Реферат по теме выпускной работы
Содержание
- Введение
- 1. Актуальность темы
- 2. Цель и задачи исследования
- 3. Краткий анализ текущего состояния регистрации объектов недвижимости, ограничений и обременений в зарубежных странах
- 3.1 Анализ развития проектов международных стандартов Core Cadastral Domain Model (CCDM) и Land Administration Domain Model (LADM)
- 4. Краткий обзор развития и состояния регистрации объектов недвижимости, ограничений и обременений в Российской Федерации, Украине и ДНР
- Выводы
- Список источников
Введение
Объекты недвижимости занимают особое место в системе общественных отношений, поскольку с ними прямо или косвенно связаны хозяйственная деятельность и приоритетные отношения людей во всех сферах их деятельности. Объектами недвижимости могут считаться любые участки, связанные с землей (строения, сооружения, леса, водоемы), перемещение которых невозможно без их обесценивания и изменения их назначения. Они классифицируются, могут выступать предметом залога, при ипотечном кредитовании, а в этом качестве должны пройти государственную регистрацию.
Регистрация объектов недвижимости является неотъемлемой частью земельного кадастра. Государственная регистрация – заключительный этап приобретения прав на недвижимость, права которого возникают и прекращаются с момента ее наступления. Недвижимость является одной из самых стоящих объектов гражданских прав. Граждане и юридические лица заинтересованы в получении прав на недвижимое имущество. Собственники получают возможность владеть, распоряжаться и пользоваться недвижимостью самостоятельно. Оформляя документы, каждый собственник должен обладать необходимыми знаниями в области процедуры государственной регистрации [1].
1. Актуальность темы
В настоящее время система государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Донецкой Народной Республике находится на начальном пути своего становления. Актуальность выбранной темы данного исследования состоит в том, что подавляющее большинство людей сталкивается с вопросами правоотношений относительно таких объектов гражданских прав, как недвижимое имущество: продает, дарит, арендует квартиру, дачу, земельный участок и т.п. Поэтому важно знать законодательное регулирование этих вопросов.
Также немаловажно знать то, что объект недвижимости требует определенного учета, контроля, особого механизма по предупреждению злоупотреблений участниками, т.е. обеспечение законности сделок. Органам государственного управления, как и всем их ветвям, отводится важная роль в отношениях имущественного оборота, где они выступают своеобразным гарантом правового регулирования в рыночных отношениях [2].
Все вышеизложенное в целом подтверждает значимость настоящего исследования, опосредствуя его своевременность и новизну.
2. Цель и задачи исследования
Целью научной работы является: обоснование и исследование моделей регистрации объектов недвижимости, их ограничений и обременений, а также процедура регистрации объектов недвижимости, структура реестра и предложение усовершенствованной модели регистрации объектов недвижимости.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- исследование становления и развития правового регулирования государственной регистрации объектов недвижимости;
- анализ моделей регистрации объектов недвижимости, ограничений и обременений;
- анализ некоторых проблем и перспектив правового регулирования государственной регистрации сделок с недвижимостью;
- предложение макета процедуры регистрации для удобства и упрощения регистрации объектов недвижимости, ограничений и обременений.
3. Краткий анализ текущего состояния регистрации объектов недвижимости, ограничений и обременений в зарубежных странах
Общепринятыми в мире системами регистрации недвижимости являются: системы, которые базируются на регистрации документов
и системы регистрации прав или титулов
.
В системе регистрации документов
в реестр вписывается запись о передаче прав на недвижимость, как частное соглашение. Государство не несет никакой ответственности за данные соглашения. Такая система характерна для аграрных стран и можно считать, что в некоторой мере аналог такой системы, в очень сокращенном виде, действует в Украине в вопросах, связанных с квартирами и зданиями.
В системе регистрации прав или титулов
регистрируется факт соглашения, права и ограничения, оформленные соответствующим образом. Недвижимость отображается на крупномасштабных картах. В случае возникновения нарушений прав собственников государство несет ответственность, и все действия совершаются в соответствии с процедурой, установленной законодательством [3].
В целом мировые кадастровые системы можно разделить на четыре группы по странам их применения.
Страны с наполеоновской административной системой (страны южной, юго-западной и западной Европы): Франция, Испания, Италия и др.
В этой системе характерно разделение и тесное взаимодействие реестра недвижимости и земельного кадастра. В реестрах недвижимости, предназначенных для регистрации и защиты прав собственности путем их публикации перед третьими лицами, регистрируются (по собственникам, а не по земельным участкам) реальные права собственника недвижимости, юридические акты, интересы третьих лиц и т.д. В земельном кадастре собирается только необходимая для целей налогообложения информация, сгруппированная по земельным участкам. Специальные сведения, такие как информация о природных ресурсах, грунтах и др. собираются в информационных системах Министерству сельского хозяйства или Министерству экономики.
Страны с немецкой системой (страны центральной Европы): Германия, Австрия, Швейцария.
Для этой группы стран характерно выделение взаимосвязанных и взаимоконтролирующих подсистем: кадастровой, топографо-геодезической и регистрационной. Например, в Германии существует реестр собственности, который состоит из кадастровых карт, документов и записей о собственности. Существует банк кадастровых карт и документации по топографо-геодезическим работам, затрагивающим землепользование и землеустройство. Также имеется реестр документов, в котором хранятся соглашения и прочие правовые акты, касающиеся права собственности, ограничений и обременений.
Скандинавские страны (страны северной Европы): Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия, Исландия.
Характерно стремление к созданию единого, созданного на основе точных крупномасштабных топографических карт, многоцелевого кадастра с централизованным реестром собственности, созданным преимущественно по немецкому образцу. Реестры собственности содержатся центральными государственными офисами, тогда как картографирование участков недвижимости ведется на уровне провинций. Норвежский кадастр объединен в информационную систему, содержащую сведения о владениях, владельцах, адресах и типах зданий. В Норвегии, а также в Швеции, стандарты описания объектов и информационные связи между ними установлены законодательством, а сами системы являются государственными, и их разработку и внедрение финансирует правительство.
Англоязычные страны: Великобритания, США, большинство провинций Канады, часть штатов Австралии и другие страны мира.
Характерно большее развитие не земельного кадастра, а системы регистрации прав (регистры дел), и в этом смысле, в Великобритании земельного кадастра не существует вообще. В Англии никогда не было кадастра в европейском смысле. Фактически можно сказать, что в Великобритании кадастр содержит только картографическую информацию о границах участка и составе недвижимости. Топографическая карта является официальным источником информации о недвижимости и постоянно обновляется. Управление Землеустройства Ordnance взаимодействует с Земельным регистром (органом системы регистрации прав на недвижимость), что позволяет быстро вносить изменения в карты в случае необходимости в каждом отдельном случае при совершении сделок [4].
Рассмотрим становление, формирование и изменение систем регистрации прав на недвижимость в развитых странах. На основе проведённого анализа основных направлений и тенденций регистрации в Германии, Франции, Швеции и Англии, была составлена общая схема основных факторов регистрации недвижимости (рис. 3.1):
3.1 Анализ развития проектов международных стандартов Core Cadastral Domain Model (CCDM) и Land Administration Domain Model (LADM)
Основным инструментом для развития и совместимости информационных систем является моделирование. Оно создает основу для взаимодействия между системами на глобальном, региональном и местном уровне. Следовательно, на конгрессе FIG в Мюнхене в октябре 2006 года была представлена версия модели ядра кадастрового домена Core Cadastral Domain Model для лучшего моделирования органической природной среды.
Важными условиями для создания модели были и есть такие цели: рассмотрение основных аспектов кадастровой регистрации по всему миру, базирование на концептуальной структуре концепции Кадастр 2014
, соответствие ISO стандартам и в то же самое время модель должна быть простой, настолько насколько это возможно для более удобного использования на практике. Логическим развитием
Кадастр 2014. Из LADM информационные компоненты управления земли могут регистрироваться во всем мире стандартным способом. 1 ноября 2012 года базовая модель земельного администрирования LADM получила статус международного стандарта ISO 19152. Ожидается, что до 2025 года доступ к информации, связанной с землей, будет доступен всем пользователям через сеть Интернет.
Основные задачи
LADM:- охватывает основные информационные компоненты управления земельными ресурсами;
- обеспечивает абстрактную, концептуальную модель с четырьмя пакетами связанных сторон (людей и организаций);
- основывает административные подразделения, права, обязанности и ограничения, пространственные единицы, пространственные источники, пространственные представления;
- содержит терминологию по управлению земельными ресурсами, на основе принятия различных национальных и международных систем;
- обеспечивает основу для национальных и региональных профилей и позволяет объединить информацию из различных источников в едином ключе [5,6].
Исходя из рассмотренного текущего состояния, основных направлений и тенденций регистрации прав на недвижимость в развитых странах, можно сделать такие выводы:
- существуют определенные правила регистрации недвижимости в разных странах;
- системы разных стран основаны на местном законодательстве и традициях;
- большое влияние на систему регистрации недвижимости оказывает политика текущего руководства стран;
- имеются попытки приведения к единообразной системе управления (LADM, CCDM);
- выделяются управленческие и регистрационные системы.
4. Краткий обзор развития и состояния регистрации объектов недвижимости, ограничений и обременений в Российской Федерации, Украине и ДНР
В Российской Федерации регистрация прав на недвижимое имущество осуществляется по закону, вступившему в силу со 2 января 2017 года – Федеральный закон от 13.07.2015 О государственной регистрации недвижимости
[7].
К недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр, а также сооружения, здания, объекты незавершенного строительства, жилые и нежилые помещения, и все объекты, которые переместить без ущерба их назначению невозможно (согласно ст. 130 Гражданского кодекса
РФ). Основные виды регистрируемого имущества: возникновение права собственности, переход права собственности, прекращение права собственности на недвижимое имущество, регистрация ипотеки, регистрация ареста недвижимости, регистрация запрета.С 2017 года появляется новая электронная система прав на недвижимость – Единый государственный реестр недвижимости
(ЕГРН), в который объединены Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и Кадастр недвижимости. Также регистрационные действия возможно выполнить в электронной форме – заявители не предоставляют ни одного бумажного документа, или подают документы, отправляя их почтовым отправлением [7].Изменений в новом законе о регистрации недвижимости с 2017 года много, и они существенные. Рассмотрев новый процесс регистрации в Российской Федерации, исходя из изложенных статей можно подвести итог о том, что принятие решений по рассматриваемым проблемам положительно скажется на качестве государственных услуг, оказываемых Росреестром государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и гражданам. Более того будет способствовать надлежащему развитию оборота недвижимого имущества, увеличению инвестиционной привлекательности рынка недвижимости, обеспечит необходимый уровень государственного управления недвижимостью.
На территории республик бывшего Советского Союза происходили изменения направлений в землеустройстве страны. С 1992 года в Украине началась реализация земельной реформы и появились три собственности на землю: государственная, коммунальная и частная. Особую актуальность в период проведения земельной реформы приобретает правовой аспект регистрации прав на землю и их ограничений, поскольку он отвечает интересам государства в сфере совершенствования осуществления функций государственного управления, дальнейшего развития отношений собственности на землю и рынка земли [8].
Основной принцип государственной регистрации прав на недвижимость
(ГРПН) в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество и их обременений – это его обязательность.Новая процедура
ГРПН начала действовать в Украине с 1 января 2016 года. Владелец подтверждает свое право собственности на недвижимость вГосударственном реестре вещных прав на недвижимое имуществобез наличия бумажного документа, подтверждающего право собственности. Чтобы зарегистрировать недвижимость или осуществить другие процедуры, необходимо посетить нотариуса или государственного регистратора. Собственникам, которые не обладают правоустанавливающими документами на недвижимость, нужно будет проверять личные данные в реестре. Информация находится на сайте Министерства юстиции Украины [9].
На основании анализа состояния, изучения регистрации недвижимости, их ограничений и обременений в Украине можно сделать следующие выводы:
- система ГРПН функционирует, но у нее есть свои недостатки в плане очень низкого уровня организации деятельности новой системы регистрации, риски децентрализации и отмены документов;
- низкое количество научных работ и публикаций по обоснованию новой системы регистрации;
- право собственности на недвижимость будет закреплено только в электронном государственном реестре, доступ к которому является открытым, но это является значительным риском ненадежности этого электронного реестра.
В Донецкой Народной Республике
(ДНР) государственная регистрация прав на недвижимость (ГРПН) осуществляется в соответствии с Законом ДНРО государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений (обременений)от 24 июня 2016 года [10].
Законом закреплены такие нормы и правила:
- право на объект недвижимости и соответствующие обременения (отягощения) закрепляется путем обязательной ГРПН в Регистрационной палате Министерства юстиции Республики;
- вещные права, которые были надлежащим образом зарегистрированы до начала действия данного Закона и соответствуют законодательству ДНР, считаются действительными;
- обязательность регистрационной процедуры недвижимости зафиксирована нормативно-правовыми документами ДНР и относится также к праву собственности, вещным правам или ограничениям (аренде, ипотеке, к правам земельных участков);
- ответственность заявителя за достоверность предоставляемых документов.
Вопросы, связанные с вышеуказанным Законом описаны и в других нормативных документах. Например, Приказы Министерства юстиции
ДНР от 09.09.2015 г. № 588 (регулируют вопросы, связанные с платой при регистрации различных прав на недвижимое имущество) и № 591 (касаются форм и оформления решений государственного регистратора относительно объектов недвижимости) [11].Можно подвести итог, что законодательство
ДНР регулирует основные моменты регистрационной процедуры, определяя общий порядок и требования, в том числе относительно документов. Реализация регистрационных мероприятий, затрагивающих объекты недвижимости, происходит за счет значительных усилий и временных затрат.Выводы
Исходя из приведенного выше анализа в зарубежных странах, а также в Российской Федерации, Украине и
ДНР, можно сделать вывод, что вопросы, связанные с государственной регистрацией прав на недвижимость в ДНР на законодательном уровне решены. Но учитывая опыт и прогресс процедуры регистрации в других странах, стоит совершить попытку предложить усовершенствованную процедуру регистрации объектов недвижимости для оптимальности и использования ее на территории республики.Список источников
- Короткова Ю.С. Жизненный цикл объектов недвижимости. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.scienceforum.ru
- Губарева А.В. Регистрация в сфере недвижимости. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: bibliofond.ru
- Черемшинський Г. Обзор опыта зарубежных стран в создании земельных регистрационных систем. / Г. Черемшинський // Укргеодезкартография.
- Филиппова А.П. Зарубежный опыт функционирования кадастровых информационных систем // Земельный вестник России, № 1-2, 2005 – с.63-68.
- Снежко И.И. Методика расчёта точности построения моделей объектов недвижимости в 3D кадастре [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.dslib.net
- P. van Oosterom. Land Administration Domain Model (LADM, ISO 19152) Spatial Unit Package and Spatial Profiles. Quebec, Canada, – 4 November 2009.
- Федеральный закон
О государственной регистрации недвижимости
№ 218-ФЗ от 13.07.2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: kodeks.systecs.ru - Андоленко С.С., Захаренко М.О., Андрійчук О.М. Щодо державної реєстрації прав на землю та їх обмежень. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ea.donntu.ru
- Гутгарц Е. Регистрация прав на недвижимость в 2016 году. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.prostopravo.com.ua
- Закон ДНР
О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений (обременений)
от 24 июня 2016 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: dnrsovet.su - Основные моменты регистрации в ДНР права собственности на объекты недвижимости. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.registraciya.dn.ua