Українська   English
ДонНТУ   Портал магистров

Содержание

Введение

В современных условиях учет и аудит средств целевого финансирования предприятия является важной проблемой в деятельности современных предприятий. К средствам целевого финансирования относятся средства, получаемые предприятиями на строго определенные цели и проведение мероприятий целевого назначения. Финансирование целевых мероприятий осуществляется за счет поступлений от других организаций и лиц, ассигнований из бюджета и других источников. Предоставляя финансовые средства частному сектору, государство стремится реализовать экономическую и социальную функции, в том числе привлечь коммерческие организации для развития сектора публичных услуг. Средства целевого финансирования расходуются в строгом соответствии с утвержденными сметами и назначением.

1. Актуальность темы

Актуальность данной темы обусловлена важностью бухгалтерского учета средств целевого финансирования, как главного инструмента контроля над полнотой и законностью получения и расходования целевых средств. Необходим постоянный анализ законодательного регулирования и практики учета с целью корректировки учетной политики предприятия.

2. Цель и задачи исследования, планируемые результаты

Целью данной работы является анализ и критическая оценка методики бухгалтерского учета средств целевого финансирования, определение направлений ее совершенствования.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

– изучить понятие и назначение средств целевого финансирования, рассмотреть порядок контроля за их использованием;

– рассмотреть цели, задачи и нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета средств целевого финансирования;

– проанализировать методику бухгалтерского учета средств целевого финансирования;

– рассмотреть порядок отражения средств целевого финансирования в бухгалтерской отчетности;

– провести анализ поступления и расходования средств целевого финансирования;

– проанализировать организацию контроля за целевым расходованием финансирования;

– определить направления совершенствования бухгалтерского учета средств целевого финансирования.

Объект исследования: научная, справочная, нормативно-законодательная литература, которая связана с целевым инвестированием и обеспечениями.

Предмет исследования: совокупность теоретических и методологических аспектов, которые связаны с целевым инвестированием обеспечениями.

3. Обзор исследований и разработок

В современных условиях учет и аудит средств целевого финансирования предприятия является важной проблемой в деятельности современных предприятий. К средствам целевого финансирования относятся средства, получаемые предприятиями на строго определенные цели и проведение мероприятий целевого назначения. Финансирование целевых мероприятий осуществляется за счет поступлений от других организаций и лиц, ассигнований из бюджета и других источников. Предоставляя финансовые средства частному сектору, государство стремится реализовать экономическую и социальную функции, в том числе привлечь коммерческие организации для развития сектора публичных услуг [1].

Проблемы учета целевого финансирования исследуются в трудах ведущих иностранных и отечественных ученых-экономистов. Среди них можно выделить таких, как: К. Маркс, В. А. Гавриленко, Ф. Ф. Бутинец, В. В. Сопко, Н. М. Ткаченко, Ю. С. Цал-Цалко, Н. В. Чабанова, Ю. А. Василенко, Н. А. Гура.

Рассмотрим литературные источники, такие, как например, статья В. А. Гавриленко и В. Ю. Звенячкиной в Экономическом просторе выпуск 12/1 за 2008г. о целевом финансировании и его отображении в учете собственного капитала. В статье рассмотрены вопросы, касающиеся ведения бухгалтерского учета средств целевого финансирования и целевых поступлений. В процессе исследования был выявлен ряд противоречий, существующих сегодня в бухгалтерском учете и налоговом законодательстве, а также некоторые недостатки в методике отображения субсидий, дотаций и целевого финансирования капитальных инвестиций. Разработаны рекомендации по совершенствованию учета средств целевого финансирования и целевых поступлений [2].

В статье Н. А. Гура Целевое финансирование: учет и налогообложение проведен анализ подходов к определению целевого финансирования и раскрыта сущность разных видов целевого финансирования, которые позволили предложить его классификацию по разным направлениям. С принятием НКУ в Украине почти устранены различия в порядке признания целевого финансирования в учете и в целях налогообложения. Систематизированы подходы к признанию доходов от целевого финансирования в бухгалтерском учете и с целью налогообложения и раскрыт порядок отражения в учете разных видов целевого финансирования [3].

В статье И. В. Ткаченко Целевое финансирование: налогово-бухгалтерские аспекты за 2012г. приведены выводы о том, что принятие Налогового кодекса предусматривает сближение налогового и бухгалтерского учета, что дает возможность составлять налоговые декларации по данным бухгалтерского учета. Такая взаимосвязь требует тщательного подхода к документальному оформлению полученного целевого финансирования, контроля за использованием этих средств и их отображение в бухгалтерском учете [5].

4. Целевое финансирование как экономическая категория

Целевое финансирование – это достаточно сложный и неоднозначный объект бухгалтерского учета, при этом в научной литературе ему не уделяется достаточного внимания.



Рисунок 1 – Требования по средствам целевого финансирования

Целевое финансирование получают предприятия определенных видов экономической деятельности из государственных или из местных бюджетов; в первую очередь это касается предприятий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен: жилищно-коммунальных, транспортных и т.п. Такое целевое финансирование предоставляется в виде дотаций на покрытие разницы в тарифах, субсидий, возмещения льгот отдельным категориям граждан и т.д. Предприятия могут также получать целевое финансирование от разных физических и юридических лиц. Кроме того, одним из основных объектов учета целевое финансирование является у неприбыльных (некоммерческих) организаций, которые получают членские взносы от членов организации, а также разные целевые и нецелевые поступления от сторонних лиц и организаций [7].

При этом относительно каждого вида целевого финансирования существует разный порядок налогообложения, признания и отражения в учете; этот порядок не всегда очевиден, поскольку во многих случаях отсутствуют однозначные законодательные трактовки различных видов целевого финансирования и порядка их признания, что обуславливает проблемность отражения в учете целевого финансирования.

Целевое финансирование можно определить как поступления из бюджета, от предприятий или от физических лиц на определенные цели (капитальные вложения, научные разработки, покрытие убытков предприятий и т. д.).

В Международном стандарте финансовой отчетности Учет государственных грантов и раскрытие информации о государственной помощи государственные гранты определены как помощь государства в форме передачи ресурсов предприятию в обмен на прошлое или будущее соблюдение определенных условий, при этом указано, что их могут называть по-другому, например дотациями, субвенциями или премиями. В российском учете целевое финансирование трактуют в первую очередь как помощь государства, при этом четко указывают на необходимость целевого использования полученных средств.

Между тем целевое финансирование может носить нечетко определенный целевой характер и предоставляться не только государством, особенно в неприбыльных организациях. В украинском законодательстве определен порядок признания доходов от целевого финансирования в бухгалтерском учете и в целях налогообложения; по многим видам целевого финансирования нецелевое использование средств практически невозможно, поскольку государственная помощь предоставляется главным образом на покрытие затрат предприятий (дотации, субсидии, льготы).

Что касается законодательного определения целевого финансирования, то в украинской нормативной базе оно отсутствует, в Бюджетном кодексе Украины определены только трансферты, которые по своей экономической сути являются частью целевого финансирования. Кроме того, различные виды целевого финансирования, такие как дотация, субсидия, субвенция, определены в разных нормативных документах.

Таким образом, в разных нормативных документах речь идет о разных понятиях, определения не всегда согласованы и не всегда отвечают экономической сущности соответствующего финансирования. Налоговым кодексом Украины введен новый термин – производственная дотация из бюджета, который не определяли ранее в экономических словарях. Положительным в этом вопросе является четкое определение в НКУ отсутствия объекта обложения налогом на добавленную стоимость (НДС) в случае получения такой дотации.

Определения дотаций и субсидий в разных словарях и энциклопедиях также различаются. В Толковом словаре бухгалтерской и аудиторской терминологии (авторы Н. А. Гура и Ю. В. Каверин) приняты следующие определения:

– субсидия – вид помощи, обычно денежной, которая предоставляется кому-либо государством или учреждением [4];

– дотация – денежные средства, предоставляемые без возврата из государственного бюджета для компенсации превышения расходов над доходами предприятий, организаций [6] (необходимо отметить, что сегодня дотации, как правило, предоставляются местными бюджетами).

Разнообразие видов целевого финансирования определяет сложности его признания и отражения в учете. Целевое финансирование различается по разным направлениям. Так, государство может предоставлять помощь предприятиям, относительно которых осуществляется государственное регулирование цен (дотации, субсидии, льготы, финансирование капитальных вложений и пр.), причем часть этих целевых поступлений может быть предназначена для нужд физических лиц (в Украине сегодня жилищные субсидии и льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг предоставляются населению путем перечисления на счета соответствующих предприятий).

Государственное целевое финансирование (трансферты) предприятиям согласно кодам бюджетной классификации расходов бюджета в Украине разделяют на субсидии и текущие трансферты (код 1300) и капитальные трансферты (код 2400).

По цели и назначению государственное целевое финансирование можно разделить на два вида: финансирование, непосредственно связанное с государственным регулированием цен (дотации, адресные субсидии малообеспеченным категориям граждан, возмещение льгот отдельным категориям граждан) и финансирование, предоставленное с целью финансовой поддержки в целях иных, чем государственное регулирование цен, на ремонт основных средств, подготовку домов к осенне-зимнему периоду, обустройство детских площадок и других объектов внешнего благоустройства, целевое финансирование капитальных вложений, субвенции и т.п. При этом часть целевого финансирования может предоставляться в составе тарифа (цены) на услуги, продукцию (субсидии, льготы), а остальное финансирование предоставляется сверх тарифа.

Возможна также государственная поддержка предприятиям, не связанная с государственным регулирование цен – на инновации, капитальные инвестиции и т. п.

Кроме государства целевое финансирование могут предоставлять разные юридические и физические лица в виде добровольных пожертвований, гуманитарной помощи, финансирования на определенные цели.

Существенно различается целевое финансирование в коммерческих предприятиях и неприбыльных организациях. Неприбыльные организации нечасто получают помощь от государства, но целевые поступления от юридических и физических лиц составляют основную часть их доходов (членские взносы, добровольные пожертвования, гуманитарная помощь).

Целевое финансирование не является доходом до тех пор, пока нет подтверждения его получения, то есть пока организация не выполнит все условия по финансированию. Доходом оно признается в течение того периода, когда были понесены расходы, имеющие отношение к выполнению условий получения целевого финансирования.

Трудности возникают при получении финансирования на покрытие убытков, так как средства выделяются после окончания отчетного периода и составления финансовой отчетности. Если предусматривается получение средств, то расходы в отчетном периоде признавать неправильно, так как нарушается принцип соответствия доходов и расходов. Однако без предварительного определения убыточного финансового результата организация не получит средства на покрытие убытков.

Получение точных данных о поступлении на покрытие убытков целевого финансирования, которые возникли в прошлых периодах, является событием, требующим изменения учетных оценок, а также внесения корректировок в отчетность после закрытия баланса. Поэтому чтобы получить целевое финансирование, нужно составить уточняющую финансовую отчетность, предусмотреть отнесение расходов на сумму финансирования в состав расходов будущих периодов. После чего расходы переносятся в состав того периода, когда было получено финансирование.

Целевое финансирование может предоставляться либо для осуществления капитальных инвестиций, либо на текущие расходы. Если финансирование получено в виде субсидий или дотаций из государственных фондов обязательного страхования или других бюджетов, то его считают как доход из других источников и включают в состав валовых доходов для целей налогообложения. Но дотации и субсидии, которые являются текущими выплатами, отличаются от капитальных расходов, которые подразумевают платежи с целью покупки необоротных активов, чрезвычайных и стратегических запасов товаров и компенсации потерь.

Все расходы на покупку основных фондов, осуществляющиеся за счет целевого финансирования государством, не могут подлежать амортизации, так как фактически они осуществлялись за счет государства, а не за счет налогоплательщика.

Выводы

Анализ подходов к определению целевого финансирования и раскрытие сущности разных видов целевого финансирования позволили предложить его классификацию по разным направлениям. С принятием НКУ почти устранены различия в порядке признания целевого финансирования в учете и в целях налогообложения. Систематизированы подходы к признанию доходов от целевого финансирования в бухгалтерском учете и с целью налогообложения и раскрыт порядок отражения в учете разных видов целевого финансирования.

Учет расходов бюджетного предприятия, а также его доходы от основной и прочей деятельности относятся сегодня к наиболее сложным и спорным вопросам учета таких организаций. Целевое финансирование в этом отношении используется достаточно редко, поскольку на сегодняшний день отсутствует единая методика работы с таким счетом. Однако, несмотря на все сложности, именно такой счет является основным в вопросах получения прибыли и согласования затрат на основные фонды. Лишь в случае предоставления денежных средств на единственный проект в рамках одной программы можно говорить о том, что работать с таким счетом достаточно просто. Во всех остальных случаях целевое финансирование и его анализ требует от руководителя и главного бухгалтера предприятия тщательной подготовки и высокого квалификационного уровня.

Дальнейшие исследования направлены на следующие аспекты:

На сегодня существует ряд нерешенных проблем и вопросов, связанных с четким правовым регулированием учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в том числе целевого финансирования. Решение этих проблем улучшит понимание целевого финансирования как экономической категории.

В последнее время законодательно-нормативное регулирование претерпевает значительных изменений с целью усовершенствования всех систем. Предприятиям необходимо тщательно отслеживать все законодательно-нормативные изменения относительно ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности по целевому финансированию с целью предотвращения правонарушений за несоответствия учета и отчетности законодательным требованиям.

Список источников

  1. Гавриленко В. А. Экономический анализ деятельности промышленных предприятий / А. В. Гавриленко – Донецк: ДВУЗ, ДонНТУ 2009.– 353 с.
  2. Гавриленко В. А., Звенячкина В. Ю. – Экономический простор. Выпуск 12/1, с. 65–74 – 2008.
  3. Гура Н. А., Каверин Ю. В. Толковый словарь бухгалтерской и аудиторской терминологии. Киев: Украинская книга, 1999. 64 с.
  4. Бутинец Ф. Ф. Теория бухгалтерского учета / Ф. Ф. Бутинець. – Ж.: ЖИТИ, 2000. – 640 с.
  5. Ткаченко И. В. Целевое финансирование: налогово-бухгалтерские аспекты, 2012г.
  6. Сопко В. В. Бухгалтерский учет / В. В. Сопко. – К.: КНЕУ, 2000. – 578 с.
  7. Гура Н. А. Целевое финансирование: учет и налогообложение в Украине, 2013.