Назад в библиотеку

ОБЗОР РАСПРОСТРАНЕННЫХ ИГРОВЫХ ДВИЖКОВ ДЛЯ СОЗДАНИЯ 2D ПРИЛОЖЕНИЙ

Авторы:В.С. Вивденко, Д.М. Бочаров
Донецкий национальный технический университет

Рассмотрены наиболее распространенные игровые движки, ориентированные на создание 2D приложений. Выделены их особенности. Определены движки, наиболее подходящие для создания игрового Windows-приложения в жанре 2D-платформер «SpaceOne».


Ключевые слова: программа, игра, игровое приложение, игровой движок, 2D.

Постановка проблемы. Задействованный игровой движок является определяющим фактором при разработке игры. Однако, выбор подходящей платформы для разработки среди множества вариантов является сложным вопросом. Различные игровые движки предлагают разные возможности, которые лучше всего подойдут для выполнения конкретных задач, но могут быть не востребованы или стать препятствием для каких-либо других. Таким образом, выбор оптимального игрового движка требует учета множества факторов, решающими среди которых являются:

- цели и задачи проекта, его особенности;

- приоритеты, на которые будет опираться процесс разработки;

- целевая платформа;

- целевая аудитория;

- знания и опыт персонала, их возможности;

- доступный бюджет.


Цель статьи – провести анализ распространенных игровых движков, наиболее подходящих для создания дебютного игрового приложения, в жанре 2D-платформер для операционной системы Windows разработчиком-одиночкой без опыта разработки игр и с ограниченными финансовыми возможностями.


Актуальность исследования. На сегодняшний день для начинающего разработчика компьютерных игр предоставлен широкий выбор инструментов, которые способны значительно упростить процесс реализации всевозможных идей для игровых приложений, а также повысить качество конечного продукта. Однако, выбор нужного инструментария требует серьезного подхода, так как он оказывает большое влияние на весь ход разработки и способен как значительно упростить и сократить процесс, так и сделать его гораздо более трудоемким. В то же время, активное развитие игровой индустрии приводит к повышению заинтересованности в разработке и появлении множества небольших независимых команд-разработчиков или даже разработчиков-одиночек, которые хотели бы попробовать себя в этой отрасли. Именно для них очень остро стоит вопрос о выборе игрового движка для дебютного проекта, по причине нехватки опыта, ограниченного финансирования и широкого ассортимента программ, среди которых сложно сразу определить наиболее подходящую для поставленных задач. В качестве идеи для такого первого проекта зачастую берется простая 2D-игра, например, в жанре «платформер», для самой распространенной игровой платформы Windows. Так что рассматриваемые игровые движки можно оценить по тому, как они подходят для этого концепта [1].


Анализ распространенных игровых движков для создания 2D-игр.

«RPG Maker». Этот движок изначально задумывался как конструктор ролевых 2D-игр в японском стиле (так называемые jRPG). Несмотря на это, его последние версии являются весьма гибкими и позволяют создавать игры и других жанров, которые ориентированы на двухмерное представление. Программа является очень простой в освоении и позволяет создавать простые игры тем, у кого нет опыта в программировании вовсе, т.к. в ней можно создать приложение, не написав ни одной строчки кода. В то же время, она обладает гибкими возможностями, позволяя более опытным разработчикам дополнять ее функционал для реализации любых идей. Для этого требуется опыт работы с JavaScript и Ruby [2].

В программе уже заложены наборы ресурсов для создания первой игры, такие как шаблоны карт, стандартные типы интерфейса, генератор персонажей и многое другое. Предусмотрено переключение перспективы с классического вида сверху на вид сбоку. Для создания неклассических jRPG, платформа позволяет подключать раннее созданные расширения. С ее помощью разрабатываются приложения как для Windows, так и MacOS, Android, IOS, а также, в виде кода HTML 5, для Web-браузеров.

«RPG Maker» является коммерческим проектом, цена последней версии продукта составляет 80$. Кроме этого, существует бесплатная пробная версия, которая имеет ограниченный набор инструментов. Разработчик имеет полные права на игры, созданные на основе «RPG Maker», и может использовать их в коммерческих целях.


«Game Maker Studio». Этот игровой движок рассчитано на разработку 2D приложений, но не привязан к какому-либо конкретному жанру игр. Он обладает набором решений для стандартных игровых задач, но при этом не устанавливает готовые игровые механики – их составляет уже разработчик. Программа может служить удобным инструментом для быстрого создания прототипов игры или каких-либо отдельных механик, однако в последствии способна самостоятельно создать полностью готовый продукт. Для этого в ней предусмотрен, к примеру, графический редактор, ориентированный именно на создание игровых текстур, спрайтов и анимации [3].

Движок использует свой собственный язык программирования GML, который основан на принципах JavaScript и C++, так что знание какого-либо из этих языков поможет в освоении, но не является обязательным. Работать с программой можно и без опыта программирования.

«Game Maker Studio» распространяется бесплатно для некоммерческого использования. Для получения права продавать созданные с ее помощью игры, необходимо приобрести лицензию, которая стоит 150$. Кроме того, она позволит создавать кроссплатформенные приложения, и откроет некоторые возможности для удобной командной работы.

Среди успешных проектов, созданных с помощью Game Maker Studio, можно выделить «Hotline Miami», «Hyper Light Drifter», «Gods Will Be Watching».


«Construct 2». Легкий в освоении движок, который позволяет создавать игры на HTML5 без написания кода. Интуитивно понятный интерфейс позволяет вести разработку без опыта в программировании, путем перетаскивания и расположения объектов и событий в рабочей области.

Программа рассчитана на создание 2D приложений и имеет встроенный набор инструментов, стандартных для жанра «платформер», как например принципы перемещения персонажа и его взаимодействия с объектами. Особенностью является возможность в реальном времени следить за ходом выполнения игры, одновременно внося в нее правки [4].

Присутствует возможность расширять функционал программы с помощью расширений и плагинов. Движок позволяет разрабатывать игры для всех популярных платформ, среди которых есть Windows, Android, IOS, MacOS, а также имеет встроенную интеграцию с крупными сайтами для публикации игр, таких как Facebook, Newground, Chrome Web Store.

Бесплатная версия «Construct 2» позволяет создавать приложения только для платформы Windows, а также имеет ограничение на коммерческое использование. Полная лицензия продукта со всеми возможностями стоит 130$.


«LOVE». Это простой в использовании, кроссплатформенный фреймворк для разработки 2D игр любого жанра. В качестве языка программирования используется lua. Обладает базовым набором функций, которые могут понадобиться при разработке 2D игры, а именно: поддержка устройств ввода (в том числе контроллеров), физика (на основе Box2D), работа с таймерами, поддержка многопоточности, загрузка аудио файлов и изображений, поддержка шрифтов и многое другое. Движок не имеет собственной среды разработки (IDE), так что для работы с ним потребуется какой-либо текстовый редактор (например, Notepad++) [5].

В отличие от предыдущих рассмотренных примеров, этот игровой движок не является «конструктором» для создания игр, и требует понимания основ программирования и знания языка lua.

Особенностью «LOVE» является его открытость и доступность. Исходный код программы находится в свободном доступе, его можно найти на официальном сайте. А это означает, что он открыт для пользовательских модификаций, который могут помочь разработчику в выполнении задач, которые уже были решены кем-либо раннее, либо подобным им. Также эта особенность собрала вокруг движка крупное сообщество, которое готово делиться советами и наработками, что очень помогает новичкам. И, как следствие, «LOVE» полностью бесплатен, начать разрабатывать с его помощью может любой желающий в любой момент, как для личного, так и для коммерческого использования.


Выводы. В ходе исследования был проведен обзор нескольких наиболее распространенных игровых движков, которые подходят для создания 2D-платформера для ОС Windows. Были выделены их отличительные черты, особенности и достоинства, которые как можно точнее подходят под заданные требования проекта. По полученным результатам можно выбрать игровой движок, который будет наиболее эффективен при разработке игрового приложения с учетом его особенностей и возможностей команды разработчиков, а также финансирования проекта.

Результаты исследования планируется использовать при выборе игрового движка для создания игрового Windows-приложения в жанре 2D-платформер «SpaceOne».


Список литературы

1. Все программы для создания 2D игр на компьютер [электронный ресурс] // Gameisart.ru: [сайт]. [2009-2017]. URL: http://gamesisart.ru/game_dev_programms_2d.html

2. Make your own game with RPGMaker [электронный ресурс] // RPGMaker: [сайт]. [2017]. URL: https://www.rpgmakerweb.com/

3. Сравнительный обзор Game Maker Studio 1.4 [электронный ресурс] // RPGMaker.ru: [сайт]. [2015]. URL: http://rpgmaker.ru/forum/Game-Maker/60617-sravnitelnyj-obzor-game-maker-studio-1-4

4. Make your own 2d games with Construct 2 [электронный ресурс] // Scirra: [сайт]. [2017]. URL: https://www.scirra.com/construct2

5. LOVE - Free 2D Game Engine [электронный ресурс] // LOVE: [сайт]. [2017]. URL: https://love2d.org/