Назад в библиотеку

Онлайн-тестирование как форма электронного обучения инностранному языку и контроля знаний

Автор: О.В. Маслова, Т.Е. Медведева, А.Г. Пятков
Источник: Решетневские чтения, Том 3 — 2014 г., с. 106-109

Аннотация

О.В. Маслова, Т.Е. Медведева, А.Г. Пятков - Онлайн-тестирование как форма электронного обучения инностранному языку и контроля знаний Рассмотрена технология онлайн-тестирования, получающая все более широкое применение в педагогиче- ской практике при обучении такому предмету междисциплинарного цикла как иностранный язык. Выявлены преимущества и недостатки этого способа обучения и контроля знаний студентов. Представлен анализ и исследованы уязвимости современных систем онлайн-тестирования.

Работа включает в себя оценку прочности на композитов при низких температурах и оценку создания микротрещин в композитах при криогенных температурах Микротрещины увеличивают проницаемость композитов. Также для изучения роста проницаемости из-за микротрещин измеряется проницаемость композита в низкотемпературной жидкости [1].

В настоящее время в практике преподавания иностранного языка такая компьютерная технология как тестирование, является одной из наиболее часто используемых [1]. Впервые в научный обиход термин «тест» ввёл в 1890 году американский психолог Дж. Кеттел. Он использовал этот термин для специально разработанных стандартизированных методик измерения различий между индивидами или реакциями одного индивида в разных условиях. Под тестированием в широком смысле понимается совокупность всех процедурных этапов (планирования, составления, апробации, обработки и интерпретации результатов, перепланирование, оформление и подготовка спецификаций, инструкций окончательного теста). В узком смысле тестирование рассматривается как форма контроля и обучения с помощью проведения и использования теста. Одно из наиболее широко распространённых применений тестирования является обучение иностранным языкам. Для этих целей используются языковые или лингводидактические тесты. Лингводидактический тест (понятие ввёл В. А. Коккота) соотносится с комплексом заданий, которые [2]:
- подготовлены в соответствии с определенными требованиями;
- прошли предварительную апробацию для определения показателей качества;
- позволяют определить у тестируемых степень их языковой (лингвистической) и/или речевой (коммуникативной) компетенции;
- результаты выполнения заданий можно соотнести по заранее установленным критериям с определённой оценкой.

Тесты по иностранному языку обычно имеют разно уровневую градацию: Full Beginner («Нулевой» уровень английского), Elementary (Элементарный уровень), Pre-Intermediate (Низший средний уровень), Intermediate (Средний уровень), Upper-Intermediate (Верхний средний уровень), Advanced (Продвинутый уровень). Классификация осуществляется на основании уровня владения языком тестируемого. В зависимости от степени подготовленности группы и той задачи, которую ставит преподаватель, проводя тест, преподаватель может варьировать тесты для разных групп студентов, предлагая им проверить разные области знаний. Например, по грамматике английского языка (грамматический материал начального этапа обучения, либо это будет набор тестов по практической грамматике; по лексике (тесты на проверку навыков употребления синонимичных конструкций, особенностей употребления английских прилагательных, либо это может быть тест на владение общей лексикой английского языка); по фонетике (например, тесты на способность различать ассимиляцию звуков при произношении). Преподавателям известно, насколько трудно в такое незначительное количество часов, отведенных на практические занятия, успеть проработать со студентами навыки произношения, особенности английской интонации, изменение словесного ударения под влиянием ритма и выучить правила чтения, поэтому перенос некоторой части усваиваемого материала на самостоятельное изучение является вполне целесообразным. Тесты могут быть аутентичными, и у студентов появляется дополнительная возможность прослушать и провести сравнительный анализ образцов произношения, предъявленных различными представителями носителей языка. Продвинутые студенты могут таким образом исследовать, провести анализ различий в употреблении, например, лексических единиц, грамматических конструкций, либо правил орфографии и фонетических особенностей произношения двух языков. Если в процессе преподавания возникает необходимость проверить, насколько обучаемые знакомы с традициями, культурой и образом жизни страны изучаемого языка, то это может привести к созданию тестов по страноведению, истории Великобритании, Америки или других стран, говорящих на английском языке. Заинтересованные в своем продвижении студенты, которые хотели бы получить возможность учиться в зарубежных вузах, могут подготовиться к написанию тестов для сдачи международных экзаменов.

Среди различных видов тестирования можно выделить отдельный класс онлайн-тестирование. Использование такого средства для изучения иностранного языка и оперативного контроля знаний учащихся является эффективным инструментом, повышающим мотивацию обучающихся. Такое тестирование характеризуется следующими признаками:

  1. использование компьютерных технологий (ПК планшет и пр.) для выполнения теста;
  2. использование телекоммуникационных технологий (интернет) для получения доступа к тестовым заданиям;
  3. использование тестовых заданий, для которых была выполнена заранее совокупность процедурных этапов формирования теста (планирования, составления, апробации, обработки и интерпретации результатов, перепланирование, оформление и подготовка спецификаций, инструкций окончательного теста);
  4. выполнение заданий в режиме онлайн, т. е. через интернет в режиме реального времени.

Применение компьютерных технологий с использованием онлайн-тестирования как и большинство других методов имеет как преимущества, так и недостатки. Среди преимуществ тестовых технологий, во-первых, можно выделить тот факт, что проведение теста в режиме онлайн непосредственно на занятии предоставляет преподавателю возможность мгновенно получить обратную связь (статистические данные по итогам прохождения теста). Это позволяет понять – достаточно ли хорошо усвоен новый материал (в том случае, если тест предваряло объяснение этого материала), достаточно ли прочно закреплены ранее полученные знания (аналогично домашнему заданию), требуется ли повторение ранее изученного материала (в случае, если имеет место длительный разрыв во времени между его введением и проверкой остаточных знаний). Причем использование компьютерных технологий позволяют получить такую статистику в считанные секунды автоматически по каждому ученику. Такие статистические данные можно проанализировать для формирования стратегии дальнейших действий, ведь предполагается, что у преподавателя имеется возможность зайти в систему онлайн-тестов со своего аккаунта и получить всю информацию о работе и результатах каждого студента.

Иными словами, появляется возможность осуществления индивидуальной работы преподавателя со студентом, так как результаты теста показывают степень усвоения полученных знаний и, в случае, если эти знания являются явно недостаточными и объективность их проверки компьютером на это указывает, то преподаватель может дать студенту соответствующие рекомендации по улучшению качества его подготовки. Оперативное получение объективной картины успеваемости и возможность своевременно скорректировать учебный процесс, очевидно, только способствует повышению эффективности данного метода обучения.

Во-вторых, проведение онлайн-тестирования приносит экономическую выгоду (экономия на материальных ресурсах, экономия времени). Для проведения теста непосредственно на уроке требуется минимальное количество временных затрат – время тратится только на написание самого теста, а вся предварительная подготовка по созданию теста и его размещению на учебном сайте проводится во внеучебное время. Таким образом, преподаватель может в значительной степени сэкономить учебное время – ведь на фронтальную проверку какой-либо темы будет потрачено незначительное количество времени по сравнению с теми затратами, которые бы пришлось осуществить при индивидуальной проверке знаний каждого обучаемого. Онлайн-тестирование учащиеся могут пройти и дома, используя для этого интернет. Таким образом, нет необходимости ехать в единое место проведения тестирования. Экономическая выгода от проведения такого метода обучения также происходит и в материальном плане, так как нет необходимости распечатывать тесты (экономятся бумажные носители).

В-третьих, объективность проверяемых знаний при корректном составлении тестовых заданий. При соблюдении необходимых этапов формирования тестовых заданий, а также рациональном соответствии размера теста (числа тестовых заданий) проверяемым знаниям полученный тест позволит оценить знания тестируемых без субъективной составляющей преподавателя. Грамотно построенный тест охватывает основные разделы тестируемой области знаний или проявления какого-то умения или способности. Также тестирование позволяет уменьшить лотерейный характер процедуры проверки знаний, что присуще со временным экзаменам с вытягиванием счастливых или несчастливых билетов.

В итоге тестируемый оказывается защищённым от предвзятости экзаменатора и неудачного стечения обстоятельств (несчастливый билет). Хороший тест ставит всех в равные условия. Отчетность о работе может быть представлена тестируемым в виде снимка экрана или в письменной форме с данными о результатах выполнения теста (количество сделанных попыток, выраженная в процентах правильность решенного задания, полученный бал и пр.). Кроме того, для повышения объективности тестирования может быть соблюдена стандартизированность условий проведения теста – единые условие проведения тестирования для всех тестируемых. Использование видеокамер или проверяющего позволит минимизировать возможность подсказок и списывания. Также возможно внедрение специальной независимой технически оснащенной тестовой службы. Так, на Западе уже есть независимые тестовые службы, которые независимо от выпускающих (школы) и принимающих (вузы) организаций осуществляют тестирование абитуриентов с выдачей по итогам независимого сертификата о результатах тестирования. В России также появляются независимые тестовые службы, например, единый портал интернет-тестирования www.i-exam.ru [3].

В-четвертых, тестирование отличается количественным дифференцированным характером оценки. Причиной этого является стандартизированность теста и наличие количественной шкалы оценки. Результативность написания теста студентом определяется по заранее введенной в тест процедуре с принятой заранее шкалой оценки. Причем задание шкалы оценки может быть различным (отл/хор/удовл, от 1 до 5, от 0 до 10 и пр.). Кроме того, результаты прохождения тестирования могут быть выражены в процентном соотношении правильных и неправильных ответов.

В-пятых, возможность дистанционного прохождения online-тестирования предоставляет большое число преимуществ. Тестируемый может пройти тестирование в удобном для него месте и получить результаты дистанционно. Параллельно в процессе индивидуальной работы преподавателя с учащимся, преподаватель может также дистанционно решать вопросы обратной связи со студентом – общение через электронную почту, консультирования по скайпу. Это не только экономит время, но и позволяет стереть границу расстояний. Тестирование может проходить со студентами из различных мест, даже с противоположенных уголков планеты. Все что необходимо наличие устройства для выхода в интернет и возможность доступа к интернету.

В-шестых, тестирование обладает рядом преимуществ, которые можно назвать как возможность компьютеризации процесса. Она включает не только возможности по автоматизации сбора и анализа статистики прохождения тестов, но также и другие возможности компьютеризации: использование различных режимов тестирования (тестирование с обучением, с указанием неправильных ответов и комментариев к ним и пр.), формирование большого банка тестовых заданий и тестов, возможность задания выбора сложности теста, автоматизация процесса формирования каждого теста на основе выбранных параметров и собранных в банке тестовых заданий, возможность прохождение теста многократно и пр. При выполнении любого теста осуществляется 2 функции: функция контроля и функция обучения. Студент, не справившийся с заданием с первой попытки, имеет возможность многократного прохождения данного теста, при этом, если тесты снабжены ключами, то студент, запоминая правильный ответ, получает необходимые знания. Ведь известно, что процесс запоминания для многих – это многократное, иногда механическое повторение одного и того же. С целью контроля качества полученных знаний, преподаватель может выдать студенту дополнительный набор тестов по изучаемой теме, возможно, предложив ему выполнить тесты более высокого уровня сложности.

В-седьмых, имеет место повышение интереса, мотивации обучающихся за счёт использования компьютерных технологий при тестировании. Снабжённые видео- и аудиоматериалами тесты по иностранному языку не только воспринимаются значительно лучше простых опросов, но и позволяют восполнить недостаток навыков по аудированию и усвоению фонетических особенностей языка. Получение автоматической статистики в виде инфографики, диаграмм может быть стимулом заинтересовать студента восполнить «пробелы знаний» по «проваленным темам». Имеет место и соревновательный момент (когда у кого-то оказывается больше процент усвоение материала). Также повышению мотивации студентов способствует изменение роли преподавателя. Теперь он освобождается от «проверочных» функций, связанных с контролем знаний и проставлением оценок, от проверки контрольных работ и может сфокусироваться на процессе обучения. Причем преподаватель, занимающийся созданием и внедрением тестов в учебный процесс, неограничен в выборе программ для разработки тестов и проведения тестирования. В этих программах содержится вся необходимая информация для проведения тестирования: методики создания тестов, пакеты тестов в зависимости от цели их проведения, способы оценивания результатов и т. д. Обладая знаниями в этой области, преподаватель может проявить свои творческие способности, креативность мышления, выдумку, что, несомненно, скажется на качестве выполняемой работы и в той иной степени будет передано студенту, когда последний будет выполнять задание. Учебный процесс становится более увлекательным, привносится разнообразие, что, в конечном итоге влияет на заинтересованность студентов, повышается мотивация к дальнейшему знакомству с предметом.

К сожалению, при проведении компьютерного онлайн-тестирования имеет место и ряд недостатков.

Во-первых, исключение преподавателя из процедуры оценивания студента приводит к целой группе недостатков, именуемых потерей индивидуального подхода. Этот недостаток можно назвать одним из ключевых. Тест фактически подгоняют всех испытуемых под единые рамки, ранжируя их по стандартным мерам, в то время как человеческое мышление – нестандартный процесс. Используя тест, мы получаем возможность упустить яркую индивидуальность нестандартного человека и его нестандартный подход к решению задач. Тестирование приводит к отсутствию возможности раскрыть индивидуальность и творчески потенциал, так как при наличии явно заданных стандартных ответов нет способа апеллировать к творческой, конструктивной деятельности человека, призывать тестируемого к поиску нестандартного варианта ответа. Тесты знаний апеллируют прежде всего к стандартному применению готовых знаний и получению верного ответа. При таком подходе преподавателю невозможно увидеть «ход мысли» студента, хотя он мог быть верным. В отношении тестирования по иностранному языку можно также включить проблему исключения речевого компонента в ответе обучающегося. Хотя в тестировании могут быть аудио-записи, но освоение навыка «говорение» при помощи online-тестирования проверить представляется затруднительным.

Во-вторых, тестирование связанно с повышенной стрессогенностью, особенно при отсутствии доверительной обстановки в ситуации особо важного теста (например, при аттестационном тестировании) большинство тестируемых испытывают повышенный стресс. У людей с пониженной стрессоустойчивостью может возникнуть даже определенные нарушения саморегуляции, что приведёт к ошибкам даже в элементарных для них вопросах. Усугубляет это бездушный и формализованный характер самой процедуры тестирования.

В-третьих, не следует забывать и об опасности «слепых» (автоматических) ошибок: тестируемый не понял инструкции и выдал ответ, не соответствующий требованиям стандарта инструкции; испытуемый применил по каким-то причинам искажающую тактику, тестируемый поставил ответ не в то поле и пр.

Рассмотрим наиболее распространенные уязвимости систем онлайн-тестирования, которые следует принять во внимание. Самое очевидное преимущество систем-онлайн тестирования – возможность дистанционного контроля знаний, может стать их главной уязвимостью при отсутствии необходимых мер. Студент может привлечь знакомых преподавателей или более успешных сокурсников для помощи в прохождении теста. Поэтому высокие результаты не всегда являются подтверждением качественного усвоения материала. Самым очевидным решением данной проблемы является аудиторное прохождение теста под контролем преподавателя и введение временного ограничения на прохождение теста.

Довольно распространенной уязвимостью систем онлайн-тестирования является также использование единой базы вопросов для подготовки и для контроля. Современные студенты технических специальностей могут легко использовать данную уязвимость для извлечения полной базы вопросов с правильными ответами путем написания небольшого скрипта. Очевидно, что базы вопросов должны быть раздельными.

Выход в сеть Интернет при прохождении онлайн- теста, даже под контролем преподавателя в аудитории, также не является гарантией «честного» прохождения. Технология «фишинга», при предварительной разработке несложного веб-интерфейса, позволит обмануть преподавателя и отправить ответы на ложный ресурс, где они будут уже откорректированы и перенаправлены на сервер дистанционного обучения.

Также распространенной проблемой являются ошибки самой системы. Ненадежные системы онлайн-тестирования могут быть уязвимы к SQL-инъекциям, позволяющими с помощью специального запроса через адресную строку получить доступ к базе с вопросами. Не стоит исключать из внимания также возможность применения троянских программ и методов социальной инженерии.

Таким образом, самыми распространенными уязвимостями современных систем онлайн-тестирования являются:

  1. использование «коллективного разума»;
  2. написание скриптов для извлечения вопросов или подмены ответов;
  3. «фишинг»;
  4. активная атака (взлом).

Осознание достоинств и недостатков онлайн- тестирования освобождает всех от возможных проблем. При выборе системы онлайн-тестирования для контроля знаний студентов, каждый преподаватель должен убедиться в надежности выбранного решения, хорошей репутации производителя и своевременной установке обновлений и «заплаток».

Обращение к Интернету, применение в учебном процессе которого дает возможность, например, проводить компьютерные видео- и текстовые конференции на иностранном языке, смотреть и слушать аутентичные видео- и телевизионные лекции в режиме реального времени, организовывать поисковую работу на различных учебных сайтах, проводить онлайн- мероприятия, такие как конкурсы, квесты, викторины, вебинары, круглые столы на иностранном языке и многое другое, в значительной мере отвечает внутреннему запросу студента в такой организации учебного процесса, когда он может осуществлять учебную деятельность в условиях привычной для него мультимедийной среды. И именно применение тестов в режиме реального времени на сегодняшний день занимает одно из ведущих мест среди технологий электронного обучения студентов, делая процесс познания не только эффективным, соответствующим требованиям стремительно меняющейся внешней среды, но и интересным, и даже увлекательным.

Список использованной литературы

1. Самылкина Н. Н. Современные средства оцени- вания результатов обучения. М. : БИНОМ. Лаборато- рия знаний, 2007. 172 с.
2 Коккота В. А. Лингводидактическое тестирова- ние. М. : Высш. шк., 1989. 127 с.
3. Интернет-тестирование в сфере образования // НИИ мониторинга качества образования : сб. 2012. 33 с.