Авторы: Бирюкова А. А., Лукьянов Г. И.
Источник: Научно-практическая конференция студентов ВПИ (филиал) ВОЛГГТУ Наука молодых: идеи, результаты, перспективы
– 2016. – С. 115-117
Современные рыночные условия ведения хозяйственной деятельности характеризуются высоким уровнем неопределенности, жесткой конкуренцией. Ситуация осложняется введением некоторыми странами взаимных санкций и эмбарго, что влечет за собой ограничения доступа товаров на конкурентные рынки, повышение издержек взаимодействия в рамках сложившихся цепочек производства и поставок, издержки установления новых деловых связей.
Устойчивое развитие предприятий в таких непростых условиях зависит от многих факторов, в том числе и от наличия в них уникальных конкурентных преимуществ. Способность создавать и развивать уникальные особенности компании обеспечивают в значительной мере человеческие ресурсы. Реализация возможности формировать конкурентные преимущества определяет наличие квалифицированных человеческих ресурсов. Систему управления человеческими ресурсами можно рассматривать как совокупность применяемых методов и процедур по управлению работниками предприятия или персонал – технологий [1]. Особенно актуально совершенствование системы управления человеческими ресурсами и применение современных методов управления для малых и средних предприятий, т.к. они зачастую не могут позволить себе содержать штат специалистов в сфере управления человеческими ресурсами. Малые и средние предприятия необходимо изыскивать возможности для совершенствования применяемых персонал – технологий в целях повышения эффективности управления, повышения качества человеческих ресурсов, формирования дополнительных конкурентных преимуществ.
Задачи: Разработать классификацию инструментов совершенствования персонал – технологий на основе систематизации подходов к определению понятия: персонал – технологий и организационную модель повышения конкурентоспособности предприятия путем развития персонал – технологий. Новизна: в теоретическом обосновании и формировании методики повышения конкурентоспособности малых и средних предприятий, основанной на выявлении существующих проблем в системе управления человеческими ресурсами и устранении их посредством использования инструментов совершенствования персонал – технологий. Персонал – технологии выступают как элемент системы управления человеческими ресурсами. Для решения поставленной задачи применялись методы анализа и синтеза, метод сравнений и аналогий. Человеческие ресурсы в процессы обеспечения конкурентоспособности предприятий обладают двойственной природой. С одной стороны, на конкурентоспособность предприятия оказывает влияние качество человеческих ресурсов (источник конкурентных преимуществ). Особое значение имеют следующие характеристики человеческих ресурсов: личностные (тип личности, уровень интеллекта, лидерские качества и т.д.), психофизические (возраст, работоспособность, состояние здоровья); ценностно – мотивационные (лояльность к предприятию; заинтересованность в повышении производительности труда). С другой стороны, человеческие ресурсы выступают фактором, т.к обуславливают возможности предприятия эффективно комбинировать все виды ресурсов (материальные, финансовые, информационные, технические), что также влияет на его конкурентоспособность. В данном аспекте можно выделить следующие характеристики человеческих ресурсов: профессионально – квалификационные (уровень образования, квалификации, профессиональная подготовка); инновационные (степень готовности к профессиональной мобильности, креативность, творческая активность, обучаемость).
Высокая квалификация, профессионализм, готовность к непрерывному обучению
делает работников способными к более сложному и производительному труду. Человеческие
ресурсы становятся долгосрочным конкурентным преимуществом в том случае, если на предприятии создана и функционирует система управления человеческими ресурсами, основанная на применении эффективных персонал – технологий. В экономической литературе существует множество подходов к определению понятия персонал – технологии
(авторы М.И. Булгаков, М.А. Магура, В.К. Потелекин, В.А. Спивак, А.И. Турчинов и др.) Это обусловлено спецификой человеческих ресурсов, в силу которой в термине персонал – технологии
отражаются особенности технологии работы с персоналом. Технология, во-первых, представляет собой последовательность процедур и методов в процессе реализации функций управления человеческими ресурсами, т.е. все процедуры должны осуществляться в определенном порядке. Во-вторых, персонал-технология – это совокупность (сочетание) мероприятий и инструментов работы с человеческими ресурсами [2]. При такой трактовке понятия учитывается специфичность человеческих ресурсов и подразумевается, что при управлении людьми для решения определенных задач и конкретных целей возможно и необходимо применение различных методов. Втретьих, персонал-технологии, определяются как механизм взаимодействия руководства всех уровней со всеми работниками. Данное взаимодействие должно быть четко регламентированным и носить комплексный характер. Целенаправленное совершенствование персонал – технологий позволяет малым и средним предприятиям повышать конкурентоспособность. Это задача решается посредством использования передового управленческого опыта, т.е. современных методов, организационных решений, процедур, которые успешно апробированы некоторыми предприятиями. Использование инструментов совершенствования позволяет повышать качество человеческих ресурсов, развивать способности человеческих ресурсов, эффективно комбинировать все виды ресурсов предприятия. Перечисленные инструменты совершенствования персонал – технологий не имеют широкого применения, особенно на предприятиях малого и среднего бизнеса.
Малым и средним предприятиям, в основном, характерна пассивная кадровая политика, управление человеческими ресурсами несет бессистемный характер. Это приводит к тому, что на предприятиях возникают серьезные проблемы в организации трудовых процессов, которые негативно отражаются на их конкурентоспособности: падает уровень квалификации работников; ухудшается социально – психологический климат, растет уровень текучести работников. На данный момент в современной литературе отсутствует комплексное представление о методологии повышения конкурентоспособности предприятий на основе совершенствования системы управления человеческими ресурсами путем развития персонал – технологий. В связи с этим предлагается методика, позволяющая выявить проблемы в управлении человеческими ресурсами и организации трудовой деятельности, совершенствования персонал – технологий как фактора повышения конкурентоспособности. В основу предлагаемой методики положена организационная модель, состоящая и нескольких блоков. Использования предлагаемой организационной модели повышения конкурентоспособности малых и средних предприятий на основе совершенствования персонал – технологий предполагает: Выявление проблем в сфере управления человеческими ресурсами посредством проведения кадрового аудита; Анализ показателей, характеризующих различные аспекты применения персонал – технологий и интерпретация знаний этих показателей с точки зрения выявления проблем в организации трудовой деятельности и управления человеческими ресурсами на конкурентоспособность предприятия; Внедрение инструментов совершенствования персонал – технологий, направленных на устранение выявленных проблем и снижение их негативного влияния; Оценка воздействия инструментов совершенствования персонал – технологий на конкурентоспособность предприятия.
Данная модель позволяет не только осуществить диагностику проблем возникающих в сфере управления человеческими ресурсами, но и связать их решение с повышением эффективности управления человеческими ресурсами за счет совершенствования применяемых персонал – технологий и повышения конкурентоспособности предприятия. Таким образом, возможности повышения конкурентоспособности предприятия связывается с совершенствованием используемых проблем, выявленных в результате проведения кадрового аудита. Теоретическая значимость результатов расширяет представление о воздействии современных методов управления человеческими ресурсами (инструментов совершенствования персонал – технологий) на конкурентоспособность предприятий малого и среднего бизнеса в аспекте факторов, определяющих устойчивость конкурентных позиций на рынке (теория конкурентоспособности предприятий). Практическое значение в том, что результаты исследования могут способствовать совершенствованию системы управления человеческими ресурсами на каждом отдельно взятом предприятии.