Авторы: Анохина И.Ю., Рощина Е.В.
Источник: Информатика, управляющие системы, математическое и компьютерное моделирование в рамках III форума Инновационные перспективы Донбасса
(ИУСМКМ – 2017): VIII Международная научно-техническая конференция, 25 мая 2017, г. Донецк: / Донец. национал. техн. ун-т; Донецк: ДонНТУ, 2017, с. 73-77.
Анохина И.Ю., Рощина Е.В. Жизненный цикл групп в социальных сетях. Выполнен сравнительный анализ жизненных циклов социально-политических и бытовых групп в Контакте.
Социальные сети являются одними из самых посещаемых ресурсов Интернета. По данным Mediascope [1], аудитория в 2016 - марте 2017г. достигла 87 млн человек, что составило 71% от всего населения России, причем за год российская интернет-аудитория увеличилась на 2%. По данным GfK (Gesellschaft fur Konsumforschung) Group 97% молодых россиян (в возрасте от 18 до 29лет) образуют интернет-аудиторию [2], при этом раз в сутки его используют 48.7% россиян.
В истории социальных сетей можно выделить три этапа. Первый – социальные сети 90-х годов. В 1995г. был разработан портал Classmates.com с простейшим функционалом; в 1999г. открыт сервис Livejournal.com, ставший первым социальным сервисом, популярным в России.
Второй этап – создание социальных сетей с широким функционалом для базового взаимодействия. В 2003-2004г.г. запущены MySpace и Facebook, что послужило стартом для бума социальных сетей; появились социальные сети, ориентированные на создание и поддержание деловых контактов, так называемые сети бизнес-направления, пример, LinkedIn.
Третий этап – В 2004 году Марком Цукербергом был запущен портал Facebook. Американский программист Джек Дорси запустил в 2006 г. проект Twitter. В том же 2006 г. появились Одноклассники
(автор Альберт Попков) и проект В контакте
(автор Павел Дуров). Появились социальные сети, решающие конкретные проблемы: поиск сотрудников (бизнес-сети), игры (игровые сети), поиск информации (контент-сети), корпоративные, коммуникативные и т.д.
Сегодня сеть В контакте
является самым крупным в русскоязычном сегменте Интернета сетевым ресурсом. С технической точки зрения, социальная сеть – интерактивный многопользовательский web-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Социальные сети являются не только средством для общения, но и мощным инструментом воздействия как с точки зрения маркетинга, так и с точки зрения воздействия на личность в социальном, политическом смысле.
Цель статьи – провести анализ возможных методов аналитики социальных сетей, выявить существующие закономерности на примере развития групп в Контакте, оценить отличия коммуникативных групп с социальным уклоном от обычных, бытовых или бизнес-групп. Такие исследования позволят осуществлять несколько функций: мониторинг общественного мнения о деятельности организации и правительства; выявление и прогноз реакции на информационные волны, связанные с нестандартными ситуациями или значимыми общественными событиями; оперативное получение информации о чрезвычайных происшествиях с места событий; мониторинг и анализ реакции общества в режиме реального времени на те или иные инициативы, события, публичные выступления или высказывания, пресс-конференции.
Это позволит сделать выводы о наиболее эффективных каналах коммуникации, времени подачи горячих
, требующих обсуждения новостей.
Одним из показателей жизненной активности
социальной сети является число пользователей, вступающих в обсуждение. В социальных сетях их называют авторами. Авторы, создавая контент, делают социальные сети индикатором общественных настроений, позволяя уловить общественные проблемы в самом начале их формирования. Последние годы по количеству авторов в русскоязычном сегменте лидирует ВКонтакте (18.8 млн. авторов на 2016г.), у Instagram &ndssh; 10.6млн., третье место занимает Twitter, причем в отличие от предыдущих сетей, число активных авторов снижается и в декабре 2016г. зафиксировано немногим более 1 млн. человек [3]
Одним из популярных инструментов активности социальных сетей является BRAND ANALYTICS, который собирает и индексирует публичные сообщения в сети. При анализе используется несколько показателей:
ER(Engagement Rate, Индекс Вовлеченности) – показатель реакции аудитории на публикации. Определяется как сумма комментариев, лайков, репостов ко всем публикациям за месяц.
По результатам исследований BRAND ANALYTICS ежемесячная аудитория групп ВКОНТАКТЕ составляет более 46 млн. человек, активных авторов около 19млн., из них 43.7% составляют мужчины, 56.3% – женщины [4].
Большинство исследователей социальных сетей рассматривают историю сети или отдельной группы в виде кривой жизненного цикла, рис.1 [5]. Жизнь группы или всей сети начинается с начальной зоны, за которой следует всплеск молвы
(резкое увеличение участников), затем спад лощина сомневающихся
(или долина сомнений), когда часть участников покидает группу, затем рост числа участников сети до зоны стабильности и неизбежное умирание проекта с заменой его новым, более актуальным.
Нами проанализированы нескольких групп в Контакте. Были выбраны группы общего направления (кино, досуг, здоровье…) и группы, созданные для освещения и обсуждения событий в ДНР/ЛНР. Как показали исследования, группы политической направленности имеют свою динамику и достаточно резко отличаются от групп неполитического направления.
В среднем в обычных группах посещаемость за сутки колеблется от 1 до 2% в день. Например, группа Новинки музыки имеет более 12 млн. подписчиков, однако в день страницу группы посещает не более 2% участников. В тоже время у группы Шторм Мариуполь, имеющей 25тыс. подписчиков, уровень посещаемости превышает 11%. У группы Киномания (9 млн. подписчиков) – процент посещаемости равен 2.6%; у группы АнтиМайдан (500тыс. участников) – 8.8%.
Две политических группы (Антимайдан и Сводки от ополчения Новороссии) были созданы в 2014г., российская новостная группа РенТВ в 2011г. Для первых двух групп характерен резкий всплеск числа подписчиков и зона стабильности (количество членов группы варьируется незначительно), рис.2., левая часть. Группа РенТВ не имеет зон всплеска, темпы роста медленнее.
В правой части рисунка показан всплеск активности участников в случае трагических событий. За начало отсчета (точка 0 соответствует дате смерти одного из командиров ВСН). Анализ праздничных, памятных дат показал отсутствие аналогичных всплесков.
Рассматривая историю групп как временные ряды, мы выделили сезонную составляющую. Как видно из рис.3., наибольшей активностью участники группы отличаются в феврале и в осенние месяцы, наименьшей – в августе.
Анализ активности по дням недели показал, что наименьшее количество участников участвуют в обсуждениях в субботу.
Проведен анализ активности социально-политических группа в Контакте, определен вид кривых жизненного цикла групп и его отличие от кривых, описывающих жизненный цикл бытовых групп. Определены пики и спады социальной активности по месяцам года.
1. Аудитория пользователей интернета в России в 2017 году составила 87 млн. человек [электронный ресурс] // URL: http://mediascope.net/press/news/744498/
2. Интернет в России и в мире. Количество пользователей интернета в России. // URL: http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151
3. ZONK сервис рейтинга. Рейтинг социальных сетей 2017. // URL: http://zonkservice.ru/interest/reyting-sotsialnyih-setey-2017.html
4. Социальные сети в России, осень 2016. Цифры, тренды, прогнозы// URL: https://adindex.ru /publication/analytics/100380/2016/12/8/156545.phtml
5. Wisdum P. The Ebb and Flow of Social Networking. URL: http://www.wisdump.com/web/the-ebb-and-flow-of-social-networking/