Внутрифирменное обучение персонала промышленных предприятий Донецкой Народной Республики

Авторы: Н.В. Романюк, Е.А. Романюк, М.С. Грицай

Источник: Стратегия устойчивого развития в антикризисном управлении экономическими системами / Материалы VI Международной научно-практической конференции, г. Донецк, 8 апреля 2021 г. / ГОУВПО «ДОННТУ». – Донецк: ДОННТУ, 2021. – С. 442-448.

Постановка проблемы. Современное развитие промышленности Донецкой Народной Республики характеризуется высоким уровнем потребностей в инновациях, поиском новых технологий и оптимизации уже существующих процессов производства и управления. Все это невозможно без активизации имеющегося у сотрудников потенциала, заключенного в их профессиональных знаниях и навыках, опыте, творческих способностях. Для металлургической отрасли использование инструментов управления персоналом становится особенно актуальным, поскольку отрасль пережила период существенного спада спроса на металлопродукцию, и как следствие, ее производства с конца 2014 г. На отрасль влияют такие негативные фактора, как снижение спроса на внутреннем рынке в связи с сокращением объемов производства машиностроения, строительства.

Анализ предыдущих исследований и публикаций. Теоретические и практические аспекты внутрифирменного обучения персонала освещали в своих трудах М.В. Герасимов [1], Беляцкий Н.П. [2], Глазов М.М. [3] и другие зарубежные и отечественные исследователи. Однако следует отметить, что многие теоретические вопросы по данной научной тематике все еще остаются нерешенными и требуют дальнейшего комплексного исследования.

Цель исследования. Целью исследования является анализ процесса внутрифирменного обучения персонала на промышленных предприятиях Донецкой Народной Республики и разработка рекомендаций по совершенствованию данного процесса.

Основные результаты исследования. Для исследования и внедрения концепции внутрифирменного обучения персонала следует определить, собственно, что предполагает данная концепция: какие выполняет функции, главные её задачи и общие характерные черты.

Одно из первых определений понятия «внутрифирменное обучение» вывел американский деятель науки Д. Хинрич. Профессиональное обучение внутри компании согласно Хинричу является, как процесс, обеспечиваемый предприятием для того, чтобы персонал смог получить нужные профессиональные навыки. Таким способом, компании удастся усовершенствовать финансовую составляющую ее профессиональной деятельности. [5]

Во многих других определениях понятия «внутрифирменное обучение», авторы солидарны с первоисточником в том, что это процесс обучения работников организации, инициируемый руководством предприятия с целью улучшения знаний, навыков и умений работников для того, чтобы они смогли в дальнейшем увеличить свой вклад в достижение максимальной эффективности деятельности фирмы. [2]

Подчёркивается также, что внутрифирменное обучение является непрерывным процессом обучения персонала, а повышение квалификации персонала является важным условием успешного функционирования любого предприятия. [3]

В систему внутрифирменного обучения включаются вопросы, которые связаны со спецификой деятельности конкретной организации. В качестве преподавателей и инструкторов на предприятии приглашаются руководители его подразделений. Внутрифирменное обучение также представляют как процесс систематического развития знаний, навыков и подходов к профессиональной деятельности. Полученные в результате профессионального обучения знания и навыки необходимы персоналу для обеспечения должного уровня выполнения его служебных обязанностей и решения проблем, которые могут возникнуть в процессе его профессиональной деятельности. [6]

Профессиональное обучение персонала является процессом приобретения знаний, умений, навыков и способов общения, который осуществляется целенаправленно, организованно, планомерно и систематически. Обучение проводится под руководством опытных наставников и руководителей. [7] Таким образом, правильно организованное внутрифирменное обучение персонала способно выполнять две важные функции: во-первых, помочь раскрыть сотруднику его потенциал, во-вторых, помочь эффективно его использовать на предприятии. Считается, что наличие системы внутрифирменного обучения персонала влияет на продолжительность жизни предприятия, так как позволяет устанавливать долгосрочные цели развития организации, адаптироваться к изменениям внешней среды, и быстро реагировать на появление технологических новшеств. [8]

Подходы к определению особенностей, целей и задач внутрифирменного обучения менялись в процессе эволюции взглядов на развитие персонала. На современном этапе сформировалось множество предположений о сущности и содержании внутрифирменного обучения персонала промышленного предприятия. Внутрифирменная образовательная система должна быть направлена в первую очередь на постоянное обучение всех без исключения категорий персонала: как рабочих, так и их руководителей. [9] Иными словами, профессиональное обучение должно происходить комплексно и непрерывно.

Внутрифирменное обучение должно проводиться с использованием современных методов и форм обучения. Учебные блоки должны быть модульными и автономными, а также должны адаптироваться под потребности предприятия. Помимо всего, профессиональное обучение персонала внутри организации способствует созданию благоприятного климата на предприятии и повышает мотивацию его персонала.

Что касается принципов, лежащих в основе внутрифирменного обучения, то в данном вопросе присутствует достаточно много разногласий. Согласно мнения А.Я. Кибанова, в основу содержания профессионального обучения положен принцип приоритетности тематик для каждой должности, исходя из потребностей обучения. [6] Также двумя основополагающими принципами, заложенными в основу системы внутрифирменного обучения персонала, считают принцип непрерывности и принцип профессиональности. Под первым принципом подразумевается непрерывность и целенаправленность процесса повышения профессионального уровня или переподготовки персонала, осуществляемого в течение всей трудовой деятельности сотрудника. Второй принцип заключается в овладении необходимыми для эффективной производственной деятельности работника знаниями, навыками и компетенциями, исходя из его должностного уровня и приоритетности решаемых им задач. [4; 8]

Для внедрения или развития внутрифирменного обучения на предприятии, необходимо выбрать формы такого обучения в зависимости от вида, а именно, обучение на рабочем месте, внутренние или внешние программы обучения (рис. 1.). [9]

С точки зрения содержания процесса внутрифирменного обучения в организации его можно разделить на три основных блока:

1. Методы обучения на рабочем месте – это основной источник системы обучения. На нем строятся все без исключения последующие проекты. Он содержит в себе адаптацию персонала, ознакомление также подготовка общим положениям, обучение технологии исполнение труда. Немаловажно, то, что первое обучение стандартам протекает в период испытательного срока сотрудника.

2. Внешние программы обучения. Организации активно развиваются, и каждый год возникают новые продукты с целью обеспечения деятельности организации, инновации в области технологических течений, новые управленческие способы и т.д. Следовательно, весьма немаловажно, чтобы работники организации владели новыми познаниями и способами работы, которые бы потом использовали в практике.

Внутренние программы обучения. В ходе деятельность сотрудники имеют все шансы ощущать недостаток каких-либо умений для организации наиболее успешной работы или же для продвижения по карьерной лестнице. Организация программ содействует развитию новых для работников возможностей и формированию личности в целом. [10; 12]

Рисунок 1 − Формы внутрифирменного обучения

Также стоит обратить внимание и на другие принципы, на которых должно строиться профессиональное обучение персонала [11]:

1. Принцип объективности, согласно которому обучение сотрудников проводится вне зависимости от мнений работников и организации.

2. Принцип надежности, предполагающий, что обучение будет проводиться независимо от каких-либо ситуативных факторов.

3. Принцип достоверности, показывающий, насколько продуктивно сотрудник применяет приобретенные в процессе обучения знания и навыки.

4. Принцип доступности, говорящий о том, что процесс обучения должен быть понятен для всех участвующих, то есть как для преподавателя, так и для обучающихся.

Необходимо также, чтобы современное обучение внутри организации включало в себя элементы, способствующие осознание личных целей и жизненных ценностей сотрудника, формированию творческого мышления, навыков управления различными по размеру и характеру коллективами. [6]

Сегодня выделяют в структуре содержания профессионального обучения, следующие составляющие [4]:

− вводное обучение новых сотрудников: знакомство с компанией, ее историей, традициями и принципами деятельности;

− повышение квалификации всех категорий работников (с разной степенью продолжительности обучения);

− переобучение персонала на новые профессии и специальности; такая потребность может возникнуть в случае модернизации и реструктуризации производства.

Из огромного числа задач, которые должно выполнять внутрифирменное обучение, основной считается развитие тех категорий компетентности персонала, которые соответствуют настоящим потребностям организации. С этой точки зрения, профессиональное развитие персонала на предприятии можно рассматривать как совокупность мероприятий, которые направлены на повышение квалификации работников. [3]

В структуре предприятия, внутрифирменное обучение выполняет следующие задачи, на которые стоит обратить внимание. Во-первых, система обучения разрабатывается согласно задачам и потребностям предприятия и проводится с целью адаптации сотрудника к работе в новом для него отделе компании. Во-вторых, внутрифирменное обучение сохраняет и передает ценности организации, общие стандарты, подходы и регламенты. И наконец, профессиональное обучение помогает поддерживать корпоративную стратегию предприятия.

На промышленных предприятиях в системе внутрифирменного обучения персонала реализуются различные программы, среди которых выделяют специализированные курсы и программы по бережливому производству [5]. Так как сегодня бережливое производство считается наиболее эффективным, надежным и мало затратным путем выхода предприятий из кризиса и повышения их конкурентоспособности на рынке, то создание и внедрение таких программ также можно отнести к списку основных задач внутрифирменного обучения персонала промышленного предприятия.

Содержание внутрифирменного обучения можно определить через функции, которые выполняет внутрифирменная профессиональная подготовка, а именно [6]:

− определение и анализ компетенций, которые необходимы для определенной категории персонала предприятия;

− выявление наиболее подходящих форм и методов обучения;

− организация профессионального обучения, а также его соответствующее обеспечение;

− мотивация работников на реализацию полученных в результате переподготовки знаний;

− оценка результатов обучения.

В итоге, мы можем вывести общее определение для понятия «внутрифирменное обучение». Итак, внутрифирменное обучение представляет собой неотрывный от производства вид обучения, инициируемый руководством предприятия, с целью совершенствования имеющихся у персонала знаний и компетенций, навыков и умений. Непрерывное обучение персонала позволяет проводить долгосрочное планирование развития предприятия, адаптироваться к изменениям окружающей среды, а также позволяет своевременно реагировать на появление новых технологий. Относительно промышленных предприятий, главная особенность профессионального обучения заключается в систематическом развитии знаний, навыков и подходов к профессиональной деятельности, оно помогает осознать личные цели, формирует творческое мышление и навыки управления коллективом, развивает знания различного уровня.

На промышленном предприятии внутрифирменное обучение обусловлено рядом основных задач, главными из которых являются: развитие различных категорий навыков работника; сохранение и передача ценностей организации; объединение интересов всех членов предприятия вокруг его целей; создание бережливого производства на предприятии; повышение конкурентоспособности работников, а также и самого предприятия в целом.

Таким образом, внедрение профессионального обучения, а именно, внутрифирменного обучения на промышленных предприятиях Донецкой Народной Республики является необходимым шагом для успешного функционирования. Хорошо и правильно обученный персонал всегда будет готов быстро и своевременно принять лучше решение по улучшению качества производственной деятельности предприятия.

Список литературы

1. Герасимов, М.В. Внутрифирменное обучение: теоретический аспект / М.В. Герасимов // Молодой ученый. − 2016. − №5. − С. 319-323.

2. Беляцкий, Н.П. Управление персоналом [Текст]: Учебник / Н.П. Беляцкий. – Мн.: Современная школа, 2015. – 448 с.

3. Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе / В.Р. Веснин. – М.: Юристъ, 2014. – 496 с.

4. Глазов, М.М. Управление персоналом: анализ и диагностика персонал-менеджмента: Учебник / М.М. Глазов, И.П. Фирова, О.Н. Костромина. – М.: Изд-во Андреевский изд. дом, 2014. – 251 с.

5. Hinrichs J.Personnel training. Chapter 19 of M.D.Dunnette (ed) Handbook of organizational and industrial psychology. - Chicago Rand : McNally, 1976. - Р.189.

6. Дейнека, А.В. Современные тенденции в управлении персоналом: Учебное пособие / А.В. Дейнека. – М.: Изд-во «Академия Естествознания», 2015. – 291 с.

7. Кибанов, А.Я. Экономика управления персоналом / А.Я. Кибанов. – М.: Инфра-М, 2012. – 427с.

8. Трубицын, К.В. Внутрифирменная система непрерывного профессионального образования персонала / К.В. Трубицын // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Экономические науки. – 2012. – № 3. – С. 67-73.

9. Патутина, Н. О внутрифирменном обучении как основной формы реализации корпоративного образования / Н. Патутина // Науковедение. – 2013. − №1. – С. 15-21.

10. Романюк Н.В. Обеспечение требований систем менеджмента качества при обосновании процессов профессионального развития персонала / Н.В. Романюк // Современные тенденции развития и перспективы внедрения инновационных технологий в машиностроении, образовании и экономике. 2018. Т. 4. № 1 (3). С. 210-215.

11. Кулик, А. К. Формирование и развитие трудового потенциала предприятия: теоретические аспекты исследования [Текст] / А. К. Кулик // Экономика: теория и практика. – 2016. – № 4 (44). – С. 91-95.

12. Сафонова, М.Ю. Оценка эффективности внутрифирменного обучения: дис. канд. эконом. наук: 08.00.05: защищена 24.10.03: утв. 26.11.03 / Сафонова Мария Юрьевна. Москва, 2003. – 152.