Українська   English
ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

Земля как основа экономической, социальной, производственной и иной деятельности обладает стоимостью, а адекватная оценка земли представляет собой одно из важных условий нормального функционирования и формирова-ния экономики. Значительную роль в формировании устойчивого развития данной сферы играет создание методик оценки земельных ресурсов, способных учитывать все специфические факторы земельных вопросов.

1. Актуальность темы

Заключается в разработке технологии денежной оценки земель населенных пунктов, а также в поиске надлежащих принципов рыночных отношений под-ходов к практическому осуществлению кадастровой оценки земель в ДНР.

Тема работы вписывается в научные разработки кафедры геоинформатики и геодезии ДОННТУ. Так, например, на кафедре геоинформатики и геодезии более 10 лет проводятся исследования, направленные на совершенствование методик и технологий нормативной денежной оценки земель для налогообло-жения. На сегодняшний день по результатам этих исследований защищено 2 кандидатских и больше 10 магистерских диссертаций (Кривобоков М. Г., Кузнецова Д. С., Ревданник Д. А., Чайка А. Г., Чеснокова М. А., Супенко С. С. и др.).

2. Цель и задачи исследования, планируемые результаты

Цель работы – создание новых и применение стандартных инструментов геоинформационной системы для автоматизации процесса нормативной денежной оценки (НДО) земель населенных пунктов малых и средних населенных пунктов.

Задачи:

  • анализ мирового опыта денежной оценки земель населенных пунктов для налогообложения с дальнейшим обоснованием ее научно-методических подходов на территории ДНР. (I этап);
  • разработка алгоритмов по отдельным этапам НДО земель населенных пунктов и разработку новых инструментов, позволяющих автоматизировать процесс оценки (II этап);
  • на примере г. Енакиево выполнить апробацию разработанных новых инструментов ArcGIS для автоматизации НДО. (III этап).
  • Результатом магистерской работы должна быть новая технология, базирующая на платформе ArcGIS 10.2, которая позволит значительно сократить трудозатраты и уменьшить ошибки оценщиков.

    Использование земли в ДНР является платным. Плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы, определяемые в зависимости от нормативной денежной оценки земель, достоверность которой во многом зависит от качества исходной информации.

    3. Анализ земельного законодательства по денежной оценке

    В соответствии с «Временным положением о налоговой системе ДНР», до принятия соответствующих нормативных правовых документов, исчисление платы за землю, подача отчетности и уплата платы за землю в республике осуществляется, согласно требованиям и по ставкам (с учётом установленных льгот и особенностей), предусмотренными налоговой системой Украины по состоянию на 01.01.2014 г. [3]

    При этом ежегодная индексация НДО земель, предусмотренная ст. 138 Закона ДНР «О налоговой системе», до 01.01.2019 не осуществляется.

    Коэффициент индексации НДО земель, на который индексировалась нормативная денежная оценка сельскохозяйственных угодий, земель населенных пунктов и других земель несельскохозяйственного назначения, рассчитанный в соответствии со ст. 138 Закона ДНР «О налоговой системе», по состоянию на 01.01.2017 г. составлял 1,034, по состоянию на 01.01.2018 г. – 1,005 [2, 4].

    Однако, при формировании собственной системы земельного налогообложения в ДНР необходимо, прежде всего, обратить внимание на решение проблем, которые длительное время существуют в системе налогообложения земли:

  • неразвитость земельного рынка;
  • недостаточное финансирование мероприятий по землеустройству из-за низкого уровня контроля со стороны государства за использованием поступлений от платы за землю;
  • низкая экономическая эффективность налоговых льгот.
  • В развитых странах Западной Европы и Америки, имеющих развитый рынок земли и недвижимости, для налогообложения применяется массовая оценка земель, математическая модель которой базируется на данных рынка. В странах Восточной Европы, появившихся после распада СССР, для оценки земель выбрали разные пути массовой оценки: кадастровая (Российская Федерация, Республика Беларусь и др.) и нормативная денежная оценки (Украина). Задача этих оценок заключается в определении стоимости земли недвижимого имущества для создания и функционирования единой системы налогообложения всех объектов недвижимости, в частности, земли (рис. 1)[7].

    Виды оценок для налогообложения

    Рисунок 1 – Виды оценок для налогообложения

    Для обоснования выбора теоретической базы денежной оценки земель в Донецком регионе, результаты которой будут применяться для налогообложения, был выполнен анализ существующих видов оценок земли и выявлены их особенности.

    Начнем с обсуждения методов массовой оценки в рамках сравнительного подхода (рис. 2). В идеале этот метод должен выглядеть следующим образом. Допустим, оцениваются земельные участки, близкие по местоположению и идентичные по основным характеристикам. Для такой оценки в рамках сравнительного подхода необходимо иметь некоторую статистику по продажам сходных объектов в связи с тем, что идентичные по основным параметрам земельные участки различались площадью и местоположением. Так вот, среднее значение (или медиану) этих цен можно рассматривать как массовую оценку, а процесс получения этой оценки и есть метод (точнее, один из методов) массовой оценки. Таким образом, в методах массовой оценке игнорируются индивидуальные особенности объекта, уникальность каждого из них, а получаемые выводы (например, удельная стоимость) в равной степени относятся к каждому из объектов из этой группы.

    Основные этапы массовой оценки

    Рисунок 2 – Основные этапы массовой оценки

    В настоящее время для определения кадастровой стоимости земли и других объектов недвижимости применяются методы массовой оценки на основе выборки данных о продажах земельных участков и других объектов недвижимости на всей оцениваемой территории.

    Недостаток системы государственного кадастра связан с неоправданными расходами граждан, в итоге работы системы. Согласно последним изменениям налогового законодательства, налог на недвижимое имущество исчисляется на основании его кадастровой стоимости. Несмотря на то, что по закону кадастровая стоимость на сегодняшний день не должна превышать рыночную стоимость, на практике механизм оценки позволяет получать завышенную в разы стоимость, что приводит к многократному увеличению налога[6].

    Эта ситуация, в первую очередь, попросту несправедлива, так как граждане и бизнесмены платят завышенный в несколько раз налог, и вынуждены за свои деньги оспаривать личное право на справедливое налогообложение. Во-вторых, сильно страдает бизнес, который имеет недвижимость, зачастую налог на коммерческую недвижимость оказывается слишком высоким (рис. 3).

    В основе НДО лежит капитализация рентного дохода, получаемого в зависимости от месторасположения населенного пункта в общегосударственной, региональной и местной системах производства и расселения, обустройства его территории и качества земель с учетом природно-климатических и инженерно-геологических условий, архитектурно-ландшафтной и историко-культурной ценности, экологического состояния, а также функционального использования земель (рис. 4).

    Основные этапы кадастровой оценки

    Рисунок 3 – Основные этапы кадастровой оценки

    Основные этапы нормативной денежной оценки

    Рисунок 4 – Основные этапы нормативной денежной оценки

    Внедрение массовой оценки (опыт развитых стран), базирующейся на данных земельного рынка на территории ДНР невозможно из-за отсутствия такового. Для применения кадастровой оценки (опыт ряда стран постсоветского пространства) на территории ДНР, необходимо не просто внести значительные изменения в ряд нормативных и законодательных актов, но еще и внести корректировку в саму методику.

    Исходя из вышесказанного, следует сделать выбор в пользу методик нормативной денежной оценки земель, которая применяется в Украине. Тем более, что земельное законодательство Украины можно использовать в соответствии с Постановлением [5], которое не противоречит Декларации о суверенитете Донецкой Народной Республики и Конституции ДНР.

    4. Нормативная денежная оценка в ГИС

    НДО земель населенных пунктов – сложный, длительный процесс. Большая часть его времени уходит на сбор исходной информации.

    Одним из способов сокращения сроков выполнения работ является автоматизация процесса НДО земель на основе геоинформационных технологий, например, в ArcMAP 10.2.

    Процесс оценки следует начинать со сбора исходных данных. Все расчеты привязываются к минимальной оценочной единицы НДО земель населенного пункта – оценочному району с определенным местоположением. Поэтому, проект для НДО земель населенных пунктов в ГИС следует начинать с формирования картографической основы. Для того чтобы полученные результаты оценки можно было использовать для различных целей, рекомендуется работать с картографическими данными, подготовленными в единой системе координат, например, УСК-2000 или СК-63.

    Основные источники картографической и пространственной информации об объекте оценки приведены на рис.5.

    Координаты населенного пункта и индексно-кадастровая карта запрашиваются из государственного земельного кадастра Эти материалы могут быть представлены в виде обменных файлов иди графических материалов, созданных в AutoCAD. В первом случае необходимо расширить инструментальную базу ArcMAP 10.2 для чтения данных из обменного файла и создания полигонального слоя с от рисовкой границ. Во втором случае достаточно выполнить импорт исходного слоя из AutoCAD в ArcMAP 10.2 и затем преобразовать полученный слой в Shape-файл [1].

    Источники информации для картографической основы НДО земель населенных пунктов

    Рисунок 5 – Источники информации для картографической основы НДО земель населенных пунктов

    Для того, чтобы приступить к оценке земель следует, создать ситуационную схему населенного пункта при помощи информационных слоев. Каждый из информационных слоев включает семантическую информацию, а так же возможность ее введения в дальнейшем. В дальнейшем при расширении базы данных количество информационных слоев возрастает (рис.6).

    Создаются темы, которые касаются экономико- планировочного зонирования населенного пункта, ареалов (зон) распространения отдельных локальных факторов, ареалов распространения основных агропроизводственных групп почв, так же добавляется кадастровая карта Украины.

    В случае обновления топографической карты по материалам ортофотопланов, земельно-кадастровой или градостроительной документации основное внимание следует обращать на увязку координат осей улиц, кварталов и в отдельных случаях зданий и сооружений.

    Информационные слои

    Рисунок 6 – Информационные слои
    (анимация: 6 кадров, 5 циклов повторения, 130 килобайт)

    Выводы

    На основании изученного опыта НДО земель для налогообложения предложена новая технология, базирующая на ГИС ArcGIS 10.2 и позволяющая автоматизировать процесс вычисления Км2 и формирование экономико-планировочных зон. Данная технология апробирована в процессе выполнения НДО земель Енакиевского городского совета. Так как НДО выполняется согласно законодательству раз в 5 лет, то самым трудоемким будет процесс оценки, выполняемой в первый раз по предлагаемой технологии. Все дальнейшие оценки на этапе формирования исходной базы данных будут включать работы только по актуализации материалов прошлых оценок, что значительно повышает экономическую эффективность оценочных работ.

    Список источников

    1. Гермонова Е.А. Мороз А.В., Буслова А.В., Подготовка картографических данных в ГИС ArcMAP 10.2 для нормативной денежной оценки земель населенных пунктов. / Донбасс будущего глазами молодых ученых. Сборник материалов научно-технической конференции. 21 ноября 2017г., с. 120-126.
    2. Закон «О налоговой системе» № 99-IHC от 25.12.2015, действующая редакция по состоянию на 02.11.2018.
    3. Временное положение о налоговой системе ДНР с изменениями и дополнениями по состоянию на 31.12.2015.
    4. Указ Главы Донецкой Народной Республики от 20.03.2018г. №68 «Об индексации нормативной денежной оценки земель».
    5. Постановление № 9-1 от 02.06.2014г. «О применении Законов на территории ДНР в переходный период».
    6. Райнхольд Вессели, А. В. Ланкин. Государственная кадастровая (массовая) оценка для целей налогообложения – российский и зарубежный опыт. /Экономические стратегии № 2/2008, 124-131 с.
    7. Палеха Ю.М., Свінарьов А.В. ГІС і оцінка земель населених пунктів // Землевпорядний вісник. – 2009. – № 20. – С. 21-26.