Автор: Н. В. РОМАНЮК, А. А. ЖУРБИНОВА
Источник: Стратегия устойчивого развития в антикризисном управлении экономическими системами : Материалы VIІ Международной научно-практической конференции, Донецк, 08 апреля 2021 года / Отв. редакторы О.Н. Шарнопольская, И.А. Кондаурова, Е.Г. Курган. – г. Донецк: Донецкий национальный технический университет, 2021. – С. 198-204.
В статье рассмотрены актуальные вопросы концепции бережливого производства, а именно, один из основных аспектов – персонал предприятия. Основное внимание уделено вопросам основных причин, которые могут препятствовать внедрению бережливого производства на предприятии, это несогласованность интересов персонала и руководителей, непонимание необходимости в изменениях, происходящий за счет внедрения новой технологии.
Нестабильность социально-экономической среды порождает неопределенность в деятельности предприятий и может стать причиной недополучения дохода, уменьшения объема реализации продукции, потери клиентов и рынка, снижения производительности труда, ухудшения качества производственного процесса тому подобное.
Предупреждать возникновение кризисного состояния необходимо на этапе планирования, выбирая и применяя в деятельности предприятия те направления, которые позволяют достичь поставленных целей с минимальными потерями. Одним из эффективных методов вывода предприятия из кризиса и повышения эффективности производственного процесса выступает концепция «бережливого производства», которая имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с другими методами организации производства.
Практика показывает, что концепция «бережливое производство» позволяет предприятиям значительно сократить свои расходы, тем самым направив денежные потоки на оптимизацию и улучшение производства. Существует множество успешных примеров применения этой концепции в деятельности отечественных и зарубежных предприятий, что актуализирует необходимость дальнейшего обстоятельного исследования, анализ, выделение сильных и слабых сторон применения концепции «бережливое производство» и ее воплощение в практике предприятий как метода эффективной организации производственного процесса. Таким образом, в современных условиях бережливое производство позволяет с минимальными инвестиционными затратами повысить качество продукции и производительность труда, а также служит инструментом выхода предприятия из кризисных ситуаций.
Вместе с тем большинство предприятий при внедрении бережливого производства сталкиваются с проблемой непринятия этой концепции персоналом, что, в свою очередь, создает дополнительные проблемы при внедрении концепции. В связи с этим, возникает необходимость создания системы вовлечения сотрудников в деятельность по совершенствованию производственных процессов предприятия.
Теоретические и практические аспекты бережливого производства освещали в своих трудах А.И. Абрамова [1], А.В. Василишина, З.В. Герасимчук [1], М.В. Ковбатюк, Т.В. Кулинич [2], Я. Лапы, Л.А. Москаленко, А.С. Хринюк, В.В. Шкляр и другие зарубежные и отечественные исследователи. Сущность концепции «бережливое производство» освещена в работах ученых: Ю. Волк [3], Дж.П. Вумек [4], Д.Т. Джонс [4], В. Левинсон [5], А.И. Лысенко, В.Д. Лисицын [3], Р. Рёрик.
Целью исследования является изучение проблемы, связанной с вовлечением персонала в деятельность по совершенствованию производственных процессов предприятия.
Концепция бережливого производства внедряется на предприятиях не так давно, по сравнению с зарубежными странами, где философию Кайдзен начали применять в 1950-е годы. Десятилетие назад в оптимизации производства была заинтересована лишь треть российских и украинских промышленных предприятий. Сейчас построение эффективных производственных систем, кроме дискретных промышленных производств и консалтинга, используют не только крупные, но и средние компании во многих отраслях экономики.
Бережливое производство создает непрерывный поток людей, материалов и информации на предприятии. Правильно и грамотно спроектированные экономные предприятия позволяют предотвратить накопление запасов и избыточного оборудования. На таких предприятиях используются специальные макеты, которые облегчают визуальное управление и, тем самым, обеспечивают безопасную и чистую окружающую среду. В рамках концепции бережливого производства предусмотрено эффективное использование времени. Наведение порядка на рабочем месте и правильная компоновка инструментов и инвентаря будут способствовать повышению эффективности деятельности на рабочем месте.
При переходе к бережливому производству на предприятиях человеческий фактор представляет существенную значимость в процессе производства. При внедрении основ бережливого производства одновременно с улучшением производственных процессов преобразуется мышление людей, меняется организационная культура предприятия. Основными условиями обеспечения эффективности бережливого производства являются:
Переход от массового производства к бережливому вносит существенные изменения в кадровую политику компании. Данные перемены вызваны следующими требованиями бережливого производства:
Главным фактором успеха при организации производственного процесса является эффективное использование человеческих ресурсов, включающим: абсолютную загрузку всего персонала предприятия; эффективное размещение персонала с учетом квалификации, индивидуальных особенностей и возможностей каждого работника; повышение уровня подготовки персонала, опережающее обучение, освоение рабочими и специалистами смежных специальностей; возможность самореализации, карьерного и профессионального роста каждого работника.
Угроза «человеческого фактора» при введении основ бережливого производства связана с недостаточной для проведения проекта квалификацией управленческих кадров. Зачастую руководители предприятия при принятии решения о внедрении принципов бережливого производства переоценивают время, необходимое для обучения персонала и подготовки персонала.
При обучении необходимо убедить работников отказаться от традиционных взглядов на организацию производства, научить распознавать ценность, видеть поток создания ценности, снимать барьеры на пути движения этого потока, вытягивать продукт, непрерывно совершенствовать производство. Обучение дает возможность работникам познакомиться с всемирными знаниями оптимизации производственных процессов, овладеть техническими решениями проблем и избегания ошибок, правильно организовать рабочее пространство, исследовать основы внедрения бережливого производства на предприятии [7].
Для того, чтобы избежать таких проблем, необходимо на производстве создать специальную команду, которая будет способствовать внедрению бережливого производства с учетом человеческого фактора, например, создание проектной команды.
Проектной команде будет поручено перестроить один или несколько объектов для поддержки видения предприятия по бережливому производству. Команду проекта должен возглавлять лидер бережливого производства. Существует три «подкоманды» для эффективной инициативы создания бережливого предприятия (табл. 1).
Название команды | Характеристика |
---|---|
Основная команда | Команда, которая избирается для трансформации предприятия в бережливое производство. Они будут нести ответственность за выполнение нескольких групповых действий, таких, как карты потока ценности, сбор и обработка информации о машинах и оборудования, а также построение процессных маршрутов количества продукта (PQPR) для каждого потока данных. Типичными членами для основной команды по реорганизации является руководитель команды, производственный инженер, начальник цеха, оператор или сборщик старшего уровня, представитель от отдела контроля качества. |
Команда поддержки | В состав команды поддержки должен входить персонал, который не может быть назначен на полный рабочий день, например, менеджер по объектам, менеджер потока значимых расходов, бухгалтерия потока ценности и представитель профсоюза. Команда поддержки будет эволюционировать в течение всего проекта, поскольку требования к каждой фазе разные. |
Высшее руководство | Высшее руководство должно четко сообщать, почему и как макет объекта должен быть перепроектирован или перемещен. Для полного и тщательного планирования необходимы четкие цели, такие как определенные этапы, обязательные требования и бюджеты расходов и капитала. Менеджер проекта – должен оставаться на высшем уровне управления этими видами деятельности. Руководитель должен иметь возможность передавать все элементы планирования и реализации основной команде и команде поддержки. |
Лидер проекта бережливого производства обязан уделять пристальное внимание планированию проекта, которое имеет большое значение, вследствие чего определять контрольные точки, которые могут сместиться или ликвидироваться. Кроме того, существенное значение имеет бюджет и финансовое планирование для оптимального управления проектом, внутренними ресурсами и подрядчиками. Руководитель проекта также должен быть посредником между еженедельными обновлениями для высшего руководства и ежедневной работой сотрудников предприятия. Команда высшего руководства, возможно, захочет укрепить эту роль с помощью консультанта, который имеет опыт в содействии проектам реорганизации завода.
На первоначальном этапе проектная группа (состоящая из основной группы и группы поддержки) фокусируется на подготовительном этапе и планирует работу. Затем эта команда может разойтись по различным ключевым этапам проекта. Чтобы укрепить концепцию бережливого производства проекта, следует планировать регулярные тренинги и переподготовку по бережливому производству.
Обучение обязательно должно проводиться для всех членов команды, в том числе и для исполнительной подгруппы. Несмотря на то, что обучение может быть лишним для предприятий, которые признают необходимость реорганизации размещения, оно может обеспечить переподготовку, которая заставит всех задуматься над тем, как должен быть выполнен проект. Что еще более важно, обучение может помочь каждому сосредоточиться на том, как сделать проект «бережливым». Обучение должно включать в себя общий обзор по бережливому производству, сопоставление потоков ценности, визуализацию проекта, внедрение системы «Упорядочение» 5S и общее производственное обслуживание. Интерактивные упражнения для укрепления этих концепций могут помочь инициировать проект. Обучение может иметь различные темы, однако оно должно быть ориентировано на конкретные задачи и быть актуальным. В рамках проекта разворачивается еще одна подготовка по тимбилдингу и решению проблем [6].
Как показала практика, поверхностное восприятие бережливого производства в смысле проведения локально независимых мер по экономии ресурсов компании не создает объективных предпосылок возникновения долговременных системных эффектов товаропроизводителей. Важно понять, что сам термин «производство» означает внедрение необходимых элементов бережливого производства не только в производственный процесс, но и в другие компоненты системы управления компанией, например, в маркетинг, логистику, планирование и т.д.
Ключевая идея бережливого производства заключается в развитии социально ориентированного бизнеса и подчинении его целей интересам потребителя. Персонал компании делает только то, что необходимо потребителю. Основным объектом управления становится поток создания ценности для потребителя, который необходимо сформировать, а затем поддерживать на уровне оптимального функционирования. При этом оптимальность функционирования понимается как совпадение интересов владельцев, менеджеров и персонала компании в ведении социально ориентированного бизнеса, то есть как повышение удовлетворенности потребителя. Важно, чтобы всем участникам данной системы было выгодно прилагать усилия к достижению данной цели и экономически невыгодно любое другое поведение. Сущность «бережливого производства» отражена на (схем. 1).
Схема 1 – Сущность «бережливого производства»
Главным фактором, сдерживающим практическую реализацию концепции бережливого производства в компаниях, является разбалансированность интересов участников бизнеса в условиях социальной дезориентации последнего. Объективной причиной данной ситуации является нерыночный менталитет большинства владельцев, менеджеров и работников предприятий.
Управление изменениями с помощью вовлечения людей на всех уровнях организации является критически важным для успеха внедрения бережливого производства. Непосредственное вовлечение каждого, от линейных менеджеров и бригадиров до цеховых рабочих, делает доступным огромное количество знаний и опыта, создает атмосферу всеобщего энтузиазма, способствует внедрению принципов и раскрытию возможностей бережливого производства на всех иерархических уровнях.
Именно от всеобщего понимания необходимости данной концепции на предприятии и зависит ее успех. Создание проектных команд, которые будут способствовать «сглаживанию» ситуации с персоналом, его обучению и подготовки к изменениям приведет к тому, что концепция бережливого производства будет внедрена быстрее и качественнее.
1. Герасимчук, З.В. Антикризисный менеджмент социально-экономического развития региона: теория, методология, практика / З.В. Герасимчук, И.А. Абрамова // Луцк: Башня-Друк, – 2014 – С. 283.
2. Кулинич, Т.В. Особенности формирования системы мер антикризисного управления отечественными предприятиями / Т.В. Кулинич, А.В. Василишина // Национальное производство и экономика в условиях реформирования, – 2015 – С. 215-216.
3. Лисицин, В.Д. Роль «Бережливого производства» в деятельности предприятия / В.Д. Лисицын, А.И. Лысенко, Ю. Волк // Вестник НТУУ «КПИ», – 2009 – С. 39-61.
4. Вумек, Дж.П. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Дж.П. Вумек, Д.Т. Джонс. – М.: Альпина Паблишер, 2011.
5. Левинсон, В. Бережливое производство: синергетический подход к сокращению потерь / В. Левинсон, Р. Рерик. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2007. – 272 с.
6. Романюк Н.В. Обеспечение требований систем менеджмента качества при обосновании процессов профессионального развития персонала / Н.В. Романюк // Современные тенденции развития и перспективы внедрения инновационных технологий в машиностроении, образовании и экономике. 2018. Т. 4. № 1 (3). С. 210-215.
7. Пономарев, И.Ф. Концепция механизма управления социально-экономическим потенциалом предприятия [Текст] / И. Ф. Пономарев, А.К. Кулик // Вестник Института экономических исследований. – 2017. – № 1. – С. 16-23.