Скандинавская мифология
В этом разделе я раскажу о своём увлечении – о скандинавской мифологии.
Космогония
Вначале была Мировая бездна Гинунгагап. Внутри неё насевере лежала студеная, туманная, пустынная страна под названием Нифльхейм, на юге – жаркая страна Муспелльсхейм где властвовал огненный великан Сурт, вооруженный пламенным мечом. Посредине Нифльхейма бил великий источник всех рек Хвергельмир, скованная страшной стужей, представляла собой ледяные поля и горы, возникшие из вод Эливагара, реки, что протекала там с незапамятных времен. Воды Эливагара были ядовиты, и, когда они застыли, яд инеем выступил на поверхность.
Там, где дымный жар Муспелльсхейма встречался с ядовитой стужей Нифльхейма, иней подтаял, и возник великан, обликом схожий с человеком. Звали его Имир или Аургельмир. Имир начал потеть, и под левой его рукой выросли мужчина и женщина; одна нога зачала с другою сына: так появилось племя инеистых великанов. Имира вскормила молоком первозданная корова Аудумла, тоже возникшая из инея. Корова лизала ледяные глыбы, на вкус соленые: к исходу первого дня из льда в том месте, которое она лизала, выросли человеческие волосы; на второй день – голова; на третий день возник человек. Это был Бури, красивый собою, высокий, могучий. Сыном его был Бор, который взял в жены великаншу Бестлу, дочь Бельторна.
Сыновьями
Бора и
Бестлы были:
Один,
Вили и
Be. Сыновья Бора поссорились с древним великаном
Имиром, и трое сынов Бора убили его. Из раны хлынул такой поток крови, что в нем утонули все остальные инеистые великаны, кроме
Бергельмира и его жены. Один, Вили и Be бросили тело Имира в самую глубь
Гинунгагап и сделали из него землю: из крови великана – море и все воды; из плоти – саму землю, из костей и зубов – горы, валуны и камни. Точно черви, выползли из земляной плоти карлики-цверги, похожие на маленьких людей. Из черепа Имира сыны Бора сделали небосвод, углы которого поддерживали четыре карлика. Земля была округлая, заключенная в кольцо океана. По берегам океана сыны Бора отвели земли великанам
(Етунхейм,
страна великанов
), а весь мир в глубине суши оградили стеною из век Имира и нарекли эту крепость
Мидгард.
Космография
Древо Иггдрасиль
В скандинавской мифологии
Дерево Иггдрасиль – это огромный ясень (по другой версии – тис), который метафорически представляет собой
скелет
обозримого мира. Ветви ясеня Иггдрасиля простерты над всеми мирами и поднимаются выше неба
Фактически
Иггдрасиль и есть сама Вселенная. Миры Иггдрасиля существуют на разных
уровнях
, некоторые – в кроне дерева (как, например,
Асгард и
Альвхейм), другие на уровне ствола
(Мидгард), третьи – в его корнях (например,
Хельхейм и
Свартальвхейм). Однако это более позднее представление о структуре Мирового древа Иггдрасиль (бытовавшее среди фризов). В наиболее ранних эддических текстах, в частности – в
Речах Гримнира
из
Старшей Эдды
говорится о том, что все
ключевые миры
располагаются у корней Ясеня. Один корень уходит в Хельхейм, второй – в Мидгард, третий – в
Ётунхейм. Хотя в Стурлуссоновской Эдде предлагается несколько иной вариант: первый корень Древа Иггдрасиль уходит в Асгард, второй – в
Нифльхейм, третий, опять же, в Ётунхейм. Чем вызваны такие разночтения, не совсем ясно.
Согласно эддическим текстам, корни Иггдрасиля располагаются вовсе не нижней части мироздания, что было бы логичным. Например, в
Видении Гюльви
сказано, что тот корень, под которым находится источник
Урд, находится
на небе
. Иными словами,
Иггдрасиль, значение которого для древних скандинавов, былом, несомненно, очень велико, имеет непростую многоуровневую структуру, которая, возможно, выходит за рамки привычного нам трехмерного мира. Однако корень Урд наиболее известный из всех корней Иггдрасиля. Именно под этим корнем живут три норны, которых зовут
Урд (что значит
судьба
, или
прошлое
),
Верданди (в переводе с древнескандинавского –
становление
, или
настоящее
) и
Скульд (что значит
долг
, или
будущее
). Норны прядут нити людских судеб, они определяют, кому суждено быть великим героем, а кто сгинет в безвестности. И этот образ также неоднозначен, ведь древнескандинавская традиция не была фаталистична, согласно ее канонам человек в любой момент времени сам определял свою судьбу. Норны поддерживали Древо Иггдрасиль, не позволяли ему состариться и погибнуть.
Второй корень
Иггдрасиля известен тем, что, согласно
Младшей Эдде
, возле него находится некий источник мудрости, который стережет
Мимир, величайший из ётунов. Именно Мимиру
Один отдает свой правый глаз, чтобы напиться из источника. После этого ритуала Всеотец пригвоздил себя собственным копьем к стволу Ясеня Иггдрасиль и провисел так девять дней, пока ему не открылось сокровенное знание о рунах. С другой стороны, известна иная легенда, согласно которой Мимир был заложником ванов, позже его убили и обезглавили. В соответствие с этой версии Один отдал свой глаз, чтобы оживить голову Мимира (в
Младшей Эдде
на этот счет сказано, что Всеотец забальзамировал голову великана). Затем Один поместил голову Мимира у источника мудрости и периодически ходил к нему за советом, одновременно черпая знания из источника. Также в Стурлуссоновской Эдде сказано, что Мимир сам пил из источника, зачерпывая воду рогом
Гьяллархорн. Это тот самый рог, который, согласно тексту обоих Эдд, принадлежит
Хеймдалю, так что данный фрагмент также не совсем понятен.
Под третьим корнем
Иггдрасиля находится
Хвергельмир (в переводе с древнескандинавского
Кипящий Котел
). Это толи источник, толи колодец, из которого берут начало все подземные реки, в частности – легендарная река
Гьелль, отделяющая
Хельхейм от
Нифльхейма. Хвергельмир наполняется влагой, что капает с рогов оленя
Эйктюрнира (в переводе с древнескандинавского
с дубовыми рогами
). Эйктюрнир стоит на крыше
Вальхаллы и питается листьями с кроны Древа Иггдрасиль. То есть мы вновь видим достаточно непростую пространственную модель, согласно которой корни Иггдрасиля расположены на разных уровнях.
1. Асгард
На горе в середине вселенной, высоко над миром людей, находится мир богов. Светящиеся залы богов кружатся в небе подобно звездам и двенадцати знакам зодиака. Только те, кто храбр и чист сердцем, смогут поднятся в небо к дворцам Асгарда. Они оседлают радугу и будут бороться бок о бок с богами в конце эры.
Вот так описывается город богов,
Асов в одном из
путеводителей
по скандинавским мирам. Асгард по сути – небесный город, обитель богов-асов. Асы ведут непрерывную войну с низшими богами – ванами, поэтому мощное укрытие от них – необходимость. Кроме богов и богинь, в Асгарде живут коннокрылые девы-воительницы – валькирии.
В Младшей Эдде
рассказывается, что Асгард был построен ётуном-каменщиком
Хримтурсом с помощью своего коня
Свадильфари, и за это асы должны были отдать солнце, луну и богиню
Фрейю. Но
Локи, превратившись в кобылу, отвлёк коня Свадильфари от работы, и, поскольку работа не была выполнена в срок, боги избежали расплаты. А великан был убит
Тором, когда в гневе стал кидать в асов строительные камни.
Все светлые боги жили в одном месте,
Асгарде, но у каждого был свой чертог. У верховного бога
Одина –
Валяскьяльв, дворец с серебрянной кровлей. Неподалеку – в
Вальхалле живут павшие на поле битвы воины –
эйнхерии. У стража богов
Хеймдалля свой чертог –
Химинбьерг, у бога грома
Тора –
Трудхейм. В Асгарде расположена Вальхалла, жилище павших в бою воинов. Асгарду противопоставлен
Мидгард – жилище людей. За пределами
прекрасного
Мидгарда находится другой, пограничный мир –
Утгард, отождествляемый с пустынной страной великанов на краю земли –
Ётунхеймом.
2. Ванахейм
Есть две расы богов.
Ваны
Ванахейма принадлежат старой расе богов, может быть даже более старой, чем
Асы. Они живут в плодородных областях и около моря на западе от
Мидгарда. Ваны известны своей властью над жизнью и счастьем, и семя является их символом.
Фрейр и
Фрейя, – правители Ванахейма и они объеденены в священном браке, который приносит жизнь на плодородную землю.
Сам
Ванахейм расположен к западу от
Мидгарда и
Асгарда. По сути, это мир высших сил, но обстановка здесь более спокойная и умиротворяющая, чем в Асгарде. В первые годы от сотворения мира ваны послали асам женщину
Гулльвейг (что значит
сила золота
), живое воплощение алчности. Бог
Один трижды пытался уничтожить её, и трижды она оживала. В отмщение за оскорбление,
Асы начали войну против
Ванов. Позже боги заключили мирный договор и обменялись друг с другом заложниками. С тех пор некоторые ваны – Фрейр, Фрейя и
Ньёрд поселились в Асгарде, а Асы
Хёнир и
Мимир живут с ванами. Впоследствии Хёнир стал вождем ванов, тогда как Мимиру они отрубили голову и сделали из неё амулет.
Божественная направленность ванов:
- Ньёрд – бог плодородия, ветра и морской стихии, живёт в Асгарде как заложник; отец Фрейра и Фрейи.
- Фрейр – бог лета, урожая, богатства и мира.
- Фрейя – богиня любви и красоты, дочь Ньёрда, ведьма, обучившая асов колдовству.
- Гулльвейг – злая колдунья, послужившая причиной войны асов и ванов.
3. Льёсальфхейм
Льёсальвхейм (Льюсальвхейм, Альвхейм) – это прекрасный мир светлых эльфов, который по своему наполнению и миропорядку схож с Ванахеймом. Объясняется такая особенность тем, что также, как и Ваны, светлые эльфы боготворят природу и все её проявления, начиная от разрушительных бурь и заканчивая безобидным дуновением ветра.
Согласно информации из
Младшей Эдды
,
Альвхейм расположен над плоскостью пространства
Мидгарда (мира людей). Примечательно то, что об населяющих Льёсальвхейм
Альвах говориться очень мало. Так, в
Старшей Эдде
светлых эльфов противопоставляют самим верховным богам асам. А
Младшая Эдда
повествует о разделении эльфов на
светлых и
тёмных. Светлые альвы выбрали местом проживания небесные чертоги, тогда как тёмные предпочитают жить глубоко под землей.
4. Мидгард
Мидгард – один из девяти основных миров в германо-скандинавской мифологии. Первая и, пожалуй, самая главная особенность этого мира заключается в том, что населяют его исключительно смертные создания, люди. Мидгард в этом смысле существенно отличается от любой другой мифологической реальности в представлении скандинавов. Ётуны, к примеру, считают своей родиной Ётунхейм, но неплохо чувствуют себя и в других мирах. Точно также Асы и Ваны без труда посещают мир Мидгард, но вот людям чрезвычайно непросто (практически невозможно) попасть в любой другой мир (при жизни, разумеется).
В этимологическом плане название мира
Мидгард вполне очевидно, с древнескандинавского слово
мид
переводится как
средний
, а
гард
переводится как
огороженное пространство
(позже это слово стали переводить как
крепость
). Таким образом, Мидгард в буквальном переводе звучит как
расположенное посредине огороженное пространство
, а попросту –
Срединная Земля. Да, именно так,
Средиземье Дж. Толкиена – это мир Мидгард, писатель лишь перевел его название с древнескандинавского на английский.
Мидгард – мир смертных, но это ключевой мир великого Древа Миров. Он представляет собой своеобразную
прослойку
, выше располагается блистательный
Асгард, ниже – мрачный
Хельхейм. Между Мидгардом и Асгардом лежит
Альвхейм (мир светлых эльфов), а между Мидгардом и
Хельхеймом –
Свартальвхейм (мир темных эльфов, карликов, гномов или цвергов). Таким образом, Мидгард – мир уникальный, из него можно свободно попасть в любую другую реальность, в том числе – в
Нифльхейм и другие миры, дружественные или враждебные Асгарду.
5. Ётунхейм
Где-то за границей известного мира, на востоке от
Мидгарда, Вы можете услышать звучные и тяжелые шаги гигантов. Они рождены первобытными силами природы и происходят из времени, когда даже боги не родились. Их грубая мощь превзойдена только их мудростью, с древних времён гиганты могут видеть то, что ни боги, ни люди никогда не смогут.
Ётунхейм – земля населённая великанами-ётунами. По легендам этот мир был сотворён асами к востоку от Мидгарда для Бергельмира и его потомков. От Асгарда Ётунхейм отделяет река Ивинг. Ётунхеймом правит король Трим. Основное поселение Ётунхейма – Утгард. Также упоминаются расположенные там Железный лес и Каменные горы. В Ётунхейме расположены Гастропнир – дом Менглад и Тримхейм – дом Тиаци. Часто посещался асами. В сагах упоминается неоднократные путешествия Тора и Локи по Ётунхейму, в том числе и в Утгард.
Бергельмир – великан, который вместе со своей женой пережил убийство Имира. В сагах упоминается, что Бергельмир был сыном Трудгельмира и, соответственно, внуком Имира. Когда асы убили Имира – он оказался единственным, кто построил лодку и не утонул. Позже Асы создали для Бергельмира страну (Ётунхейм) к востоку от Мидгарда. Бергельмир считается прародителем всех ётунов.
6.Нифльхейм
Мир льда на отдаленном севере – очень загадочное место. Среди тумана и льда похоронено семя жизни. Когда жара
Муспельхейма превратит лед
Нифльхейма в поток воды начнётся виток создание. Несмотря на то, что замороженная вода Нифльхейма скрывала искру жизни, это прежде всего место смерти, и мир боится смертельной силы ледяных гигантов, которая родилась здесь в начале времени."
Нифль
– холодный туман, образующий глыбы льда.
Нифльхейм, то есть туманная земля – земля льдов и туманов, местообитание
ледяных (инеистых)
великанов, существовал до всего живого.
В сказаниях говорится, что Нифльхейм находился к северу от бездны Гиннунгагап. А к югу от бездны располагался Муспельхейм.
По преданиям в самом начале времён в Нифльхейме забил родник Хвельгельмир. Мороз же превратил воду в лед, но источник бил не переставая и ледяные глыбы начали продвигаться к Муспельхейму. Когда лед подошел близко к царству огня, то он стал таять. Искры, вылетающие из Муспельхейма, смешались с растаявшим льдом и вдохнули в него жизнь. Так появился Имир, первое живое существо.
Позже Нифльхейм стал страной ледяных великанов. Кроме того в Нифльхейме Асы сотворили Хельхейм (страну мёртвых), отделив его рекой Гьёолль, куда отправили Хель, дочь Локи.
В Нифльхейме из источника Хвельгельмир берут своё начало двенадцать потоков Эливагар. Считается, что вода в этих потоках самая холодная в мире. Тор и некоторые другие Асы иногда посещали Нифльхейм. В Нифльхейме также находится один из корней мирового дерева Иггдрасиль.
7. Свартальфхейм
Тёмные альфы живут под землёй, в пнях и камнях. Среди всех существ во вселенной они лучшие кузнецы. Глубоко внизу под землёй они создают сокровища богов. Они используют металлы из вен земли и создают самые драгоценные вещи. Было сказано, что этот народ может научить Вас секретам алхимии и знанию получения золота из земли.
Свартальфхейм находится между Мидгардом и Хель.
Свартальфхейм – буквально
Дом
Чёрных Альфов
– родина
Цвергов, тех кого принято называть гномами.
Свартальфхейм был создам Асами в одно время с Льюсальфхеймом. Асы создали этот мир для Цвергов, которых они сотворили из червей, появившихся в мясе Имира. (Из мяса этого великана был создан Мидгард).
Свартальфхейм располагается между Мидгардом и Хельхеймом
Тёмные альвы (гномы):
- Альвис – мудрый гном, сватавшийся к дочери Тора и хитростью превращённый в камень.
- Андвари – карлик, владеющий сокровищами Нибелунгов.
- Брок – помогал Синдри в работе, не переставая, раздувал огонь кузнечными мехами.
- Бил – сын Видфина.
- Видфин – гном, отправивший своих сыновей добыть мёд из медового фонтана.
- Галар – упоминается, как изготовитель
мёда поэзии
. - Двалин – выковал копьё Гунгнир, ожерелье Брисингамен, корабль Скидбладнир и золотые волосы для Локи, который затем отдал их Сиф.
- Отр – сын Хрейдмара.
- Регин – сын Хрейдмара.
- Синдри – выковал молот Мьёльнир, вепря Гулиннбурсти и кольцо Драупнир.
- Фафнир – сын Хрейдмара.
- Фьялар – упоминается, как изготовитель
мёда поэзии
. - Хрейдмар – герой-колдун, которому в качестве выкупа за убийство сына асы передали сокровища Нибелунгов, проклятые Андвари.
- Хьюки – сын Видфина.
- Эйтри – брат Синдри и Брока.
8. Хельхейм
Хельхейм – буквально Владения Хель – один из девяти миров, мир мёртвых, в котором властвует безобразная Хель, дочь Локи и великанши Ангрбоды (Вредоносной), одно из трёх хтонических чудовищ. В Хельхейм великаншу Хель низверг бог Один , потому она там и властвует.
Это холодное, темное и туманное место, куда попадают все умершие, кроме героев, принятых в эйнхерии. Хельхейм расположен в Нифльхейме, на самом низком уровне вселенной. Он окружён непроходимой рекой Гьёолль. Ни одно существо, даже из богов, не может вернуться из Хельхейма. Вход в Хельхейм охраняется Гармом, чудовищной собакой, и великаншей Модгуд.
Хермод – единственный, кто был в Хельхейме и вернулся обратно.
Наиболее известное упоминание о Хели связано с мифом об убийстве Бальдра, который после смерти оказался в её царстве. Она согласилась исполнить просьбу Хермода и освободить Бальдра, но лишь в том случае, если каждое живое существо оплачет его. Из-за козней Локи это условие не было выполнено, и Бальдр остался в Хельхейме.
Кроме того в сагах, Хель упоминается как одна из противниц Асов во время Рагнарёка. Древние скандинавы верили, что в последней битве она поведёт армию мертвецов на штурм Асгарда.
В день Рагнарёка из Хельхейма на корабле Нагльфар воинство Хель вплывет для сражения с Асами.
Другие названия:
- Нифльхель (Туманная Хель)
- Хель (короткий вариант по имени хозяйки)
- Хельгард (Земля Хель) один из девяти миров, мир мёртвых, в котором властвует Хель.
9. Муспельхейм
На юге находятся силы хаоса и разрушения. Невероятная жара Муспельхейма очень скоро сожжёт мир и превратит его в прах. Огненный гигант
Сурт со своими стаями идёт на встечу с богами во время последней битвы в
Рагнарек. Но колесо судьбы повернётся ещё раз и из праха вырастет новый мир.
Муспельхейм, то есть огненная земля – страна огненных великанов, огненное царство, вход в которое, по преданию, охраняет великан
Сурт
(Чёрный
).В конце времён сыны Муспелля проскачут через
Мюрквид (мифический Тёмный Лес
) к
Биврёсту, и от их скачков разрушится
радужный мост асов.
В Муспельхейме живут огненные великаны, вместе со своим повелителем Суртом. Муспельхейм существовал вместе с Нифльхеймом ещё до появления всего живого.
По легендам, искры из Муспельхейма породили жизнь в талой воде. Также из искр асы создали звезды. Часть звезд они укрепили неподвижно, другие же, для того чтобы узнавать время, разместили так, чтобы они двигались по кругу, обходя его за один год.
Скандинавские боги
Один
Один или
Вотан,
Водан
(всеотец
,
воитель
), верховный бог скандинаво-германской мифологии, сын
Бора и
Бестлы, внук
Бури. Его культ был особенно популярен у викингов, в связи с чем период его расцвета приходится на VIII и IX столетия. Мореходы и пираты Севера поклонялись бoгy, любящему битвы, и верили, что в
Вальхалле, принадлежащем Одину крытом серебром жилище, этот одноглазый бог собирает рать
эйнхериев,
доблестно павших
воинов.
Похоже, что именно тогда Один потеснил
Тюра, первоначально бога неба германо-скандинавской мифологии. Тюр остался
богом битвы
, а Один взял под свое покровительство воинскую элиту. Лишь он мог во время сражения приводить дружинников в состояние неистовой ярости, когда они лишались чувства страха и ощущения боли. Имя Одина означает шаманский экстаз, одержимость, близкую боевому ражу ирландского героя
Кухулина. То, что именно Один занял место верховного бога, показывает, какую важную роль в жизни северян играла война.
Следует, однако, отметить, что сам бог не был подвержен воинственному экстазу; он был, скорее всего, сеятелем военных раздоров. Помимо власти над дружинами смертных и
доблестно павших
, Один считался богом магии и мудрости. Как старейший из богов, он был почитаем ими как отец.
Один стоял во главе валькирий, исполнительниц его воли на полях сражений. Однажды Брунхильд, помогая Сигмунду, отказалась повиноваться Одину. В наказание Брунхильд должна была пребывать на вершине холма, пока ее не полюбит смертный. Позже бог смягчил кару, окружив Брунхильд огненным кольцом, пройти которое мог храбрейший из героев. Сыновьями Одина считались среди прочих Тор, Бальдр, Хед и Вали.
С приближением Рагнарёк мудрый и ясновидящий Один становился все более озабоченным. Если в скандинавской мифологии вселенная очищается кровью инеистого великана Имира, поскольку божественные братья, Один, Вили и Ве, убив великана, создают из его тела мир, то финалом существования мира должна стать битва богов и чудовищ, и как итог – всеобщая гибель. Предвестием Рагнарёк стала смерть Бальдра. Один был бессилен предотвратить катастрофу. Единственным утешением ему служило знание, что возродившийся Бальдр займет его место в новом мире, на новой земле, которая поднимется из морской пучины. Рост численности собранной в Вальхалле дружины служил залогом успешной подготовки к Рагнарёк, поскольку эйнхерии должны были участвовать в этой последней битве в долине Вигрид. где погибнут и все люди. Самого Одина должен проглотить чудовищный волк Фенрир, мерзкий отпрыск бога огня Локи и великанши Ангрбоды.
Тор
Тор (громовник
), в германо-скандинавской мифологии бог грома, бурь и плодородия. Он был одним из сыновей верховного бога
Одина и богини земли
Ёрд или
Фьёргюн. Название боевого молота бога,
Мьёлльнир, могло некогда означать слово
молния
. Нельзя не заметить, что Тор, злейший враг великанов, имел с ними много общего. Рыжебородый богатырь был весьма энергичен и обладал невероятным аппетитом – за один присест съедал быка. Тор любил меряться силой со всеми. Его огромную бронзовую колесницу тащили по небу два козла, которых звали
Тангниостр
(скрежещущий зубами
) и
Тангриснир
(скрипящий зубами
).
В волшебное снаряжение Тора входили: молот (боевой топор-молния), железные рукавицы, без которых нельзя было удержать рукоять раскаленного докрасна орудия, и пояс, удваивающий силу. Молот Мьёлльнир, выкованный для бога братьями-карликами (цвергами), символ созидательных и разрушительных сил, источник плодородия и удачи, имел массивный боёк, короткую ручку и всегда попадал в цель. С раскаленным молотом и поясом силы Тор был непобедим.
Правда, он был не в силах предотвратить
Рагнарёк, день всеобщей гибели, но смог избавить мир от змея
Ёрмунганда.
Тора постоянно сопровождал бог огня
Локи, который обычно держался за пояс громовника. Вместе они испытали множество приключений, причем Тор не мог отрицать, что в некоторых случаях изворотливость и ловкость Локи заставляли великанов быть настороже. Примером этому – история с волшебным молотом Тора, похищенным великаном
Трюмом. Новый хозяин в качестве выкупа запросил за молот ни много ни мало – руку богини плодородия
Фрейи. Локи уговорил Тора переодеться в платье Фрейи и вместо нее пойти к Трюму. Несмотря на волчий аппетит
невесты
, удививший жениха,
служанка
(это был Локи) представила
невесту
образцом девичьей скромности. Обрадованный Трюм передал Тору молот, а тот, избив великана, восстановил свою репутацию, слегка подмоченную фактом переодевания в женское платье.
Еще одно приключение Тора в стране великанов также связано с Локи. В земле людей, Мидгарде, Тор нанял слуг, Тьяльви и Рёскву, брата и сестру. Случилось это так. Поскольку козлы Тора служили источником неисчерпаемой пищи, на ночлегах громовник убивал и жарил их, оставляя нетронутыми только кости, а затем возвращал животных к жизни.
Во время обеда в крестьянском доме сын хозяина, Тьяльви, ослушался бога и, добираясь до костного мозга, разгрыз одну из костей. Наутро Тор волшебным молотом вернул козлов к жизни и заметил, что один из них охромел. Так, в качестве выкупа, Тьяльви и Рёсква навечно стали его слугами. Не доходя до Ётунхейма, Тор, Локи, Тьяльви и Рёсква заночевали в огромном пустом доме.
Утром они поняли, что приняли за дом большой палец рукавицы великана по имени
Скрюмир
(огромный
). От ударов молота по голове спящий великан отмахивался, словно от упавшего сухого листа. Добравшись до стен
Утгарда, путешественники были изумлены величиной крепости. Ее обитатели, великаны, устроили несколько состязаний, в которых
Локи,
Тор и
Тьяльви не сумели победить. Сначала бог огня проиграл состязание кто быстрее ест; затем Тьяльви остался далеко позади в соревнованиях по бегу; Тор не смог осушить рог, наполненный хмельной влагой, поднять кошку и даже не сумел побороть
Элли,
старую-престарую женщину
. Покидая Утгард, Тор признал свое поражение, но предводитель великанов поведал ему, что все это – колдовство. Выяснилось, что Локи соревновался с огнем, Тьяльви – с собственной мыслью, а Тор пытался выпить океан, поднять в воздух мирового змея
Ёрмунганда и побороть старость. Тут Утгард внезапно исчез. Только тогда Тор понял, что Скрюмир и Утгард были иллюзиями, колдовством, к которому прибегли устрашенные великаны.
Боевой молот Тора, Мьёлльнир, служил богам защитой от великанов и обладал многими волшебными свойствами: влиял на плодородие и смерть, мог возвращать к жизни животных, благословлял браки. Все мифы с участием Тора свидетельствуют о неограниченных разрушительных возможностях его молота; подобно индийскому богу грома и молнии Индре, Тор был сокрушителем зла, а в скандинавской мифологии мировое зло олицетворяли великаны-ётуны. В день Рагнарёк Тор принял смерть от отпрыска Локи, змея Ёрмунганда. Громовник снес уродливую голову чудовища и, отойдя от него всего на девять шагов, утонул в потоке яда, изрыгавшегося из разверстой пасти мертвой твари.
Тюр
Тюр (или другие имена этого божества северных земель – Тир, Тиу, Тиваз), в германо-скандинавской мифологии бог битвы, сын Одина и его жены Фригг, один из древнейших богов северных народов Европы. Его культ был тесно связан с культом Одина, и им обоим приносили в жертву повешенных. Вероятно, первоначально Тюр был богом неба, чьи полномочия позднее перешли к Одину и Тору.
Волшебное копье
Одина –
Гунгнир, всегда попадающее в цель, могло некогда принадлежать
Тюру, о чем свидетельствует обычай викингов перед началом рукопашной схватки забрасывать копья за спины противников, а также последние археологические находки великолепно орнаментированных копий, посвященных
мудрому и самому смелому богу
Тюру.
Один из мифов о Тюре связан с Фенриром. Этот чудовищный волк вырос таким сильным, что боги решили посадить его на цепь. Обычные цепи не удерживали зверя, а чтобы Фенрир согласился надеть на себя волшебные цепи, Тюру пришлось в знак доверия положить ему в пасть свою правую руку.
Когда волк понял, что не в силах порвать узы, он откусил руку, а боги долго смеялись над страданиями Тюра. Понижение Тюра в иерархии богов может быть связано именно с увечьем. В последней битве перед концом мира Тюр сражался с демонским псом Гармом, и они убили друг друга.
Фрейр
Фрейр
(господин
), в скандинавской мифологии бог плодородия, обеспечивавший солнечный свет, дождь, обильные урожаи и мир, сын бога моря и ветра
Ньёрда и брат-близнец богини плодородия, любви и красоты
Фрейи. Фрейр вместе с Одином и Тором стояли во главе патриархальной общины богов, поскольку после примирения ванов с асами, молодым поколением богов, ваны Фрейр, Ньёрд и Фрейя в качестве заложников мира переселились в
Асгард. Фрейр был владельцем чудесного вепря
Гуллинбурсти
(золотая щетинка
) и чудесного корабля
Скидбладнир
(сделанный из дощечек
), вмещающего любое количество воинов.
Миф о Фрейре основан на истории его женитьбы на Герде, дочери морского великана Гюмира. Фрейр, ласковый бог лета, издали увидев лучезарную великаншу Герду полюбил ее с первого взгляда и, не зная, как добиться расположения девушки, заболел.
Ньёрд, узнав о сердечных страданиях юноши, отправил верного слугу
Скирнира
(сияющего
) в
Ётунхейм, страну великанов, пообещав ему волшебного коня и меч. В дар невесте Скирнир вез молодильные яблоки, умножающее богатство кольцо
Драупнир и сверкающий портрет
Фрейра на роге, наполненном медом.
Ему было велено без Герды в Асгард не возвращаться. Добравшись до чертогов Гюмира, Скирнир пытался уговорить Герду ответить на любовь Фрейра в обмен на одиннадцать яблок вечной молодости. Когда девушка отвергла подарок и не прельстилась волшебным кольцом Одина, Скирнир пообещал отрубить ей голову, но угроза не подействовала на Герду.
Тогда посланец бога моря и ветра Ньёрда посулил наложить на нее заклятие уродства и вечного изгнания, и это решило дело. Прекрасная Герда согласилась встретиться с Фрейром через девять дней. Оказавшись рядом с пылавшим страстью богом, ледяное сердце неприступной красавицы Герды оттаяло.
Фрейр обрел свое счастье, правда, это стоило ему коня и меча, подаренных Скирниру, хотя волшебный клинок, символ солнечного луча, способный самостоятельно рубить головы великанам, мог бы сослужить ему добрую службу в день последней битвы богов Рагнарёк.
Бальдр
Бальдр в скандинавской мифологии юный бог из асов, любимый сын Одина и Фригг, богини земли и воздуха. Прекрасного Бальдра называли мудрым и смелым, а его любящая и нежная душа излучала свет. Неожиданно юноше стали сниться зловещие сны, предвещавшие смерть. Обеспокоенный Один оседлал своего восьминогого жеребца Слейпнира и отправился в царство мертвых. Колдунья-провидица поведала ему, что Бальдр погибнет от руки собственного брата, слепого бога Хёда. Опечаленный новостью, Один вернулся в Асгард, но его жена Фригг придумала, как спасти Бальдра. Богиня обошла все девять миров и взяла клятву у всех существ и вещей, что они не принесут ее сыну вреда. Исключением стал побег омелы, не принятый ею во внимание. В Асгарде все, кроме бога огня Локи, радовались спасению юного бога. Обозленный избавлением Бальдра от опасности, Локи обернулся старухой и отправился в покои Фригг, где выяснил, что омела клятву не давала.
И когда боги забавлялись метанием копий и камней в ставшего неуязвимым Бальдра, злокозненный Локи подсунул слепому Хёду прут из омелы. Побег пробил грудь Бальдра, и бог упал замертво. Фригг попыталась вызволить сына из царства мертвых. По ее просьбе Хермод отправился туда выкупать Бальдра. Пока Хермод находился в пути, тела Бальдра и его жены Нанны, умершей от горя, перенесли на погребальную ладью, подожгли и столкнули в море. В нижнем мире отважный Хермод нашел брата, занявшего высокое положение среди мертвых.
Царица подземного мира
Хель, дочь
Локи, согласилась отпустить
Бальдра, если все живое и мертвое в девяти мирах станет оплакивать его. Во все концы света были посланы гонцы, и вскоре рыдали даже камни. Лишь старая великанша
Тёкк отказалась плакать, заявив:
Пусть Хель останется то, что у нее есть
.
Опечаленные боги не сразу распознали в Тёкк злобного Локи. Так Бальдр навсегда остался в царстве Хель. Скандинавы верили, что возрождение Бальдра произойдет после дня Рагнарёк, когда из моря поднимется новая зеленая земля.
Хеймдалль
Хеймдалль или Хеймдалр, в скандинавской мифологии сын Одина и девяти матерей, страж богов, обитающий у края мира. Его обязанностью была охрана радужного моста Биврёст, соединявшего Асгард с Мидгардом (небо с землей), от великанов-ётунов.
Первоначально он, возможно, являлся всеведущим богом неба, слышал, как растет трава и овечья шерсть, и видел за сотню миль. Хеймдалль – владелец золотого рога Гьяллархорн, звук которого будет услышан во всех уголках мира. Звук его рога возвестит о начале Рагнарёка, во время которого Хеймдалль должен погибнуть в поединке с Локи.
По некоторым толкованиям, Хеймдалль, видимо, связан с мировым древом Иггдрасилъ и его место располагалось на верхушке ясеня, выше самой высокой радуги. Он мог принимать облик Рига, смертного первопредка трех социальных групп – знати, свободных крестьян и рабов. Под именем Рига бог по очереди посетил три дома в Мидгарде, и рожденные от него пригожие дети становились конунгами, крепыши – крестьянами, а уродцы – рабами.
Хермод
Хермод
(мужественный
), в скандинавской мифологии сын
Одина и брат
Бальдра, который исполнял обязанности вестника и посланца богов. Кроме того, Хермод, видимо, имел отношение к подземному царству, так как именно ему поручили отправиться к
Хель просить о вызволении умершего Бальдра.
Храбрый бог поскакал туда на коне Одина, восьминогом Слейпнире. Прибыв в чертоги властительницы подземного мира, Хермод узнал, что его брат успел занять высокое положение в царстве мертвых. Посланец богов поведал Хель о цели своего приезда.
Владычица подземного царства согласилась отпустить Бальдра, если все существа и вещи на свете станут оплакивать его, а также разрешила Хермоду вернуть в Асгард чудесное кольцо Одина, которое тот в порыве отчаяния надел на палец мертвого сына.
Однажды Хермод чуть не погиб по дороге в Мидгард, землю людей. Обеспокоенный предсказаниями о своем будущем, Один послал его в чужедальние края к финскому мудрецу Росстьофу за советом. С помощью волшебства Хермод был спасен и поспешил вернуться в Асгард, чтобы успокоить отца. В греческой мифологии ему в некоторой степени соответствует вестник богов Гермес.
Локи
Локи, в скандинавской мифологии зловредный бог, злокозненный плут из асов, любитель менять обличье. Он начинал с шалостей и проказ, но со временем стал истинным воплощением зла и ускорил Рагнарёк, гибель богов и всего мира.
Локи просто не мог удержаться, чтобы не сплутовать и не поставить богов в трудное положение. Однако его смекалка часто выручала их из смертельной опасности, взять хотя бы историю с похищением хранительницы молодильных яблок Идунн. Именно Локи виновен в смерти светоносного бога Бальдра: он вручил несущую гибель стрелу из омелы слепому богу Хёду.
Порой Локи, спасаясь, готов был пожертвовать жизнью любого бога, как в случае с громовником Тором. Когда Локи заманил безоружного Тора в чертог великана Гейррёда, то лишь одолженные доброй великаншей Грид чудесный посох и железные рукавицы спасли Тора от гибели. Локи обманул приятеля единственно потому, что такова была цена, назначенная Гейррёдом за его собственное освобождение.
Неосмотрительно убив Отра в обличье выдры, Локи пытался умилостивить отца убитого юноши, для чего ему пришлось похитить сокровища злобного карлика-цверга.
Тот же Локи придумал рискованный план, как заполучить молот Тора, украденный карликами и попавший в руки великана Трюма. Злокозненный бог узнал, что за молот исполину нужно отдать в жены богиню плодородия Фрейю, и уговорил Тора отправиться к Трюму в ее одежде. Когда Трюм показал мнимой невесте молот, Тор в мгновение ока выхватил у него свое оружие и уложил на месте всех великанов.
Боги мирились с присутствием Локи в Асгарде даже после того, как он подстроил убийство сына Одина, Бальдра. Но когда Локи на пиру у морского великана Эгира стал изводить всех своими оскорблениями и насмешками, терпению богов пришел конец. Пытаясь ускользнуть от разъяренных гостей, Локи превратился в лосося, но с высоты Асгарда Один заметил рыбу, спрятавшуюся в водопаде. Локи схватили и связали кишками его собственного сына, а великанша Скади, жена Ньёрда, повесила над головой бога змею, источавшую жгучий яд, который капал ему на лицо. Так он и дожидался Рагнарёк.
В последней битве богов и чудовищ Локи должен был возглавить воинство зла и встретить смерть от руки бога Хеймдалля. Локи был женат дважды, сначала на великанше Ангрбоде, которая родила чудовищ Фенрира, Ёрмунганда и Хель; все трое унаследовали темные стороны характера отца. Второй супругой была Сигунн, от которой у него было двое сыновей, Вали и Нарви. Несмотря на все злодеяния мужа, Сигунн осталась верна ему и облегчала его страдания, подставив чашу под капающий яд. Но когда чаша наполнялась и жена отходила опорожнить ее, яд капал на лицо Локи, заставляя его отчаянно содрогаться, что по поверьям являлось причиной землетрясений.
Скандинавские богини
Фригг
Фригг или
Фрия
(возлюбленная
), в германо-скандинавской мифологии богиня брака, любви, семейного очага, олицетворение женского начала в природе, жена
Одина
(Водана), восседающая рядом с ним на троне
Хлидскьяльве, откуда божественные супруги могли обозревать все девять миров. Согласно текстам
Младшей Эдды
, от Одина и Фригг происходит род асов. Фригг,
обладая знанием судьбы, никогда не предсказывала ее
.
Когда Бальдра, ее любимого сына, мучили тревожные сны, Фригг взяла клятву у всех вещей и существ, что они не причинят ему вреда. Исключением явился побег омелы, не принятый ею во внимание. Это оказалось ошибкой, потому что слепой Хёд по наущению бога огня Локи бросил в Бальдра прут омелы и нечаянно убил его. Фригг пыталась вызволить сына из царства мертвых, но потерпела неудачу, поскольку злокозненный Локи отказался оплакать Бальдра.
Преданная жена и мать, Фригг имела много общего с Фрейей, вероятно, обе богини вели свой род от божественной матери-земли.
Идунн
Идунн
(обновляющая
), в скандинавской мифологии богиня-хранительница чудесных молодильных яблок. Ее мужем был сын
Одина, бог красноречия
Браги. Волшебную яблоню лелеяли и охраняли три мудрые норны. Только богине весны Идунн позволяли они собирать чудесные плоды. Из своего неистощимого ларца Идунн раздавала золотые яблоки, благодаря которым боги сохраняли вечную молодость.
Эти драгоценные дары хотели похитить великаны, желавшие лишить богов их силы и юности. Однажды бог огня Локи попал в плен к великану Тьяцци, и в обмен на свободу пообещал украсть у Идунн золотые яблоки.
Вернувшись в Асгард, Локи рассказал Идунн о яблоках, якобы имевших еще более чудодейственные свойства и найденных им неподалеку. Доверчивая богиня отправилась с ним в лес, где в обличье орла ее поджидал Тьяцци. Когтистыми лапами он схватил Идунн вместе с ее яблоками и унес в Етунхейм, землю великанов. Утрата яблок сразу состарила богов, глаза их затуманились, кожа стала дряблой, разум ослабел. Над Асгардом нависла угроза смерти.
В конце концов Один собрал остатки сил и нашел Локи. Угрожая ему смертью, он приказал предателю немедленно вернуть Идунн и чудесные яблоки. Локи, обернувшись соколом, полетел во владения Тьяцци, превратил Идунн в орех и вернулся с ней домой. Великан в обличье орла пустился следом за ними и попытался настичь беглецов, но, перелетая через высокие стены Асгарда, сгорел в пламени разведенных на стенах костров и превратился в горстку пепла. Локи вернул Идунн ее настоящий вид, и она раздала больным богам яблоки.
Сиф
Сив или Сиф, в скандинавской мифологии богиня, супруга Тора. От первого брака у нее был сын Уль, бог лучников и лыжников. Сив славилась своими чудесными золотыми волосами (видимо, символом плодородия). Известен миф о том, как Локи срезал ей волосы, а затем по требованию Тора заставил цвергов выковать для Сив волшебный парик из золотых нитей, который выглядел замечательно: даже самый слабый ветерок развевал густые золотые пряди, и, кроме того, волосы сами росли на голове.
Решив сделать богам приятное и оставить их у себя в долгу, карлики использовали оставшийся в горне жар для изготовления складного корабля Скидбладнир для бога плодородия Фрейра и волшебного копья Гунгнир для Одина.
Возвращаясь из кузницы в обитель богов Асгард с париком, кораблем и копьем, Локи встретил братьев-карликов Брокка и Эйтри. Они оценили мастерство, с которым были изготовлены эти чудесные вещи.
Локи предложил им выковать нечто лучшее и даже поспорил на свою голову, что превзойти цвергов им не удастся. Задетые за живое, братья изготовили для Тора волшебный молот Мьёлльнир, грозу великанов. Страдания красавицы Сив, лишившейся по злой прихоти Локи густых волос, отождествлялись скандинавами с зимой, когда на полях вместо золотой нивы остается стерня.
Фрейя
Фрейя или
Фреа
(госпожа
), в скандинавской мифологии богиня плодородия, любви и красоты, дочь
Ньёрда и сестра
Фрейра. Величайшей драгоценностью Фрейи было ожерелье
Брисингамен, купленное ею за четыре ночи любви с изготовившими его карликами. Красота голубоглазой богини покорила множество поклонников, включая
Оттара, потомка
Сигурда, превращенного ею в вепря, чтобы всегда держать у себя в
Асгарде.
Фрейя – постоянный объект вожделения ётунов Трюма и Хрунгнира, строителей Асгарда. Как и все ваны, она разбиралась в магии и даже могла летать. Например, пролетая над землей, богиня разбрызгивала утреннюю росу и летний солнечный свет, из ее золотистых кудрей сыпались весенние цветы, а слезы, падая на землю или в море, превращались в янтарь.
Разыскивая своего пропавшего мужа Одра (возможно, ипостась Одина), Фрейя в сопровождении стайки духов любви облетела все небеса; однако она часто передвигалась и на колеснице, запряженной ласковыми кошками; так она приехала на похороны Бальдра.
У
Фрейи, согласно некоторым мифам, есть две дочери –
Хнос
(драгоценный камень
) и
Герсими
(сокровище
), а отдельные источники утверждают, что именно она научила богов
Асгарда чарам и заклинаниям ванов.
Вместе с тем считалось, будто Фрейя ежедневно делит с Одином павших воинов, словно валькирия, что противоречит ее характеристике как богине из ванов и что свидетельствует о смешении Фрейи с Фригг.
Хель
Хель, в скандинавской мифологии хозяйка подземного царства мертвых Хельхейм, одно из трех чудовищ, порожденных великаншей Ангрбодой от бога Локи. Наиболее известен миф о том, как Хермод, сын Одина, отправился к Хель просить о вызволении умершего Бальдра.
В подземном царстве она – полновластная хозяйка, и даже Один не смог заставить Хельv вернуть его любимого сына Бальдра. Ее братья, волк Фенрир и змей Ёрмунганд, не уступали ей в омерзительности, но именно свирепая Хель и ее владения были заимствованы христианами для обозначения ада. Вечный холод, болезни и голод мира Хельхейм находились в разительном контрасте с времяпрепровождением павших воинов эйнхериев, пирующих в Вальхалле.
Подданные царства мертвых
Хельхейм бессловесно служили своей полуразложившейся повелительнице с головой и телом живой женщины и одновременно с кожей и ногами трупа. Трон ужасной
Хель назывался
Одром болезни, а ее подданными становились
все, кто умер от хворей и старости
, а также бесславно погиб в бою.