Назад в библиотеку

Особенности внедрения принципов всеобщего управления качеством в деятельности предприятия

Автор: Н. В. РОМАНЮК, Е. А. РОМАНЮК, А. А. ЖУРБИНОВА
Источник: Экономика и маркетинг в ХХІ веке: проблемы, опыт, перспективы : Сборник материалов XVII международной научно-практической конференции, посвящается 100-летию ДОННТУ, Донецк, 25–26 ноября 2021 года / Редколлегия: А.А. Кравченко [и др.]. – Донецк: Донецкий национальный технический университет, 2021. – С. 560-565.

Аннотация

В статье рассматривается сущность всеобщего управления качеством и особенности внедрения принципов всеобщего управления качеством в деятельности предприятия, которые улучшают конкурентоспособность предприятия и способствуют улучшению качества его продукции. Выделяются основные моменты самих принципов, их важность в понимании и соблюдения их в деятельности предприятия. Так же выделяются такие уровни предприятия, как стратегия и управление процессами, на которые необходимо обратить внимание до начала внедрения этих принципов, чтобы использование данной концепции принес положительный эффект.

Постановка проблемы

В современном мире предприниматели привыкли сражаться за потребителя. Главными аспектами их деятельности выступают качество и конкуренция, которые не всесильны, тем не менее, они позволяют решать проблемы не только прибыли на предприятии, но и центральные проблемы экономики (уровень жизни населения, структура и эффективность производства, качество продукции, ее сертификация и стандартизация) гораздо лучше других хозяйственных систем, включая и ту, которая базируется на общественной собственности и централизованном планировании.

Снижение качества продукции снижает ее конкурентоспособность. Ухудшение конкурентоспособности продукции приводит к появлению обратных тенденций: уменьшается объем продаж, прибыль и рентабельность, благосостояния населения. Впоследствии чего возникает необходимость постоянной, целенаправленной, усердной работы товаропроизводителей по повышению уровня конкурентоспособности продукции, повышения качества продукции, которое имеет большое значение для производителя, потребителя и государственной экономики в целом. Выпуск качественных изделий способствует увеличению объема реализации и рентабельности капитала, росту репутации предприятия на рынке. Потребление продукции улучшенного качества и большей потребительской стоимости уменьшает удельные издержки пользователей и обеспечивает более полное удовлетворение потребностей. Отсюда вытекает необходимость постоянной, целенаправленной работы товаропроизводителей по повышению качества продукции в сравнении с аналогами конкурентов.

Анализ предыдущих исследований и публикаций.

В исследованиях области качества можно выделить основные подходы и концепции, например: механизм управления качеством изделий посредством выходного контроля готовой продукции (предложен Ф. Тейлором); статистический подход к контролю качества У. Шухарта; Всеобщий контроль качества (Total Quality Control), предложенный Армандом Фейгенбаумом и внедрённый в практику работы японских предприятий Эдвардом У; инновационные концепции американцев Эдварда У. Деминга, Джозефа М. Джурана, Филиппа Б. Кросби, японцев Тайити Оно, Каору Исикава, Генити Тагути, Сигео Синго и др. [1].

Цель исследования.

Целью исследования является изучение особенностей внедрения принципов всеобщего управления качеством в деятельности предприятия.

Изложение основного материала.

Всеобщее управление качеством – философия, подход к управлению предприятием, сосредоточенный на качестве его продукции [1]. Суть данного подхода состоит в том, что качеством, во- первых, надо управлять, а во-вторых, управление качеством должно быть непрерывным и всеобъемлющим, то есть должно осуществляться постоянно, на всех этапах проектной, производственной, логистической, коммерческой, маркетинговой и любой иной деятельности предприятия, и всеми без исключения работниками предприятия.

Теоретические принципы и практические методы, инструменты качественного и количественного анализа информации, элементы экономической теории и анализа процессов, которые, направлены на непрерывное улучшение качества продукции, входят во всеобщее управление качеством продукции.

Единого и однозначного определения того, какими должны быть принципы Всеобщего управления качеством, нет. Однако можно выделить несколько важных аспектов, во-первых, разные производственные культуры по- разному определяют для себя, какими должны быть эти принципы; во-вторых, принципы ТQМ могут изменяться от предприятия к предприятию и от сектора к сектору – в зависимости от специфики; в-третьих, управление качеством – это динамично развивающаяся сфера деятельности, не предполагающая наличия однотипного, выработанного «раз и навсегда» набора принципов, так как факторы из вне всегда влияют на деятельность предприятия.

В данном подходе можно выделить восемь основных принципов, схем.1.

Основные принципы Всеобщего управления качеством

Схема 1 – Основные принципы Всеобщего управления качеством

Основные моменты в представленных принципах могут влиять на эффективное внедрение данного подхода.

Анализ требований потребителей и реакции общества является одни из основных принципов [2]. В современном мире конечная оценка качества продукции осуществляется именно потребителем, поэтому она должна соответствовать не только его жизненным потребностям, но и его желаниям, которые он способен удовлетворить, купив ту или иную продукцию. Установилась новая точка зрения на потребителя, которая заключается в следующем: процессы существуют для удовлетворения потребностей человека и общества; процессы полезны, если они увеличивают ценность для человека и общества; потребности и желания людей и общества различны во времени и пространстве; в разных культурах и нациях процессы могут отличаться; потребности и процессы могут быть смоделированы и отслежены с помощью статистических методов.

Непосредственное участие высшего руководства и его понимание цели и сущности данного подхода является одним из основных и обязательных требований успешного функционирования TQM, постоянное личное участие высшего руководства фирмы в вопросах, связанных с качеством [2]. Если главный руководитель фирмы не проникся сознанием о необходимости разработки и внедрения современных систем качества в конкурентной борьбе за потребителя, то мировой опыт борьбы за качество останется пустым лозунгом.

От вовлеченности всего персонала в работу по постоянному улучшению качества зависит успех стратегии управления качеством, так как он зависит не только от личной заинтересованности, но и от участия высшего руководства предприятия и от полноты и охвата всего персонала компании. Ключевой особенностью системы TQM стало использование коллективных форм и методов поиска, анализа и решения поставленных вопросов, постоянное участие в улучшении качества всего персонала фирмы.

Постоянное непрерывное усовершенствование качества всех процессов является одним из главных элементов системы TQM. На необходимость непрерывного улучшения качества в начале 50-ых годов двадцатого столетия указывал Дж. Джуран. Разработанная им концепция управления качеством (трилогия Джурана) включает три фазы:

  1. Планирование качества, которое осуществляется на этапе планирования действий в согласовании с установленными требованиями и включает в себя определение своих потребителей, их потребностей, разработку продукции, которая будет соответствовать этим потребностям.
  2. Контроль качества, который используется для своевременного проведения корректирующих действий. Например, обеспечение функционирования процесса при нормальных производственных условиях и минимальных проверках и инспекций.
  3. Улучшение качества, способствующее определению оптимальных путей совершенствования процессов. Процесс планирования должен предусматривать идентификацию процесса при разработке системы контроля и указывать конкретных лиц, ответственных за процесс. Например, разработка процесса, который позволит производить необходимую продукцию и его оптимизация.

Процесс улучшения качества тесно связан с необходимостью постоянного снижения доли брака, и уменьшения за счет этого стоимости продукции, затрат на его изготовление [3].

Внедрение принципов Всеобщего управления качеством на предприятиях можно осуществлять по-разному. Механизмы их внедрения в настоящее время исследованы достаточно хорошо, включая анализ типичных ошибок и проблем. Перед внедрением принципов ТQМ на предприятии соответствующей рабочей группе необходимо досконально ознакомиться со всеми возможными методами внедрения таковых, а затем, исходя из специфики своего собственного предприятия, выбрать наиболее оптимальный из них.

Внедрение принципов TQM в предприятии должно быть проработано на следующих уровнях [4]:

  1. Стратегия – четкое представление о целях предприятия и доведение этого до каждого работника, так же важно четкое определение числа главных целей, которые должны быть достигнуты; информирование о главных целях всего персонала для понимания их роли в выполнении общего дела.
  2. Управление процессами так же играет важную роль. Вовлечение в процесс планирования всего персонала, будет способствовать реальному внедрению в стратегии и повышении у них степени ответственности в этот процесс.

Совместно с этим в рамках концепции Всеобщего управления качеством предприятие обязано работать не только лишь над совершенствованием качества изготавливаемой им продукции, а также над качеством деятельности предприятия, в том числе трудящего на нем персонала: качества продукции; качества организации процессов (бизнес-процессов); квалификации персонала.

Соответственно, при определении качества значение имеет не только степень удовлетворённости потребителей с учётом их потребностей, о чём говорилось выше, но и финансовые показатели предприятия, а также уровень удовлетворённости персонала предприятия своей работой.

В соответствии с этим, значение установления необходимых связей обладает не только лишь уровень довольства покупателей с учётом их нужд, но также экономические характеристики компании, кроме того степень довольства персонала компании собственной деятельный.

То есть внедрение данных принципов требует коренного изменения корпоративной культуры. Особое внимание при этом следует уделять менеджерам среднего и низового звеньев, их квалификации и приверженности принципам ТQМ.

Выводы

Таким образом, для внедрения принципов всеобщего управления качеством в деятельность предприятия необходимо учитывать особенности каждого предприятия, необходимо найти свой индивидуальный подход внедрения данных принципов. Так же следует учитывать то, что использование этих принципов будет способствовать улучшению качества продукции и повышению конкурентоспособности предприятия, если внедрение данных принципов будет проработано на таких важных уровнях предприятия как стратегия, управление процессами и персонал предприятия. Ведь он осуществляет всю деятельность компании.

Список использованной литературы

1. Романюк, Н. В. Управление качеством : учеб. пособие для студентов образовательных учреждений высш. проф. образования / Н. В. Романюк, И. В. Булах ; ГОУВПО «ДОННТУ». – (2-е изд., перераб. и доп.). – Донецк : ДОННТУ, 2021. – Посвящается 100-летию Донецкого национального технического университета. – 304 с.
2. Романюк, Н. В. Методологические подходы к управлению качеством в стратегической перспективе / Н. В. Романюк // Стратегия интеграционного антикризисного развития социально-экономических систем: теоретико- методический аспект : Монография. – Донецк : Донецкий национальный технический университет, 2020. – С. 50-60.
3. Кулик, А. К. Управление социально-экономическим потенциалом в условиях деятельности современных предприятий / А. К. Кулик // Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : Материалы Международной научно-практической конференции, Махачкала, 25 апреля 2019 года. – Махачкала: Общество с ограниченной ответственностью "Апробация", 2019. – С. 122-125.
4. Системы менеджмента качества – Требования [Электронный ресурс]: международный стандарт. – 2015. – Режим доступа: https://pqm- online.com/assets/files/pubs/translations/std/iso-9001-2015-(rus).pdf. – Загл. с экрана.