Українська   English
ДонНТУ   Портал магистров

Усовершенствование документированной информации процесса Организация выполнения магистерской диссертации по направлению подготовки Управление качеством

Содержание

Введение

В настоящее время главной задачей образовательной политики нашего государства является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Можно выделить большое число сформировавшихся систем менеджмента: менеджмент ресурсов, персонала, организации в целом. Актуальность исследований в этом направлении обусловлена рядом причин: изменениями на рынке образовательных услуг, связанных с изменениями требований потребителей; все возрастающими темпами увеличения объема знаний; все большая зависимость между качеством предоставляемых ВУЗом услуг и его экономической стабильностью.

Система менеджмента качества (далее СМК) ВУЗа является тем инструментом, который позволяет значительно повысить эффективность координации и контроля всех процессов в ВУЗе, повысить степень рационального использования всех видов ресурсов и значительно быстрее реагировать на указанные выше изменения.

В процессе формирования СМК планируется разработка следующей документации:

  1. Организационная структура кафедры.
  2. Политика в области качества структурного подразделения (кафедры ).
  3. Цели в области качества.

1. Система менеджмента качества

Система менеджмента качества (СМК, – ред.) – это совокупность мер и постоянно реализуемых операций, которые используют в организации для достижения необходимого качества услуг или продукции – того, что является результатом деятельности этой организации.

Система менеджмента качества включает действия, с помощью которых организация устанавливает свои цели и определяет процессы и ресурсы, требуемые для достижения желаемых результатов.

1.1. Процессы СМК, потребители и другие заинтересованные лица в ВУЗе

Основными потребителями университета являются:

  1. Внутренние потребители: обучающиеся по программам высшего образования (бакалавры, специалисты, магистранты, аспиранты) и среднего профессионального образования, докторанты, ППС и сотрудники университета.
  2. Внешние потребители: потребители результатов образовательного процесса (работодатели); абитуриенты; родители и законные представители обучающихся; заказчики НИР.

К заинтересованным сторонам относятся:

  1. Органы государственного и муниципального управления.
  2. Образовательные и научные организации региона, страны и зарубежные.
  3. Организации и учреждения разных форм собственности.

Для обеспечения надлежащего качества предоставляемых образовательных услуг в соответствии с требованиями образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования и выполнения НИР в соответствии с требованиями заказчиков и нормативных актов в университете определены процессы (основные и обеспечивающие) и виды деятельности СМК.

Ко всем процессам и к системе менеджмента качества в целом применяется цикл Планируй – Делай – Проверяй – Действуй.

Кроме того, во всех процессах СМК планируются и внедряются действия, связанные с рисками и возможностями, что создает основу для повышения результативности системы менеджмента качества, достижения улучшенных результатов и предотвращение неблагоприятных последствий.

Взаимодействие процессов и видов деятельности СМК представленного в виде потоков, ориентированных на потребителей.

Управление аутсорсинговыми процессами в университете осуществляется по следующим направлениям:

  1. Прием на работу на условиях совмещения научных сотрудников и сотрудников профессорско-преподавательского состава в соответствии с принятым порядком конкурсного отбора научных сотрудников университета и порядок конкурсного отбора профессорско-преподавательского состава в университете.
  2. Организация практики обучающихся в соответствии с требованиями порядка проведения практики студентов университета и многопрофильного колледжа.
  3. Обеспечение энергоресурсами.
  4. Банковские услуги на расчетно-кассовое обслуживание.
  5. Проверки со стороны органов контроля и надзора.
  6. Услуги по сертификации СМК, аккредитации и аттестации испытательных лабораторий в соответствии с принятой процедурой заключения договоров, в т.ч. в отношении государственного имущества, закрепленного за университетом на праве оперативного управления, регламентом планирования размещения заказов для нужд университета, порядком осуществления закупок у единственного поставщика.
  7. Обучение персонала осуществляется в соответствии с перспективными планами и принятой процедурой заключения договоров.

2. Обоснование необходимости внедрения системы менеджмента качества в структурном подразделении университета

На сегодняшний день одним из эффективных инструментов повышения конкурентного преимущества ВУЗа на рынке образовательных услуг, повышения качества подготовки выпускников и эффективности управления самим образовательным учреждением видится внедрение не формальной СМК, а реализация модели системы менеджмента качества внедрение, соответствующей требованиям международного стандарта ИСО 9001.

Обоснование необходимости внедрения СМК:

  1. Наличие сертифицированной СМК – формальное требование при государственной аккредитации ВУЗа и лицензировании специальности/направления.
  2. Единый во всем мире подход к признанию соответствия СМК требованиям ИСО 9001 создает преимущества для ВУЗов, заинтересованных в привлечении иностранных студентов или в установлении коммерческих связей с другими странами.
  3. Наличие сертифицированной СМК – гарантия качества образовательного процесса в глазах существующих и потенциальных потребителей.
  4. Результативная и эффективная СМК – основа конкурентного преимущества ВУЗа, и, как следствие, его стабильное экономическое положение и высокий уровень прибыли.

Влияние создания и эффективного функционирования СМК в ВУЗе и на кафедре:

  1. Управляемость ВУЗа улучшается в связи с тем, что при проектировании СМК строго распределяется ответственность за выполнение процедур.
  2. Повышается прозрачность ВУЗа в части его организационной структуры, бизнес-процессов и функций.
  3. Повышается конкурентоспособность ВУЗа за счет предоставления качественного образования и производства инновационных и востребованных бизнесом научных разработок.

Для более эффективной организации разработки и внедрения СМК в ВУЗе необходимо двигаться сверху вниз. Однако в силу сложности объекта рассмотрения, высокой инерционности процессов в ВУЗе и высокой длительности внедрения (более 3–5 лет) видится целесообразным вести разработку модели системы менеджмента качества параллельно как на верхнем уровне управления, так и в основных структурных подразделениях - кафедрах. Это очевидно, т. к. на кафедрах сосредоточен основной потенциал развития университета. Внедрение СМК на кафедре требует меньше усилий и времени на согласование и разработку основополагающих документов, т. к. кафедра представляет собой относительно небольшой и сплоченный коллектив.

3. Особенности внедрения СМК на кафедре

Наличие СМК на кафедре, как и в ВУЗе, имеет в основном те же положительные моменты, однако хотелось бы выделить некоторые особенности создания СМК.

Для ознакомления с основными положениями стандартов серии ИСО и спецификой разработки модели системы менеджмента качества в образовательном учреждении должно быть проведено обучение всех сотрудников кафедры, как с привлечением сторонних организаций, так и собственными силами. По результатам обучения всеми сотрудниками должны быть получены сертификаты и дипломы.

Для реализации положений политики и целей в области качества должна быть оформлена организационная структура кафедры. Мотивации сотрудников к более активной и качественной работе по выделенным направлениям деятельности осуществляется на основе положения о стимулировании профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного персонала кафедры.

3.1 Построение организационной структуры

Построим организационную структуры для кафедры «Управление качеством».

Организационная структура – совокупность подразделений организации и их взаимосвязей, в рамках которой между подразделениями распределяются управленческие задачи, определяются полномочия и ответственность руководителей и должностных лиц.

Кафедра – является структурной единицей в рамках факультета, центра или института. Она осуществляет учебную, методическую и научно–исследовательскую деятельность. Кафедра совместно с другими подразделениями вуза ведет подготовку студентов, аспирантов и докторантов, участвует в переподготовке и повышении квалификации работников других предприятий и организаций.

Непосредственное руководство деятельностью кафедры осуществляет заведующий кафедрой, имеющий, как правило, ученое звание профессора или учетную степень доктора наук.

Доцент – учёное звание преподавателей высших учебных заведений, выполняющих функцию университетских лекторов; должность в высших учебных заведениях.

Профессор - учёное звание научно-педагогического работника высшего учебного заведения.

Старший преподаватель – преподавательская должность в вузах, которая занимает промежуточное положение между преподавателем и доцентом.

На рисунке 1 представлена организационная структура кафедры.

Организационная структура кафедры

Рисунок 1 – Организационная структура кафедры

3.2 Политика кафедры в области качества

Политика кафедры в области качества, играющего ведущую роль в вопросах предоставления качественных образовательных услуг, соответствующих мировым стандартам и обеспечивающих потребности общества и государства в компетентных кадровых и интеллектуальных ресурсах, научных достижениях.

Основная и самая важная цель деятельности кафедры состоит в активном участии в подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием по широкому спектру направлений подготовки и специальностей, проведении научных исследований и разработок на базе современной, высокоразвитой инфраструктуры и производственной среды, при самом активном участии высококомпетентных сотрудников ВУЗа. Тем самым кафедра намерена вносить свой вклад в формирование высоконравственной личности и профессионально компетентного специалиста.

Успехи кафедры в образовательной и научно-исследовательской деятельностях основываются на их высоком качестве, которое означает осуществление деятельности каждым сотрудником в полном соответствии с установленными требованиями, что обеспечивает уверенность потребителей в деловых способностях.

Кафедра постоянно изучает, стремится удовлетворить и превзойти потребности и ожидания настоящих и будущих потребителей результатов ее деятельности, чтобы быть надежным и привлекательным партнером.

Деловая репутация кафедры и эффективность её деятельности базируются на лидирующей роли руководства и первоочередном решении задач:

  1. Создания и выделения необходимых ресурсов.
  2. Мотивации и вовлечения всех сотрудников в деятельность по качеству.
  3. Повышения результативности всех процессов, связанных с качеством образовательной деятельности, проведением НИР и воспитательной деятельности.

Сотрудники кафедры обладают необходимой компетентностью, осознают важность и необходимость своей деятельности, они знают свои цели и способы их достижения. Каждый несет ответственность за высокое качество своей деятельности, понимая, что он одновременно является потребителем и поставщиком по отношению к другим сотрудникам.

Внедрение системы менеджмента качества кафедра рассматривает как непрерывный процесс, результатом которого является возрастающая способность в повышении удовлетворенности потребителей.

3.3 Цели кафедры в области качества

Целями кафедры, вытекающими из ее политики, являются:

  1. Совершенствование образовательной среды вуза, внедрение современных адаптивных программных средств компьютерного обучения, обеспечивающих индивидуализацию обучения.
  2. Обеспечение формирования общекультурных и профессиональных компетентностей обучаемых.
  3. Обеспечение доступного обучающимся образовательного ресурса.
  4. Создание условий для наиболее полной реализации творческого потенциала сотрудников, включая непрерывное повышение квалификации.

4. Основа системы менеджмента качества

  1. Ориентация на потребителей. Вуз зависит от своих потребителей, к которым относятся государство, работодатели, студенты и их семьи, другие заинтересованные стороны и общество в целом. Университет должен понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и соответствовать их ожиданиям.
  2. Лидерство руководства. Руководство университета обеспечивает направления деятельности, создает и поддерживает внутреннюю среду, в которой сотрудники полностью вовлечены в достижение поставленных целей и решение задач в области качества. Задача руководства вуза не управлять преподавателями и сотрудниками, а создать среду, позволяющую сделать максимально производительными специфические знания и навыки каждого преподавателя и сотрудника.
  3. Вовлечение работников. Полное вовлечение всех сотрудников дает возможность вузу с выгодой использовать их способности, повышает ответственность за качество реализуемых образовательных услуг.
  4. Процессный подход. Желаемый результат достигается эффективнее, если всеми видами деятельности и ресурсами управляют как процессом. Это приводит к необходимости инвентаризации всех процессов вуза, определению ответственных за процессы и их документальной регламентации.
  5. Системный подход. Управление взаимосвязанными процессами как системой содействует результативности и эффективности деятельности вуза для достижения его целей.
  6. Постоянное улучшение – неизменная цель вуза.
  7. Принятие решений, основанных на фактах. Это предполагает построение такой системы сбора информации обо всех аспектах деятельности вуза и о его взаимоотношениях с «внешней средой», которая позволяет «измерять» как показатели качества всех основных и обеспечивающих процессов, так и результаты деятельности вуза в целом. Полученные данные анализируются на степень достижения целей, определенных в стратегическом плане развития вуза. На основе проведенного анализа принимаются управленческие решения.
  8. Взаимовыгодные отношения с партнерами. Вуз и его партнеры взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

В качестве партнеров ВУЗ рассматривает:

  1. Школы, лицеи, техникумы и другие учреждения общего среднего и среднего профессионального образования, выпускники которых собираются поступать в ВУЗ.
  2. Предприятия и организации, в которых работают или будут работать выпускники ВУЗа.
  3. Администрацию области, общественные и другие организации, которые заинтересованы в сотрудничестве с вузом и являются партнерами ВУЗа.
  4. Другие вузы и за рубежом, заинтересованные в сотрудничестве.
  5. Любые поставщики продукции и услуг, необходимых для вуза, обеспечивающих его функционирование.

Выводы

В повышении качества образования заинтересованы государство, общество, работодатели, студенты и их родители. В настоящее время большинство вузов при организации своей деятельности ориентированы в основном на выполнение требований государства, отраженных в государственных общеобязательных стандартах образования, и показателях государственной аттестации и аккредитации вузов. То и другое можно рассматривать как регламентирующие нормативные требования к образовательной услуге, необходимость выполнения которых является условием существования ВУЗов.

Таким образом, для эффективности СМК в высшем учебном заведении необходимо придерживается определенных ключевых ориентиров в своей деятельности:

  1. Качественная подготовка студента является результатом качества ключевых процессов, составляющих деятельность ВУЗов.
  2. Обеспечение ВУЗом конкурсного набора студентов.
  3. Основа качественного обучения как проектирование соответствующих планов и учебных программ
  4. Сопровождение обучения активной научной деятельностью преподавателей с привлечением к ней студентов.
  5. Планомерное обеспечение изучения учебных дисциплин в течение всего учебного года, при этом оценки знаний студента осуществляется в течение обучения, а не только после завершения.
  6. Ориентация ВУЗов на трудоустройство выпускника по специальности, поскольку фактически это является главной оценкой его деятельности.
  7. Ориентация на эффективную воспитательную работу.
  8. Обратная связь с выпускниками, работодателями, обществом.
  9. Ориентация на непрерывное образование.

Система качества, которая эффективно функционирует, позволяет обеспечить доказательства для потенциальных потребителей относительно того, что ВУЗ способен сделать для них. Обеспечение стабильного выпуска компетентных специалистов, улучшение структуры правления, повышение производительности, оптимизация расходов, укрепление имиджа – усиливает позиции ВУЗов на рынке образовательных услуг в государстве. Создание эффективно действующей системы управление вузом на основе системы менеджмента качества позволит существенно повысить уровень подготовки выпускников и их конкурентоспособность на рынке труда.

Список источников

  1. Липская В.В. Менеджмент системы качества в высших учебных заведениях: состояние и перспективы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1817/....
  2. Зачем ВУЗу СМК? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://new.sibupk.su/university/....
  3. ГОСТ Р ИСО 9000 – 2015 – Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
  4. ГОСТ Р ИСО 9001 – 2015 – Системы менеджмента качества. Требования.
  5. Формирование системы менеджмента качества и ее внедрение в высшее учебное заведение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bestreferat.ru/referat....
  6. Система Менеджмента Качества. Начало [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/id....
  7. Менеджмент качества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kpms.ru/General_info....