«И только аромат цветущих роз –
Летучий пленник, запертый в стекле, –
Напоминает в стужу и мороз
О том, что лето было на земле»
В. Шекспир
История Парфюмерии: тайны «ароматного» прошлого
История развития парфюмерии
Таинственная и необъяснимая природа запахов привлекала человечество всегда. Тонкие ароматы цветов, пряные запахи деревьев и смол — все это вызывало и продолжает вызывать в человеке благоговейный восторг.
Аромат — некая магическая субстанция, способная перенести нас в иное измерение, «приподнять» над обыденностью. Это уникальное свойство запахов прекрасно знали и использовали в древности, когда ароматы служили культовым целям. Жрецы сжигали в курительницах травы, корни растений и цветы во время священных ритуалов, жертвоприношений и праздничных обрядов, пытаясь с помощью запаха постичь божественные тайны и соединить в едином эмоциональном порыве разных людей. Еще в древние времена люди поняли, что, сжигая дерево, смолы, можно улучшить вкус пищи. Беря свое начало от благовонной, когда-то курившихся на жертвенных алтарях храмом, духи распространили свое влияние и господство во времени и пространстве. Египтяне прославляли своих богов окуриванием и изготавливали благовонные мази и ароматные масла, которыми сопровождались различные обряды и дополнялись женские туалеты. Греки же привезли из своих экспедиций новые ароматы, а в античном Риме запахам придавалась целебная сила. Нашествия варваров приостановили употребления ароматов на Западе. И тогда народы ислама стали развевать искусство парфюмерии: арабы и персы превратились в несравненных знатоков пряностей, изобретя перегонный куб и улучив дистилляцию.
Необходимо было дождаться ХІІ века и расширения торговых отношений, чтобы этот феномен снова получил развитие. Открытие университетов способствует этому. Короли, господа и придворные открывают для себя гигиенические и обольстительные свойства парфюмерии. Очень быстро Венеция становиться столицей парфюмерии, центром переработки пряностей с Востока.
ХVІ соединил профессию перчаточника с профессией парфюмера, так как в моду вошли парфюмированные печатки. В эпоху возрождения и далее, ХVІ и ХVІІ веках, отказались от их использования. Как реванш потребления ароматов удвоилось для маскировки неприятных запахов.
Первый переворот в истории парфюмерии произошел, когда после Великой Французской революции гильдия перчаточников и парфюмеров распалась на две самостоятельные группы. В 1608 году во Флоренции, в монастыре Санта Мария Новелла возникает первая парфюмерная фабрика в мире. Фабрикантами становятся сами монахи — доминиканцы. Покровительствовали и делали богатые вклады в монастырь герцоги и князья, сам папа римский. В 1709 году в Кельне француз Жан–Мари Фарина, торговавший специями, впервые выпустил в продажу душистую воду, названную в честь города «Кельнской водой». Во Францию она была завезена во второй половине XVІІІ века и с тех пор стала распространяться под французским названием о–де–колон. (император Наполеон покупал до 60 флаконов в месяц).
Следующий поворотный момент в истории парфюмерии приходиться на 10–е годы ХХ столетия, когда Кутюрье решили соединить модельный бизнес и парфюмерию. В 1911 году Поль Пуаре стал первым, ему пришла в голову идея ароматами дополнить лини одежды. Коммерческую логику идеи довела до конца великая Габриель Шанель, выпустившая в 1921 году духи со своим товарным знаком («Chanel N5»).
Духи же продолжают эволюции. Франсуа Коти стал первым, кто соединил в композициях натуральные запахи с запахами, созданными искусственно. В 1917 году он выпустил «Chypre» (Шипр), ставший впоследствии прародителем для целого семейства запахов. В начале 20–х годов были открыты способы создания ароматов «синтетическим» путем: «революция» в парфюмерии совершили альдегиды, впервые использованные в «Chanel N5». Количество новых духов резко возросло.
В 50–х годах французская парфюмерия достигла наивысшего своего подъема. Во Франции работали самые талантливые составители духов –парфюмеры. Переживают взлет духи для мужчин. В то же время обостряется международная конкуренция с приходом духов из-за Атлантики.
В 90–е годы «эгоистичные» запахи прошедшего десятилетия сменились естественно–природными, более легкими ароматами. Морские ноты конца 80–х трансформируются в так называемые водяные мотивы, вызывающие ассоциации с лотосом и кувшинками. Новая технология «Живые цветы» позволяет теперь «собирать» запах несорванных цветов и растений. Для этого их помещают под стеклянный колпак и через специальное ответвление «вытягивают» аромат [1].
Ароматная симфония – из чего состоят духи
Существуют разделение духов на виды по количеству эфирных масел, содержащихся в продукте, чем больше, тем дороже и качественней аромат:
Духи (Parfum, Extrait — по-французски, Perfume — по-английски). В духах наиболее высока концентрация эфирных масел (от 15 до 30%), растворенных в спирте (96%). Справедливо отметить, что хранятся настоящие духи максимум два года, после чего их структура начинает деформироваться.
Туалетная вода (Eau de Toilette) — более легкий вид парфюмерии, которым можно пользоваться несколько раз в день. Концентрация композиции здесь 4–10 %. Состав не меняется в течение 4-5 лет.
Одеколон (Eau de Cologne) — включает 4% эфирных масел в свой состав.
Для приготовления парфюмерных композиций используется более трёхсот натуральных и синтетических душистых веществ. В состав композиции входит от 15 до 60 и более душистых веществ.
Вещества растительного происхождения — это лепестки цветов, плоды, листья. Розовое, кориандровое, сандаловое масло применяются как самостоятельные душистые вещества, а листья пачули, семена кориандра, дубовый мох — в виде настоев.
Душистые вещества животного происхождения (амбра, мускус) используются в виде настоев для фиксации аромата.
Классические парфюмерные композиции составляются по принципу триады: «начальная нота», «нота сердца» и «конечная нота». На протяжении времени эти три ноты сменяют друг друга.
Конечная нота парфюма определяется веществами с самым низким уровнем испарения, они остаются на коже дольше всего. Одежда, особенно шерстяная, на которую попали капельки духов, может сохранять аромат базовой ноты несколько месяцев [2, 3].
Как делятся духи по семействам ароматов
В парфюмерии есть несколько различных принципов деления запахов по категориям. Самую удобную классификацию семейств духов по запахам разработала Техническая комиссия Французского Общества Парфюмеров. Согласно ей, ароматы делятся на: цитрусовые (ноты апельсина, лимона и т.д.), цветочные (роза, фиалка, ландыш и т.д.), папоротники (древесный мох, кумарин, бергамот и т.д.), шипры (аккорды дубового мха, ладаника-лабданума, пачули, бергамота), древесные (кедр, сандал, пачули и т.д.), амбровые или восточные (с мягкими, пудровыми, ванильными, ладаника-лабданума и ярко выраженными животными нотами), кожа (характерный запах кожи — дым, сожженное дерево, табак).
Сегодня ароматы имеют настолько сложную структуру, что иной раз трудно отнести к определённой группе. Иногда аромат включает в себя вещества практически всех групп. А главное, найдите свой, любимый. Помните, что духи — это ваша вторая «одежда», ваше оружие, ваш шарм, изюминка и вкус. Выбирайте их не спеша, с чувством и удовольствием. Вкусных вам ароматов!
Обзор аналогичных разделов магистров прошлых лет
1. Коваленко Е.Г. и Итальянская В.С. - УЗНАЙ СВОЙ ПАРФЮМ
2. Крючкова Алевтина Витальевна "Мир ароматов. Все о духах."
3. Геряк Светлана Владимировна "Ароматерапия. Изготовление духов "
Список использованных источников
1. История развития парфюмерии
2. «Ароматная» история: о парфюмерах, видах и легендах мирового парфюма
3. Из истории духов и ароматов