Иппотерапия – возможности и перспективы реабилитации при различных заболеваниях
Иппотерапия – это оздоровительная реабилитационная и лечебная верховая езда. Универсальная коррекционная методика для детей с различными особенностями психофизического развития.
Иппотерапия эффективна при:
- Детский церебральный паралич
- Послеоперационная реабилитация.
- Ортопедические синдромы.
- Нарушения опорно–двигательного аппарата, возникшие вследствие параличей, полиомиелита и других поражений центральной нервной системы.
- Рассеянный склероз.
- Поражения органов чувств – слепота, глухота.
- Нарушения осанки, сколиоз 1 степени.
- Пороки развития конечностей.
- Различные формы нарушения интеллекта, возникшие в результате органических или генетических заболеваний.
- Синдром Дауна.
- Урологические и гинекологические заболевания.
- Заболевания дыхательных путей.
Нарушения психоэмоциональной сферы:
- Ранний детский аутизм;
- неврозы;
- задержка психического развития;
- умственная отсталость;
- шизофрения;
- эмоциональные расстройства;
- социальная неприспособленность;
- Девиантное поведение;
- cиндромгиперактивности;
- cостояния тревожности [1].
Цели и задачи реабилитационного процесса, при ДЦП
Целью реабилитационного процесса является переход на более высокий уровень возможностей больного.
Добиться этой цели в процессе реабилитации следует с помощью правильно и корректно поставленных задач для каждого пациента.
Задачи:
- Классические – общеобразовательные, оздоровительные, воспитательные.
- Двигательные коррекционные задачи.
При использовании иппотерапии, на основе наблюдений можно говорить о следующих изменениях:
- Снижении количества и амплитуды гиперкинезов;
- Уменьшении проявлении атаксии;
- Улучшении походки;
- Снижение патологического тонуса;
- Увеличении объёма движений в суставах, а так же отдельных; случаях возникновения движения в бывших ранее неподвижными суставах;
- Более качественном выполнении физических упражнений, в том числе управления лошадью;
- Восстановлении и формировании прикладных двигательных актов (сидения, стояния, ходьбы, манипуляции предметами, выполнении простейших бытовых операций по самообслуживанию и т.д.);
- Снижении реактивности и тревожности;
- Улучшение самочувствия, активности, настроения;
- Тенденции к проявлению сомостоятельности у инвалидов, привыкших к гиперопеке [2].
Изменение в социально–психологическом статусе больных:
- Повышение самооценки;
- Жизненной активности;
- Нарастании мотивации к реабилитационному процессу;
- Проявление самостоятельности
Цели и задачи иппотерипией при умственной отсталости
Любая работа, проводимая с умственно–отсталыми детьми, должна служить целям их коррекционного развития, социальной реабилитации и адаптации [2].
В соответствии с указанными целями в ходе занятий по иппотерапии решаются следующие задачи:
1. Коррекция эмоционально–волевой (аффективной) сферы:
– активизация всех уровней аффективной регуляции (полевой реактивности, аффективных стереотипов, аффективной экспансии и эмоционального контроля);
– обучение целенаправленной регуляции поведения, вызванного потребностями того или иного уровня, и удовлетворению этих потребностей в социально приемлемой форме;
2. Обучение навыкам управления собственным телом, распознаванию его потребностей и установление контролю над ним (развитие соматогностических функций), коррекция и развитие двигательной (моторной) сферы;
3. Расширение представлений об окружающем мире;
4. Развитие психических функций (восприятие, внимание, память, мышление, речь):
- Насыщение сенсорными стимулами, обучение их распознаванию и дифференциации;
- Коррекция развития пространственных представлений;
- Обучение сосредоточению, переключению и распределению внимания;
- Обучение рациональному управлению мнестическими процессами (памятью), последственная активизация всех форм запоминания, воспроизведение полученной информации с постепенным увеличением доли произвольности, включением в работу всех видов памяти (оперативной, коротковременной и долговременной, зрительной, слуховой, тактильной и т.д.);
- Активизация всех форм мышления, начиная от иерархически надлежащих наглядно – действенного и наглядно – образного) до словесно–логического и продуктивного;
- Обучения невербальным и вербальным способам коммуникации (безречевому и речевому общению).
Эти задачи решаются с помощью специально разработанной реабилитационной программы, базирующейся на иппотерапии.
Процесс иппотерапии состоит из:
- Приветствия с лошадью;
- Посадка;
- Разминка: привыкание к темпу лошади на шагу, физические упражнения направленные на укрепления мышц и сохранения баланса, смена аллюров;
- Переход в более плавный ритм, развивающие игры с использованием дополнительных стимулов (мячики, прищепки, кольца);
- Дыхательные упражнения;
- Спешивание;
- Кормление лошади [3].
Источники:/h2>
1. Эффективность иппотерапии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-35795.html
2. Иппотерапия Возможности и перспективы реабилитации при различных заболеваниях. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/729742
3. Детский церебральный паралич. Послеоперационная реабилитация. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.shkolageo.ru/...
Среди магистров ДонНТУ также много магистров, тема индивидуального раздела которых связана с лошадьми:
1. «Лошадь человеку крылья...»
Автор: Буга М. О.
Автор: Сильченко О. П.
Автор: Гриценко А. В.
Интересные сайты:
1. Сайт о лошадях [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kohuku.ru
2. Старый друг – сайт о лошадях [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://filly.msk.ru