<< Назад
ДонНТУ   Портал магистров
[Ссылка на источник.]

ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРОГРАММНОЙ ИНЖЕНЕРИИ КАК КУРС В ЭЛЕКТРОННОМ ОБУЧЕНИИ

Б. А. Филь, Д. М. Бочаров ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет» (г. Донецк)
кафедра искусственного интеллекта и системного анализа
E-mail: fillax54@gmail.com, d_m_b@list.ru Источник: Информатика, управляющие системы, математическое и компьютерное моделирование (ИУСМКМ-2021) /
Материалы XII Международной научно-технической конференции в рамках VII Международного Научного форума
Донецкой Народной Республики к 100-летию ДонНТУ. — Донецк, ДонНТУ — 2021, с. 459-462.

Аннотация:

Филь Б. А., Бочаров Д. М. Эмпирические методы программной инженерии как курс в электронном обучении. Описан правильный подход разработки электронных курсов. Выявлены особенности курса «эмпирические методы программной инженерии». Проанализированы сильные и слабые стороны подходов электронного обучения.

Annotation:

Fill B. A., Bocharov D. M. Empirical Software Engineering as a Course in E-Learning. The correct approach to the development of electronic courses is described. The features of the course "empirical methods of software engineering" are revealed. The strengths and weaknesses of elearning approaches are analyzed.

Постановка проблемы

На текущий момент уровень технологий позволяет полностью сменить традиционное обучение на дистанционное, электронное обучение, или по-другому – e-learning (Electronic learning). Особенно это актуально в таких ситуациях, при которых невозможно посещать школы, ВУЗы, частные курсы и т. д. Однако при очевидном преимуществе в доступности такого обучения нужно учитывать и качество данного обучения. [1]

В электронном обучении большую роль играет выбранный подход. Как правило, обучение гуманитарных и технических наук различается: последним необходимо больше практических занятий для правильного усвоения материала. Аудиокурсы хорошо подойдут таким предметам как философия, или, к примеру, психология. Технические предметы (математика, физика и т. д.) требуют, как минимум, наглядного представления формул и примеров решений задач.

Курс «электронные методы программной инженерии», как и любой другой предмет, имеет свои особенности изучения. Для создания электронного курса данной дисциплины необходимо:

Цель работы:анализ особенностей курса «эмпирические методы программной инженерии» и выбор наиболее эффективного подхода электронного обучения для данного курса.

Особенность изучения курса

Отличительной чертой эмпирического познания является наблюдение за чем-либо с использованием приборов или программ. Эмпирические исследования проводятся для проверки гипотез, а также составленных на их основе прогнозах.

Для эмпирического исследования в данном курсе используется анализ данных с использованием стандартных статистических методов, то есть программа. Прогнозы подтверждаются, если эмпирические данные достигают значимости в соответствующих статистических формулах. [2]

Исходя из этого, для комфортного изучения дисциплины электронный курс должен содержать теоретическую информацию и наглядное представление формул статистических методов. Также для полного понимания данного предмета в электронного курс желательно включить пример проведения эмпирического исследования, или выдать обучающемуся задачи для решения.

Предмет «электронные методы программной инженерии» является практическим, нежели теоретическим. При выборе подхода в электронном обучении стоит, в первую очередь, рассматривать возможность решения задач и проведения исследований.

Как и для любой другой дисциплины, не лишним будет уделить внимание проверке знаний пройденного материала. Ввиду особенностей курса, это может быть, как тестирование, так и решение задач.

Выбор подхода электронного обучения.

Методы электронного обучения можно разделить на 4 вида:

Учитывая особенности выбранной дисциплины «электронные методы программной инженерии», электронный курс должен как минимум включать в себя теоретическую информацию в виде текста с формулами. Такой подход как аудиокурсы не подходит данному курсу.

Электронный учебник, как универсальный подход, удовлетворяет критериям выбранной дисциплины. Из преимуществ можно отметить структурированность и информации, и возможность навигации по учебнику. Также стоит отметить, как правило, малый размер подобного типа файлов. Недостатком является невозможность решения и проверки задач внутри электронного курса – электронный учебник может предоставить пример решения задач, примеры задач для самоконтроля и ответы к ними, но не более того..

Метод видео также удовлетворяет требованиям к разработке электронного курса по данной дисциплине. В отличие от текстовых, видео обладает большим размером файлов, неудобнее в плане навигации и невозможностью цитирования. Однако видео обладает больше наглядностью. Недостаток такой же, как и у электронного учебника.

Преимущество игр над текстовыми и видео форматами в возможности решения и проверки задач внутри курса. Наличие встроенных программных модулей статистических методов – главная особенность данного подхода.

Наиболее подходящим примером в методе игр для изучения выбранной дисциплине подойдет виртуальная лаборатория. Она в полной мере раскрывает практическую сторону изучения дисциплины «эмпирические методы программной инженерии».

Однако для того, чтобы составленный электронный курс был полноценным, виртуальная лаборатория должна содержать теоретическую информацию не только по моделированию процессов решения задач, но и по всей дисциплине, чтобы стать независимым электронным курсом.

Стоит отметить, что к разработке виртуальных лабораторий следует подходит тщательнее, чем к ранее рассмотренным методам. Основная идея виртуальных лабораторий состоит именно в проведении исследований, опытов. Теоретическая информация и документация к проведению исследований не являются основными элементами в изучении данной дисциплины. Теория должна быть структурированной и являться, в первую очередь, приложением к процессу проведения исследований. Также поскольку виртуальная лаборатория является программой, то и созданный интерфейс должен быть грамотно составленным: не загроможденным, ёмким, интуитивно понятным.[5]

Объем пространства, которое будет занимать виртуальная лаборатория, зависит от технологий, с помощью которых она была разработана; в среднем её размер больше, чем у текстовых, но меньше, чем у видео.

Выводы

Чтобы создание электронных курсов было целесообразным, необходимо поддерживать качество преподнесения материала на таком же уровне, что и традиционное обучение. Для этого разработчик должен:

Если этого не сделать, электронный курс будет являться некомфортным и неполноценным для изучения предмета.

Курс «эмпирические методы программной инженерии» представляет собой дисциплину об эмпирических исследованиях, которые проводятся с помощью программ с наличием модулей статистического анализа.

Были рассмотрены основные подходы электронного обучения, выявлены их особенности – преимущества и недостатки.

Текстовые и видео подходы электронного обучения частично удовлетворяют требованиям изучения выбранного курса, однако не могут в полном объеме дать практический опыт работы с данной дисциплиной.

Наилучшим выбором является виртуальная лаборатория с текстовой документацией, так как она позволяет моделировать процессы исследований. Однако этот метод сложнее в реализации с точки зрения разработки программы – создать электронного курса должен правильно разместить теорию и документации в созданном приложении.

Литература

1. Болкунов, И. А. Электронное обучение: проблемы, перспективы, задачи / И. А. Болкунов // Творческий научный обозреватель, №11, 2016. – С. 128-132.

2. Эмпирические исследования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Эмпирические_исследования

3. Методы электронного обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://crmm.ru/blog/metody

4. Что такое электронное обучение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lmslist.ru/chto-takoe-elearning/

5. Столбунская, А.С. Автоматизация процесса обучения при помощи виртуальных лабораторий / А.С. Столбунская, И.Д. Паламарчук, Д.М. Бочаров // Информатика, управляющие системы, математическое и компьютерное моделирование в рамках III Международного Научного форума Донецкой Народной Республики (ИУСМКМ-2017): VIII Международная научно-техническая конференция, 25 мая 2017 – Донецк: ДонНТУ, 2017. – С. 406-409.