Назад в библиотеку

Стандартизация и сертификация персонала: место и роль в менеджменте организации

Автор: Коваленко Т.В., Федирцан А. В.
Источник: Коваленко Т.В., Федирцан А. В. Стандартизация и сертификация персонала: место и роль в менеджменте организации.Экономика строительства и городского хозяйства 2017, ТОМ 13, НОМЕР 3

Аннотация

Коваленко Т.В., Федирцан А. В. Стандартизация и сертификация персонала: место и роль в менеджменте организации В статье рассматриваются вопросы управления персоналом в организации в условиях проведения сертификации и стандартизации персонала. Проанализированы современные пробле мы в области стандартизации и сертификации профессиональной подготовки персонала. Изложены основные принципы стандартизации.

В эпоху развития экономики целью многих мировых процессов, которые охватывают раз личные направления развития общества, в том числе сферу профессионального образования и сферу занятости, является разработка и вне дрение механизмов для упрощения различных процедур в целях сокращения затрат времени и различных видов ресурсов.

В то же время определенные сферы миро вого рынка приходят к вопросу о сертифика ции и стандартизации не только товаров и услуг, но и самого персонала. Это говорит о том, что общество нуждается в определенных гарантиях, которые могут включать в себя: соблюдение оп ределенных стандартов, норм и принципов (на циональные; региональные; международные), безопасность, соответствие качеству и современ ному рынку, признание на внешнем и внутрен нем рынке.

Важным ориентиром для отечественного рынка труда является все международное со общество, установление тесных партнерских отношений между фирмами, организациями, промышленными предприятиями, а также орга нами государственной власти разных уровней путем применения прозрачных и эффективных процедур и унификации и стандартизации про фессиональной деятельности. Таким образом, речь идет об стандартных требованиях к про фессионализму и компетенции персонала, в рам ках международных и национальных профес сиональных и образовательных стандартов. Стратегической целью этих процессов являет ся разработка и внедрение процессов и мето дов взаимодействия различных государствен ных и бизнес сообществ на международном и национальном уровне с целью обеспечения внут ренней и внешней торговли, в том числе по средством процессов сертификации, стандарти зации и унификации требований, предъявляе мых к компетенции персонала. Вопросы стан дартизации системы управления персоналом в соответствии с требованиями международных стандартов качества рассматривались такими учеными, как Н. В. Михайлова, Л. И. Федорова, А. Н. Шинкаренко, Е. В. Шубенкова и др.

Цель статьи

Исследование современных проблем в области стандартизации и сертификации персонала в организации и разработка рекомендаций по вне дрению процесса стандартизации и сертифика ции персонала в условиях глобализации эконо мики.

Результаты исследования

С развитием экономики, изменением сфер дея тельности и внедрением наукоемких техноло гий возникает необходимость разработки и вне дрения в организации системы профессиональ ной сертификации и стандартизации персонала. К основным принципам стандартизации следу ет относить следующие критерии: 1) доброволь ное применение стандартов (установление или подтверждение степени соответствия работни ка занимаемой должности, раскрытие профес сионального потенциала, возможности карьер ного роста в соответствии с определенными требованиями профессионального стандарта); 2) системность стандартизации (детальное и по этапное рассмотрение каждого пункта стандар тизации как отдельной части всего процесса); 3) сбалансированность интересов сторон, раз рабатывающих, предоставляющих и потребля ющих услугу (заинтересованные участники в процессе создания профессиональной стандар тизации при обоюдном согласии находят точки соприкосновения интересов); 4) эффективность стандартизации (заключается в высоком каче ственном результате внедрения, приводит к повышению компетентности, усилению надеж ности и гарантирует социальное воздействие на персонал); 5) грамотное составление и четкость формулировок положений стандарта (точность прописанных характеристик профессионально го стандарта – полное отсутствие неоднозначных и неясных формулировок); 6) динамичность и опережающее развитие стандарта (критерии профессионального стандарта должны легко при спосабливаться к происходящим нововведени ям); 7) объективность проверки требований (тре бование объективной оценки выполняется по средством непредвзятой проверки квалифици рованными специалистами, и в качестве свиде тельства заключения профессиональной пригод ности специалиста используются такие инстру менты, как сертификация и аттестация персона ла); 8) обеспечение условий для одинакового применения стандартов (установление единых многофункциональных положений разработки, характеристики, проведения профессиональных стандартов в организации).

Внедрение профессионального стандарта яв ляется одним из наиболее распространенных практических способов формирования конку рентоспособного персонала. Под профессиональ ным стандартом следует понимать детальную характеристику требований к основным обя занностям персонала, разработанную для уста новления уровня профессиональной компетент ности работника, соответствия квалификации сотрудника занимаемой должности [8].

Профессиональный стандарт устанавливает требования к профессиональному уровню пер сонала с точки зрения обеспечения качества и выполнения работ в определенной области, предусматривает перечень должностей, уровни квалификации и уровень образования, перечень конкретных обязанностей, знаний, умений и навыков, что позволяют сотруднику реализо вать свой потенциал в трудовой деятельности, быть востребованным на рынке труда.

В 2010 году на заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и техноло гическому развитию экономики России прези дент РФ Дмитрий Медведев поставил задачу Кабинету Министров осуществить конструиро вание профессиональных стандартов по при оритетным сферам преобразования рынка тру да и развитию НТП: «Ассоциация предприни мателей должна генерировать профессиональ ный заказ на требующихся той или иной отрас ли специалистов. Для этого необходимо: со здать единую оценку профессиональных стан дартов, создать систему справедливой и досто верной экспертной оценки, тем самым снабдить рынок труда высококвалифицированными спе циалистами» [7].

Трудовой кодекс Российской Федерации содержит положения, в которых указывается, что работодатель имеет полное право прово дить аттестацию персонала на предмет его про фессиональной подготовленности, но тогда ра ботодателю необходимо самостоятельно пропи сать, что представляет собой стандартизация персонала, на чем базируется, из чего состоит, разработать мероприятия проведения и систе му ее комплексной оценки. Для организаций и работодателей, которые недостаточно компетен тны в данном процессе, велика вероятность воз никновения судебных споров с работником. По общим данным судебных органов РФ за 2014 год было рассмотрено 674 тысячи таких трудовых споров [5].

Развитие науки и техники, а также стремительно трансформирующийся рынок труда тре бует непрерывного развития профессионального уровня и качества работников. Единый тариф но квалификационный справочник работ и про фессий рабочих и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специ алистов и служащих не являются актуальными на сегодняшний день. Так как в ЕТКС и ЕКС отсутствуют недавно появившиеся на рынке труда востребованные профессии или их ха рактеристика противоречит действительности. Также в ЕТКС отсутствует раздел специфика ции, и требования к уровню образования пер сонала являются базовыми и не эффективны ми [6].

Необходимость внедрения единых систем профессиональной стандартизации обусловле на такими факторами, как отсутствие унифика ции единого стандарта профессионального об разования, а также роста спроса работодателей на высококвалифицированные кадры. На дан ный момент развитие системы сертификации персонала, вопрос которой стоит на повестке дня, невозможно без базиса – профессионального стандарта.

Под сертификацией персонала следует пони мать многоуровневую и сложную операцию, так как для каждой специальности существует ряд профессиональных стандартов как на уровне от расли, предприятия, так и на национальном и международном уровне. Не во всех отраслях рынка труда созданы профессиональные стан дарты, а их отсутствие существенно замедляет процессы сертификации. Также необходимо отметить, что профессиональные стандарты персонала не имеют законодательных и норма тивных положений и носят необязательный характер.

Сертификация персонала – это процесс атте стации профессиональности персонала компе тентным органом на основе требований оценки профессиональной деятельности работников той или иной отрасли [4].

Сущность сертификации можно представить как объективную, непредвзятую оценку уровня ква лификации персонала в соответствии с требо ваниями, присущими определенной сфере дея тельности, построенную на основе профессиональной стандартизации персонала, которая официально предоставляет право сотрудникам выполнять свои профессиональные обязаннос ти, полагаясь на свой опыт, умения, знания и навыки.

Принцип в управлении качеством с акцентом на человеческие ресурсы является весьмаактуальным для руководителей предприятий,организаций и учрждений, поскольку именнововлеченность персонала важна для того, чтобы система менеджмента качества предприятиядостигла результативности, соответствующей еестратегии и целям [2].

Международный стандарт ISO 9001 к управ лению качеством человеческих ресурсов полу чил свое продолжение в новом, совершенство ванном и более расширенном стандарте ISO 10018. Необходимость создания нового стан дарта качества обусловлена непрерывным раз витием способов управления социальными про цессами, пересмотром требований к качеству, адаптацией к новым технологиям.

Стандарт ISO 10018:2012 «Менеджмент ка чества. Руководящие предписания по вовлече ние и компетентности человеческих ресурсов», ориентируется на такие тенденции, как выбор методов на предприятии, ориентированных на привлечение и развитие квалификации работ ников; применение мероприятий, направленных на повышение вовлеченности сотрудников; осу ществление действий, нацеленных на выполне ние требований системы управления качеством, прописанные в международных стандартах ка чества [1].

В общих положениях ИСО 10018 сказано, что эффективность системы управления качеством, в конечном итоге, базируется на квалифициро ванном персонале и должном содействии внут ри предприятия. Авторы стандарта ISO 10018 со средоточили внимание на человеческом факто ре, который крайне необходим при привлечении персонала к миссии предприятия.

Основные различия между стандартами ISO 9000, ISO 9001 и ISO 10018 заключаются в уров не вовлеченности сотрудников в общем деле предприятия. Стандарты ISO 9000 и ISO 9001 включают частичное участие персонала в орга низации. Международный стандарт ISO 9000 предполагает информированность персонала, для того чтобы сотрудники позиционировали себя частью фирмы, чувствовали важность своей де ятельности и ответственность за нее, таким об разом содействуя достижению корпоративной миссии организации – соблюдение требований качества [9, с.23].

Международный стандарт ISO 9001 опреде ляет требования к квалификации работников всех уровней, а ISO 10018 – нормы допустимого участия работников организаций в разработке и принятии системы управления качеством. На циональный стандарт ISO 10018 предоставляет ссылку на рекомендации, где необходимо акти визировать персонал, чтобы гарантировать вы полнение предписаний международного стандар та качества. Также ИСО 10018 является прак тичным в использовании не только для менед жеров по управлению персоналом, но и регули рующим методом всего комплекса менеджмен та организации.

В настоящее время идет разработка нового международного стандарта ISO 9001, в котором будут учтены все требования пользователей. Так как национальный стандарт взаимосвязан с меж дународным стандартом, то реформа в ISO 9001 повлечет за собой нововведения и в ISO 10018 [10].

Таким образом, согласно требованиям меж дународного стандарта ISO, проведение оцен ки персонала предприятия посредством серти фикации будет влиять на: достижение штатной самостоятельности; реализацию действенного комплекса мониторинга работников для обеспе чения продуктивности его квалификационного развития; формирование условий для эффек тивной деятельности предприятия на междуна родном рынке. Стандарт ISO дает возможность расширить рынок сбыта и выйти на макроуро вень посредством изготовления товаров, соот ветствующих международным экономическим, технологическим и техническим требованиям качества ISO.

На сегодняшний день профессиональное со общество может активно и комплексно разви ваться только с использованием единых стан дартов, которые будут унифицировать требо вания сертификации персонала, который задей ствован в различных отраслях рынка труда.

Заключение

На основании вышеизложенного можно утверждать, что основной задачей для участни ков конкурентного рынка является эффектив ное управление развитием персонала. Только в этом случае гарантируется ключевой компонент, которым является развитие человеческого ка питала. Системы сертификации и стандартиза ции деятельности всех категорий персонала дают возможность руководству иметь оперативную информацию о состоянии профессионального уровня каждого работника и принимать своев ременные меры по улучшению использования человеческого капитала. Оценка результатов труда позволяет грамотно выстроить эффектив ную систему его оплаты, а оценка уровня квали фикации дает возможность перейти к целенап равленному обучению сотрудников путем раз работки индивидуальных планов развития, а также выявить персонал, не соответствующий требованиям должностных позиций.

Список использованных источников

1. ГОСТ Р ИСО 10018 2014. Менеджмент качества. Руководящие указания по вовлечению работни ков и их компетентности» [Текст]. – Введен впер вые ; введ. 2015 03 01. – Москва : Стандартин форм, 2015. – 24 c.
2. Коваленко, Т. В. Механизм обеспечения качества управления персоналом украинских предприятий: методика реализации [Текст] / Т. В. Коваленко, И. Б. Швец // Теория и практики управления че ловеческими ресурсами: опыт российских и укра инских компаний : монография / Под общ. ред. Е. В. Михалкиной ; Южный федеральный уни верситет. – Ростов на Дону : Изд во Южного фе дерального университета, 2014. – С. 79–93.
3. ГОСТ ISO 9001 2011. Системы менеджмента ка чества. Требования [Текст]. – Введен впервые ; введ. 2013 01 01. – Москва : Стандартинформ, 2012. – 28 c.
4. Можайский, А. Современный подход к формиро ванию системы сертификации персонала [Текст] / А. Можайский // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2010. № 8. С. 16–23.
5. Зубрицкий, Л. Д. Положение об аттестации персо нала: юридические тонкости [Текст] / Л. Д. Зуб рицкий // Кадры предприятия. 2004. № 9. С. 64–74.