Українська   English (UK)
ДонНТУ   Портал магистров ДонНТУ

Реферат по теме выпускной работы

Обратите внимание! На момент написания данного реферата магистерская работа еще не завершена. Предполагаемая дата завершения: май 2021 г. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.

Содержание

Введение

Каждый день люди передвигаются по городу, миллионы машин по всему миру ездят по городам и странам. И все это благодаря тротуарам, дорогам, автомагистралям. С древних времён дорога являлась путём сообщения для передвижения людей, скота, транспорта. Наиболее древние дороги относятся к 4 тысячелетию до нашей эры [1]. С тех пор прошло много времени, поменялись технологии постройки, но также возросли нагрузки на покрытие. В связи с этим очень важным является отслеживание состояния дорожного покрытия. Постоянное увеличение протяжённости дорог требует привлечения большого количества специалистов, техники, что влечёт за собой увеличение расходов. Но также возрастает и риск возникновения ошибки при осмотре. В районах с тяжёлыми метеоусловиями обследование дорог необходимо проводить чаще и тщательнее, так как помимо нагрузки от транспорта сказывается влияние температуры, осадков, движения грунта. На помощь в таких сложных ситуациях приходят современные технологии.

1. Анализ проблемы

В основе качественной дороги лежит так называемый «дорожный пирог» или же дорожная одежда. «Дорожный пирог» — это многослойное основание, которое состоит из грунта, песка и щебня. Такое основание позволяет дорожному покрытию прослужить дольше [2]. Все этапы постройки дороги имеют свою технологию и назначение. Толщина слоя песка и щебня зависит от предполагаемых нагрузок и рассчитывается под конкретную задачу. «Пирог» необходим для предотвращения преждевременного разрушения покрытия, движения дороги и обеспечивает скоростной режим и безопасное движение. На рисунке 1 показана наиболее часто встречающаяся структура «дорожного пирога».

Рисунок 1 – Структура «дорожного пирога»

Рисунок 1 – Структура «дорожного пирога»

Такая конструкция состоит из грунтового основания, в котором проложены все коммуникации. Затем идёт амортизационный слой песка, который минимизирует вероятность глубоких повреждений. Между двумя этими слоями, для разделения, может находиться геотекстиль. Он выступает в качестве дренажа, чтобы дорогу не размывало и предотвращает смешивание песка и грунта. Затем опять идёт слой разделителя, геотекстиль или геосетка. Поверх укладывается слой щебня с битумной эмульсией. Таким образом, получается крепкая основа для дорожного покрытия, которая сможет обеспечить целостность, ровность и долговечность дороги [3].

Все этапы работы, как и, используемые для постройки, материалы, чётко регламентированы соответствующими ГОСТами. Так, ГОСТ Р 58349-2019 «Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Методы измерения толщины слоёв дорожной одежды» распространяется на постройку, реконструкцию, капитальный ремонт дорожных одежд и устанавливает требования к методам измерения толщины слоёв основания [4]. Соответственно и техника, выполняющая такие работы, имеет определённые параметры и характеристики. От неё также требуется достаточная точность для работы.

Но даже беспрекословное выполнение всех правил и соблюдение стандартов не гарантируют сохранность покрытия. Со временем, на поверхности дороги, возникают различного рода дефекты. Дефекты дорожного покрытия – это отклонения геометрических параметров, текстуры и структуры дорожной одежды от нормативов. Их делят на следующие виды, в зависимости от характера, местоположения и величины [5]:

  • трещины – дефект нарушения сплошности дорожного покрытия. Бывают также отдельные трещины, частые трещины и сетка трещин;
  • выбоины – местные разрушения покрытия, имеют вид углублений;
  • колейность – дефект, обусловленный наличием колей – продольных углублений в местах наката от колёс транспорта.

Любому водителю знакома ситуация появления выбоин весной, после таяния снега. Это происходит как от воздействия температур и нагрузки на покрытие, так и от возможного нарушения технологии укладки асфальтобетонного покрытия. Повседневное использование, тяжёлые грузы, грунтовые воды, движение грунта – все это приводит к разрушениям асфальта. Для выявления и дальнейшего прогноза развития различных дефектов, на сегодняшний день, применяется две группы обследования [6]:

  1. Визуальное обследование – сводится к определению интенсивности движения и его состава, состояния «дорожного пирога», обочин, водоотводных коммуникаций и земляного полотна.
  2. Инструментальное обследование – производится замер всех основных параметров дороги: продольные и поперечные уклоны, ширина, ровность, сцепление с проезжей частью и др. Также производится отбор проб из конструктивных слоёв дорожной одежды.

Оба этих обследования регулируются ГОСТом 33388-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации» [7]. Для определения различных параметров применяются такие ГОСТы, как ГОСТ Р 56925-2016 «Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностей оснований и покрытий» [8] и ГОСТ 32825-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные покрытия. Методы измерения геометрических размеров повреждений (Переиздание)» [9]. Первый стандарт распространяет своё действие на методы измерения неровности поверхности дорожного покрытия (а также аэродромов) в период строительства и эксплуатации. Второй же стандарт регулирует методы измерения геометрических размеров повреждений дорожного покрытия, которые влияют на безопасность дорожного движения во время его эксплуатации.

2. Цель и задачи исследования, планируемые результаты

Применение камер и компьютеров положительно сказывается и на финансовые затраты, и на качество выполнения работы. Но всё равно велика роль человеческого фактора. Для решения этой проблемы предлагается создание системы анализа поверхности объекта, в данном случае дорожного покрытия. Основная цель такой системы является определение мест деформации дорожного покрытия без участия человека в этом процессе, а в перспективе создание полностью самостоятельных мобильных комплексов мониторинга состояния дорог. В основе такой системы предполагается использование лазерного проектора, камеры и блока обработки данных. Толчком для работы над данной темой послужила разработка в 2013 году группы специалистов из Сычуаньского университета [10]. Их задумка заключалась в создании светодиодного проектора для велосипеда, который проецирует на дороге впереди квадратную сетку. При возникновении на пути каких-либо неровностей, строгая геометрия сетки изменяется, как показано на рисунках 2 и 3.

Рисунок 2 – Принцип работы Lumigrids (convex – выпуклый, concave - вогнутый)

Рисунок 2 – Принцип работы Lumigrids (convex – выпуклый, concave - вогнутый)

Рисунок 3 – Изменение геометрии сетки при возникновении неровностей

Рисунок 3 – Изменение геометрии сетки при возникновении неровностей

Как видно из рисунков, приведённых выше, лучи проектора при попадании на любую неровность изменяют состояние линий сетки. Таким образом, велосипедист может заранее заметить наличие препятствия на дороге и скорректировать траекторию своего движения или остановиться. И хотя устройство в серию не пошло, подобное решение, с некоторыми доработками, можно применить в автомобильной сфере.

Для реализации системы предлагается использовать лазерный проектор для проекции сетки на поверхности дороги и камеру, которая будет непрерывно снимать и отправлять данные на устройство обработки данных. Такое устройство представляет собой компактный компьютер, который выполняет анализ полученных кадров. Для обработки полученной картинки и определения происходящего на покрытии используется скрипт, написанный на языке Python с использованием библиотеки алгоритмов компьютерного зрения OpenCV [11].

В качестве платформы для устройства обработки данных предлагается использовать одноплатный компьютер Raspberry Pi 4 [12]. Это одна из последних моделей компьютера.

Что касаемо характеристик, то на борту находится четырёх ядерный 64-ех битный процессор с частотой 1,5 GHz. На выбор предлагается различный объём оперативной памяти: 2, 4 или 8 Gb стандарта LPDDR4. Присутствующие разъёмы USB 2.0 и 3.0 позволят подключить всё необходимое для работы оборудование: мышь, клавиатуру, камеру. С помощью двух портов micro-HDMI можно подключить два монитора для отслеживания происходящего. Также на плате имеется двухдиапазонный Wi-Fi и разъём Ethernet, что позволяет организовать передачу обработанных данных на сервер для дальнейшей работы с ними.

Для определения местоположения автомобиля применяется технология GPS.

В качестве базы для такой системы может служить любой автомобиль. Снаружи него устанавливается проектор и камера, направленные на дорожное покрытие, а в салоне устанавливается компьютер.

Дополнительно, для получения точных данных, возможно использование гироскопа и акселерометра для фиксации углов наклона автомобиля и ускорения по осям X/Y/Z. Такие данные смогут предоставить полную картину происходящего на месте обнаружения дефекта дороги.

3. Алгоритм работы

Алгоритм работы системы заключается в постоянной съёмке, спроецированной на дорожное покрытие сетки, камерой во время движения автомобиля. Сетка имеет квадратную форму, количество линий можно менять в зависимости от задачи. На рисунке 4 показан пример сетки размерностью 10 на 10.

Рисунок 4 – Пример сетки 10 на 10

Рисунок 4 – Пример сетки 10 на 10

На каких-либо неровностях геометрия сетки непременно будет изменяться. Эти изменения фиксируются с помощью камеры и отправляются на устройство анализа и обработки данных. Далее, полученный кадр пропускается через Python-скрипт и с помощью специальных алгоритмов компьютерного зрения определяется положение линий, их углы пересечения. В итоге, на основе полученных данных делается вывод о состоянии дорожного покрытия: наличие углубления или возвышенности. Производится запрос GPS координат. Затем, полученный ответ записывается в файл с привязкой к GPS координатам.

При наличии дополнительно установленных акселерометра и гироскопа выполняется опрос датчиков и формирование данных об углах наклона в текущий момент, а также последние данные о вертикальных ускорениях для дополнения картины состояние дорожного покрытия. На рисунке 5 показано визуальное представление алгоритма.

Благодаря использованию компьютерного зрения повышается эффективность работы и площадь обследуемой дороги. Лёгкость монтажа такой системы позволяет устанавливать её в любой автомобиль и применять в различных сферах.

Рисунок 5 - Визуальное представление алгоритма работы (анимация: 11 кадров, 5 циклов повторения, 50,8 килобайт)

Рисунок 5 - Визуальное представление алгоритма работы (анимация: 11 кадров, 5 циклов повторения, 50,8 килобайт)

4. Обзор исследований и разработок

В настоящее время по всему миру активно ведутся разработки по внедрению технологических решений во все сферы жизни человека. В последнее время привлекаются разработки в области искусственного интеллекта и нейронных сетей. Подобная тенденция, в первую очередь, связана с увеличением точности выполняемых работ. Замена человека на автоматизированные системы позволяет увеличить скорость работы и максимально снизить риск появления дефектов.

4.1 Обзор международных источников

Технологии не стоят на месте и приходят на помощь в обследовании покрытия. Стандартно визуальный метод обследования предусматривает проход пешком эксперта-дорожника или группы экспертов по дороге. Они осматривают покрытие, дорожные сооружения и совершают остановки в местах обнаружения дефектов. В специальный журнал заносится информация о координатах места дефекта, его описание и привязка к километровому столбику. Так, во Франции, на замену такому способу, была разработана система DESY (Decri System). В её состав входит компьютер, специальные клавиатуры, клавиши которых имеют свой символ, означающий определённую информацию и программы для сбора и обработки полученных данных.

В дополнение к такому способу, существует ещё одна система, состоящая из автомобиля-лаборатории. На автомобиль устанавливается камера и в движении ведётся съёмка всего участка дороги. Существует два варианта съёмки: из кабины от уровня глаз водителя и снаружи при помощи камеры на выдвижной балке впереди автомобиля. В обоих случаях, полученный видеоматериал просматривается экспертами и с помощью системы DESY фиксируются все обнаруженные дефекты. В обоих вариантах, скорость автомобиля не превышает 60 км/ч. К тому же, во втором варианте съёмка ведётся в ночное время при искусственном освещении. Такой подход не создаёт пробок на дорогах и помех для других участников движения, т.к. плотность движения в ночное время имеет наименьшую интенсивность [13].

4.2 Обзор национальных источников

К подобным решениям можно отнести только разработку проекта «Дороги России» [14]. В проекте выполняется онлайн мониторинг качества дорожного покрытия с помощью смартфона. Телефон жёстко закрепляется на твёрдой поверхности в салоне автомобиля и при движении создаёт «кардиограмму» пути путём считывания данных со встроенного акселерометра и GPS-приёмника. Установленное приложение считывает информацию о колебаниях подвески автомобиля и характеристиках движения. Для анализа используется математическая модель, которая позволяет с большой степенью достоверности выявлять из множества видов воздействия на смартфон именно те, которые имеют отношение к состоянию дорожного полотна, а именно наличие ям и рытвин [15]. Полученные данные отправляются на сервера и доступны в специальном приложении или на сайте. Основная задача проекта – отображение качества дорог. Полученная информация для некоторых участков дорог может быть не актуальна, так как передача может осуществляться не в режиме реального времени. Но к сожалению, в настоящее время об этом проекте нет никаких новостей, заявленный сайт не работает, а фирменное приложение удалено из свободного доступа.

Так же существует сайта Автострада. На нем предоставляется информация об актуальном состоянии дорожного покрытия трасс Украины, Беларуси и России. Основной целью сайта является создание актуальной карты состояния дорожного покрытия трас. Пользователи сайта имеют возможность узнать и проанализировать информацию об интересующих их дорогах, узнать о плохих и хороших участках. Или поделиться информацией о состоянии трассы или участка дороги, при этом есть возможность выставить оценку по пятибалльной системе и оставить свой комментарий. К недостаткам можно отнести отсутствие информации о состоянии городских дорог, а также субьективные отзывы пользователей [16].

Выводы

Предложенная система позволит оперативно и точно проводить контроль ровности дорожного покрытия, оптимизировать финансовые затраты на обследование покрытия и определение дефектов. Также выявлять потенциальные места возникновения дефектов дороги и своевременно предпринимать действия для их устранения. А благодаря гибким настройкам системы, её возможно адаптировать для применения в иных сферах, требующих анализ покрытия.

Список источников

  1. Дорога [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B0 - Загл. с экрана.
  2. Состав и строительство дорожного пирога [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://geo-sm.ru/blog/2016/sostav-i-stroitel-stvo-dorozhnogo-piroga - Загл. с экрана.
  3. Альбом типовых конструкций нежёстких дорожных одежд в различных дорожно-климатических зонах [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – 2020. – Режим доступа: https://rosavtodor.gov.ru/storage/app/media/uploaded-files/odm-2182104-2019.pdf - Загл. с экрана.
  4. ГОСТ Р 58349-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Методы измерения толщины слоёв дорожной одежды [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – 2019. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200162686 - Загл. с экрана.
  5. Вспучивания на асфальтобетонном покрытии. Основные причины и факторы, оказывающие влияние на разрушение асфальтобетонных дорожных покрытий [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.expertbuilding.ru/the-foundation/vspuchivaniya-na-asfaltobetonnom-pokrytii-osnovnye-prichiny-i-faktory/ - Загл. с экрана.
  6. Причины образования различных деформаций дорожного полотна и методы контроля за ними [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – 2018. – Режим доступа: https://ceiis.mos.ru/presscenter/news/detail/7577271.html - Загл. с экрана.
  7. ГОСТ 33388-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – 2016. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200135143 - Загл. с экрана.
  8. ГОСТ Р 56925-2016 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерения неровностей оснований и покрытий [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – 2016. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200135163 - Загл. с экрана.
  9. ГОСТ 32825-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные покрытия. Методы измерения геометрических размеров повреждений (Переиздание) [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – 2015. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200117775 - Загл. с экрана.
  10. Lumigrids while cycling [Электронный ресурс] / Radhika Seth. – Электрон. дан. – 2013. – Режим доступа: https://www.yankodesign.com/2013/05/21/lumigrids-while-cycling/ - Загл. с экрана.
  11. About [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://opencv.org/about/ - Загл. с экрана.
  12. Raspberry Pi 4 [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.raspberrypi.org/products/raspberry-pi-4-model-b/?resellerType=home – Загл. с экрана.
  13. Методы визуальной оценки состояния дорог [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – 2015. – Режим доступа: https://studopedia.su/18_70319_metodi-vizualnoy-otsenki-sostoyaniya-dorog.html - Загл. с экрана.
  14. Дороги России [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://habr.com/ru/post/140022/ - Загл. с экрана.
  15. Крылов М.А., Курганов К.И., Чащин Е.А. Аппаратно-программный комплекс мониторинга, моделирования и прогнозирования состояния и износа дорожного покрытия // Интернет-журнал «Транспортные сооружения», №1. – 2018 – Режим доступа: https://t-s.today/PDF/04SATS118.pdf - Загл. с экрана.
  16. Информация о проекте | Автострада [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://autostrada.info/ru/ - Загл. с экрана.