Коллекционирование масштабных моделей авто как хобби

Содержание

Введение

Коллекционирование моделей авто – достаточно распространенное мужское хобби. Поэтому существует огромное количество специализированных сайтов, на которых можно приобрести ту или иную модель. Также это можно сделать на интернет–аукционах.

Еще одно ноу–хау последних лет – журналы, к которым прилагаются модели автомобилей, а также информация о них.

История

Все началось в ХХ веке, точнее, в самом его начале. Промышленность развивалась так стремительно и беспощадно, что стало возможным создавать довольно точные копии машин. Первоначально строили железную дорогу и паровозы, а автомобили были всего лишь дополнительной деталью. Наибольшую популярность такое масштабное строительство получило в Великобритании. Здесь же устанавливается стандарт размера. Дело в том, что при копировании и уменьшении рельсов и шпал, важно было определиться с размерами.

Образцом послужила колея шириной 4 фунта и 6 дюймов, а для миниатюрной была выбрана ширина в один дюйм. Таким образом, копия была в 43 раза меньше оригинала, отсюда – масштаб 1:43, являющийся самым популярным и по сей день. Также в автомобильном модельном мире распространены такие масштабы: 1:5, 1:8, 1:9, 1:12, 1:18, 1:24, 1:25, 1:32, 1:35, 1:36, 1:43, 1:48, 1:50, 1,60, 1:72, 1:76, 1:87, 1:120, 1:144, 1:160. А для моделей, копирующих военную сухопутную технику, более ходовой масштаб – 1:35. Он происходит от двухдюймового оловянного солдатика, что появился еще задолго до возникновения этой самой техники.

Секреты производства

Изначально большинство коллекционных моделей изготавливалось с помощью литья из черных металлов в земляных формах. Позже стало возможным изготовлять модели из цинковых сплавов в металлических формах под высоким давлением. В конце 1930–х годов это позволило создавать более совершенные модели: с гладкой поверхностью и менее заметными стыками. Копии автомобилей того времени были достаточно простыми: без стекол и интерьера. Диски на колесах и прочие хромированные детали были просто-напросто обозначены серебристой краской.

Около десяти лет спустя начали появляться отдельные детали, а в конце 1950–х годов с появлением пластмассы, их начали отливать под давлением. Таким образом, появились стекла и салон, при этом сиденья, панель приборов и руль отливались из одной формы и представляли собой единство. Окраска происходила уже после литья.

Современные модели максимально детализированы: как снаружи, так и внутри. Технологии литья из пластмассы позволяют создавать даже очень мелкие элементы, такие как рычаги или панель приборов. Пластмассовые детали до отлива уже имеют свой цвет, поэтому салон многокрасочен.

Собирать, играючи

Одна из причин увлечения данным видом коллекционирования – это, конечно же, детское увлечение, игра в машинки, хвастовство перед ровесниками а у тебя такой нет. И все же следует четко различать коллекционные модели и игрушечные.

Коллекционные модели – это точная копия реально существующего автомобиля. На донышке машинки обязательно должны быть сведения о производителе. Игрушечная машинка не ставит перед собой цели информировать ребенка, тем более, ему это не так необходимо.

Еще один нюанс – качество изготовления. Коллекционер в первую очередь будет оценивать качество литья. Для ребенка важны детали: открывается ли салон, багажник, можно ли все это пощупать, заглянуть в маленький мир.

Кстати, существует разделение масштабных моделей по возрастным категориям. Это связано с тем, что если вдруг в руки малыша попадет коллекционная модель, то внешние детали обречены. Все дело в том, что все, что находится вне салона, накладное и достаточно хрупкое.

Советские авто

Вполне предсказуемо, что основное количество масштабных моделей остались нам по наследству от Страны Советов.

В СССР массовое производство моделей начинается в 70–х годах. Машинки создаются в самом популярном масштабе – 1:43, и первой моделью становится Москвич. В марте 1972 года на заводе Тантал (Саратовская область) увидел мир маленький автомобиль Москвич 408.

Сначала создаются модели легковых автомобилей, позже – грузовых, сельскохозяйственной техники, транспорта (микроавтобусов). При этом в СССР моделей автобусов не было – они появились только после распада Союза.

Производство моделей происходило на оборонных машиностроительных заводах как товаров народного потребления – так называемого ширпотреба. Кроме отечественных автомобилей (Москвич, ВАЗ, ГАЗ, РАФ) на заводах создавались и ремейки – копии иностранных авто. Достаточное количество машинок экспортировалось. Также существовали почти эксклюзивные, ограниченные нумерованные серии, следы которых можно найти в таких же почти эксклюзивных каталогах. Они наиболее высоко ценятся среди коллекционеров масштабных моделей.

Мои коллекции

Рисунок 1 – Коллекция легковых автомобилей

Рисунок 2 – Коллекция грузовых автомобилей

Заключение

Как вы уже могли догадаться, масштабных моделей существует великое множество. Например, это могут быть антикварные машинки или современные, отечественные или зарубежные, легковые или грузовые. Можно собирать гоночные авто или представительские автомобили. Любителям кинофильмов понравятся модели из кинолент.

Что касается цен, они варьируются в зависимости от массовости. Соответственно, самые дешевые – модели больших серий. Дороже – малых серий. И самые дорогие – машинки ручной работы, а также редкостные.

Список источников

  1. Коллекционирование масштабных моделей автомобилей
  2. Реалистичные фотографии масштабных моделей автомобилей
  3. Модели автомобилей нашего детства