ДонНТУ   Портал магистров

Star Wars – Расширенная вселенная

Давным-давно, в далёкой-далекой галактике…

Введение

Даже те, кто не любят Звездные Войны, так или иначе слышали про них. В 1977 году вышел первый фильм под названием Звёздные войны. Фильм имел огромный кассовый успех и снискал мировую популярность, что фактически спасло компанию 20th Century Fox от угрожавшего ей тогда банкротства. Когда сомнения в окупаемости проекта отпали, первый фильм получил подзаголовок Новая надежда, и вскоре за ним появились два продолжения – Империя наносит ответный удар и Возвращение джедая.

Впервые я увидел Звездные Войны по телевизору, когда мне было лет 6. Это был эпизод 4 Новая надежда. Мне понравился фильм, но особенно крепко в моей голове засел образ клинка из света – Световой меч (Lightsaber). Засел настолько крепко, что я и по сей день увлекаюсь боями на мечах, даже состою в университетской сборной по фехтованию на саблях. А когда я познакомился с трилогией приквелов и увидел бой Квай-Гона и Оби-Вана против Дарта Мола… Мощная оркестровая музыка с хоровым пением на неизвестном языке, акробатика и хореография… Сердце мое пронзила стрела энергетического арбалета.

Роль Дарта Мола, молчаливого ситха с алым двухклинковым световым мечом, исполнял Рэй Парк, британский актёр, каскадёр, мастер боевых искусств. За постановку боев и трюков в приквелах отвечал Ник Гиллард. Им были придуманы различные стили боя на световых мечах, которые бы соответствовали персонажам и актерам. К примеру, для маленького Йоды был создан четвертый стиль боя на световых мечах – Атару, основывающийся на акробатике, ловкости и скорости передвижения.

Я люблю трилогию приквелов больше, чем оригинальную трилогию. Пусть в ней много недостатков, но это цельная история, развивающая и расширяющая вселенную Star Wars. Именно за масштабную вселенную я и полюбил Звездные Войны. И именно за это я люблю Расширенную Вселенную. Она поднимает новые вопросы, рассказывает новые истории и показывает новых персонажей. Да, не всегда эти истории или персонажи хорошие. Они могут быть глупыми и плохо написанными, но, на мой взгляд хорошие моменты перекрывают их.

История развития Расширенной Вселенной

Книги по Звёздным войнам появились даже раньше, чем фильмы. В 1976 году на книжных прилавках появилась написанная Аланом Дином Фостером новеллизация Новой надежды, причём автором на обложке значился Джордж Лукас. Конечно, в то время ещё не было ни термина Расширенная вселенная, ни программы по её развитию. Книги продолжили выходить – в 1978 году Фостер уже под своим именем выпустил роман Осколок кристалла власти. А в январе того же года издательство Marvel начало выпуск серии комиксов.

Первые авторы книг и комиксов по Звёздным войнам не обращали внимания на труды друг друга и основывались на крайне скудной информации из фильмов. Большинство тогдашних материалов не имело никакого отношения к единому канону и по большей части было выкинуто из канона ещё при Джордже Лукасе.

Первые шаги

Строительство единой вселенной началось в 1987 году, когда издательство West End Games стало выпускать сценарии для ролевых игр по Звёздным войнам. Поскольку для этого требовалось множество ранее неизвестных деталей, сценаристы заодно разработали путеводители по вселенной.

Материалы пригодились через несколько лет, когда издательство Bantam Spectra занялось публикацией книг по Звёздным войнам. Вышедший в 1991 году роман Тимоти Зана Наследник Империи вернул интерес к далёкой галактике и положил начало Расширенной Вселенной. В те же дни издательство Dark Horse запустило серию комиксов Тёмная Империя, которая легла в основу нового канона. Хочу отметить, что многими фанатами сюжет этих комиксов, связанный с возвращением Палпатина, считается одним из минусов Расширенной Вселенной, что не помешало Disney взять из него наработки и сделать их еще глупее.

Система канонов

В то время каноном становилось всё, что не противоречило фильмам и предыдущим книгам. Всех героев, все события новых историй заносили в справочники West End Games. Во избежание противоречий каждый новый автор перед началом работы должен был ознакомиться с кипой справочных материалов.

Со временем справочники слили в общую базу данных – Голокрон. Её хранителю Лиланду Чи поручили следить, чтобы авторы не противоречили друг другу и тем более фильмам. Поначалу он так и делал, но в последние годы политика изменилась, и авторов стали поощрять писать без оглядки на канон. Поэтому Лиланду чаще приходилось не устранять нестыковки, а выдумывать им объяснения.

Расширенная Вселенная имела строгое деление по уровням каноничности:

Конец расширенной вселенной

Смутные дни Расширенной вселенной начались в 2008 году, когда появился мультсериал Войны клонов. Ранее ход этой войны подробно расписали в комиксах и книгах. Но в мультсериале Лукас контролировал сценарии сам, поэтому сериал сплошь и рядом противоречит Расширенной вселенной. При этом участие Джорджа автоматически дало Войне клонов приоритет над другими материалами. Лиланду Чи приходилось выдумывать объяснения всё новым и новым нестыковкам.

В то же время в издательствах Del Rey и Dark Horse стали заявлять, что больше не намерены оглядываться на канон. Если раньше от авторов требовали ознакомиться с горами справочного материала, то теперь незнание Расширенной вселенной стало чуть ли не преимуществом.

Окончательно судьба Расширенной вселенной была решена, когда Disney купили Lucasfilm. 25 апреля 2014 года всей ранее существовавшей Расширенной вселенной присвоили статус легендарной. Весь её материал стал неканоном.

Наиболее интересные на мой взгляд произведения Расширенной Вселенной

Star Wars: Knights of the Old Republic

Компьютерная игра в жанре RPG, разработанная студией Bioware. Игра вышла в 2003 году. Действие сюжета происходит во времена Старой Республики (3956 ДБЯ) — за тысячи лет до восхода Галактической Империи и сразу после Мандалорских войн.

История, не привязанная к фильмам, позволила разработчикам сосредоточиться на создании оригинальных персонажей. Игра пусть и не выделяется сложной историей, тем не менее показывает множество интересных персонажей, мест и событий. Слегка была углублена идеология Джедаев и Ситхов. Приводятся их кодексы. Эта игра дала толчок к развитию Старой Республики, а персонажа Ревана можно отнести к выдающимся персонажам Расширенной Вселенной.

Дарт Реван

Рисунок 1 – Дарт Реван

Star Wars: Knights of the Old Republic II: The Sith Lords

Игра вышла в 2004 году и является сиквелом к игре Star Wars: Knights of the Old Republic. Игру разрабатывала фирма Obsidian Entertaiment, а за сюжет отвечал Крис Авеллон.

В игре был авторский взгляд на философию силы, можно отследить параллели с реально существующими учениями. В этой игре появляется один из любимейших персонажей расширенной вселенной – Крея. Она переступает через привычные образы добрых Джедаев, злых Ситхов и псевдо-глубоких Нейтралов, отвергая все их учения разом и преобразуя во что-то ранее невиданное.

Крейя

Рисунок 2 – Крейя

Star Wars: Jedi Knight: Jedi Academy

Видеоигра серии Jedi Knight в жанре первого и третьего лица, разработанная компанией Raven Software и выпущенная компанией LucasArts 16 сентября 2003 года для персональных компьютеров, а также 18 ноября того же года на платформе XBox. Сюжет охватывает десятый год после событий Возвращения джедая, а в качестве главного героя представлен Джейден Корр, будущий рыцарь-джедай Нового Ордена Люка Скайуокера.

Данная игра является лучшим симулятором боев на световых мечах. Незадолго до написания статьи вышла в релиз игра Star Wars Jedi: Fallen Order, тоже делающая упор на боевую систему. Fallen Order – хорошая игра, она берет интересную систему боя из игр From Software. Но Jedi Academy создавала свою боевую систему. Интересную, динамичную, скоростную. Бои, где каждый удар смертелен.

Трилогия Дарта Бэйна

И, как всегда, двое их, не больше и не меньше. Учитель и ученик.

Трилогия книг посвященная Дарту Бэйну. За 1000 лет до событий фильмов Бэйн был тем, кто уничтожил Орден Ситхов и возродил его сильнее, чем когда-либо прежде. Он стоял у истоков тысячелетнего плана Восхождения Ситхов и уничтожения Ордена Джедаев в 3 эпизоде.

Дарт Плэгас

Слышал ли ты когда-нибудь о трагедии Дарта Плэгаса Мудрого?

Книга, описывающая становление Палпатина, его политические махинации, и научные изыскания его учителя Плэгаса. Показана расстановка фигур в шахматной партии, называемой Войны Клонов.

Уязвимая точка

Я, возможно, единственный ветеран Джеонозиса, не мучающийся кошмарами.
Потому что в своих снах я все делаю правильно.
В свой кошмар я попадаю, когда просыпаюсь.
У джедаев тоже есть уязвимые точки…

Как война влияет на Джедаев, тысячелетиями поддерживавших мир в Республике? Один из сильнейших Джедаев Мейс Винду сталкивается с Тьмою Джунглей и Тьмой внутри Себя.

Звёздные войны. Эпизод III: Месть ситхов (роман)

Вот так свобода и умирает. Под гром аплодисментов.

Новеллизация третьего эпизода Месть ситхов. В книге раскрываются подробности, которые не были показаны в фильме. Углубляются персонажи и их действия. Несмотря на небольшие расхождения с фильмом, по словам автора в написании книги принимал участие сам Джордж Лукас.

Трилогия Трауна

Изучайте Искусство, капитан!
Когда вы понимаете искусство какой-либо расы, вы понимаете особенности ее мышления.

Трилогия книг, давшая толчок развитию Расширенной Вселенной. Является прямым продолжением оригинальной трилогии фильмов. Война выиграна. В галактике правит Новая Республика. Но над осколками Империи берет командование таинственный гранд-адмирал Траун.

Митт'рау'нуруодо, более известный по коренному имени Траун, гениальный тактик и стратег из расы Чиссов, позже вернулся в канон в мультсериале от Disney Повстанцы. Однако, на мой взгляд, они не смогли правильно показать угрозу, исходящую от него.

Митт'рау'нуруодо (Траун)

Рисунок 3 – Митт'рау'нуруодо (Траун)

Заключение

На момент написания этой статьи полностью вышла трилогия фильмов от Disney, 2 спиноффа, несколько мультсериалов и выходит один сериал. Вышедшая трилогия оказалась бездарной пустышкой с дырявым сценарием. На замену старым персонажам они принесли новых, пустых, нелогичных, из которых, хорошо если хотя бы несколько, прописаны. Особенно меня раздражает главная героиня – Рей. Она все умеет, все знает и всем нужна. Самая добрая и самая сильная. Таких персонажей называют Мери Сью. Если же они возвращают старых персонажей, то делают это так грубо, что получается чуть ли не издевательство над старыми образами. Люк Скайуокер, юноша что смог увидеть каплю света в своем отце, одном из злейших людей Галактики, ухватился за это и вернул его к свету. В 8 эпизоде он превращается в старого, мерзкого, трусливого бродягу. Это не развитие персонажа. Они не показывают, что повлияло на него, они просто говорят: Люди меняются. Все старое должно уйти, чтобы дать дорогу новому.. И при этом, когда они не смогли раскрыть сюжет с новыми персонажами, они реанимировали Императора Палпатина, сделав это так глупо, что Расширенная Вселенная с переселением Дарта Сидиуса в тела клонов кажется верхом гениальности.

Однако даже у произведений Disney есть хорошие моменты. Мне очень понравился фильм Изгой-1. Мне нравится сериал Мандалорец и мультсериал Повстанцы. Пусть в этих фильмах есть недочеты, пусть они не самые оригинальные, они по крайней мере неплохи. До чего нужно довести ситуацию, чтобы просто неплохие проекты воспринимались как шедевры? Вся номерная трилогия от Disney это пример несогласованности, непонимания того, с чем они работают, непрофессионализма. Я продолжу наблюдать за развитием вселенной, ведь она много для меня значит, но я уже не ожидаю от Disney чего-нибудь принципиально нового и качественного, раскрывающего вселенную Звездных Войн с неожиданной стороны. Но подобное делала Расширенная Вселенная. И за это я люблю её.

Ссылки на подобные работы магистров ДонНТУ:

  1. Журавель Александр Викторович
  2. Михнюк Дмитрий Валериевич
  3. Самойлов Иван Юрьевич

Список источников:

  1. Вукипедия [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://starwars.fandom.com/
  2. Расширенная вселенная: Star Wars, которые мы потеряли [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.mirf.ru/
  3. Самые глупые моменты из расширенной вселенной Звездных войн [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://nastyarich.ru/