Во все времена исторического и социального развития человечества огромную роль играли трудовые общности людей. Границы человеческого знания не позволяли проследить исторические формы трудовых общностей на заре человеческой цивилизации. Просматривается лишь общая логика их развития, заключающаяся в постепенном усовершенствовании средств и орудий труда, усложнении общественных условий, эмансипации самого субъекта труда – человека, превращения его в главную, производящую все необходимое для жизни, силу.
Сохранившиеся письменные источники не содержат подробных описаний и анализа существующих тогда форм трудовой организации жизни наших предков. Однако сохранились обстоятельные исследования форм общественной жизни вообще, особенно после появления государства. Можно найти подробный анализ в трудах многих античных философов – Платона, Аристотеля и других не менее известных мыслителей. Эта проблематика продолжала волновать исследователей на протяжении последующих веков, включая средневековье, когда всесильную роль стала играть религия, составившая серьезную конкуренцию науке и в какой-то мере притормозившую ее развитие. Следует отметить стремительный расцвет науки и технический прогресс, начавшийся в новое и новейшее время всемирной истории, т.е. 15-19 вв., когда повсеместно в странах Европы начали складываться совершенно особые отношения между людьми, базирующиеся уже не на сословно-кастовых основаниях, а на экономических, трудовых и производственных связях, которые соединили все общество значительно сильнее и крепче, чем все предыдущие столетия.
Казалось бы, в этот период должны были появиться работы, посвященные трудовым общностям, образованиям, организациям, их формам и содержанию деятельности, но фактически каких-то специальных исследований по этим вопросам в истории не сохранилось. Хотя и известны серьезные работы выдающихся ученых-философов, историков, экономистов Н. Макиавелли, Т.Гоббса, Д.Локка, Ж.-Ж.Руссо, А.Смита, Р. Оуэна, Ш.Фурье, А.Сен-Симона.
Уже в конце 18 – начале 19 веков появилось крупное машинное производство, возникают фабрики и заводы в различных отраслях жизнедеятельности и как следствие этого формируются общности людей, объединивших свои усилия для выпуска определенной продукции. Но никакого научного осмысления подобного образования не состоялось.
Вместе с развитием промышленности и других отраслей хозяйства появляется и рабочее движение, объединяющее в своих рядах, прежде всего, наемных работников, которые не имели других средств для жизни, вынуждены были продавать свою рабочую силу в обмен на различные блага. Духовно-идеологическим отражением развернувшихся общественных процессов стал марксизм, который впервые ввел в научный оборот термины коллективность, коллективизм, в противоположность индивидуализму и групповому эгоизму.
Следует отметить, что постепенно расширялись полномочия трудового коллектива в принятии различного рода решений, в развитии управления и самоуправления.
Роль и значение трудовых коллективов в развитии общества весьма существенны. От эффективности и качества труда работников, в конечном счете, зависят процветание общества, уровень и качество жизни людей. Путь же к успеху каждого трудового коллектива – это снижение себестоимости и издержек производства, повышение его эффективности, технического и технологического уровня, уровня организации производства; повышение объемов и качества выпускаемой продукции и услуг; максимальный учет запросов потребителя и снижение цен с целью завоевания рынка сбыта, в итоге - улучшение всей экономики и уровня жизни населения в частности.
Каждому трудовому коллективу присуща своя трудовая среда. Человеческий труд определяется как целенаправленная человеческая деятельность, в процессе которой он (человек) создает материальные и духовные ценности для удовлетворения существенных человеческих потребностей. Труд совершается всегда в определенном пространстве и времени определенными средствами труда в рамках конкретных общественных отношений, которые возникают между людьми в процессе их трудовой деятельности. В данном случае под средой можно понимать совокупность условий и воздействий, имеющихся в некотором окружении. Человеческая трудовая деятельность
осуществляется в трудовой среде. Поэтому под трудовой средой понимаются средства, условия труда и взаимоотношения индивидов, участвующих в трудовом процессе.
Трудовая среда включает физические факторы – это воздух, температура, влажность, освещение, трудовое оформление, уровень шума и т.д., а также технико-технологические факторы – это средства труда, предметы труда и технологический процесс.
Средства труда, предметы труда и люди в трудовом коллективе находятся в постоянном взаимодействии. Элементы физической трудовой среды подвержены постоянным изменениям. Эти изменения происходят быстрее среди элементов физической трудовой среды, являющихся продуктом человеческого труда и порождают целый ряд социальных последствий.
Изменение материальных элементов физической трудовой среды, являющихся частью природы, происходит медленнее и до определенного момента с меньшими социальными последствиями. Положение человека в трудовом коллективе может быть различно и зависит от того, преобладают ли в физической трудовой среде материальные факторы, являющиеся частью природы, или материальные факторы, являющиеся продуктом человеческого труда.
Отношения, в которые вступают люди в процессе трудовой деятельности, образуют социальную трудовую среду. В ходе трудовой деятельности люди вступают в общественные отношения, и в рамках этих общественных отношений формируются межличностные отношения, взаимное поведение индивидов. Характер межличностных отношений в трудовом коллективе определяется социальным статусом и ролью индивида в трудовом коллективе и оказывает существенное влияние на поведение человека в трудовой среде и достижение эффекта трудовой деятельности.
Возрастание роли кадровой политики в российских трудовых организациях вызвано коренными изменениями социальных и экономических условий, в которых они ныне действуют. Ранее политика управления трудовыми коллективами сводилась в основном к приему и увольнению работников. Сегодня основными требованиями, которые предъявляются к кадровой политике, являются:
· разработка системы научно обоснованного изучения способностей и склонностей работников, их профессионального и должностного продвижения в соответствии с деловыми и личностными качествами; широкое внедрение целенаправленной подготовки нужных для организации работников.
· активизация деятельности кадровых служб по стабилизации трудовых коллективов, повышению их трудовой и социальной активности;
· переход от преимущественно административно-командных методов управления кадрами к использованию экономических, социальных и нравственно-психологических стимулов;
· организация участия трудящихся в управлении, взаимодействие с представительствами трудящихся, связь с общественностью. [1]
В условиях рыночной конкуренции качество трудового коллектива стало главнейшим фактором, определяющим выживание и экономическое положение российских организаций.
На сегодняшний день российские трудовые организации прилагают серьезные усилия по развитию собственного персонала, повышению квалификации и его практической подготовке к принятию большей ответственности. Тем не менее, в организации вполне возможна нехватка квалифицированных кадров. Во всех случаях (включая работу с «резервом») считается необходимым замещение любых должностей руководителей и специалистов на конкурсной основе, т.е. с рассмотрением нескольких кандидатур на место.
В целом решение о выборе принимается на основе таких факторов, как образование кандидата, уровень его профессиональных навыков, опыт предшествующей работы, личные качества. Эффективный отбор кадров представляет собой одну из форм предварительного контроля качества человеческих ресурсов.
Современный менеджмент создает предпосылки для решения всех важнейших проблем. Среди его возможностей: улучшение профессиональной подготовки сотрудников, налаживание взаимодействия между подразделениями фирмы, усиление роли коллективов всех звеньев компании в решении каждодневных задач, расширение стратегических компонентов в работе менеджеров фирмы. Одна из важнейших задач менеджера – создание трудового коллектива, создание команды.
Команда – это тщательно сформированный, хорошо управляемый, самоорганизующийся коллектив, быстро и эффективно реагирующий на любые изменения рыночной ситуации, решающий все задачи как единое целое. Строго говоря, весь коллектив должен быть командой, самостоятельно решающей текущие проблемы.
Создание команды довольно кропотливое занятие. При ее формировании в полной мере должны быть учтены следующие требования:
· каждый участник команды обязан во всей полноте осознавать цель, поставленную перед коллективом; оптимально, когда в формировании и уточнении цели участвует вся команда;
· команда функционирует как единый организм, причем ответственность за результаты также носит коллективный, а не индивидуальный характер;
· любой участник команды должен постоянно совершенствовать свою квалификацию, чтобы обладать универсальными, энциклопедическими в своей среде знаниями, трудовыми навыками; это позволяет эффективно и творчески работать в пределах закрепленного за ним участка работы и на месте любого другого члена команды; он должен быть способен в любое время «подставить плечо» нуждающемуся в этом члену коллектива, постоянно взаимодействовать с другими его представителями; в то же время команда не может диктовать состоящим в ней партнерам свою волю – каждый сохраняет самостоятельность;
· все члены команды имеют равные права в ее работе, планируют свою личную трудовую деятельность и деятельность всего коллектива, участвуют в формировании всего плана работы каждого члена команды;
· как в любом коллективе обязанности каждого участника команды уточняются, но достаточно гибко; в процессе выполнения плановых заданий распределение функций, как правило, постоянно изменяется;
· подбор участников командного коллектива осуществляется, в первую очередь, по психологической совместимости;
· управление командой осуществляется коллективно; за руководителем закрепляются функции координации и представления интересов во внешней сфере.[2, c. 13-14]
Создание эффективно действующей команды трудового коллектива обычно начинается с образования временных групп работников для выполнения конкретных заданий, имеющих поисковый характер, формирования новых служб. Такой коллектив включает в себя специалистов из разных подразделений. Участие в этом коллективе расценивается как основная нагрузка на каждого специалиста. При этом важнейшие функции по месту главной его деятельности с работников снимаются. Все члены рабочей группы принимают самое живейшее участие в создании новой службы, помогают подбирать работников, консультируют и т.д., т.е. действуют как отдельное подразделение. На этой основе формируется ядро команды, выявляется ее лидер, вырабатывается стратегия деятельности.
Таким образом, вновь созданный коллектив с самого начала располагает немалым опытом, его участники хорошо представляют конкретные условия работы. В результате чего роль трудового коллектива как социального механизма в современном обществе возрастает.
Литература
Современное положение экономики заставляет активно конкурировать между собой фирмы, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В качестве конкурентного преимущества, фирмы и предприятия должны разрабатывать и применять новые формы и методы ведения дел. В наше время все эти характеристики сфокусировались в одном определении – инновация.
Данная тема является актуальной, т.к. XXI век являет собой эпоху новаторства и нестандартных идей. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие, идут процессы развития новых организационных форм хозяйственной и финансовой деятельности, формируется рынок ценных бумаг, рынок инноваций и капитала. В этих условиях многие предпринимательские структуры начинают заниматься инновационной деятельностью.
Целью данной статьи является раскрытие проблем, которые возникают у предприятий различных организационно-правовых форм при мотивации инновационной деятельности персонала и эффективных способов мотивации инновационной деятельности предпринимательских структур.
Опираясь на общепринятую в мировой практике терминологию, кратко можно определить, что инновация - это нововведение (продукт и/или процесс), которое может иметь коммерческий успех. В свою очередь, инновационная деятельность - это процесс создания (получения, использования) новых знаний и превращение их в инновацию.
Отсюда становится ясным, что инновационная деятельность является сложным, нацеленным в будущее и затратным видом деятельности с недостаточно предсказуемым результатом для любого предприятия.
Выделение инновационной деятельности как особого рода сознательного, целенаправленного труда людей по созданию новшеств и распространению их в хозяйственной системе, привело к появлению интереса к деятельности инноваторов, их мотивационной сфере. Проблем мотивации в инновационной деятельности касались в своих работах такие зарубежные специалисты как П. Абардийн, Дж. Дамблотон, П. Друкер, Д. Канеманн, Дж. Нейсбит, Т. Питер, Дж. Ронен, А. Тверски, Р. Уотермен, К. де Фриз и другие.
В отечественной науке роли инновационной деятельности стали уделять внимание сравнительно недавно. Ю. А. Васильчук, Е. Д. Вихлисенко, Н. Д. Гаузнер, М. В. Грачев, Г. К. Ипполитова, Н. А. Климов, С. И. Кравченко, Н. И. Лапин, А. Г. Поршнева, А. И. Пригожин, П. И. Ратанина, А. О. Румянцева, С. О. Тульчинская, А. Г. Фонотовавнесли неоценимый вклад в развитие отечественного исследования проблем инновационной деятельности. Однако, в основном, в этих работах рассматривался зарубежный опыт, а проблемы мотивации анализировались достаточно фрагментарно. В то же время, в существующей экономической литературе не в полной мере проработаны вопросы, касающиеся исследования специфики мотивации именно инновационной деятельности. Исходя из этого, с учетом особого значения мотивационных процессов в инновационной деятельности, изучение данного вопроса приобретает первостепенное значение для практической работы по управлению человеческими ресурсами в инновационной сфере.[1]
Эффективное управление невозможно без понимания мотивов и потребностей человека и правильного использования стимулов к труду. Необходимо постоянное увеличение вклада каждого работника в достижение целей предприятия, а одной из основных задач каждого предприятия становится поиск эффективных способов управления трудом, а именно таких, которые обеспечат активизацию человеческого фактора.
Мотивация базируется на том, что человек осознает стимулы к удовлетворению своих потребностей. Базовые потребности связаны с обеспечением выживания. После их удовлетворения приобретают значение потребности следующего уровня: безопасности, принадлежности к определенной социальной группе, самоуважении, самореализации. Инновационная деятельность является ценностью сама по себе и поэтому может рассматриваться как самостоятельный фактор мотивации. В пирамиде потребностей Маслоу инновационная деятельность в определенной мере противостоит мотивам безопасности и физиологическим потребностям (низким уровням пирамиды), поскольку инновации всегда связаны с риском и неопределенностью результатов. Однако она позволяет удовлетворять социальные мотивы, а также мотивы самоуважения и самореализации на максимально возможном уровне. Полученные знания, переживание успеха от открытий и достижений, возможность непрерывного совершенствования себя, процессов, продуктов — все это мощной движущей силой в экономике знаний.[2]
Для развития инновационной деятельности необходимо решить следующие проблемы:
К внешним способам развития мотивации к инновационной деятельности персонала можно отнести:
• предоставление налоговых льгот со стороны государства, а так же создание отдельной системы льгот на предприятии (с учётом специфики деятельности работников);
К внутренним способам развития мотивации к инновационной деятельности персонала можно отнести:
В заключение из рассмотренного материала можно сделать обобщающий вывод. Для поддержки инновационного предпринимательства необходимо разработать государственную политику в области инновационной деятельности и обеспечить ее выполнение, так и создавать соответствующую инновационную внутрикорпоративную культуру. Нововведения следует начинать с малого, т.е. чтобы на начальном этапе не требовалось больших вложений финансовых и человеческих ресурсов, при этом необходимо ориентироваться на небольшой рынок. Если не учесть этот момент, то возможна проблема нехватки времени, которое необходимо для внесения оперативных изменений.
Литература
1. Дракер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы.- М.: СП Бук Чембер Интернешнл. - 2008.
2. Жизнин С.З., Крупнов В.И. Как стать бизнесменом.- М.:-Предприниматель - 2008.
3. Долженкова О. В., Горшенина М. В., Ковалева А. М. Проблемы внедрения инноваций в России. Пути их решения // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 208-210.
4. Русинов Ф.Т., Минаев Н.И. Система отбора и оценки инновационных проектов. // Консультант директора. - 2009, № 23.