Авторы: Н.В. Романюк, М.С. Грицай
Источник: Экономические, экологические и социальные проблемы промышленных регионов / Материалы ХIII Международной научно-практической конференции, г. Краснодон, 25-26 мая 2022 г. / ГОУ ВО ЛНР «ЛГУ им. В. Даля». – Краснодон: ЛГУ им. В. Даля , 2022. – С. 109-111.
В современных условиях хозяйствования на первое место выдвигаются проблемы повышения конкурентоспособности, эффективности функционирования предприятия, следовательно, вопросы, относящиеся к улучшению качества рабочей силы организации, приобретают решающее значение. Геймификация как технология, увеличивающая вовлеченность и эффективность сотрудников, приобрела актуальность для многих российских и зарубежных компаний.
Термин «геймификация» был предложен Н. Пеллингом в 2002 г., однако широко использоваться он стал лишь в 2010 г., когда успех внедрения этой инновации в крупных IT-компанияхи в образовательной системе привлек внимание многих ученых и практиков. Для изучения возможностей и особенностей данной технологии были рассмотрены подходы различных авторов к определению понятия «геймификация» (табл. 1). [1]
Таблица 1 − Определение понятия «геймификация» различными авторами
Автор | Определение геймификации |
С. А. Макушкин, Я. П. Вексель | Геймификация – технология, предполагающая представление любой ситуации или процесса в виде игры, а всех его участников – в качестве игроков. |
А. В. Устратова, А. П. Ахромова | Геймификация обозначает внесение игрового подхода в не игровые процессы. |
Е. Д. Дынкина | Геймификация – использование опыта создания игр в неигровом контексте с целью решения стоящих перед сотрудниками задач. |
Следовательно, геймификация− это особая игровая технология, применяемая в сфере управления кадрами для привлечения персонала и выполнения профессиональных обязанностей.
В современных условиях в Донецкой Народной Республике развитие геймификации в различных областях управления персоналом является актуальным. Республика находится в стадии развития, и данная технология сможет послужить дальнейшему развитию персонала на предприятиях.
На данный момент на отечественных предприятиях зачастую ограничиваются классическими моделями обучения персонала. В связи с данной проблематикой, предлагаем рассмотреть процесс разработки геймификации на предприятии. [2]
Рисунок 1 − Процесс разработки геймификации
Если предприятия ДНР будут внедрять успешные игровые стратегии для вовлечения персонала в реализацию поставленных задач, то успех будет обеспечен. Игровые методы увеличивают эффективность работников организации, способствуют сплочению коллектива, побуждают их к лучшему результату, что ведет к увеличению прибыли компании и повышения ее конкурентоспособности и привлекательности на рынке труда. Несмотря на то, что геймификация пришла к нам из-за рубежа, на российском рынке уже существуют проекты, завоевывающие внимание работодателей по всему миру. [3]
В качестве примера можно привести фармацевтическую компанию Chiesi Pharmaceuticals, которая создала персональный курс для роста интереса к работе и повышения квалификации персонала. По данной системе сотрудники приобретают виртуальные бейджи впоследствии успешного прохождения курса. Они находятся на портале компании, на котором каждый может контролировать не только свои личные достижения, а и успехи своих коллег. Применение бейджей дало возможность повысить вовлеченность сотрудников в процесс обучения в четыре раза.
Другим примером является компания «OBI», которая осуществляет розничную торговлю строительными товарами. Компания создала и реализовала игру «Ритмен"», смысл которой состоит в том, что каждый сотрудник оказывается «директором» строительного гипермаркета и сам принимает ответственные решения, что дает возможность сотрудникам изучить все бизнес-процессы компании, приобрести дополнительные знания и развить нужные компетенции. Данная игра положительно отразилась на компании: расходы на обучение персонала уменьшились на 30%; сроки обучения одного управленца сократились на 85%; текучесть кадров на управленческих должностях сократилась на 10%. Приведенные данные свидетельствуют об эффективности применения геймификации при обучении персонала «OBI». [4]
Тем самым, следует сказать, что интерес отечественных и зарубежных компаний к геймификации возрастает. Компании все активнее применяют данную методику с целью повышения заинтересованности персонала, качественного обучения и повышения мотивации сотрудников.
1. Жидкова М.А., Князева А.А. Геймификация в условиях цивилизации экономики / М.А. Жидкова, А.А. Князева // Экономика и бизнес. – 2020. − № 12-1 (70). – С.239-244.
2. Просвирина Н.В. Внедрение инструментов геймификации в управлении персоналом организации / Н.В. Просвирина // Вестник Академии Знаний. – 2020. − №37 (2). – С.280-286.
3. Коваленко Б.Б., Гусарова Т.И. Геймификация как инструмент принятия управленческих решений / Б.Б. Коваленко, Т.И. Гусарова // Экономика и экологический менеджмент. – 2020. − №1. – С.103-110.
4. Зуева З.В. Зарубежный и отечественный опыт внедрения геймификации в систему управления персоналом современных компаний / З.В. Зуева // Бизнес- образование в экономике знаний. −2021. − №2. – С.59-64.