Назад в библиотеку

Информационная поддержка тестирования в мультимедийной обучающей системе

Автор: Р.В. Мальчева, Д.В. Коловертных,А.А. Погорелов
Источник:IV Республиканской с международным участиемнаучной интернет-конференции студентов, аспирантов и молодых ученых — Донецк, ДонНУЭТ — 2021, с. 161-164.

Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий, а также их проникновение в систему образования все больше убеждает в том, что сами по себе эти технологии не в состоянии решить главной задачи образовательного процесса - повышение качества образования. Для этого необходимы новые учебные материалы и системы контроля. В качестве инструментального средства тестового контроля знаний целесообразно использовать систему компьютерного тестирования, которая удовлетворяет следующим требованиям:

  1. простота подготовки тестовых заданий (задания могут создаваться преподавателями, которые в минимальной степени знакомы с компьютером);
  2. широкий диапазон применения (возможность использования для подготовки тестов по широкому спектру дисциплин);
  3. удобная система управления базами тестовых заданий (удаление, добавление задач, объединения баз задач);
  4. наличие систем сбора и обработки статистической информации по результатам тестирования;
  5. легкость организации оперативного контроля знаний в учебном процессе;
  6. незначительные системные требования к аппаратному и программному обеспечению.

С учетом функционального назначения системы контроля знаний в общей структуре демонстрационно-обучающей системы необходимо выделить тестовую подсистему и подсистему организации контроля знаний. В состав тестовой подсистемы входят:

  1. база тестов и тестовых заданий;
  2. блок проверки эффективности тестов;
  3. блок анализа показателей эффективности тестов и коррекции тестовых заданий;
  4. редактор тестов.

Подсистему организации контроля знаний разделяют на блок организации тестирования и базу результатов тестирования.

На рисунке 1 представлена схема взаимодействия преподавателя и студента при использовании компьютерной системы тестирования. В ней можно выделить два типа обратных связей: внешний и внутренний. Внутренняя обратная связь - это информация, которая поступает от системы тестирования к студенту в ответ на его действия при выполнении тестовых заданий.

Эта информация предназначена для самокоррекции студентом своих знаний, побуждает студента к рефлексии, является стимулом к дальнейшим действиям, помогает оценить и скорректировать результаты обучения. При проектировании автоматизированных систем контроля знаний различают консультирующую и результативную внутреннюю обратную связь. Консультирующая обратная связь может осуществляться в форме помощи, разъяснения, подсказки, намека и т.п.

Результативная обратная связь также может быть различной: от «верно - неверно» до демонстрации правильного результата или способа действия. С помощью внешней обратной связи информация в данной схеме поступает к преподавателю и используется им для коррекции деятельности обучаемого и/или учебной программы.

  Схема«Преподаватель - Система тестирования - Студент»

Рисунок 1 – Схема«Преподаватель - Система тестирования - Студент»

Для объективного оценивания тестовых заданий разных типов вводится коэффициент оценивания ri, который может принимать значения от {0;1} при использовании заданий с одноальтернативным ответом или определяться по специальным формулам [1], таким как формула 1 для многошаговых тестовых заданий (многоальтернативных):

  Формула многошаговых тестовых заданий

где Q1ij – количество правильных вариантов ответов на i-м шаге j-й попытки; Q2ij – количество правильных вариантов ответов, выбранных студентом на i-м шаге; Q3ij – количество неправильных вариантов ответов, выбранных тестируемым на i-м шаге j-й попытки.

Окончательная оценка прохождения теста R, состоящего из набора завданий, содержащих Z уровней ссложности, определяется по формуле 2:

 формула оценки прохождения теста R

где В – бальность системы; N –количество тестовых заданий, включенных в тест; zi – уровень сложности i-го задания; z – суммарная сложность теста, которая определяется по формуле 3:

 формула 3

Полученный результат будет в дальнейшем использоваться при формировании оценки усвоения дисциплины.

Описанную систему тестирования знаний можно использовать и в системах дистанционного образования, таких как Moodle [2]. Данная система написана на PHP с использованием SQL-базы данных (MySQL, PostgreSQL, Microsoft SQL Serveк), может работать с объектами SCO, отвечает стандарту SCORM и может работать в операционных системах Windows и Mac. Широкие возможности для коммуникации одна из сильнейших сторон Moodle. Система поддерживает обмен файлами любых форматов как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами. Чат позволяет организовывать учебное обсуждение проблем в режиме реального времени. Важной особенностью Moodle является то, что система создает и хранит портфолио каждого ученика: все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам, все сообщения в форуме.

Список использованной литературы

1. Мальчева Р.В., Семенова Е.П. Разработка компьютерной системы тестирования знаний / / Информационные управляющие системы и компьютерный мониторинг (ИУСКМ-2011): II Всеукраинская научно- техническая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых. – Донецк: ДонНТУ, 2011. - Т.1. – С. 94-98.
2. Модульная объектно-ориентированная среда дистанционного обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.moodle.org