Автор: Н.В. Романюк, Ю.В.Водолазская
Источник: Материалы XII Международной научно-практической конференции «Экономические, экологические и социальные проблемы промышленных регионов», г. Краснодон, 26-27 мая 2021 г. – Краснодон: ЛГУ им. В.Даля, 2021 - с.48-50.
Стратегический анализ промышленного предприятия Донецкой Народной Республики. Рассмотрен стратегический анализ предприятия, а также было осуществлено SWOT-анализ предприятия ДНР и матрица конкурентного профиля.
Стратегический анализ является одним из важнейших аналитических элементов стратегического управления, так как во многом определяет стратегические возможности и перспективы развития компании и позволяет частично устранить неопределенность в стратегических решениях [3]. Стратегический анализ обеспечивает эффективность стратегических решений и действий, что напрямую влияет на конкурентоспособность предприятия. [3]
Стратегическое управление – это процесс, основанный на человеческом потенциале, который является основой организации, ориентирует производственную деятельность на запросы клиентов, гибко реагирует и вовремя вносит изменения в организацию, которые отвечают требованиям окружающей среды и позволяют достичь конкурентоспособности. преимущества, которые вместе позволяют организациям выжить в долгосрочной перспективе, достигая своих целей [1]; [2].
Цель анализа – составить общую картину внутренних влияний и ограничений на стратегический выбор. Внутренний анализ фокусируется на двух областях: выявлении сильных и слабых сторон организации и выявлении угроз и возможностей повлиять на процесс стратегического планирования собственников и персонала. В работе проведен стратегический анализ предприятия по производству асбестоцементных изделий, восьмиволнового шифера, листов и труб ООО «ТЕХПРОМ». Проведен SWOT-анализ предприятия (рис.1).
Рисунок 1 – SWOT-анализ ООО "ТЕХПРОМ"
Реакция предприятия на факторы внешней среды находится на среднем уровне. Это связано с недостаточным вниманием к такой важной составляющей внешней среды, как изучение спроса, динамики потребностей реальных и потенциальных потребителей, удовлетворенности деятельностью предприятия, качеством, стоимостью, ассортиментом продукции, а также состоянием и развитием конкурентной среды. Из анализа слабых и сильных сторон деятельности предприятия следует, что управление внутренними ресурсами и потенциалом с учетом недостатков находится также на среднем уровне. Недостаточное внимание менеджмента к рекламной стороне деятельности предприятия, отсутствие оперативной систематической информации о потребностях клиентов, низкий уровень организационной культуры, не позволяют в полной мере использовать творческий потенциал высококвалифицированного персонала в интересах достижения цели предприятия, что значительно ослабляет конкурентные преимущества ООО «ТЕХПРОМ» на рынке. Для оценки конкурентоспособности ООО «ТЕХПРОМ» необходимо построить матрицу конкурентного профиля предприятия. Основными конкурентами ООО «ТЕХПРОМ» являются предприятия ОАО «СКАИ» (Россия) и ОАО «БЕЛАЦИ» (Россия). Матрица конкурентного профиля позволит сравнить позиции предприятия с конкурентными позициями на рынке основных конкурентов предприятия, а также определит главных конкурентов предприятия, их силу и слабость в отношении стратегической позиции предприятия (рис.1).
Рисунок 2 – Матрица конкурентного профиля ООО "ТЕХПРОМ"
Согласно матрице, лидером является ОАО «БЕЛАЦИ» так как оценка равна 7,3 из 10 баллов. Предприятию необходим более глубокий учёт факторов внешней и внутренней среды, в частности динамики спроса потребителей, потенциала конкурентов, и концентрация усилий на развитие рекламной деятельности для успешного функционирования и развития в целом.
Для того, чтобы формировать корпоративную культуру ООО «ТЕХПРОМ» и преодолеть угрозы внешней среды, необходимо использовать оптимально и эффективно внутренние ресурсы предприятия, материально-технические базы и финансовые средства. В результате изучения факторов внешней среды, которые оказывают влияние на ведения бизнеса в ДНР, в первую очередь на деятельность ООО «ТЕХПРОМ», формируется таблица факторов, имеющих существенное положительное и отрицательное влияние на итоги работы предприятия в целом, то есть SWOT-анализ. Таким образом, главной задачей ООО «ТЕХПРОМ» является улучшение финансового положения, увеличение роста объема реализации и сокращения затрат, то есть на этом этапе формирование стратегии – стратегия увеличения объема производства продукции, работ и услуг представляется нам основной, а стратегия повышения эффективности – дополнительной (но также немаловажной).
1. Романюк, Н. В. Антикризисное управление: пути выхода предприятия из кризиса /
Н. В. Романюк, Л. А. Угничева // Стратегия устойчивого развития в антикризисном управлении
экономическими системами : Материалы V международной научно-практической конференции,
Донецк, 17 апреля 2019 года / Ответственные редакторы О.Н. Шарнопольская, И.А. Кондаурова,
Е.Г. Курган. – Донецк: Донецкий национальный технический университет, 2019. – С. 243-249.
2. Филатова Е.В. Роль стратегии управления в развитии предприятия //
Инновационное развитие и промышленная политика: Сборник материалов II всероссийской
научно-практической заочной конференции. – Биробиджан: Дальневосточная Государственная
Социально-гуманитарная Академия, 2016. - С. 25-29.
3. Москвина Ю.В. Система стратегического управления // Проблемы экономики и
менеджмента. - № 3. - 2015. – С. 13-14.