Иппотерапия – возможности и перспективы реабилитации при различных заболеваниях

Иппотерапия – это оздоровительная реабилитационная и лечебная верховая езда. Универсальная коррекционная методика для детей с различными особенностями психофизического развития.

Иппотерапия эффективна при:

  • Детский церебральный паралич
  • Послеоперационная реабилитация.
  • Ортопедические синдромы.
  • Нарушения опорно–двигательного аппарата, возникшие вследствие параличей, полиомиелита и других поражений центральной нервной системы.
  • Рассеянный склероз.
  • Поражения органов чувств – слепота, глухота.
  • Нарушения осанки, сколиоз 1 степени.
  • Пороки развития конечностей.
  • Различные формы нарушения интеллекта, возникшие в результате органических или генетических заболеваний.
  • Синдром Дауна.
  • Урологические и гинекологические заболевания.
  • Заболевания дыхательных путей.

Нарушения психоэмоциональной сферы:

  • Ранний детский аутизм;
  • неврозы;
  • задержка психического развития;
  • умственная отсталость;
  • шизофрения;
  • эмоциональные расстройства;
  • социальная неприспособленность;
  • Девиантное поведение;
  • cиндромгиперактивности;
  • cостояния тревожности [1].

Цели и задачи реабилитационного процесса, при ДЦП

Целью реабилитационного процесса является переход на более высокий уровень возможностей больного.

Добиться этой цели в процессе реабилитации следует с помощью правильно и корректно поставленных задач для каждого пациента.

Задачи:

  • Классические – общеобразовательные, оздоровительные, воспитательные.
  • Двигательные коррекционные задачи.

При использовании иппотерапии, на основе наблюдений можно говорить о следующих изменениях:

  • Снижении количества и амплитуды гиперкинезов;
  • Уменьшении проявлении атаксии;
  • Улучшении походки;
  • Снижение патологического тонуса;
  • Увеличении объёма движений в суставах, а так же отдельных; случаях возникновения движения в бывших ранее неподвижными суставах;
  • Более качественном выполнении физических упражнений, в том числе управления лошадью;
  • Восстановлении и формировании прикладных двигательных актов (сидения, стояния, ходьбы, манипуляции предметами, выполнении простейших бытовых операций по самообслуживанию и т.д.);
  • Снижении реактивности и тревожности;
  • Улучшение самочувствия, активности, настроения;
  • Тенденции к проявлению сомостоятельности у инвалидов, привыкших к гиперопеке [2].

Изменение в социально–психологическом статусе больных:

  • Повышение самооценки;
  • Жизненной активности;
  • Нарастании мотивации к реабилитационному процессу;
  • Проявление самостоятельности

Цели и задачи иппотерипией при умственной отсталости

Любая работа, проводимая с умственно–отсталыми детьми, должна служить целям их коррекционного развития, социальной реабилитации и адаптации [2].

В соответствии с указанными целями в ходе занятий по иппотерапии решаются следующие задачи:

1. Коррекция эмоционально–волевой (аффективной) сферы:

– активизация всех уровней аффективной регуляции (полевой реактивности, аффективных стереотипов, аффективной экспансии и эмоционального контроля);

– обучение целенаправленной регуляции поведения, вызванного потребностями того или иного уровня, и удовлетворению этих потребностей в социально приемлемой форме;

2. Обучение навыкам управления собственным телом, распознаванию его потребностей и установление контролю над ним (развитие соматогностических функций), коррекция и развитие двигательной (моторной) сферы;

3. Расширение представлений об окружающем мире;

4. Развитие психических функций (восприятие, внимание, память, мышление, речь):

  • Насыщение сенсорными стимулами, обучение их распознаванию и дифференциации;
  • Коррекция развития пространственных представлений;
  • Обучение сосредоточению, переключению и распределению внимания;
  • Обучение рациональному управлению мнестическими процессами (памятью), последственная активизация всех форм запоминания, воспроизведение полученной информации с постепенным увеличением доли произвольности, включением в работу всех видов памяти (оперативной, коротковременной и долговременной, зрительной, слуховой, тактильной и т.д.);
  • Активизация всех форм мышления, начиная от иерархически надлежащих наглядно – действенного и наглядно – образного) до словесно–логического и продуктивного;
  • Обучения невербальным и вербальным способам коммуникации (безречевому и речевому общению).

Эти задачи решаются с помощью специально разработанной реабилитационной программы, базирующейся на иппотерапии.

Процесс иппотерапии состоит из:

  • Приветствия с лошадью;
  • Посадка;
  • Разминка: привыкание к темпу лошади на шагу, физические упражнения направленные на укрепления мышц и сохранения баланса, смена аллюров;
  • Переход в более плавный ритм, развивающие игры с использованием дополнительных стимулов (мячики, прищепки, кольца);
  • Дыхательные упражнения;
  • Спешивание;
  • Кормление лошади [3].

Составляющие процесса иппотерапии
(анимация: 8 кадров, 7 циклов повторения, 85,5 килобайт)

Источники:

1. Эффективность иппотерапии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-35795.html

2. Иппотерапия Возможности и перспективы реабилитации при различных заболеваниях. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/729742

3. Детский церебральный паралич. Послеоперационная реабилитация. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.shkolageo.ru/...

Среди магистров ДонНТУ также много магистров, тема индивидуального раздела которых связана с лошадьми:

1. «Лошадь человеку крылья...»

Автор: Буга М. О.

2. МОЕ УВЛЕЧЕНИЕ – ЛОШАДИ!

Автор: Сильченко О. П.

3. Общение с лошадьми

Автор: Гриценко А. В.

Интересные сайты:

1. Сайт о лошадях [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kohuku.ru

2. Старый друг – сайт о лошадях [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://filly.msk.ru