Українська   English
ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

Одним из главнейших источников процветания любого государства является принадлежащие ему земельные ресурсы. От того для чего и как земля используется, в конечном счете, зависят благополучие каждого члена общества, социальный прогресс, развитие экономики и экологическое равновесие. В Конституции Донецкой Народной Республики говорится, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками [1]. Но право использования и получения полезных свойств земли невозможно без четко определенных границ, которые являются результатом межевания.

1. Актуальность темы

Для определения термина границы земельного участка используется Инструкция по установлению (восстановлению) границ земельного участка в натуре (на местности) и закрепление их межевыми знаками. Понятие границ земельного участка определяется как совокупность линий, которые образуют замкнутый контур и разделяют земельные участки между собой [2]. Закон Украины О землеустройстве дает определение процедуре установления (восстановления) границ – межевание – комплекс работ по установлению или восстановлению границ в натуре (на местности) административно-территориальных единиц, границ земельных участков собственников, землепользователей или арендаторов, с закреплением точек углов поворота межевыми знаками [3].

Установление границ земельных участков проводится при необходимости формирования новых землевладений, землепользований, при полной или частичной утрате старых границ земельного участка, при ненадлежащем установлении границ в случае упрощенной процедуры приватизации земельных участков в процессе составления государственного акта на право собственности на землю, при разногласиях между собственниками или пользователями смежных земельных участков, при разделении (объединении) земельных участков, при исполнении судебного решения по уточнению границ, а также при совершении сделок с земельным участком [4-6].

По окончании кадастровой съемки земельного участка разрабатывается техническая документация по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности) [3]. На основании разработанной документации выдаются правоустанавливающие документы на земельный участок, если того требует цель установления границ.

К сожалению, не всегда удается достигнуть конечной цели. Это связано с ошибками, которые допускают землеустроительные службы при выполнении кадастровых съемок или регистраторы при внесении сведений в Государственный земельный кадастр. Результатом такой недобросовестной работы является наложение границ смежных земельных участков либо образование щелей, что часто является предметом земельных споров. Начиная с 1 января 2013 года проблема наложения границ земельных участков встала наиболее остро, когда закон Украины О Государственном земельном кадастре обязал землевладельцев получить кадастровый номер земельного участка [7]. Поскольку данный закон запрещает государственную регистрацию земельных участков в случаях нахождения одного земельного участка в границах (или части) другого о полноценном владении, пользовании и распоряжении землей речи идти не может[8-11].

Был проанализирован опыт в сфере установления границ земельных участков и сделан вывод о том, что существует неурегулированные законодательством вопросы в процедуре установления границ, допущение ошибок в сведения, а также осуществляется поиск способов их исправления. Исследованием вопросов формирования земельно-кадастровой информации в Украине занимались такие исследователи, как С.В. Гринько, А.Г. Мирошниченко, Р.И. Марусенко, В.В. Носик, А.Г. Мартин, В.А. Рябчий, Н.О. Кучаковская, Д.М. Старостенко и другие. В Российской Федерации – С.А. Гальченко, И.А. Поспелов, М.П. Буров, М.В. Ванеева, Г.Н. Стрекаловский, Б.А. Титов, В.И. Аврунев, В.Н. Гречихин, Т.А. Игнатенкова, Т.А. Рудич, А.И. Уваров, В.В. Тишкин, Е.В. Серегина, Р.А. Казюлин, Г.Г. Омельянюк, А.Р. Хайрулина, Е.Е. Гнедых, А.Ю. Смоляков и т.д. Свой вклад в решение задач землеустроителя с помощью средств автоматизации внесли также М.Е. Браславец, И.Ф. Полунин, Р.Г. Кравченко, С.Н. Волков, А.А. Варламов, Л.С. Твердовская, В.А. Кудрявцев, В.Р. Беленький, А.В. Купчиненко В.А. Сакович, М.В. Асташкин, А.Е. Ашенбреннер, М.И. Перский, Т.В. Папаскири, В.В. Пименов, Е.Г. Ларченко, и др. Анализ их публикаций показал, что хоть и были достигнуты результаты в области автоматического решения задач, но все же остаются вопросы, требующие внимания.

2. Объект, предмет, цель и задачи исследования

Объект исследования – работы, связанные с установлением границ земельных участков.

Предмет – автоматизация процесса межевания, связанного с изыскательскими, вычислительными работами и оформлением результатов.

Цель исследования – разработка организационно-технической системы, состоящей из комплекса средств автоматизации вопроса размежевания, а также обоснование эффективности использования разработанной системы при устранении проблем связанных с наложением границ земельных участков.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнение задач:

  1. Выполнение анализа и сравнения существующих подходов и методов межевания в разных странах.
  2. Объединение полученных сведений и выявление недостатков, путей решения проблем.
  3. Обоснование необходимости создания автоматизированного рабочего места, как одного из способов устранения недостатков процедуры.
  4. Моделирование автоматизированной системы для повышения эффективности при размежевании.

3. Анализ существующих подходов и методов межевания

3.1 Установление границ земельных участков в Украине

Реализовать права владения и распоряжения земельным участком можно при наличии сведений о его границах. Такие сведения можно получить в результате межевания – процесса направленного на установление и закрепление границ землевладения или землепользования, определение его положения на местности, вычисление площади его территории.

Установление границ объектов землеустройства выполняется, а результаты такого вида работ оформляются согласно Законам Украины О землеустройстве, О топографо-геодезической и картографической деятельности, Инструкции по топографической съемке в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500, утвержденной приказом Укргеодезкартографии от 09.04.98 № 56.

В Инструкции по установлению (восстановлению) границ земельных участков в натуре (на местности) и их закреплению межевыми знаками [2] описан порядок межевания. Процесс проходит поэтапно в определенной последовательности. Этапы межевания представлены на рисунках 3.1 – 3.3.

Подготовительный этап межевания

Рисунок 3.1 – Подготовительный этап межевания

Полевой этап проведения межевания

Рисунок 3.2 – Полевой этап проведения межевания

Подготовительный этап межевания

Рисунок 3.3 – Камеральная обработка данных, полученных в результате полевого этапа межевания

При создании и изменении объектов землеустройства полученные сведения подлежат Государственной регистрации, в результате которой присваивается кадастровый номер земельному участку. Сведения Государственного земельного кадастра, которые отображаются на публичной кадастровой карте и являются общедоступными.

3.2 Установление границ земельных участков в Российской Федерации

Федеральным законом О государственном кадастре недвижимости установлено, что при проведении кадастровых работ для земельного участка обеспечивается подготовка Межевого плана [14]. До настоящего времени при выполнении работ по созданию Межевого плана инженер-землеустроитель руководствуется Инструкцией по межеванию земель [12] и Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства [13].

Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы:

  1. подготовительные работы;
  2. составление технического проекта;
  3. уведомление лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания;
  4. определение границ объекта землеустройства на местности, их согласование и закрепление межевыми знаками;
  5. определение координат межевых знаков;
  6. определение площади объекта землеустройства;
  7. составление карты (плана) объекта землеустройства или карты (плана) границ объекта землеустройства;
  8. формирование землеустроительного дела;
  9. утверждение землеустроительного дела в установленном порядке.

Все виды работ разбиты по этап межевания земельных участков. Подготовительный этап межевания объектов землеустройства представлен на рисунке 3.4.

Подготовительный этап межевания объектов землеустройства

Рисунок 3.4 – Подготовительный этап межевания объектов землеустройства

Следующий этап – проведение полевых работ (рис. 3.5).

Полевые работы по проведению межевания земель

Рисунок 3.5 – Полевые работы по проведению межевания земель

Результаты полевых работ используются в камеральной обработке. Камеральная обработка включает в себя определение координат поворотных точек объекта, вычисление пощади, составление плана (рис.3.6).

Основные этапы камеральной обработки

Рисунок 3.6 – Основные этапы камеральной обработки

Все вновь созданные, а также измененные объекты недвижимости подлежат учету путем внесения сведений в Государственный кадастр недвижимости. По результату кадастрового учета земельному участку присваивается кадастровый номер и выдается кадастровый паспорт [12]. Сведения, занесенные в Государственный кадастр недвижимости в дальнейшем отображаются на публичной кадастровой карте в графической и текстовой форме.

3.3 Установление границ земельных участков в Республике Беларусь

В Республике Беларусь большое внимание отводится определению понятия границы земельного участка, как линии и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, разделяющая землепользования и землевладения [15, 17]

Согласно ст. 11 Кодекса Республики Беларусь о земле граница земельного участка устанавливается (восстанавливается) на местности с закреплением ее поворотных точек межевыми знаками (фиксированная граница) [15]. Порядок проведения работ по установлению (восстановлению) и закреплению границы земельного участка устанавливается Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь, который издал технический кодекс установившейся практики. Кодекс был разработан в соответствии с Кодексом о земле, а также согласно Указу Президента Республики Беларусь Об изъятии и предоставлении земельных участков и закону Республики Беларусь О геодезической и картографической деятельности [16].

Установление границ геодезическим способом выполняются только для фиксированных границ земельного участка, в иных случаях используется картометрический способ [16].

Процесс установления фиксированной границ можно разбить на следующие этапы, представленные на рисунке 3.7 – 3.9.

Поготовительный этап установления фиксированной границы

Рисунок 3.7 – Подготовительный этап установления фиксированной границы

Этапы полевых работ

Рисунок 3.8 – Этапы полевых работы

Этапы камеральной обработки

Рисунок 3.9 – Этапы камеральной обработки

Установление нефиксированной границы включает в себя только подготовительный этап, а именно сбор и изучение сведений, правоустанавливающих документов на земельный участок, документов регистра недвижимости Республики Беларусь, ортофотопланы и т.д. камеральный этап включает в себя те же работы, что и при установлении фиксированной границы (рис. 3.9.). После согласования нефиксированной границы происходит ее согласование и перенесение границ земельного участка на картографический материал [16, 17].

3.4 Установление границ земельных участков в Англии

В Англии в 1875 году вступил в действие Закон о передаче земель (Land Trasfer Act, 1875), который предусматривал Концепцию общих границ. Суть концепции заключается в признании того, что абсолютно достаточная определенность границы может быть достижима без определения местопрохождения той волосяной линии, которая должна делить одно землепользование от другого. Любая граница имеет то или иное физическое выражение &ndsh; забор, канаву, или просто зримую линию, идущую от одного столба до другого. Согласно концепции Общих границ может сколь угодно долгим оставаться безразличным то, каким образом в пределах этого внутреннего пространства проходит истинная граница на правовой режим границы это не оказывает никакого влияния [18, 20].

Наиболее значимый способ показать точную линию границы – использование размеров от известных точек до постоянной физической границы. Будущие владельцы земельного участков могут использовать эти измерения без необходимости в профессиональной помощи. Любые измерения должны осуществляться от постоянных точек такие как углы зданий. Измерения от объектов, которые подлежат естественному росту или спаду не отвечают требованиям точности. Если возможно это возможно, то измерения следует проводить с обеих сторон границы. Связь границы с физическим объектом должны быть отображена (рис. 3.10).

Пример установления границы в Англии

Рисунок 3.10 – Пример установления границы в Англии

Рисунок 3.10 показывает, что для определения границы между земельными участками участка достаточно померять расстояния от углов дома (A, B) и гаража (C, D, E, F), причем такие расстояния должны быть измерены относительно двух смежных участков. Точность измерений на плане должна быть в пределах 10 мм.

Такой способ определения границы является наиболее простым и применяется большинством граждан в Англии. В соответствии с планом будет подана заявка о регистрации. План будет использоваться для записи границ в Земельном Кадастре (Land Registry), который должен содержать подробную и актуальную на момент регистрации информацию. После регистрации земельного участку присваивается номер, и сведения о нем заносятся в индексную карту (Index map).

Система земельного учета является довольно специфической системой т.к., в стране не существует земельного кадастра как такового. Фактически он содержит только картографическую информацию о границах участков земли и составе недвижимости. Границы земельных участков отображаются на топографических планах крупных масштабов для сельской местности 1:2500, городской – 1:1250, а для горной или болотистой местности – 1:10000. Выпускает такие планы картографическая организация Ordnance-Survey, которая взаимодействует с органом системы регистрации прав на недвижимость Англии, которая предоставляет сведения о необходимости изменений в карте [19].

4. Анализ опыта по установлению границ земельных участков

Проанализировав научные публикации по теме установления границ был сделан вывод об имеющихся недостатках и возникающих проблемах в ходе выполнения данного вида работ.

Следует обратить внимание, что в сведениях о границах земельных участков Государственного земельного кадастра допускаются большое количество ошибок. Овчинникова А.Г. предлагает классифицировать ошибки по типу данных, в которых содержится ошибка, по источнику ошибок и по правовым следствиям их исправления. Наложения границ земельных участков являются ошибками по источнику, которые могут быть допущены по вине кадастрового инженера, органа кадастрового учета (при ручной или автоматизированной обработке информации и т.д.), а также по вине правообладателя или органа государственной власти, местного самоуправления [21]. Зачастую ошибки происходят именно по вине организации, проводившей кадастровые работы, поэтому исправление, как предлагает Хайрулина А.Р., должно проводится за счет средств государства [8]. Ошибки в сведениях уже зарегистрированных земельных участков с установленными границами часто приводят к ситуациям пересечения и наложения земельных участков, границы которых устанавливаются. В этом случае, как говорит в своей научной публикации Закиян Э.А., происходит приостановление кадастрового учета. При этом необходимо уточнение границы смежного земельного участка и обязательное ее согласование [9]. На этом этапе возникает следующая трудность в согласовании смежной границы, т.к. законодательно не установлен порядок проведения процедуры согласования в Украине, что отмечается в публикации Кучаковской Н.О. [22].

Нередко в таких ситуациях возникают земельные споры, предметом которых является установление ошибочных сведений о местоположении границ земельных участков, несоответствие между юридическим и фактическим местоположением границ, несоответствие между правоустанавливающими документами и сведениями кадастрового учета [23]. Примеры обращений граждан в суд в связи с невозможностью установления границ при различных причинах приведены в публикации Галиевой Л.Д., Радионовой В.А. [24]. Задачей же судебного органа является установление факта кадастровой ошибки, решение способов ее устранения, урегулирование конфликта [25]. Следует отметить из публикации [24], что суд в любом случае решает исключить сведения с ошибками из кадастрового учета, поэтому повторное установление границ земельного участка неизбежно, поскольку исправление ошибки, допущенной в базу данных, произойдет на основании нового плана размежевания [25].

В таких случаях исследователи предлагают возможности устранения таких ошибок. Например, Ванеева М.В. предлагает для недопущения кадастровых ошибок включить в межевое дело согласованный с собственником или пользователем фотоплан на основе космической съемки, на котором нанесены углы поворота земельного участка [26]. В публикации Никитишиной Я.Е. для уменьшения количества ошибок в базе данных кадастрового учета необходимо повысить требования к кадастровым инженерам, путем прохождения аттестаций, ужесточить наказание за совершение кадастровых ошибок, выявлять неисправность приборов, путем частых их проверок [25].

Кадастровый инженер работает с большим количеством однтипной информации и сведений о земельных участках, поэтому существует большой риск допущения ошибок даже у высококомпетентных работников. Для облегчения действий работника кадастровой палаты необходима автоматизация его деятельности.

5. Автоматизация кадастровых работ на современном этапе

Существенное расширение функций землеустроительной службы требует создания различных автоматизированных систем, взаимосвязанных между собой, имеющих многоуровневую структуру и открытых не только для внутренних пользователей, но и для внешних стандартных и нестандартных запросов.

Уже большое количество специализированных автоматизированных средств создано для ускорения работы кадастровых инженеров, инженеров-землеустроителей. Наиболее популярными являются Техно-Кад Экспресс, АРГО, ПроГео, GIS6.

Техно-Кад Экспресс – комплекс автоматизированных программных средств, состоящий из модулей: ТехноКад-Экспресс Профессиональный, ТехноКад-Экспресс Межевой план, ТехноКад-Экспресс Технический план, ТехноКад-Экспресс Регистрация прав, ТехноКад-Экспресс Запрос сведений. С помощью автоматизированного комплекса есть возможность формировать межевой и технический планы, карты объектов землеустройства, акты обследования, а также заявления. Не смотря на большое количество функций, отрицательной стороной является отсутствие автозаполнения, т.е. большое количество данных необходимо вводить вручную. Также координаты земельного участка можно получить двумя способами: при импорте из файла MapInfo или из файла с расширением .txt, что требует соблюдения дополнительных условий. Еще одной отрицательной стороной является то, что каждый год необходимо оплачивать продление лицензии на использование моделей Техно-Кад Экспресс [27-29].

Программный комплекс АРГО также позволяет формировать межевой и технические планы, создать проект межевания, печатную форму карты объектов землеустройства, электронные документы в формате XML, произвести экспорт координат границы земельного участка для формирования электронного документа, возможность работы с публичной кадастровой картой, создание графических документов. Негативной стороной АРГО является отсутствие возможности редактирования текста, например, при формировании акта согласования границах, а также из-за большого количества функций программного комплекса необходима инструкция по работе с ним [27, 30].

Еще один программный комплекс ПроГео, автором которого является Н.Г. Малютин, позволяет сформировать графические и текстовые материалы необходимые при межевании объектов землеустройства, что не отличает ее от уже рассмотренных выше программных комплексов. Программа позволяет создавать новые проекты и импортировать из CAD-программ. Главной особенностью является то, что программа содержит возможность о выдаче данных о пересечении границ земельных участков [27, 31].

GIS 6 – геодезическая информационная система 6 – программный комплекс рекомендована Государственным комитетом Украины по земельным ресурсам. Программа имеет единую базу данных объектов и субъектов права, проверку топологии и присвоение кадастровых номеров, камеральную обработку данных, проектирование, преобразование координат, формирование планов, проверка заполнения сведений перед формирование обменного файла, а так же наличие реестра денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и земель населенных пунктов, что делает ее универсальной для широкого круга пользователей [32].

Таблица 5.1 – Сравнительный анализ программных комплексов

Критерии ТехноКад-Экспресс АРГО ПроГео GIS 6
Составление межевого плана + + + +
Создание проекта межевания - + + -
Проверка сведений до сдачи + - + +
Стоимость программы 8000 руб 13900 руб 8000 руб 3360 грн
Платность продления лицензии (обновления) + + - +
Необходимость дополнительного ПО
ТехноКад-Гео
MapInfo
МС Office
Конвертер в pdf
-
Microsoft Office
ZWCAD/,
AutoCAD/,
BricsCAD/,
GstarCAD/,
nanoCAD
MS SQL Server 2000

Особое значение инновации в сферах общественной жизни приобретают в кризисный период, который присутствует на территории Донецкой Народной Республики, потому как есть необходимость в модернизации средств автоматизации кадастровой деятельности. Поскольку законодательство обязывает собственников земли получать кадастровые номера процедура установления границ остается востребованной. Программные комплексы, помогающие решать вопрос автоматизации такие, как Техно-Кад Экспресс, и ПроГео ориентированы на взаимодействие с Росреестром, АРГО – не имеет возможности проверки сведений о земельном участке до сдачи для регистрации, что может послужить причиной допущения ошибок. Программный комплекс GIS 6, который применялся на территории Донецкой области до 2014 года, и до настоящего времени используется землеустроительным службами, имеет также ряд недостатков и неудобств, одними из которых является нахождение разработчика на территории Украине и не поддерживание связи с ним из-за блокады. Поэтому необходимость создания средств автоматизации для территории Донецкой Народной Республики остается актуальной задачей.

Выводы

  1. В результате научно-исследовательской работы было выполнено изучение порядка установления границ в таких странах, как Украина, Россия, Беларусь, Англия. Сделан вывод о том, что в государствах-соседях процедура является схожей, различия же присутствуют в отдельных видах работ, например, таких, как согласование со смежными землевладельцами или землепользователями границ. В России порядок проведения процедуры урегулирован в нормативно-правовых актах, в Украине же необходимо дополнение порядка данной процедурой.
  2. В разделе Анализ опыта по установлению границ земельных участков сделан вывод о существующих недостатках, которые связаны с допущением ошибок в сведения о границах. Существует необходимость автоматизации деятельности землеустроительных служб для минимизации допущения ошибок.
  3. Обоснована необходимость создания автоматизированного рабочего места землеустроителя на территории Донецкой Народной Республики, как одного из способов устранения кадастровых ошибок в сведениях о границах земельных участков в виду отсутствия действующих программных комплексов.
  4. В дальнейшем планируется моделирование автоматизированной системы для повышения эффективности при размежевании.

Во время написания реферата исследование еще не закончено. Окончательные результаты будут представлены в июне 2017 года на защите магистерской работы.

Список источников

  1. Конституция ДНР (с поправками и изменениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://dnr-online.ru/konstituciya-dnr/.
  2. Інструкція про встановлення (відновлення) меж земельних ділянок в натурі (на місцевості) та їх закріплення межовими знаками Офіційний вісник України від 29.06.2010 – 2010 р., № 46, стор. 251, стаття 1519, код акту 51564/2010.
  3. Закон України Про землеустрій № 858-IV від 22.05.2003 // Офіційний вісник України від 04.07.2003 – 2003 р., №25, стор. 122, стаття 1178, код акту 25520/2003.
  4. Стрекаловский Г.Н. Понятие межевания и его роль // Инновационная наука. – 2015. – 12-3. – 162-164.
  5. Гречихин В.Н., Платова Т.Г. О землеустройстве и межевании земель // Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы. – 2012. – Т.1. – 347-352.
  6. Старостенко Д.М. Правове регулювання межування земель в Україні: Автореф. дис. канд. юр.наук: 12.00.06 / Д.М.Старостенко. – Київ. – 2009. – 21 c.
  7. Закон України Про Державний земельний кадастр № 3613-VI від 7.07.2011 // Офіційний вісник України від 15.08.2011 – 2011 р., №60, стор. 64, стаття 2405, код акту 57877/2011.
  8. Хайруллина А.Р. Кадастровая ошибка и причины её возникновения // Novainfo.ru. – 2017. – Т.1. – №59. – 179-184.
  9. Закиян Э.А. Практические проблемы, связанные с наложением границ земельных участков. кадастровая ошибка // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2014. – №11 (158). – 6-11.
  10. Галиева Л.Д., Радионова В.А. Актуальная проблема исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости // NovaInfo.Ru. – 2017. – Т.1. – №59. – 388-392.
  11. Антропов Д.В., Скачкова Д.И. Особенности выявления и устранения кадастровых ошибок в сведениях кадастра недвижимости // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2016. – №1 (172). – 15-20.
  12. Инструкция по межеванию земель (утв. Росземкадастром 8 апреля 1996 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://legalacts.ru/doc....
  13. Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (утв. Росземкадастром 17 февраля 2003 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: :http://legalacts.ru/doc....
  14. Федеральный закон О государственной регистрации недвижимостиот 13.07.2015 г. № 218 // Собрание законодательства Российской Федерации от 2015 г., №29, ст. 4344.
  15. Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г. № 425-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 11.01.2014, 2/2105.
  16. Технический кодекс установившейся практики ТКП 289-2015(33520) утв. Приказом Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 12.11.2015 №244 // Национальный фонд ТНПА.
  17. Черкас Л.А. Геодезическое обеспечение кадастров: Учеб.-метод. комплекс для студ. спец. 1-56.02.01 Геодезия / Сост. и общая ред. Л.А. Черкас. – Новополоцк: ПГУ. – 2004. – 264.
  18. Land Registry Practice Guide 40 by Land Registration Act 2002 [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.estatesurveys.co.uk/lrpg040.pdf.
  19. Тепляничева И.А. Обзор моделей кадастровых систем // Интерэкспо Гео-Сибирь.- 2013. – Т.3. – №3. – 3-7.
  20. Ануфриев С., Каравайцев А. Специфика британского земельного кадастра [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zemvest.ru/jurnal/arhiv-jurnala/9-2013/16/.
  21. Овчинникова А.Г. Классификация ошибок в сведениях государственного кадастра недвижимости о земельных участках // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. – 2013. – №2. – 90-95.
  22. Кучаковська Н.О. Кадастрові зйомки: проблеми правового регулювання // Бюлетень Міністерства юстиції України. – 2012. – №2. – 70-78.
  23. Мотлохова Е.А.Кадастровая ошибка в сведениях государственного кадастра недвижимости: понятие и способы устранения // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. – 2015. – №6. – 166-171.
  24. Галиева Л.Д., Радионова В.А.Актуальная проблема исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости // NovaInfo.Ru. – 2017. – Т.1. – №59. – 388-392.
  25. Никитишина Я.Е.Разрешение спорных вопросов об ошибках кадастрового инженера по определению границ земельных участков // NovaInfo.Ru. – 2017. – Т.1. – №63. – 299-303.
  26. Ванеева М.В. О точности определения положения координат границ участка геодезическими методами // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. – 2016. – № 1 (48). – 135-141.
  27. Павлова В.А. Новейшие технологии в кадастровой деятельности // Записки Горного института. – 2017. – Т.225. – 313-319.
  28. Зубаиров А. Обзор средств автоматизации кадастровой деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zemvest.ru/jurnal/arhiv-jurnala/9-2013/08/.
  29. Программное обеспечение ТехноКад-Экспресс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.technokad.ru.
  30. Программный комплекс АРГО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://new.argogeo.ru/?page_id=63.
  31. Программный комплекс ПроГео [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zwsoft.ru/progeo.
  32. Руководство пользователя GIS 6[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gis.org.ua/download/gis6_doc1.pdf .