Назад в библиотеку

Разработка web приложения бронирования мест в кафе

Автор: Рябинин Э.М.
Источник: Выпускная квалификационная работа Рябинина Э.М.

Введение

Информационные технологии плотно проникают в нашу жизнь. Уже сложно найти сферу человеческой деятельности, в которой не задействованы вычислительные системы.

Использование вычислительной техники и Интернет позволяет ускорить работу, связанную с документацией, сократить обязанности обслуживающего персонала, а значит увеличить производительность труда.

Сегодня, когда мы приходим в ресторан или в кафе, мы видим, что возле барной стойки стоит компьютер, на котором официанты вводят заказ, который впоследствии передается поварам. Такая система очень удобна и позволяет экономить рабочее время официантов и сократить простои поваров. Преобразившие нашу жизнь информационные технологии внесли новый креатив и инновации в ресторанный бизнес. Сегодня и туристы, и жители городов отдадут предпочтение ресторану, кафе или бару, в котором есть бесплатный Wi-Fi: в ожидании заказа можно поработать, проверить почту, почитать новости или пообщаться с друзьями и близкими.

Предприятия, занятые в сфере общественного питания (кафе, рестораны, бары, пиццерии и т.д.) зачастую значительную часть прибыли теряют ввиду «человеческого фактора», другими словами, из-за неоптимального распределения мест при бронировании или посадке посетителей.

В целом автоматизация задачи по бронированию мест выгодна для предприятия ввиду очевидного удобства пользователей как будущих посетителей. Другими словами, функция онлайн бронирования столиков полезна и для клиента, и для самого предприятия. Администрация увеличивает оперативность работы персонала, расширяет область деятельности, ограниченную площадью заведения, привлекает новых посетителей и повышает заполняемость, снижает вероятность возникновения ситуации, когда свободных мест в заведении нет. В таком случае, клиенту для оформления заявки необходимо на сайте кафе заполнить бланк с такими полями как: имя и фамилия, чтобы по прибытию в ресторан с идентификацией не возникло никаких проблем; номер телефона; количество персон, чтобы подобрать подходящий столик. Все это благоприятно повлияет на имидж предприятия и уровень лояльности посетителей.

Автоматизация бронирования позволит достигнуть повышения эффективности работы предприятия в целом за счет увеличение количества обслуживаемых клиентов (как следствие выпуска продукции), а также позволит улучшить значения показателей качества хранения, передачи и обработки информации, т.е. сократить время обработки и получения оперативных данных для принятия управленческих решений.

Информационные технологии и автоматизация кафе

Кафе представляет собой заведение, предназначенное для общественного питания и отдыха, которое напоминает ресторан небольших размеров, но кафе отличает ограниченный и более простой в приготовлении ассортимент продукции наряду с возможностью самообслуживания. Сейчас четкой градации между рестораном и кафе практически не существует.

Кафе в рабочих районах, где в обеденный перерыв можно покушать, зачастую называют закусочными. По месторасположению кафе бывают стационарными и уличными, расположенными в отдельных зданиях или пристройках. Другим видом кафе являются придорожные, которые расположены в отдельных зданиях вдоль дорог. В зависимости от целевых посетителей кафе может быть молодежным, детским, арткафе и другими. В зависимости от ассортимента реализуемой продукции кафе делятся на кофейни, кафе-пекарни (кондитерские), кафе-бары, кафе-мороженое, кафегриль и Интернет-кафе. Среди специализированных видов кафе выделяются кофейня и чайная, в которых реализация продукции поставлена на отдельных категориях продукции – в данном случае кофе и кофейные напитки, а также чай. Широко распространены сезонные кафе, например, у морского побережья, работающие в теплый период.

Наличие веб-сайта (его мобильной версии) или отдельного приложения кафе в Интернет позволяет пользователям просмотреть информацию о предприятии, произвести заказ блюд и их оплату с помощью электронных платежных систем. Использование бесплатных публичных точек беспроводного доступа типа Wi-Fi для подключения к сети Интернет позволяют клиенту воспользоваться возможностями сети Интернет во время ожидания заказа: проверить электронную почту, пообщаться в социальной сети, по Skype и т.д. Интерактивное электронное меню (интегрированное с системой управления предприятием) позволяет вести прием заказов посредством мобильных устройств (например, планшета) или большого сенсорного стола. Клиент выбирает блюда, перетаскивая их из меню в поле заказа, просматривает калорийность блюд, цену, общую сумму. Если что-то не устраивает, можно легко удалить и выбрать что-то другое до подачи заказа. После подтверждения своего выбора, информация о заказе передается к месту приготовления. Имеется возможность поиграть в игры, посмотреть новости и т.д.

Архитектура веб-приложения

Исходя из проанализированных в предыдущем разделе требований (в т.ч. требования кроссплатформенности к работе приложения) можно заключить, что программное обеспечение «Table Reserver» будет представлять собой веб-приложение.

Веб-приложение – это клиент-серверное приложение, в котором клиентом выступает браузер, а сервером – веб-сервер. Клиентская часть реализует интерфейс, формирует запросы к серверу и обрабатывает ответы от него. Серверная часть получает запрос от клиента, выполняет вычисления, после формирует веб-страницу и отправляет её клиенту с использованием протокола HTTP. Таким образом, логика веб-приложения распределена между сервером и клиентом, хранение данных преимущественно осуществляется на сервере, обмен информацией происходит по Интернет

Основная функция любого браузера – отображение данных, полученных из Интернет в виде страницы, описанной на языке HTML, следовательно, результат, передаваемый сервером клиенту, должен быть представлен на этом языке. Ответ формируется на основе исполнения программного кода: веб-формы, страницы HTML, другого содержимого, включая графические файлы.

На стороне сервера веб-приложение исполняется специальным программным обеспечением – веб-сервером, который и принимает запросы клиентов, обрабатывает их, формирует HTML-ответ и передает его клиенту. Одним из веб-серверов является Internet Information Services компании Microsoft, единственный который поддерживает платформу ASP. NET, другим примером может служить Apache. Получается, что результат работы веб-приложения идентичен результату запроса к традиционному веб-сайту, однако, в отличие от него, веб-приложение генерирует HTML-код в зависимости от запроса пользователя, а не просто передает его клиенту в том виде, в котором этот код хранится в файле на стороне сервера, т.е. ответ динамически формируется с помощью исполняемого кода (исполняемой части). За счет исполняемой части, веб-приложения способны выполнять практически те же операции, что и обычные «оконные» приложения

Заключение

На сегодняшний день подавляющее множество кафе с бронированием столиков и мест получают большинство своих клиентов через Интернет, а конкретно через поисковые системы. Схема взаимодействия с клиентом выглядит примерно следующим образом: клиент находит подходящий ему сайт в Интернете, выбирает понравившееся ему кафе и заполняет заявку на бронирование на соответствующем сайте. Сотрудники кафе получают заявку (обычно в качестве электронного письма) и связываются с клиентом по телефону, чтобы уточнить детали и предложить ему более подходящий вариант.

Делаем вывод, что наиболее подходящей системой бронирования столиков и мест в кафе города является веб-приложение, которое было бы способно обеспечить удобный просмотр и редактирование информации о кафе, а также позволяло обрабатывать поступившие заявки.

Вопрос разработки системы бронирования порой решается разными способами и их комбинированием: прием сотрудника на ставку или открытие целого ИТ-отдела для поддержки сайта кафе (ресторана), разовые контакты с разработчиками, самостоятельное освоение веб-технологий или использование веб-сервисов.

Бронирование стало неотъемлемой частью жизни во всех государствах мира. Даже в беднейших странах Чад и Сомали бронируют столики в кафе, барах и ресторанах. В целом автоматизация задачи по бронированию мест выгодна ввиду удобства для клиентов и повышения оперативности работы персонала. Клиенту необходимо перейти на сайт (запустить приложение в браузере), выбрать столик, необходимое количество мест и заполнить такие поля как: фамилия; номер телефона; количество персон и дополнительные пожелания, что благоприятно повлияет на имидж предприятия и уровень лояльности клиентов.

Список использованной литературы

1. Бочкова Р.В., Киселев Г. М. Информационные технологии в экономике и управлении. – Дашков и Ко. 2009. – 272 с.
2. Гущин А. Н. Базы данных [Электронный ресурс] : учебник / А. Н. Гущин. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 266 с.
3. Дакетт Д. Разработка и дизайн Web-сайтов / Д. Дакетт. – М.: Эксмо, 2013. – 389 с.
4. Евсеев Д. Web-дизайн в примерах и задачах / Д.А. Евсеев, В.В. Трофимов. – М.: КНОРУС, 2016. – 264 с.
5. Ефимов Е.Н. Информационные системы и технологии в экономике. – Издательский центр «МарТ», Феникс. 2010. – 288 с.
6. Илюшечкин В. М. Основы использования и проектирования баз данных: учеб. Пособие – М. : Юрайт : ИД Юрайт, 2011. – 213 с.
7. Карпова Т.С. Базы данных: модели, разработка, реализация. – СПб.: Питер, 2002. – 304 с.: ил.
8. Клименко Р. Веб-мастеринг на 100% / Р. Клименко. – СПб.: Питер, 2013. – 530 с.