ВИДЫ ИНФОГРАФИКИ
Авторы: Д.П. Давыденко, В.В. Харитонова
Описание: В статье проведен краткий анализ самых распространенных видов инфографики. Рассмотрены некоторые виды классификаций инфографики.
Источник: Информатика, управляющие системы, математическое и компьютерное моделирование
в рамках II форума Инновационные перспективы Донбасса
(ИУСМКМ – 2016): VII Международная научно-техническая
конференция, 26 мая 2016, г. Донецк: / Донец. национал. техн. ун-т; редкол. А.Ю. Харитонов и др. – Донецк:
ДонНТУ, 2016. – 513–516с. // URL:
http://iuskm.donntu.ru/electronic/iusmkm2016.pdf
Постановка проблемы.Сегодня для современного общества характерно возрастание информационной активности, что проявляется в резком увеличении темпов и объемов производства и потребления информации. Информация, представленная визуально, воспринимается легче и быстрее.
Поэтому так актуальна инфографика как средство визуальной коммуникации. Для эффективного использования визуальных образов важно правильно ориентироваться в многочисленных видах информационной графики, у каждого из которых, имеются свои особенности и задачи.
Цель статьи – провести краткий анализ самых распространенных видов инфографики, обозначить области их применения и привести примеры.
Анализ видов инфографики. Инфографика (от лат. informatio – осведомление, разъяснение, изложение) – это графический способ подачи информации, данных и знаний [2]. Инфографика дает возможность представить большой объем самой разной информации в сжатом и удобном для восприятия виде. Часто графический компонент выступает в качестве дополнения к текстовой информации. Инфографика может комбинировать фотографии, текстовые блоки, таблицы, диаграммы, реконструкцию событий. Она может быть представлена в виде комиксов, карикатур, эмблем, иллюстраций, анимации, видео.
Ключевыми форматами инфографической коммуникации являются:
- статические изображения с фиксированной информацией, предназначеной для чтения и просмотра.
- движущиеся изображения (анимация или видео-формат) с фиксированной информацией, которую пользователь смотрит, читает, слушает.
- интерактивные интерфейсы с фиксированной или обновляемой информацией, которую пользователь может искать, преобразовывать отображаемое содержимое, выбирая, что именно и с каким сюжетом развития должно быть визуализировано.
По типу источника информации различают 3 основных вида инфографики:
- аналитическая инфографика – графика, подготавливаемая по аналитическим материалам.
- новостная инфографика – инфографика, подготавливаемая под конкретную новость в оперативном режиме,
- инфографика реконструкции – инфографика, использующая за основу данные о каком-либо событии, воссоздающая динамику событий в хронологическом порядке.
Существует множество различных классификаций инфографики по различным критериям. Рассмотрим некоторые из них.
По характеру визуализации различных типов информационных данных инфографику можно разделить на количественную и качественную.
Для визуального представления количественных (числовых) данных используются количественная инфографика: графики, диаграммы, гистограммы и номограммы, которые, в свою очередь подразделяются на подгруппы (точечные, линейные круговые и т.п.).
Для изображения совокупности (например, иерархий) объектов и других качественных данных применяется качественная инфографика [3]:
- организационные диаграммы, отражающие структуру объекта (например, темы дисциплины, состава устройства или организации), функции и оптимальные связи подчиненных структур с целью оптимизации работы объекта;
- диаграммы трендов, определяющие стратегию развития процессов. На такой диаграмме все показатели представлены в наглядной форме, облегчающей планирование и принятие решений;
- планы-графики, четко определяющие последовательность решения задач в ходе того или иного процесса, которые, в частности, используются для планирования учебного процесса;
- технологические диаграммы, на которых четко представлены особенности и стадии технологических процессов;
- диаграммы и схемы компьютерных сетей и телекоммуникаций, используемые как на стадии разработки технических концепций формирования компьютерных сетей, так и в дальнейшем процессе их функционирования;
- разнообразные схемы, при помощи которых акцентируется внимание на наиболее важных моментах при обмене информацией;
- рисунки и схемы, алгоритмы, наглядно и доступно представляющие тот или иной процесс или ситуацию;
- графы и деревья, визуализирующие переходы или связи понятий, событий, процессов;
- карты;
- инфографические миниатюры – пиктограммы, иконки, указатели.
- статичная инфографика, которая предоставляет лишь факты и числовые данные, их взаимосвязь и зависимость относительно друг друга;
- динамическая инфографика, отображающая динамику развития, часто используемая для визуализации экономических и социальных показателей.
- инфографика-инструкция, показывающая последовательность действий с целью обучения или объяснения каких-либо процессов(графические или символьные схемы);
- бизнес-инфографика, отображающая историю успеха в картинках, включающая в себя рекламную и презентационную инфографику;
- видео-инфографика(в том числе, инфографика с анимированными элементами) – одна из последних современных тенденций в этом направлении, сочетающая в себе разнообразные направления визуализации данных, закрепляя в сознании зрителя данные, благодаря их зачитыванию.
Если говорить о целевом предназначении информации, то инфографика делится, например, на такие виды:
Часто в инфографике сочетаются несколько её видов (например, цифровая и текстовая информация дополняется вспомогательными графиками, диаграммами, высококачественными изображениями и анимацией).
Выводы. В данной работе мы сделали лишь краткий обзор различных видов инфографики. Инфографика как средство визуальной коммуникации будет становиться в дальнейшем все более актуальной и постоянно развиваться. Несколько лет назад была распространена только статичная инфографика, затем появилась динамичная анимированная инфографика, а сейчас развивается интерактивная инфографика. Возможности информационной среды развиваются настолько быстро, что можно предположить зарождение интеллектуальной инфографики.
Список литературы
- Lankow, Ritchie, Crooks, 2012, INFOGRAPHIC FORMATS: CHOOSING THE RIGHT VEHICLE FOR YOUR MESSAGE.
- Инфографика [электронный ресурс] // Википедия – свободная энциклопедия: [сайт]. [2012]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Инфографика
- Никулова Г. А. Средства визуальной коммуникации – инфографика и метадизайн /Г. А. Никулова, А. В. Подобных // международный электронный журнал КНИТУ