Авторы:Беляева Н.Б., Мингалеева Е.Д.
Источник:Научный журнал Экономика предприятий, регионов и отраслей
, Санкт-Петербург. 2019. – С. 95-98.
Цели работы – определить основы концепции умного
города; изучить сопутствующую терминологию; рассмотреть проблематику концепции смарт сити
в странах Северной Европы; рассмотреть примеры применения концепции в городах стран Северной Европы. Определение
умного
города подразумевает под собой развитие «умной» индустрии, а также использование высоких технологий в повседневной жизни города (транспортный менеджмент, логистические решения и др.). Кроме цифровых целей, умные
города Европы стремятся к экологической устойчивости,
добавляя к концепции принципы зеленого
города – города, проект которого создан с учетом экологических, экономических и социальных последствий активной жизнедеятельности человека для последующих поколений. Последнее положение в меньшей мере относится к российским городам, развивающим концепцию умных городов, прежде всего, в направлении их цифровизации.
Умный
город, смарт-сити, Северная Европа, устойчивое развитие, городское планирование, урбанизация, цифровизация городов России.
The purpose of the article is to determine the basis of smart city concept; review of related terminology; consideration of the concept of smart city in Northern Europe; review of examples of the concept
implementation in the cities of Northern Europe: high-tech solutions for the development of urban environment. The term smart city
, as a rule, involves the development of smart
industries, for example, information and communication technologies and related sectors, as well as the use of modern technologies in
everyday life, transport management, logistics. In addition to digital goals, smart cities in Europe are committed to environmental sustainability, adding to the concept the principles of a green city, designed to consider social, economic, environmental impacts and sustainable habitat for its residents. The latter provision
is less relevant for Russian cities, which are focused on developing the concept of smart cities primarily in the direction of their digitalization.
Smart city, Northern Europe, sustainable development, urban planning, urbanization, digitalization of Russian cities.
В последние десятилетия городская жизнь претерпела значительные изменения в связи с большими прорывами в области высоких технологий. Всеобщая доступность и широкое применение коммуникационных и информационных технологий, высокие темпы урбанизации, обостряющиеся проблемы окружающей среды – все эти факторы побуждают мегаполисы и крупные города к поиску альтернативных путей развития, которые удовлетворят потребностям современных реалий.
Город ХХI века – это комплекс сложных систем, где население, транспорт, бизнес и различные
сервисы связаны воедино. По мере роста города принимают на себя все большую нагрузку, которая
негативно влияет на их экономическое и экологическое состояние. В этом контексте в мире ведутся
повсеместные обсуждения того, как высокотехнологичные решения, совмещенные с новыми идеями и
вариантами городского планирования, могут обеспечить будущее устойчивое развитие метрополий.
Из всех существующих путей наибольшее внимание к себе привлекает концепция «умных» городов.
Концепция является одним из перспективных решений. Главным двигателем всеобщего интереса к
концепции смарт сити
является необходимость поиска баланса между ростом экономик и социальным развитием.
На сегодняшний день нет однозначного определения понятия умный
город. В одних литературных источниках концепция раскрывается только в разрезе городского хозяйства. В этих случаях термин умный
город, в основном, подразумевает под собой компоненты умной
индустрии, такие как
информационно-коммуникационные технологии и сопутствующие секторы. В то же время, в других
источниках термин описывает отношения между правительством, городской администрацией и жителями [6]. Здесь концепция включает в себя не только ИКТ, но также и транспортный менеджмент,
логистические системы, позволяющие снизить городской трафик и минимизировать пробки [3].
Концепция умного
города получила широкое распространение в мире, также концепция очень
популярна в европейских странах. На данный момент концепция активно поддерживается в Испании,
Бельгии, Нидерландах. Города Барселона, Рим и Амстердам являются лидерами европейских рейтингов по количеству «умных» нововведений. Кроме цифровых целей, умные
города Европы стремятся
к экологической устойчивости, добавляя к концепции принципы зеленого
города. Население таких
городов, в свою очередь, стремится снизить ежедневное потребление энергии, воды, продуктов питания, выделение отходов, тепловой энергии, загрязнение воздуха (выбросы CО2, метана).
Прекрасным примером воплощения этих целей стали страны северной Европы: Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания [5]. Так, Осло и Стокгольм задались целью в ближайшее время полностью
перейти к использованию экологически чистого (электрического) общественного транспорта. Менее
крупные города, такие как, к примеру, финский Лахти, где отопление производит наибольшее количество вредных выбросов (40%), также ставят в приоритет широкое использование зеленой энергии и
повышение общей энергоэффективности. Последнее актуально также для Копенгагена, где городские
здания сейчас производят около 75% выбросов углекислого газа. В принятом там Плане по климату
2025
обращено внимание на недопустимость такого положения. Кроме экологических инициатив,
страны северной Европы также работают над созданием «умных» сервисов, информационных технологий для вовлечения населения в процесс принятия решений, и облегчения доступа к правительственным и административным ресурсам.
Различные техники умного
города активно используются в новых жилых пространствах северных столиц. Примером является проект района Нордхавн (Nordhavn) в Копенгагене. Целью проекта
является превращение старого промышленного порта в современное, умное
жилое пространство.
Нордхавн будет готов к размещению 40 тыс. жителей и создаст такое же количество рабочих мест.
Проект района изобилует нововведениями. Например, было решено оснастить здания Нордхавна системами сбора дождевой воды, которая пойдет на технические и гигиенические нужды. Благодаря
особой планировке гавани и множественных каналов, жилые здания, кафе и магазины также будут
иметь прямой доступ к воде.
Кроме жилищной проблемы, администрация Копенгагена также сосредоточена на создании интегрированной системы автобусов, поездов и метро. Это позволит пассажирам оперативно и беспрепятственно перемещаться по городу различными видами транспорта. Уже сейчас пассажиры могут купить билет через специальное мобильное приложение, синхронизированное с банковской картой. Как результат, 60% билетов приобретаются именно таким путем, что, в свою очередь, ведет к сокращению очередей у автоматов и касс, сокращению операционных расходов, в том числе уменьшению объемов использования бумаги, а также ускорению времени поездки.
Не отстает и Стокгольм, который, наравне с Копенгагеном, ускоренно переходит на экологически чистый транспорт. Вдоль популярных веломаршрутов города были установлены небольшие площадки, предоставляющие сервис для велосипедистов. Всего за период популяризации «зеленого» транспорта, движение автомобилей в Стокгольме снизилось на 20%, а применение велосипедов возросло на 76%. Около 65% парка общественного и муниципального транспорта Стокгольма имеет низкий уровень выбросов, используемая электрическая энергия на 100% получается из возобновляемых источников, большинство автобусов и вывозящих мусор грузовиков работают на биогазе / этаноле, биотопливными или гибридными являются также такси (40%).
Реновация старых промышленных районов происходит и в Финляндии. Реновация района Каласатама (Kalasatama), бывшего порта в центре столицы страны Хельсинки, является одним из последних
примеров умных
проектов. Параллельно с проектированием района проходит разработка интернетсервиса Smart Kalasatama, предоставляющего цифровые услуги на основе открытых данных. Это информация на остановках о времени прибытия транспорта, возможность приобретения билета со своего смартфона, реклама доступных маршрутов общественного транспорта, автоматически работающая
на умных
парковках. Обычно информируют о маршрутах до ближайшего метро или остановки общественного транспорта, стыковочных рейсах, а также оповещают о возможных изменениях в работе
общественного транспорта и пробках
Российские регионы и их коллеги из северной Европы сталкиваются с очень схожими вызовами:
как создать современную, комфортную и эффективную среду, повысить энергоэффективность зданий,
разгрузить транспортную сеть, создать мегаполис, удобный для каждого. Российской компаниейинтегратором решений по направлению Умный город
, например, является ООО Русатом Инфраструктурные решения
Компания уже зарекомендовала себя в сфере внедрения единой информационной системы, которая позволяет эффективно управлять городской инфраструктурой, предоставляет
людям новые сервисы и возможности.
В целом, реализация концепции умный
город в любой стране обязательно опирается на принципы цифровой экономики. Умный
город – это, в первую очередь, цифровой город, объединяющий в
себе инфраструктуру широкополосной связи, гибкую, ориентированную на сервис вычислительную
инфраструктуру, основанную на открытых отраслевых стандартах, и инновационные услуги для удовлетворения потребностей правительств и их сотрудников, граждан и предприятий. Что касается эффективности городского управления, то ее может повысить даже простая оцифровка документов и их
размещение на соответствующих сайтах. Сегодня у нас по сути отсутствует нормальное территориальное планирование и землепользование. Неразбериха с кадастровым учетом. Генеральные планы
населенных пунктов формально разработаны, но не всегда выполняются. Нужно актуализировать документы территориального планирования на основе единой методики и нормативной базы
[2].
Важная сфера – реализация инвестиционных проектов. Задачи и планы строительного комплекса – программа реновации, освоение территории бывших промзон, решение вопроса долгостроев в столичных городах, не могут быть выполнены без использования новейших достижений в области IТ-технологий. Сейчас приоритетным направлением является внедрение ВIМ-технологий при проектировании домов. Технология ВIМ (Building Information Modeling или Building Information Model) – информационное моделирование здания [4]. В основе технологии лежит создание цифровых прототипов здания – 3D-моделей. Синхронизация календарного графика строительства и 3D-модели позволяет повысить правильность выбора сценария строительства, очередности видов работ, провести детальный анализ загрузки механизмов и потребности в ресурсах.
В российских городах и регионах чрезвычайно востребована единая цифровая платформа мультимодальных пассажирских перевозок. При использовании пассажиром единого билета с помощью цифровых сервисов на направлении смешанных перевозок производится гармонизация расписаний на разных видах транспорта, учёт начала и завершения этапа перевозки, сопровождение багажа. Для синхронизации работы отдельных видов транспорта и сфер городского хозяйства активно используется ГЛОНАСС. На системе ГЛОНАСС работают тысячи машин: это и ЖКХ, и скорая помощь, и пожарные.
Создается автоматизированная информационная система «Комплексная схема организации дорожного движения». Она представляет собой единую цифровую карту, содержащую информацию обо
всех элементах дорожного движения, включая пешеходные переходы, выделенные полосы, дорожные
знаки и т.д. В дальнейшем карта будет встроена в систему управления беспилотного транспорта. Тогда он не будет тратить вычислительную мощность процессора на распознавание, например, знаков.
Первые беспилотники уже активно разрабатывают и тестируют. В беспилотнике Яндекс такси три
группы сенсоров: камеры, лидары и радары. Радары в бамперах сканируют пространство и динамику окружающих объектов, камера видит то, что «видит» машина, лидар – это система лазеров, которая
как бы «обстреливает» все лучами, считывая информацию
[1].
Суть множества реализуемых проектов сходится в одном: все основные информационные системы и датчики встраиваются изначально во все жилые дома, офисы, медицинские учреждения и автомобили, причём все эти системы полностью взаимосвязаны. Изменение всей городской инфраструктуры, всё большее проникновение в неё цифровых технологий должно позволить в будущем не только улучшить условия жизни горожан, но и оказать положительное влияние на экологическую сферу. По крайней мере, во всех существующих на сегодня проектах особо учитывается фактор энергоэффективности. Нельзя не упомянуть и негативные экологические издержки цифровизации – необходимость дальнейшей утилизации обслуживающих этот процесс всевозможных электронных датчиков, усложнение соблюдения гигиенических требований по электромагнитным полям, жизнь в условиях всепронизывающих лазеров.
Основная заявленная цель цифровизации в городах – создать среду, в которой граждане взаимосвязаны и легко обмениваются информацией в любом месте города. В социальном плане концепция умного города предполагает и умных жителей, хотя бы в смысле их возможности и умения пользоваться всевозможными электронными устройствами. Усиливается вовлеченность в социальное пространство групп с ограниченными возможностями через открытость и доступность всевозможной информации. Но, как известно, позитивные качества легко перерастают в свою противоположность.
Прозрачность личных данных может обеспечить рост безопасности, но и также может привести к тотальному контролю с потерей личного пространства. Собранные цифровым путем Большие данные вполне могут применяться пользователями, преследующими личные бизнес-интересы. Возрастает риск манипулирования поведением граждан в сфере потребления, выбора сервис-услуг, медицине и т.п. Цифровизация в городах становится не средством построения лучшего гармоничного будущего, а высокодоходным бизнес продуктом. Интернет-вещей, дополненная и виртуальная реальности «живут собственной жизнью». Управление в городах постепенно переходит в руки IТ-специалистов. Вопрос о том, кто будет контролировать все цифровые данные – граждане, власти или бизнес – стоит очень остро и требует своего законодательного решения.