Назад в библиотеку

Технологии тестирования в дистанционном обучении

Автор: Ю.П. Перова
Источник: Доклады ТУСУРа, № 1 (35), — 2015 г., с. 138-141.

Аннотация

Ю.П. Перова - Технологии тестирования в дистанционном обучении Рассмотрены технологии тестирования, используемые в образовании. Приведены основные характеристики, которые учитываются при проектировании тестов в дистанционном обучении. Проведен анализ тестового контроля знаний. Представлены достоинства и недостатки тестирования от обычной системы контроля знаний. Даны определения тестов. Приведена классификация тестов и технологий тестирования.

Применение информационных технологий к традиционной организации учебного процесса в вузе позволяет сделать обучение более управляемым и проводить тестовый контроль.

Автоматизация процесса проведения тестирования позволяет снизить трудозатраты благодаря уменьшению количества времени на формирование тестов и проведение самого процесса контроля знаний. Компьютерный контроль знаний позволяет разгрузить преподавателя от рутинной проверки контрольных заданий, позволяет проводить опрос оперативно и быстро, обеспечивая хорошую обратную связь преподавателя с обучаемыми. Кроме того, компьютерное тестирование можно проводить столь часто, как это необходимо преподавателю. Каждый испытуемый выполняет задания теста с такой скоростью, с какой ему удобнее. В конце теста выставляется объективная оценка, не зависящая от настроения преподавателя, от его отношения к конкретному учащемуся, от впечатления ответов на предыдущие вопросы и т.д.

Тестирование должно быть простым и универсальным средством проведения контроля знаний по любому направлению, вне зависимости от тематики тестирования. Тестовый контроль знаний имеет несколько выгодных отличий от обычной системы контроля знаний (опроса, устного экзамена, зачета):

Тестирование, как и всякое средство измерения и контроля, имеет свои недостатки.

Как и любой измерительный инструмент, тест имеет определенную точность и определенную погрешность. Возможна и фальсификация результатов тестирования. Тестируемый, проходящий по несколько раз один и тот же тест, может получить лишь поверхностные знания по предмету и в дальнейшем находить и получать ответы простым перебором возможных вариантов.

По определению В.С. Аванесова, педагогическим тестом называют систему заданий возрастающей трудности и специфической формы, позволяющей качественно оценить структуру и измерить уровень знаний учащихся.

Тест – система кратких вопросов и заданий с ограничением времени выполнения для установления характеристик обучения и их последующего анализа.

Тестирование – это одновременно и метод, и результат педагогического измерения.

Тест состоит из тестовых заданий.

Тестовое задание – учебная ситуация, для которой тестируемый должен выбрать вариант ответа или же сформулировать такой вариант.

Классификация тестов проводится по различным признакам. Также существует классификация тестов по форме:

Тестирование включает в себя следующие этапы:

Тесты обладают следующими основными свойствами, нарушение любого из которых делает неприменимым тест:

Анализ технологий тестирования. Каждая технология тестирования должна обладать основными характеристиками:

В дистанционных обучающих системах используются следующие принципы контроля знаний:

Классификация технологий тестирования

Адаптивное тестирование. Современное тестирование характеризуется интенсивной заменой классических тестов и классического тестирования так называемыми «адаптивными тестами» или «тестами с изменяющейся структурой«.

Адаптивное тестирование определяется М.Б. Челышковой как «совокупность процессов генерации, предъявления и оценки результатов выполнения адаптивных тестов, обеспечивающая прирост эффективности измерений по сравнению с традиционным тестированием благодаря оптимизации подбора характеристик заданий, их количества, последовательности и скорости предъявления применительно к особенностям подготовки тестируемых» .

Адаптивное тестирование должно удовлетворять следующим требованиям:

WWW-тестирование. WWW-тестирование используется не только для обучения, но и для самообучения (самотестирования) в дистанционном обучении и контроле .

Основные принципы, которые должны быть присущи WWW-тестированию:

Существующие WBE-среды различаются по типу и степени поддержки. Различны и технологии поддержки, причем от них и зависит степень поддержки, в частности, форма хранения тестов – статическая (например, HTML-код) или динамическая (например, CGI-скрипты, Java-машина или GUI- специализированное графическое представление вопроса).

К сожалению, Web-обучение имеет и отрицательные стороны, так как оно оторвано от обычного человеческого общения.

Мобильное тестирование. В последнее время активно развивается технология m-Learning («Мобильное обучение», точнее, «Обучение на основе мобильных технологий и средств» – карманных компьютеров (КПК), смартфонов (сотовых телефонов с расширенным набором функций), ноутбуков или других устройств с минимальными ресурсами с минимальной необходимостью использования «специального» места обучаемого и «специального» времени для обучения). В частности, в рамках программы Европейской комиссии «Leonardo da Vinci» (программа профессионального обучения в течение всей активной жизни) при поддержке компании Ericsson и некоторых европейских университетов дистанционного обучения в 2003 г. реализован проект «From e-Learning to m-Lear- ning» ( «От электронного обучения – к мобильному»). Разработана специальная система mLMS (Mobile Learning Management System) для управления мобильным обучением (с помощью карманных компьютеров, мобильных телефонов). Другой проект Евросоюза «m-Learning» (Великобритания, Италия, Швеция) ориентирован на молодежь с высоким фактором риска социального неравенства и разрабатывает систему LMS, обеспечивающую доступ к интерактивным учебным материалам. В Институте точной механики и оптики (Санкт-Петербург) разработана система тестирования на основе карманных персональных компьютеров пользователей и удаленного сервера базы данных (тестов). Принципы m-Learning используются активно за рубежом и начали использоваться и в нашей стране (например, в Интернет-университете информационных технологий http://www.intuit.ru). Хотя возможности m-Learning и ограничены (трудно использовать страницы, рисунки, таблицы и меню большой разрешающей способности и размера, всплывающие диалоговые окна и др.), оно имеет большую инновационную привлекательность.

Список использованной литературы

1. Аванесов В.С. Научные основы тестового контроля знаний. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. – 136 с.
2. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. – 2-е изд. – М.: Адепт, 1998. – 217 с.
3. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: учеб.-метод. пособие. – М.: ВУ, 1997. – 85 с.
4. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. – М.: Логос, 2002. – 432 с.
5. Казиев В.М. Введение в практическое тестирование. – М.: Интуит.ру, Бином. Лаборатория знаний, 2008. – 8 с.
6. Олифер В.Г., Олифер Н.А. Сетевые операционные системы. – СПб.: Питер, 2007. – 544 с.