристику стратегий управления деятельностью организации здравоохранения.
- Предложить механизм планирования и выбора стратегии управления организацией здравоохранения.
- Определить наиболее эффективную стратегию управления деятельностью организации сферы здравоохранения в условиях проведения изменений.
Объект исследования: теоретические, методологические и практические аспекты процесса стратегического управления деятельностью организации сферы здравоохранения.
Предмет исследования: механизм процесса стратегического управления деятельностью организации сферы здравоохранения.
Планируемые результаты. В ходе выполнения магистерской работы будет разработана стратегия управления деятельностью организации сферы здравоохранения ДНР с учетом существующей нестабильной кризисной ситуации.
Научная и практическая значимость. Теоретическая значимость полученных результатов заключается в обобщении научной информации для выбора возможных видов стратегий в системе здравоохранения; определении необходимости дальнейшего совершенствования подходов для выбора эффективной стратегии управления деятельностью организации сферы здравоохранения.
Практическая значимость магистерской работы заключается в разработке наиболее эффективной стратегии управления деятельностью организации сферы здравоохранения.
Научная новизна. Научная новизна состоит в обосновании теоретико–методической базы выбора стратегии управления деятельностью организации сферы здравоохранения в условиях проведения изменений с целью повышения эффективности функционирования.
3. Обзор исследований и разработок
Проблема выбора стратегии управления деятельностью организации сферы здравоохранения является очень актуальной и является объектом исследования многих отечественных и зарубежных авторов.
3.1 Обзор международных источников
Теоретическим и методологическим аспектам стратегического управления было посвящено немало специальных исследований и монографий. Огромный вклад в становление и развитие этого раздела науки управления внесли Дж. Куинн, К. Эндрюс, М. Портер [8 – 9], Ф. Котлер [6] и др.
Понятие и термин стратегическое управление
введены в научный оборот в начале 70–х годов двадцатого века для обозначения различий между управлением текущими производственными процессами и управлением на высшем уровне, в центре внимания которого должна быть внешнее окружение объекта управления. Стратегическое управление как новый подход в менеджменте был сформирован в 1970–1980 годы. Стратегическое управление тесно связано с вопросами планирования и экономического анализа. В связи с этим показательным можно считать определение стратегического менеджмента, сформулированное И. Ансоффом [1] как взаимосвязанный комплекс планирования стратегии организации и внедрения выработанных планов в жизнь
.
3.2 Обзор национальных источников
В исследованиях обобщены основные категории в определении стратегия
и стратегическое управление
как основных составляющих экономической деятельности организаций.
По мнению Чернышева М.А. [12]: К резкому возрастанию значения стратегического управления привели ряд причин, основными из которых являются: ускорение изменений в окружающей среде; появление новых запросов и изменение позиций потребителя; возрастание конкуренции за ресурсы; появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники и т.д. Не существует стратегии, единой для всех компаний, так же как не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален
.
3.3 Обзор локальных источников
На Портале Магистров есть студенты, которые также занимались проблемой выбора стратегии управления деятельностью организации в ходе написания магистерской работы.
В работе Браги Е.О. рассмотрены виды стратегий, приведены основы формирования принципов выбора стратегии развития предприятия, предоставлен ряд рекомендаций по формированию стратегии развития предприятия для улучшения процесса управления [3].
В исследовании магистра Деминской Ю.В. обобщены подходы к определению стратегии развития предприятия, определены тенденции в развитии стратегий, предложена разработка стратегии развития машиностроительного предприятия [5].
Однако, во всех указанных источниках проблемы выбора стратегии управления деятельностью организации сферы здравоохранения с учетом меняющихся условий, отражены в недостаточной степени. В связи с этим, необходимо углубить работу по поиску путей, разработке и обобщению полученных результатов.
4. Стратегическое управление в здравоохранении
Стратегическое управление – это системный процесс, обеспечивающий создание концепции деятельности организации (стратегии) и ориентирующий всех субъектов системы и все мероприятия на достижение стратегических целей.
Иерархия управления включает 3 уровня:
- стратегический;
- тактический;
- оперативный.
На стратегическом уровне осуществляется формирование стратегии, включающей в себя: анализ; прогноз; планирование; принятие решения о том, что делать. К стратегическому уровню управления в здравоохранении относятся:
- министерство здравоохранения ДНР;
- органы управления здравоохранением ДНР;
- руководители самостоятельных медицинских организаций.
Тактический уровень управления осуществляет руководство реализацией стратегии, включающее в себя: планирование и принятие решения о том, как делать. К тактическому уровню управления в здравоохранении относятся:
- руководители основных структурных подразделений органов управления здравоохранением;
- заместители руководителя самостоятельных медицинских организаций;
- руководители медицинских организаций, входящих в состав медицинского объединения.
На оперативном уровне управления осуществляется руководство исполнением конкретных мероприятий стратегии, включающее в себя: организацию, регулирование работ; учет, контроль исполнения, анализ полноты выполнения мероприятий.
К оперативному уровню в здравоохранении относятся:
- руководители низовых структурных подразделений органов управления здравоохранением: отдел департамента (управления);
- руководители структурных подразделений (отделений) медицинских организаций.
Стратегическое управление включает:
- системный анализ деятельности организаций;
- стратегическое планирование;
- обеспечение соответствия оперативных планов стратегическим планам;
- формирование и управление организационными структурами, участвующими в выполнении стратегических планов;
- мониторинг и оценку реализации стратегических планов [4].
Стратегической целью государственной политики в области здравоохранения в ДНР являются улучшение здоровья людей на основе обеспечения населения доступной качественной медицинской помощью, а также развитие культуры здорового образа жизни и расширение профилактических мероприятий. При этом определяются основные приоритеты и задачи государственной политики.
Основными приоритетами и задачами государственной политики в области здравоохранения являются:
- Сокращение заболеваний, распространение которых несет особую угрозу здоровью граждан и национальной безопасности:
- Снижение уровня преждевременной смертности:
- от болезней органов кровообращения;
- от несчастных случаев (травм и отравлений);
- от злокачественных новообразований.
- Борьба с заболеваниями, имеющими особую значимость для демографической ситуации в стране (заболеваниями, угрожающими репродуктивному здоровью матери и отца, здоровью новорожденных).
- Борьба с заболеваниями, представляющими особую угрозу для здоровья нации (туберкулез, ВИЧ/СПИД, наркомания, заболевания, передающиеся половым путем).
- Расширение мер профилактики заболеваемости и укрепления здоровья:
- массовая диспансеризация здоровых людей;
- развитие системы восстановительной медицины.
- формирование системы самооздоровления населения.
- Обеспечение доступности населению качественной медицинской помощи:
- Укрепление ПМСП; развитие института врача общей практики;
- Повышение структурной эффективности здравоохранения посредством оптимизации сети медицинских организаций, уменьшение больничных объемов медицинской помощи при одновременном развитии стационарозамещающих технологий.
- Развитие и внедрение в медицинскую практику современных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, медицинской реабилитации больных.
- Оптимизация финансирования здравоохранения.
- Развитие кадровых ресурсов.
5. Характеристика стратегий управления деятельностью организации здравоохранения
Для выработки конкурентоспособных стратегических решений следует к процессу их разработки применять системный, комплексный, интеграционный, маркетинговый, функциональный, динамический, воспроизводственный, процессный, нормативный, оптимизационный, административный, поведенческий, ситуационный и другие подходы [2].
На сегодняшний день существуют следующие проблемы в системе планирования и экономического обеспечения здравоохранения:
- Стратегическое управление внедряется медленно в организациях отрасли.
- На региональном уровне (мезоуровне): при разработке территориальных программ не в полной мере учитываются демографические показатели, сбалансированность потребностей населения (спроса) в видах медицинской помощи с уровнем ее финансирования, возможностями (предложениями) медицинских организаций по ее оказанию.
- Не определены рациональные формы взаимодействия государственных и рыночных институтов по ресурсному обеспечению здравоохранения.
- Отсутствует стратегическое видение по внедрению ресурсосберегающих технологий в отрасли.
Развитие организации здравоохранения в условиях проведения изменений должно базироваться на внедрении стратегического управления с целью совершенствования управленческого процесса, системы планирования и экономического обеспечения. Для внедрения стратегического управления в организации здравоохранения необходим выбор стратегии [10].
Предлагается комбинирование нескольких важных для организации здравоохранения стратегий как моделирование поведения медицинского учреждения на перспективу в условиях проведения изменений. Комбинирование стратегий предполагает комплексное использование различных направлений стратегий в организации здравоохранения (табл. 1).
В рамках стратегии развития (роста) рассмотрены проблемы планирования в отрасли в условиях проведения изменений. Планирование в условиях регулируемого рынка медицинских услуг – необходимость оптимального сочетания роли плановых и рыночных регуляторов, сохранение социальной направленности целей и задач, обеспечение сбалансированности отраслевых и территориальных интересов.
Система государственных (муниципальных) заданий на выполнение объемов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению является одним из основных инструментов планирования на макро–, мезо–, микроуровне [11].
На мезо– и микроуровне при планировании деятельности организаций здравоохранения существуют следующие проблемы:
- несовершенство нормативно–правовой базы по формированию заданий на оказание медицинской помощи;
- недостаточный учет на всех уровнях планирования реальной потребности населения в медицинской помощи в зависимости от структуры заболеваемости и половозрастного состава населения;
- необходимость обеспечения конституционных прав граждан на бесплатную медицинскую помощь независимо от объемов ресурсного обеспечения задания;
- необходимость увеличения доступности медицинской помощи;
- проблема соответствия запланированных объемов медицинской помощи объемам финансовых средств на оказание этой помощи;
- планирование объемов медицинской помощи не в соответствии с потребностями населения, а исходя из имеющихся финансовых возможностей и др.
Для совершенствования системы планирования и экономического обеспечения здравоохранения на региональном или муниципальном уровне (мезоуровне) в условиях проведения изменений предложены этапы и методы планирования объемов гарантированной бесплатной медицинской помощи населению территории и ее ресурсного обеспечения.
6. Механизм планирования и выбора стратегии управления организацией здравоохранения
Этапы планирования:
- Анализ и оценка демографической ситуации в муниципальном образовании (городе, районе), прогноз ее динамики в предстоящем плановом году. При оценке демографической ситуации дается характеристика численности населения, ее половозрастного состава, естественного движения населения и др.
- Анализ и оценка заболеваемости населения по данным обращаемости населения за медицинской помощью, госпитализации населения. При анализе заболеваемости оценивается ее уровень и структура в разных возрастных группах населения и др.
- Анализ и оценка инвалидности населения.
- Анализ и оценка кадров, материальных и финансовых ресурсов медицинских организаций муниципального образования, перспективы их развития в предстоящем году.
- Анализ и оценка деятельности медицинских организаций.
- Формируются цель и задачи, приоритеты развития здравоохранения муниципального образования на планируемый период.
- Проводится выбор нормативов здравоохранения, применяемых при планировании объемов медицинской помощи, предоставляемой населению, финансовых нормативов стоимости медицинской помощи с учетом ее профилей и уровней.
- Расчет плановых показателей объема гарантированной бесплатной медицинской помощи населению муниципального образования с учетом потребности населения в ее получении.
- Расчет стоимости финансовых затрат на реализацию запланированных объемов гарантированной бесплатной медицинской помощи населению муниципального образования в соответствии с рекомендуемыми стоимостными нормативами здравоохранения.
Методы планирования объемов гарантированной бесплатной помощи населению:
- Аналитический метод позволяет осуществлять глубокий и всесторонний анализ процессов и явлений, происходящих в состоянии здоровья населения и в здравоохранении.
- Сравнительный метод используется для сравнительной оценки показателей здоровья населения, ресурсов и деятельности учреждений здравоохранения путем их сопоставления со среднестатистическими территориальными (федеральными, областными), аналогичными показателями других административных территорий, в динамике по годам и т.д.
- Балансовый метод позволяет оценивать и обеспечивать пропорциональность планируемых капитальных вложений и финансовых затрат в здравоохранение отдельных территорий, пропорциональность развития сети организаций здравоохранения.
- Нормативный метод основан на использовании при планировании совокупности норм и нормативов здравоохранения для установления показателей развития сети организаций здравоохранения.
- Экономико–математические методы позволяют научно обосновать наиболее оптимальные варианты планов развития здравоохранения, строить прогнозы на ближайшую и отдаленную перспективу.
- Метод экстраполяции используется для выявления тенденций изменений показателей, позволяет строить прогнозы динамики показателей здоровья населения и развития здравоохранения [10].
Расчет плановых показателей объема гарантированной бесплатной медицинской помощи населению муниципального образования с учетом потребности населения в ее получении:
- Расчет территориальных нормативов объемов стационарной медицинской помощи с учетом фактической возрастной структуры населения, профиля отделений стационара и уровня медицинской помощи.
- Расчет территориальных нормативов числа амбулаторно–поликлинических посещений детей и взрослых, всего населения по профилям специальностей.
- Различные методы вычисления объемных показателей на планируемый период.
- Расчет финансового обеспечения планируемых объемов бесплатной медицинской помощи населению.
Наряду с традиционными методами предлагается альтернативный способ расчета объемных показателей здравоохранения на планируемый период, основанный не на традиционном подходе расчета планируемых показателей в зависимости от численности населения, а на реальной потребности в неотложной медицинской помощи, с учетом уровня травматизма.
Сбалансированность может быть достигнута за счет установления тарифов медицинской помощи, адекватных реальным затратам на ее оказание, повышения эффективности существующих механизмов финансирования здравоохранения и конкретизации государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
В рамках стратегии поддержания (устойчивого функционирования медицинского учреждения) особую роль играет установление необходимых пропорций в процессе производства и ресурсного обеспечения медицинских услуг для достижения медицинской, социальной, экономической эффективности.
В последнее время за рубежом ученые, занимающиеся проблемами развития экономической теории, придерживаются концепции инкрементального планирования, предлагающей вместо поиска оптимальных параметров системы позиции ограниченной рациональности
.
По мнению К.В. Павлова одним из перспективных и весьма актуальных направлений дальнейшего развития экономической теории является разработка концепции о рациональных структурах и сочетаниях общественных элементов
[7]. Принцип рационального сочетания хозяйственных моделей является развитием положения об оптимальном соотношении рыночных и государственных методов экономического регулирования.
Проведенный анализ позволит выявить зависимость уровня развития здравоохранения и демографических показателей в странах с различными социально–экономическими системами от доли государственного участия в финансировании отрасли и сделать вывод о необходимости увеличения государственного инвестирования всех видов медицинского обслуживания в размерах не менее 62% от стоимости медицинских услуг. В таком случае дефицит финансирования составит 38%, который может быть восполнен за счет внебюджетных источников (частных, общественных).
По подсчетам Шеймана И.М. для обеспечения 1% прироста населения и воспроизводства рабочей силы, способной включиться в производственный процесс, страна должна обеспечивать 4–х процентный прирост валового национального продукта. Нельзя не учитывать, что под воздействием комплекса рекомендуемых мер заметно снижается смертность населения и увеличивается продолжительность жизни
[14].
Важную роль в обеспечении национальной демографической безопасности играет перераспределение финансовых потоков внутри системы здравоохранения в пользу тех видов медицинской помощи, по которым имеются наиболее высокие показатели смертности населения в трудоспособном возрасте и которые являются управляемыми факторами. Таким образом, на основании проведенных исследований выявлены и определены рациональные формы взаимодействия государственных и рыночных институтов по ресурсному обеспечению здравоохранения.
Выводы
Таким образом, комбинирование стратегий при проведении изменений позволяет совершенствовать систему планирования, управленческий процесс, оптимизировать затраты, что в конечном итоге способствует повышению эффективности функционирования организации здравоохранения. В перспективе организация здравоохранения может разработать свой вариант комбинирования стратегий с учетом ее уникальности.
Предложенный методологический подход к совершенствованию системы планирования и экономического обеспечения отрасли позволяет органам управления здравоохранением в рыночных условиях изучать спрос по видам помощи, предложение, исходя из имеющихся возможностей, прогнозировать развитие отрасли, с помощью механизмов саморегулирования запланировать все необходимые технологии с оптимальным распределением по лечебным учреждениям, повысить эффективность ресурсного потенциала, используемого в сфере медицинских услуг в части государственных гарантий на мезоуровне, на микроуровне – оценить реальные возможности организаций здравоохранения по выполнению программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению с использованием имеющегося ресурсного потенциала.
Выявлено, что комбинирование стратегий позволяет повысить эффективность деятельности организаций здравоохранения и отрасли в целом за счет комплексного решения проблем: планирования объемов оказания медицинских услуг на основе современных отраслевых норм и нормативов, обоснованных стоимостных нормативов установления необходимых пропорций в процессе производства и ресурсного обеспечения медицинских услуг.
Список использованных источников
- Ансофф, И. Стратегическое управление [Электронный ресурс]. – Москва : Экономика, 1989. – СПС «Гарант». – 2008. – 457 с.
- Бородин, Д. Ю. Мастерская стратегического планирования: методология и результат //Медицинские технологии: оценка и выбор. 2010. – № 1. – С. 59–64.
- Брага, Е. О. Формирование стратегии развития предприятия [Электронный ресурс] // Портал Магистров ДонНТУ, 2013 г. Режим доступа: http://masters.donntu.ru/2013/iem/braga/diss/index.htm
- Варавикова, Е. А. Антикризисные стратегии в национальных системах здравоохранения // Социальные аспекты здоровья населения [Электронный научный журнал]. 2010. № 3 Том 15. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/214/30/lang,ru/
- Деминская, Ю. В. Разработка стратегии развития машиностроительного предприятия [Электронный ресурс] // Портал Магистров ДонНТУ, 2011 г. Режим доступа: http://masters.donntu.ru/2011/iem/deminskaya/diss/index.htm
- Котлер, Ф. Основы маркетинга / пер. с англ. [текст]. – Москва : Ростинтэр, 2006. – 468 с.
- ГПавлов, К. В. К вопросу о рациональных социально–экономических структурах // Национальные интересы. Приоритеты и безопасность. – Москва. – № 2 (35). – 2009. – С. 5–9.
- Портер, М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость : пер. с англ. / М. Е.Портер. – Москва : Альпина Бизнес Букс, – 2005. – 715 с.
- Портер, М. Международная конкуренция : пер. с англ. / Москва : Издательский дом «Вильямс». – 2005. – 608 с.
- Резолюция Первого Национального съезда врачей РФ // Здравоохранение. – Журнал рабочих ситуаций главного врача. – Москва МЦФЭР. – № 11. – 2012. – С. 5–13.
- Сибурина, Т. А., Аттаева Л.Ж. Повышение эффективности управления здравоохранением на основе использования современных персонал–технологий // Кремлевская медицина. Клинический вестник. – Москва. – 2009. – №1. – С. 25–29.
- Стратегический менеджмент. Основы стратегического управления / М. А.Чернышев и [др.]. Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 506 с.
- . Фатхутдинов, Р. А. Стратегический менеджмент: учебник. 9–е изд., испр.и доп. Москва : Издательство «Дело» АНХ, 2008. – 448 с.
- Шейман, И. М., Шишкин С. В. Российское здравоохранение: новые вызовы и новые задачи. Часть 1 // Менеджер здравоохранения. – 2009. – № 6. – С. 15–23.