Баскетбол в моей жизни
В данный вид спорта я пришел в возрасте 13 лет. В то время я занимался футболом. С баскетболом я был знаком лишь благодаря урокам физкультуры. В холодное время года нам не разрешали в спортзале играть в футбол, и поэтому мы играли в баскетбол и волейбол. Быстрая, динамичная игра на больших скоростях являлась мне по душе. Тогда я и решил попробовать себя в этом виде спорта, совмещая как футбол, так и баскетбол. После того, как я попал на свои первые тренировки, а они проходили на базе моей школы, мне они так нравились, что в скором времени я начал забывать о футболе. В возрасте 14 лет я уже полностью посвятил себя баскетболу.
Немного истории баскетбола
А начиналось это так: знаменательной зимой 1891 года студенты колледжа Молодежной Христианской Ассоциации в городе Спрингфилд (штат Массачусетс), томились от тоски на занятиях по физическому воспитанию. Им приходилось постоянно выполнять комплекс бесконечных гимнастических упражнений, которые в то время считались единственным средством физического воспитания молодежи в учебных заведениях. Необходимо было срочно положить конец однообразию таких занятий, внести в них свежую струю, которая смогла бы удовлетворять соревновательные способности сильных и здоровых молодых людей.
Выход из создавшейся тупиковой ситуации нашел скромный преподаватель физического воспитания колледжа по имени Джеймс Нейсмит, которого считают сегодня родоначальником современного баскетбола. На занятии по физической культуре, 1 декабря 1891 года он решил привязать две корзины из-под персиков к перилам балкона спортивного зала. После этого он разделил восемнадцать студентов на две команды, и предложил им новую игру, смысл которой сводился к тому, чтобы за определенный отрывок времени забросить как можно больше мячей в корзину команды соперника. Начало было положено. Вряд ли предполагал тогда доктор Нейсмит, какое большое будущее ждет его детище.
Как рассказывал позже сам Нейсмит, идея этой игры зародилась у него еще в школьные годы, когда он будучи ребенком, играл в старинную детскую игру под названием ”duck – on – a – rock.“ Смысл этой популярной детской игры заключался в том, что сначала вверх подбрасывался сравнительно небольшой камень, который необходимо было поразить броском несколько меньшим по размеру камнем.
Новая игра получила название “баскетбол” (от английских слов basket – корзина и ball – мяч). В своем начале эта игра лишь отдаленно напоминала то фантастическое зрелище, которое известно нам сегодня под этим именем. В самом начале ведения мяча не существовало, играющие стороны только перебрасывали мяч друг другу, стоя на одном месте, и старались забросить его в корзину. Бросок осуществлялся обеими руками снизу или от груди. После удачного броска кому-нибудь из игроков приходилось забираться на приставленную к стене лестницу, и доставать из корзины закинутый мяч. С нашей точки зрения эта игра показалась бы вялой и неинтересной. Но доктор Нейсмит задался целью создать коллективную игру, в которой принимало бы участие большого количества игроков, и на то время его изобретение отвечало его задумке. [1]
Первые игры и соревнования
Спустя полгода тренировок я провел свою первую игру. Игра была товарищеская. Мы командой поехали в ОШ №53, на тот момент там была одна из сильнейших команд г. Макеевки. И мы дружно эту игру проиграли со счетом 100:16. Кроме досады эта игра ничего не вызывала. Но последствия такого результата мотивировали серьезнее относиться к тренировочному процессу. В последующие несколько лет в моей жизни было много различных турниров и кубков, которые мы начали выигрывать спустя 2 года тренировок. Команда была в роле «догоняющей», потому что на тот момент другие ребята тренировались уже по 3, 4 и более лет, а нас недавно только собрали. В значительном прогрессе коллектива играла большая роль моих тренеров Винокурова О.В. и Цыкаловой К.С., которые приложили максимум усилий для стремительного прогресса команды.
Школьная баскетбольная Лига шахтерских городов
Первые главные победы пришлись на 2012-2013 гг. На тот момент был запущен проект «Школьная баскетбольная Лига шахтерских городов», инициатором которого был Головин О.Н. при поддержке народных депутатов Виталия Борта и Валерия Омельченко. Этот проект можно по праву назвать уникальным для наших стран постсоветского пространства. Примером данного проекта служил школьный баскетбол в США. Суть заключается в том, что на базе каждой более-менее крупной школы создается баскетбольная команда, к которой закрепляется профессиональный тренер. Дети, обучающиеся в близлежащих школах, в которых нет баскетбола, могут прийти в баскетбольную команду соседней школы имеющей своего профессионального наставника. Все тренировки бесплатные. Главной задачей такого проекта является популяризация баскетбола и вынесение его, скажем так, в «массы». Баскетбол в наших постсоветских странах имеет какой-то закрытый характер. Путь от обычного мальчика до взрослого профессионального спортсмена преимущественно лежит через академии профессиональных клубов, таких как БК «Донецк», БК «Азовмаш» и др. Таким образом, из-за такого подхода теряется много талантливых игроков, многие из которых даже не пробовали начинать играть в баскетбол. Школьная баскетбольная лига, в свою очередь, дает такую возможность каждому желающему ученику проявить себя и быть замеченным скаутами профессиональных команд. Более подробно о данном чемпионате можно узнать тут [2].
Мне посчастливилось принимать участие в данном проекта на протяжении двух сезонов 2012-2013 гг. и 2013-2014 гг. играя за команду БК «Ильичевец» в последствие переименованную в БК «Зарево». Мы прошли весь сезон, без поражений, вышли в серию плей-офф на правах фаворита и прошли в финал. В Макеевке на малой арене БК «Донецк» (ДЮСШ №5) состоялись финальные игры Школьной баскетбольной Лиги шахтерских городов, стартовавшей осенью 2012 года. В воскресенье, после двух дней напряженных матчей, сдавать позиций, в которых соперники не собирались и сражались, в прямом смысле, до последней секунды, был определен и первый победитель Чемпионата школьной баскетбольной Лиги. Минуту славы пережила команда «Зарево» (ОШ №108, Макеевка). Всего два очка отделили от первого места серебряных призеров чемпионата, команду «Ханженковские львы» (ОШ №72, Макеевка). [3]
Студенческий баскетбол
Студенческий баскетбол является неотъемлемой и очень важной составляющей частью баскетбола. Эталоном студенческого баскетбола можно считать студенческий баскетбольный чемпионат в США NCAA (Национальная ассоциация студенческого спорта). Там это выведено на совершенно «космический» уровень. Сначала проходят турниры конференций, всего их 31. Победители этих турниров попадают в следующий этап, к ним присоединяются 32 команды согласно действующему рейтингу и еще одна команда, одержавшая победу в дополнительном стыковом матче. Полученные 65 команд попадают в плей-офф (в Америке эта стадия называете «мартовским безумием»), где команды играют до одного поражения. Дойдя до полуфиналов, начинается самое интересное, а именно Финал Четырех. Здесь играется всего три встречи, то есть, оба полуфинала и собственно сам финал, игры за третье место не проводится. Стоит, наверное, рассказать и о специфических правилах проведения матчей. Игра поделена на два отрезка, по двадцать минут каждая. К тому же, в отличие от НБА, здесь разрешены все виды зонный защиты, а трехочковая линия всегда располагается на шестиметровой отметке (в НБА каждый год меняют это расстояние). Говоря о популярности NCAA в Америке, нельзя ни сказать о Финале Четырех. Это грандиозное событие проходит в одном городе и на одной баскетбольной арене. На такое событие приходят посмотреть более 60 тысяч зрителей, за редким исключением, не все арены могут вместить такое количество болельщиков. Но и это еще не все, три игры Финала Четырех собирают телеаудиторию больше, чем финальная серия игр НБА! [4]
Что касается нашего студенческого баскетбола, то тут не все так ярко. Но, тем не менее, он есть. Каждый год примерно в апреле месяце стартует студенческая универсиада по баскетболу. Ранее проходил чемпионат в три этапа. Первый этап - региональный (игры в рамках области - группы). Второй этап - дивизион, игры (один тур) среди восьми команд, которые попали во второй этап по квотному принципу из областей, входящих в состав каждого дивизиона. Всего четыре дивизиона: Запад, Центр, Восток, Юг. Третий этап - финальная часть Лиги. Восемь команд, занявшие первые 2 места в дивизионе, разыграют звание чемпиона Студенческой лиги в финальном турнире. Участия принимали команды ВУЗов со всех регионов Украины. В настоящее время в нашем регионе, в связи с понятными для всех причинами, универсиада по баскетболу проводится среди Донецкой и Луганской областей. Принцип проведения остался прежним, только участия принимают ВУЗы двух регионов.
Наш ВУЗ не является исключением, и каждый год выставляет свою сборную на универсиаду, в том числе и по баскетболу. На протяжении всего времени обучения я являюсь членом сборной. Самым запоминающимся годом стал 2016-2017 гг. На протяжении этого учебного года мы принимали участия во многих турнирах. Нашей команде удалось добиться следующих результатов: четвертьфинал в Первой Баскетбольной Лиги сезона 2016-2017 гг; полуфинал в коммерческом турнире «Кубок Вызова - 2017»; ІІІ место в финале Первой Универсиады Донецкой Народной Республики по баскетболу 2017 г. Самым главным турниром для нашего ВУЗа является универсиада. Это тот турнир, когда игроки, выступающие за разные команды в чемпионатах Донецка, могут собраться в один коллектив и защищать честь нашего университета.
Баскетбол, как профессия
Баскетбольный матч представляет собой не просто зрелищное противостояние, в котором принимают участие две команды, на которые смотрят тысячи болельщиков. Это сложный процесс, в проведении которого принимают участие множество лиц, находящиеся немножко в «тени» этого события, но вносящие немаловажный вклад. Арбитры, секретари, статистики, операторы, журналисты, менеджеры и многие другие. Мне всегда был интересен баскетбол не только на игровой площадке, а скажем «изнутри». В период с 2012 по 2014 гг. я являлся секретарем – статистиком федерации баскетбола Украины. В мои обязанности входило ведение баскетбольной статистики в специальной программе на матчах Суперлиги Украины и Единой Лиги ВТБ команды БК «Донецк» в ДС «Дружба». В 2014 году я начал посещать семинары по подготовке молодых арбитров и секретарей. В тот момент я впервые заинтересовался баскетбольным судейством. Судить матчи изначально не особо задалось, думаю, связано это было в связи моего молодого возраста. Ведь одними из главных особенностей арбитра являются высокая психологическая устойчивость и «холодный» ум. Поэтому первые два года осваивал работу баскетбольного секретаря и уверенно применял полученные навыки баскетбольного статистика, только уже на матчах Первой баскетбольной лиги Донецкой Народной Республики. С 2017 года являюсь арбитром федерации баскетбола ДНР. Данную профессию, считаю относительно сложной, ведь арбитр, он как дирижер, на него выпадает очень важная функция вести игру. Чтоб стать хорошим арбитром необходимо посвятить этому делу не один, два и даже не пять лет. В будущем хотелось бы совмещать эту деятельность с основной работой, ибо свободного времени у арбитров предостаточно, чтоб успевать и в другом виде труда.
Список используемых источников:
1. Все о баскетболе. История баскетбола. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.basketbolist.org.ua
2. Школьная баскетбольная лига шахтёрских городов. Регламент, календарь, результаты. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://basket.com.ua
3. Маяк Макеевки. Макеевка – чемпион Школьной баскетбольной Лиги! [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://mayak-makeevki.in.ua
4. Студенческий баскетбол (NCAA). [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://obasketbole.ru
Аналогичные индивидуальные разделы магистрантов прошлых лет:
1. Юдин Дмитрий Константинович. Тема индивидуального раздела: Личная мотивация
2. Герасимов Даниил Игоревич. Тема индивидуального раздела: Баскетбол
3. Бельмас Вячеслав Романович. Тема индивидуального раздела: Стритбол – доступный вид спорта