Реферат
Содержание
- Введение
- Краткий обзор конструкции
- Основные параметры кранов
- Демпфирование и методы определения его характеристик
- Устройство для гашения колебаний стрелы башенного крана
- Выводы
- Список источников
1. Введение
В современной промышленности большую долю среди всех подъемно-транспортных механизмов занимают краны. На них возложены разнообразные функции: транспортировка различной продукции, перемещение сырья, монтаж и ремонт оборудования.
Башенный кран содержит упругие механические звенья, из-за которых при роботе возникают низкочастотные упругие колебания, что негативно сказывается на долговечности и прочности механизмов. Раскачивание груза возникает при пуске, торможении, повороте крана, а также при поднятии и опускании груза. Колебания увеличивают время технологического цикла и делают практически невозможным точную остановку рабочего органа, необходимую для кранов, осуществляющих точные монтажные операции. В некоторых случаях колебания могут привести к столкновению груза с объектами, находящимися вблизи от транспортируемых предметов. Колебания долго не затухают из-за слабого сопротивления воздуха и жёсткости каналов. Поэтому необходимо принимать меры по демпфированию колебаний.
Целью работы является обзор конструкции и принципа работы башенного крана, а также исследование методов демпфирования колебаний груза.
1. Краткий обзор конструкции
Башенным краном называется поворотный кран [1] (рис. 1) со стрелой 2, закрепленной в верхней части башни 6. Управление механизмами крана выполняется машинистом из кабины 4. Подъем груза осуществляется при помощи грузовой лебедки 10, грузового каната и крюковой подвески 1, необходимой для захвата объектов.
Кран выполняет такие движения, как: опускание, подъем груза, передвижение и поворот, изменение вылета.
Осуществление изменения вылета происходит путем изменения угла наклона стрелы при помощи стрелового полиспаста 7 и механизма подъема стрелы 9 (рис. 1а), либо перемещением грузовой тележки 17 (рис 1б).
Передвигается кран по строительной площадке с помощью рельсового ходового устройства на стальных ходовых колесах с приводом от механизма передвижения по крановым путям. Для связи поворотных и неповоротных частей крана служит опорно-поворотное устройство 13, которое обеспечивает как передачу нагрузок от поворотной части крана на неповоротную ходовую раму 15, так и вращение поворотной части относительно неповоротной [2].
Краны классифицируют по:
1) Типу башни
- с поворотной башней (рис. 1а);
- с неповоротной башней (рис. 1б).
Опорно-поворотное устройство в кранах с неповоротной башней расположено вверху башни. Поворотная часть состоит из стрелы 2, поворотного оголовка 3, противовесной консоли 19, противовеса 8 и механизма подъема груза 10.
В кранах с поворотной башней опорно-поворотное устройство размещают внизу башни. Поворотная часть включает в себя стрелу 2, башню с оголовком и распоркой 5, поворотную платформу 12 с механизмами подъема стрелы 9 и груза 10, а также плитами противовеса.
1) Типу переменных стрел
- с подъемной стрелой (рис. 1а);
- с балочной стрелой (рис 1.б).
В кранах с подъемной стрелой груз подвешивается к концу стрелы. Изменение вылета осуществляется поворотом стрелы относительно опорного шарнира. Такие краны более простые по конструкции, однако менее точные.
В кранах с балочной стрелой груз подвешивается к грузовой тележке, перемещающейся при изменении вылета по направляющим балкам стрелы. Данный тип кранов обеспечивает более точное положение груза в пространстве.
2. Основные параметры кранов
В зависимости от данных параметров определяется возможность использования крана в различных производственных условиях [3]. К параметрам монтажных кранов относятся:
- Грузоподъемность – наибольшая масса, которую возможно поднять краном при условии сохранения его устойчивости и прочности конструкции;
- Длина стрелы – расстояние между центром оси пяты стрелы и оси обоймы грузового полиспаста;
- Вылет крюка – Расстояние по горизонтали от оси вращения поворотной части до вертикальной оси грузозахватного органа;
- Грузовая характеристика – зависимость грузоподъемности стрелового крана от вылета грузозахватного органа;
- Грузовой момент – момент, соответствующий произведению грузоподъемности крана на вылет грузозахватного органа;
- Высота подъема грузового крюка – расстояние от уровня стоянки крана до опорной поверхности грузозахватного органа;
- Колея – расстояние между центрами колесами, осями головок рельсов или ширина гусеничного хода;
- База – расстояние между осями колес;
- Скорость подъема груза – скорость перемещения груза вверх в установившемся режиме движения;
- Скорость посадки груза – наименьшая скорость плавной посадки груза, соответствующего наибольшей грузоподъемности крана;
- Частота вращения – частота вращения поворотной части крана с грузом, в установившемся режиме;
- Производительность крана – количество грузов, перемещаемых в единицу времени. Измеряется тоннами в час/смену;
- Транспортная скорость – скорость передвижения крана при помощи собственного привода;
- Общая масса – масса крана, с учетом балласта и противовеса;
- Мощность силовой установки – мощность главного двигателя, установленного на кране.
3. Демпфирование и методы определения его характеристик
Важным моментом для понимания и оценивая эксплуатационных характеристик любого изделия является изучение динамики конструкций. Хорошие динамические характеристики – залог непрерывной и благополучной эксплуатации. Анализ динамических свойств и конструкции необходим для оценки ее эксплуатационных характеристик и усталости материалов. В условия разноса поведение системы, добротность определяется только ее демпфирующими свойствами [4]. В случае разноса система ведет себя как «чистый» демпфер. Демпфирование – воздействие, рассеивающее энергию системы.
Колебания реальной системы, возникающие при однократном возмущении со временем затухают. Затухание происходит по нескольким причинам, вызывающим диссипацию (рассеивание) механической энергии:
- Газодинамическое сопротивление;
- Трение деталей конструкции;
- Трение о внешнюю среду.
Демпфирующая способность - способность системы поглощать энергию циклического демпфирования. Демпфирующая способность обеспечивает затухание колебаний, ограничивает амплитуду резонансных колебаний.
Для решения проблем колебания на практике необходимо иметь точные данные о характеристиках конструкционного демпфирования. Данные сведения можно получить только опытным путем.
Метод свободных затухающих колебаний – самый простой в реализации, а поэтому и самый часто используемый. Также данный метод предоставляет осциллограммы затухающих колебаний системы. Относительное рассеивание энергии определяется по темпу убывания амплитуды α колебаний
Хi и Xi+1 - амплитуды в начале и конце i-го периода колебаний.
Если построить огибающую затухающих колебаний (рис. 2) – значение логарифмического декремента будет соответствовать 0,5ψ(X). Определение логического декремента осуществляется по следующей формуле
где N - число циклов на участке под касательной
Метод резонансной кривой. Для реализации данного метода необходимо получить частотно-амплитудную характеристику – амплитуды α деформаций от частоты ω гармонического возбуждения (рис. 3). Оценивание деформирующего свойства осуществляется по величине пика или впадины.
Для уровней резонансного пика α = 0,5 и α = 0,707 применяются следующие выражения:
где ω - резонансная частота; Δωα - ширина резонансного пика на уровне его высоты.
4. Устройство для гашения колебаний стрелы башенного крана
Данное устройство демпфирует колебания в плоскости качания стрелы, а также в плоскости ей перпендикулярной, тем самым уменьшая её вес и повышая долговечность конструкции.
Известны несколько изобретений, созданных для решения проблем колебания стрелы башенного крана. К примеру, предохранительное устройство, с рычагами, шарнирно соединенными с упругими частями и опорой стрелы. Однако данное устройство имеет множество недостатков. Амортизирующая опора данного механизма исполнена в виде упругого элемента, состоящего из набора резиновых пластин, демпфирующая способность которых крайне низка. Также известно, что изгибные колебания стрелы в плоскости, перпендикулярной к плоскости качания стрелы, возникающие при разгоне и торможении механизма поворота, вообще не демпфируются [5].
Поэтому необходимо было модифицировать и улучшить ранее известные устройства. Поставленная цель по улучшению достигается оснащением нового устройства дополнительным упругим элементом и демпферами. Один из демпферов связан с поддерживающей опорой при помощи шарниров, другой, вместе с дополнительным упругим элементом связан с опорой качания стрелы при помощи рычагов.
Во время разгона и торможения стрелы подъема, поворота, а также вылета крана энергия от колебаний рассеивается и поглощается демпфером и упругими элементами.
Необходимо сделать акцент на подборе сопротивления демпфера и жесткости упругого элемента. Их подбирают таким образом, чтобы при разгоне и торможении стрелы избавиться от ее собственных колебаний низкой частоты, или как минимуму, уменьшить их количество и амплитуду. Благодаря этому динамические нагрузки на стрелу, вызывающие ее колебания существенно уменьшатся.
Если оснастить стрелу упругими элементами, с правильно подобранной жесткостью в сочетании с существующей величиной вязкого сопротивления демпфера мы сможем уменьшить нагрузку и вес стрелы, примерно на 5%, за счет гашения колебаний.
Выводы
1. Башенные краны занимают большую долю, в промышленности, среди транспортных подъемных механизмов;
2. Упругие колебания негативно сказываются на конструкции, появляется усталость метала, устройство быстрее приходит в негодность;
3. Демпфирование колебаний уменьшает нагрузку и вес стрелы на 5%.
Список источников
- Башенный кран [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/
- Проектирование башенного крана.
- Технические характеристики и выбор грузоподъемных кранов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rep.bntu.by/bitstream/handle/data/6504/
- Лекции Демпфирование и его характеристики. Экспериментальные методы определения характеристик демпфирования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gigabaza.ru/doc/177712.html
- Предохранительное устройство для стрелы крана [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.findpatent.ru/patent/