Автор: Донина И. А.
Источник: Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2014. – №4 (16). – С. 121-125
В статье обосновывается актуальность проблемы изучения конкурентоспособности персонала общеобразовательной организации. Раскрывается сущность ее развития в современных условиях, показаны взаимозависимость между конкурентоспособностью организации и конкурентоспособностью персонала и влияние механизма конкуренции на развитие общеобразовательной организации. Выделены уровни конкурентоспособности педагогического персонала.
Одним из приоритетных направлений образовательной политики в новых социальноэкономических условиях является повышение качества образования как соответствия достигнутого уровня требованиям потребителя
[1].
В данном контексте ключевой проблемой остается неготовность общеобразовательных организаций к выбору и реализации эффективной и самостоятельной стратегии развития на основе изучения потребностей обучающихся и их родителей, к формированию уникальных предложений для рынка образовательных услуг
Необходимость постановки такого вопроса обусловлена факторами институционального, организационного и личностного характера.
Так, группа ученых под руководством А. Г. Каспржака и И. Д. Фрумина в своем исследовании Развитие сферы образования и социализации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе
выделила ведущие вызовы, стоящие перед современным
образованием как институтом. В качестве одного из вызовов была обозначена утрата формальным образованием монополии на обучение и социализацию
. Суть данного вызова выражается в том, что у обучающихся и их родителей появляются новые каналы и источники информации, открывается больше возможностей доступа к любым информационным сегментам современного мира, поэтому общеобразовательные организации утрачивают монополию на формирование знаний, навыков и образцов поведения. Происходит уход детей из традиционной школы: большая доля детей присутствует в общеобразовательной организации лишь формально, основным местом взросления для них становятся внешкольные клубы, сетевые сообщества, рабочие места. Общеобразовательные организации и образование как институт теряют монополию на образовательные услуги. Возникает необходимость поиска
путей и методов установления и поддержания взаимоотношений с обучающимися и их родителями в новых изменившихся условиях [2].
Актуализации факторов организационного характера способствовали изменения в законе Об образовании в Российской Федерации
. Так, одним из существенных изменений является замена понятия образовательное учреждение
термином образовательная организация
, предполагающая несколько иной взгляд на характер деятельности этого субъекта. Согласно закону под образовательной организацией понимается некоммерческая организаци
, осуществляющая на основании лицензии образова тельную деятельность в качестве основного вида в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана [2]. Включение в название термина организация
еще больше подчеркивает самостоятельный характер субъекта, актуализирует развитие предпринимательства и активного взаимодействия с потребителями образовательных услуг, обусловливает возможность переноса на его деятельность общих законов менеджмента и маркетинга. Переход на автономию, систематические изменения нормативной базы, введение новой системы оплаты труда и механизма нормативного подушевого финансирования, изменение предпочтений потребителей услуг общеобразовательной организации, острая потребность общеобразовательных организаций в грамотно сформированном имидже и репутации, финансовой стабильности, гибкости, динамичности и адаптивности, привлечении перспективного контингента учеников на основные и дополнительные образовательные услуги, обеспечение притока молодых и высокопрофессиональных кадров определяют появление новых задач в деятельности общеобразовательной организации в условиях нестабильности и непредсказуемости внешней среды. Большинство из них связано с управлением процессом позиционирования образовательных услуг, изучением внешней среды, поиском инновационных решений и формированием уникальных предложений для потребителей образовательных услуг.
Таким образом, современная образовательная организация в целом и каждый из ее работников становятся активными участниками рынка образовательных услуг.
Рассматривая вслед за Н. К. Розовой рынок как институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги
[4], отметим, что рынок образовательных услуг как компонент экономической системы общества – это система экономических отношений в сфере образования, где образование выступает в качестве товара. Эти отношения объединяют в себе создание, хранение, распространение, освоение образовательных ценностей. Результатом этих отношений является формирование спроса и предложения на услуги в сфере образования. Особенности рынка образовательных услуг с позиции общеобразовательных организаций выражаются в том, что происходит наращивание таких характеристик услуг, как уникальность, оригинальность, эксклюзивность, при этом общеобразовательной организации в первую очередь необходимо качественно реализовывать государственный образовательный стандарт.
Рынок образовательных услуг формирует соответствующую конкурентную среду и механизмы конкуренции между образовательными организациями. В контексте исследования вслед за А. В. Облизовым под конкурентной средой образовательной организации
понимается совокупность внешних условий и отношений, обеспечивающих образовательной организации нишу на рынке образовательных услуг, включающую объем платежеспособного спроса со стороны государства (бюджетное финансирование), а также физических и юридических лиц (платные образовательные услуги) [5].
Каждая образовательная организация в условиях конкуренции должна ответить на многие ключевые вопросы. В частности: какими характеристиками обладают целевые аудитории школы, каковы потребности реальных и потенциальных клиентов и механизмы их выявления, как обеспечить дополнительные ресурсы для развития, какие образовательные услуги пользуются наибольшим спросом, как правильно организовать деятельность, позволяющую реализовать рыночно ориентированную стратегию (в том числе стратегию ориентации на потребителя). Современная школа уже сейчас находится в состоянии конкуренции за ученика с другими общеобразовательными организациями, так как родители стараются выбирать для своих детей те школы, которые способны обеспечить хорошие условия обучения и предоставить разнообразные и качественные образовательные услуги. Приток заинтересованных в результатах обучения обучающихся повышает качество обучения, уровень сформированности навыков и умений, развивает способности и создает условия для развития личности выпускников, а это в свою очередь повышает спрос на конкретную общеобразовательную организацию. В итоге она по полняется более способными учениками, усиливает стимул развития организации и увеличивает результаты ее деятельности, что приводит к последующему росту конкурентных преимуществ.
Поэтому сегодня вопросам конкуренции образовательных организаций отводится ключевое значение. Так, например, С. Филатов утверждает: Конкуренция, безусловно, является единственным механизмом, который проверяет жизнеспособность образовательных организаций, определяет направленность, структуру и качество их деятельности
[6].
Конкуренция – это стимул к развитию организации и формированию у нее такого
стратегически важного качества, как конкурентоспособность, как возможности организации существовать в рыночных условиях
[7]. Поэтому под развитием общеобразовательной организации в условиях конкуренции предлагается понимать последовательное формирование ее конкурентоспособности [8] за счет ориентации инновационных процессов на выявление возможностей внешней среды и потребностей потребителей образовательных услуг, формирования соответствующих спросу рыночных предложений и уникальных конкурентных преимуществ общеобразовательной организации и, следовательно, обеспечения высокого качества образования. При этом конкурентное преимущество – это высокая компетенция организации в какой-либо области, которая обеспечивает наилучшие по сравнению с конкурентами возможности производства продукции или оказания услуг
[7].
Переход организации в новое качество (конкурентоспособная организация) не может быть осуществлен без участия ее персонала, с возможностями и способностями которого связана эффективность любых изменений в организации. Это влечет за собой расширение функций персонала в части рыночного взаимодействия с внешней и внутренней средой организации.
Существуют различные точки зрения на трактовку понятия персонал
(табл. 1).
Обобщая приведенные трактовки понятия персонал
, считаем необходимым подчеркнуть такие его характеристики, как юридические отношения с организацией, специфические профессиональные и качественные признаки.
Таким образом, педагогический персонал общеобразовательной организации – это сотрудники общеобразовательной организации, осуществляющие образовательный процесс и управление им на основе трудового договора.
Педагогический персонал – главное действующее лицо в реализации образовательного процесса. В рамках концепции партисипативного управления его деятельность необходимо рассматривать с двух позиций: 1) как участников взаимодействия и основных партнеров общеобразовательной организации; 2) как трансляторов стратегии общеобразовательной организации с целью обеспечения ее конкурентоспособности. В то же время изменения, происходящие в системе образования на разных уровнях управления, с одной стороны, создают большие возможности и для развития личности педагога (руководителя) и несут в себе серьезные угрозы устойчивости его существования, вносят значи тельную степень неопределенности в его жизнь. Именно к нему предъявляются новые требования. Современный педагог общеобразовательной организации должен обладать высоким уровнем профессионализма, так как вынужден решать целый ряд новых задач, которые связаны с общей политикой государства, потребностями общества, обучающихся и их родителей. Современная система оценки деятельности труда как педагога, так и руководителя организации зависит от многих составляющих, в основе которых лежат достигнутые личные результаты и результаты всей общеобразовательной организации в целом. На их достижение влияет не только профессионализм педагога (руководителя), но и среда, в которой он осуществляет свою профессиональную деятельность: контингент обучающихся, материально-техническая база образовательной организации, возможности использования современных технологий, климат в коллективе и т. д.
Рассматривая конкурентоспособность педагогического персонала (рис. 1), можно выделить следующие ее компоненты: личностный (связанный со становлением конкурентоспособности личности педагога (руководителя) на рынке образовательных услуг), корпоративный (связанный с участием педагогического персонала в формировании конкурентоспособности общеобразовательной организации) и институциональный (направленный на поддержку и развитие конкурентоспособности образования как института).
Таким образом, становление конкурентоспособности педагогического персонала – это непрерывный многоуровневый процесс наращивания его конкурентных преимуществ на личностном, организационном и институциональном уровнях, который требует разработки специальной педагогической стратегии, поскольку высокий уровень конкурентоспособности педагогического персонала является также одним из условий эффективной деятельности общеобразовательной организации, что является залогом ее успешного устойчивого развития, основным конкурентным преимуществом в условиях динамично развивающейся внешней среды.
Каспржак А. Г., Фрумин И. Д. Развитие сферы образования и социализации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе : доклад экспертной группы // Вопросы образования. – 2012. – № 1. – С. 6–58