Применение системы «ГЛОНАСС» на автомобильном транспорте как один из способов обеспечения безопасности дорожного движения
Навигационные технологии применяются очень широко – это картография, авиационный и водный транспорт, военная сфера. Однако более половины всего мирового рынка обеспечивается использованием этих технологий на наземном транспорте.
По мере увеличения объема пассажирских перевозок, грузоперевозок по транспортным коридорам и в пределах городов возрастают требования к скорости, надежности и безопасности движения. Наряду с этим, для уменьшения риска негативного воздействия чрезвычайных ситуаций (в том числе факторов террористического, техногенного и природного характера) на население и экономику региональным и муниципальным властям, ведомствам и службам необходимо иметь возможность оперативно получать информацию о местоположении и состоянии мобильных объектов и принимать решения на ее основе. Внедрение глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) позволит повысить эффективность решения вышеперечисленных задач.
Само по себе оборудование спутниковой навигацией транспортных средств будет эффективно, если в мегаполисе будет создана так называемая интеллектуальная транспортная система с функцией не только мониторинга, но и диспетчеризации движения общественного транспорта, то есть предоставление операторских услуг на основе технологий спутниковой навигации, разработка и эксплуатация единой мультисервисной операторской платформы. Для этого потребуются либо выделенные сети, либо передача данных по каналам сотовых операторов. Все эти расходы неизбежно отразятся на цене проезда в общественном транспорте [1].
Основные задачи, решаемые интеллектуальной транспортной системой:
–– Повышение качества выполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в части транспортного комплекса региона;
–– Расширение возможностей общегородской системы автоматизированного управления дорожным движением по удовлетворению возрастающего спроса на пассажирские и грузовые перевозки на всех видах транспорта;
–– Обеспечение безопасности дорожного движения и перевозок;
–– Повышение качества транспортного обслуживания населения.
Интеллектуальная транспортная система – инновационный проект, направленный на модернизацию транспортного комплекса региона и повышения безопасности пассажирских перевозок, его схема представлена на рисунке 1.
Технологии спутникового позиционирования ГЛОНАСС позволяет решать часть задач интеллектуальных транспортных систем, таких как:
–– ГЛОНАСС мониторинг транспорта и управление различными видами автотранспорта на уровнях предприятия, администраций муниципальных образований и субъектов РФ;
–– Предоставление информации в режиме реального времени гражданам и организациям об организации транспортного обслуживания в регионе;
–– Обеспечение сбора исходных данных для оценки транспортной ситуации и формирования дорожной транспортной информации;
–– Оперативное предоставление информации в службы реагирования в случае возникновения криминальных и чрезвычайных ситуаций на автотранспорте.
–– Интеллектуальная транспортная система позволяет обеспечить:
–– сокращение смертности на дорогах Российской Федерации за счет повышении оперативности реагирования на ДТП;
–– беспрепятственное движение спецтранспорта к месту ДТП или криминальной ситуации;
–– оперативное, полное и достоверное доведение информации до специальных служб при возникновении криминальных или чрезвычайных ситуациях на транспорте;
–– информирование водителей о нарушении ими правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, а также о текущем и краткосрочном прогнозе состояния условий дорожного движения;
–– автоматическую фиксацию фактов нарушения правил дорожного движения для выявления и наказания виновных лиц;
–– повышение внимания водителей при управлении автомобилями в различных по напряженности условиях движения;
–– создание условий для сокращения времени поездок пассажирами всеми видами наземного транспорта;
–– увеличение пропускной способности дорог города за счет регулирования транспортных потоков и формирования предупредительной информации об условиях дорожного движения;
–– возможность выбора пассажирами оптимального маршрута движения общественным транспортом от начальной до конечной точки с учетом маршрутов и расписаний движения общественного транспорта, а также дорожной ситуации и плотности транспортных потоков;
–– оптимизацию маршрутов движения транспортных средств с учетом актуального состояния дорожного движения и миграции заторовых ситуаций;
–– создание условий для своевременного и достоверного контроля выполнения заказов на осуществление транспортной работы предприятиями, осуществляющими пассажирские перевозки, эксплуатацию дорожноуличной сети, вывоз твердых и жидких бытовых отходов, контроля расхода топлива, снижения страховых рисков, увеличения оборачиваемости ТС, снижения доли эксплуатационных издержек.
Также система ГЛОНАСС представляет большой интерес для социально-экономического развития и является одной из приоритетных задач.
С 1 января 2012 года аппаратура ГЛОНАСС постепенно появляется на всем пассажирском транспорте. А использование транспортных средств, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, является грубым нарушением лицензионных требований.
Данное обязательство касается не только пассажирских перевозчиков. Оно действует в отношении транспортных средств категории N (грузовики) для перевозки опасных грузов и транспортных средств категорий M2, M3 (автобусы) – с 1 января 2013 года; в отношении транспортных средств категории М1 (такси) – вступит в силу c 1 января 2014 года. Документ вносит изменения в положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Отсутствие ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS на транспорте обойдется административным штрафом [2].
Очевидно, что масштабное внедрение спутниковых технологий ГЛОНАСС, способно уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий, оперативно информировать экстренные службы о происшествиях. С этой целью в России принят к реализации масштабный проект «ЭРА – ГЛОНАСС».
Например, в случае аварии, когда сработал датчик столкновения (им станет контакт в подушке безопасности автомобиля), установленное устройство на автомобиле определяет место аварии с помощью спутников ГЛОНАСС и передает информацию по каналам сотовой связи оператору терминала экстренного приема информации с координатами автомобиля и что произошло с автомобилем. Оператор информационного центра голосом уточняет детали происшествия и в зависимости от ситуации (в случае подтверждения информации или при отсутствии ответа) отправляет службы экстренного реагирования, (МЧС, ГИБДД, машину скорой помощи). Водитель, пассажиры автомобиля могут также самостоятельно вручную включить устройство в автомобиле и передать данные или связаться с оператором [3].
В декабре 2013 года система должна быть принята в штатную эксплуатацию на всей территории России. Сегодня Россия опережает другие страны в этом технологическом направлении. За два года завершён этап проектирования системы: началось создание федерального и региональных центров.
С помощью системы ГЛОНАСС можно не только обеспечивать мониторинг пассажирского транспорта, но и влиять на активную безопасность, тем самым снижая количество дорожно-транспортных происшествий и как следствие снижение социально-экономических потерь от ДТП [4].
Предлагается применять технологии для контроля скорости движения транспортного средства, что позволит практически исключить нарушения, связанные с превышением скорости. При превышении допустимой скорости движения не более чем на 10 км/ч – предупреждение водителя в виде раздражающего звукового сигнала; при превышении допустимой скорости движения на более чем 10 км/ч – данные отправляются в государственную инспекцию безопасности дорожного движения, выписывается штраф.
При помощи ГЛОНАСС можно вычислить координаты движущихся навстречу друг другу машин и при нахождении машины на полосе встречного движения выводить на экран расстояние до встречного автомобиля. Также возможно выводить на экран расстояние до автомобиля, находящегося спереди, особенно актуально это будет при междугородних перевозках и при движении в плотном транспортном потоке, где вероятность аварии наиболее велика.
Отслеживая количество автомобилей и заторы на участках улично-дорожной сети, возможно направлять транспортные потоки по объездным направлениям, что позволит повысить пропускную способность дороги и как следствие повысить скорость, качество и количество грузовых и пассажирских перевозок.
Только массовое производство комплектующих и оборудования на базе ГЛОНАСС с использованием специализированной доступной, дешевой, технологичной элементной базы позволит снизить стоимость систем, работающих с сигналом российской навигационной системы.
Внедрение навигационно-телематических систем, наряду с другими мерами, – важный шаг по формированию общей культуры дорожного движения. Предлагаемые сегодня компаниями-разработчиками решения, позволяют, как минимум, эффективно контролировать скоростной режим и состояние механизмов. Развития навигационной системы ГЛОНАСС позволит сократить количество дорожно-транспортных происшествий и огромный ущерб от них.
Литература:
- Карлащук В.И. Спутниковая навигация. Методы и средства / В.И. Карлащук, С.В. Карлащук. – М.: СОЛОН-Пресс, 2006. – 176 с.
- КоАП. Кодекс РФ об административ. правонаруш.: Официальный текст. – М.: Проспект, 2012. – 608 с.
- Машины оборудуют кнопками «SOS» [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.gudok.ru/transport/auto/?pub_id=384186
- Иванов В.Н. Все об активной и пассивной безопасности автомобиля / В.Н. Иванов. – М.: Издательство АС, 2003. – 175 с.