Теоретические аспекты процесса мониторинга удовлетворенности потребителей полиграфической продукцией.
Автор: Антипова О. М., Ченцов Н. А.
Источник: Материалы межвузовской научно-практической конференции молодых ученых, аспиранов и студентов.— Донецьк, ДонНТУ — 2019 г.
Аннотация
Антипова О.М., Ченцов Н.А. Теоретические аспекты процесса мониторинга удовлетворенности потребителей полиграфической продукцией. Статья посвящена рассмотрению теоретических аспектов процесса мониторинга удовлетворенности потребителей полиграфической продукцией.
Постановка проблемы
Современный подход к оценке качества продукции предполагает рассмотрение двух сторон – безопасность и удовлетворенность потребителя. Требования к безопасности формализованы и представлены в соответствующих технических регламентах. Другая сторона, удовлетворенность потребителя качеством продукции, оценивается по его личностным, субъективным показателям качества продукции. «Менеджмент качества нацелен на выполнение требований потребителей и на стремление превзойти их ожидания» [1]. Для обеспечения высокого качества продукции «Организация должна проводить мониторинг восприятия потребителями того, в какой степени удовлетворены их потребности и ожидания. Организация должна определить методы получения и использования этой информации» [2]. Важным аспектом деятельности предприятия является оценка удовлетворенности потребителя продукцией.
Для предприятий становится важным умение выделять и использовать критерии качества продукции, значимые с точки зрения именно потребителей.
Цель
Разработка подхода к мониторингу и оценке удовлетворенности потребителя на основе его предпочтений для случая полиграфической продукции.
Основной материал
Результатом исследования является числовое значение интегрального показателя, характеризующего уровень удовлетворенности потребителя. Такое значение определяется в рамках мониторинга предполагающего постоянное отслеживание уровня удовлетворенности потребителей качеством продукции, сравнение полученных результатов с требованиями и ожиданиями, выявление тенденций их изменений с целью принятия управленческих решений. При этом понятие мониторинга рассматривается как более широкая категория, нежели контроль, поскольку мониторинг включает в себя и аналитику, и диагноз, и прогноз тенденций, и корректировку развития предприятия [5].
Под качеством продукции понимается совокупность свойств этой продукции, определяющих степень её пригодности удовлетворять потребности людей в соответствии с назначением этой продукции. Это понятие распространяется на все виды продукции.
Показателем качества продукции называется количественная характеристика свойств продукции, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и потребления.
Если показатель характеризует группу свойств, то он может называться комплексным (интегральным). Комплексный показатель качества продукции становится интегральным, если он отражает отношение суммарного полезного эффекта от потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и потребление. Под суммарным полезным эффектом следует понимать все стороны взаимодействия продукт — человек — среда, включая те, которые характеризуют полезность изделия, удобство пользования им, экономическую характеристику, эстетичность и т. д.
В работе в роли объекта исследования принята полиграфическая продукция, изготавливаемая в «Дорожном центре научно-технической информации и библиотечно-библиографического обслуживания ГП «Донецкая железная дорога»» (предприятие). Деятельность подразделения предприятия, нацелена на создание качественной полиграфической продукции и обеспечение высокого уровня обслуживания потребителей.
В подразделении осуществляется предпечатная подготовка (изготовление печатных форм, клише), печать тиража, а также послепечатная обработка печатной продукции (брошюровка, переплет, ламинация, тиснение, склейка и т. п.). Главными потребителями полиграфической продукция являются все структурные подразделения ГП «Донецкая железная дорога»; Трансграничный концерн «Железные дороги Донбасса»; Министерство транспорта Донецкой Народной Республики.
Продукция полиграфического производства, выполняет многие функции, поэтому ассортимент этой продукции весьма разнообразен. Чёткой классификации полиграфической продукции нет прежде всего из-за её разнообразия. Поэтому её всегда было принято делить на несколько основных групп:
- Представительская продукция (деловая) - различные бланки, техническая документация и многое др.;
- Книжно-журнальная продукция – книги, журналы и др.;
- Рекламная продукция – листовки, буклеты и др.;
- Календарная продукция – изготовление всех видов календарей [7].
Подразделение занимаются производством полиграфической продукции, которая относится к 1 и 2 группе. К примеру, занимаются выпуском распорядительной и технической документации согласно требованиям ГОСТ 7.0.97-2016 «Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», книги в соответствии с ОСТ 29.124-94 «Издания книжные. Общие технические условия».
К показателям качества полиграфической продукции относятся: показатели назначения; показатели надежности; показатели долговечности; показатели безопасности; показатели эргономические; показатели эстетические; показатели технологичности.
Для более детального анализа и выявления возможностей роста подразделения, необходимо провести более детальные исследования направленные на оценку удовлетворенности потребителей, которая позволит: улучшить процесс мониторинга; выявить приоритеты, влияющие на улучшения; разработать стратегию для повышения качества выпускаемой продукции.
Вывод
Необходимо подчеркнуть, что для развития подразделения, качество оказываемых услуг должно расти. Это касается и оперативности выполнения заказов, и качества полиграфических материалов, и, конечно же, профессиональности сотрудников. Только если будут учтены все потребности целевой аудитории, и вместе с тем, будет высоким качество выпускаемой продукции, то удовлетворенность потребителей возрастет.
Таким образом, оценка удовлетворённости потребителей — актуальный вопрос и важнейший элемент в прогнозе развития предприятия и его экономической стабильности. Более подробные исследования будут представлены в магистерской диссертации.
Список использованной литературы
- ГОСТ Р ИСО 9000 – 2015 – «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»;
- ГОСТ Р ИСО 9001 – 2015 – «Системы менеджмента качества. Требования»;
- ГОСТ 7.0.97-2016 – «Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»;
- ОСТ 29.124-94 – «Издания книжные. Общие технические условия»
- Капелюк, З.А. Потребительский мониторинг удовлетворенности качеством образовательных услуг в вузе / З.А. Капелюк, С.С. Донецкая // Стандарты и качество. – 2006.;
- Шевчук, Д.А. Управление качеством: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2008. - 216 с.
- Полиграфическая продукция [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.alkor-4.ru/about/publications/poligraficheskaya_produkciya/