Интересные факты о шахматах
С детства увлекался шахматами, в узких кругах выигрывал множество партий. И сейчас не прочь сыграть партию. Вот некоторые интересные факты об игре в шахматы. Эта шахматная информация может помочь вам улучшить вашу теорию игры.
1. Происхождение названия
Шахматы произошли от древнеиндийской игры шестого века чатуранга, чье название переводится с санскрита как «четыре подразделения войска», что включает в себя пехоту, конницу, слонов и колесницы, которые представлены в шахматах пешкой, конем, слоном и ладьей. В 7-м веке игра пришла в Персию и была переименована в шатрандж. Именно от персидского языка произошло название шахматы. Игроки говорили «Шах» (от персидского «король») атакуя короля соперника, и «Шах мат» (с персидского – «король умер»).
2. Шахматный автомат
В 1770 году, венгерский изобретатель Вольфган фон Кемпелен создал шахматный автомат. Машина представляла собой фигуру «турка» в человеческий рост, который сидел за огромным деревянным шкафчиком, чьи двери открывались, демонстрируя публике сложные механизмы. Механическая рука двигала фигуры по полю, и обыграла таких знаменитых противников, как Наполеон Бонапарт и Бенджамин Франклин. Как оказалось много лет спустя, шахматный автомат не был машиной. Внутри автомата находился шахматист, который двигался внутри и скрывался, когда публике показывали сложные механизмы умной «машины».
3. Бесконечные возможности
После трех ходов с каждой стороны существует больше девяти миллионов возможных позиций. Американский математик подсчитал минимальное количество неповторяющихся шахматных партий и вывел число Шеннона. Согласно этому числу количество возможных уникальных партий превышает число атомов в видимой Вселенной. Число атомов оценивается как 1079, а число уникальных шахматных партий составляет 10120. Самая длинная теоретически возможная шахматная партия – 5 949 ходов.
4. Рокировка в шахматах
Рокировка в шахматах – это ход, заключающийся в горизонтальном перемещении короля в сторону ладьи своего цвета на 2 клетки и последующем перемещении ладьи на соседнюю с королём клетку по другую сторону от короля. Смысл рокировки в том, что она позволяет одним ходом значительно изменить позицию короля (переместив его в менее опасное место), одновременно выводя на центральные вертикали сильную фигуру – ладью.
5. Эволюция ферзя
Шахматная фигура Ферзь или королева претерпела множество изменений за всю историю шахмат. Начиналось все с того, что она могла ходить только по одной клетке по диагонали, в дальнейшем она передвигалась на два поля, а потом все дальше, как конь. Теперь же эта фигура может двигаться, как по диагонали, так и по горизонтали, и по вертикали. Сначала она была советником или премьер-министром короля. Но в дальнейшем она стала самой сильной фигурой в шахматах.
6. Как играть в шахматы вслепую?
Шахматы вслепую – это вариант игры, при которой игрок делает все ходы, не глядя на шахматную доску. Как правило, в игре присутствует посредник, который перемещает фигуры. Шахматы вслепую являются впечатляющей способностью, которой обладают многие сильнейшие игроки в шахматах. Один из рекордсменов в шахматах вслепую стал венгерский шахматист Янош Флеш, который сыграл с 52 противниками одновременно с завязанными глазами и выиграл 32 игры.
7. Сила шахматных компьютерови
Шахматные компьютеры сейчас являются важной частью шахмат. Чемпион мира Гарри Каспаров, считающийся сильнейшим игроком в истории шахмат, проиграл компьютеру Deep Blue в 1997 году, и это стало настоящим шоком для всего мира шахмат. В 2006 году, чемпион мира Владимир Крамник был повергнут компьютером Deep Fritz, что еще раз подчеркнуло мощь шахматных компьютеров. Сегодня шахматные программы часто используются игроками для анализа и улучшения игры, и их часто ставят наравне с гроссмейстерами.
8. Шахматные часы – чтобы не заснуть
Вначале шахматные партии играли без часов. При этом игроки могли играть много часов, а то и суток подряд, доводя друг друга до изнеможения. В 1851 году во время турнира по шахматам, помощник судьи зафиксировал, что «партия не была завершена по причине того, что игроки, в конце концов, уснули». Первые механические шахматные часы были изобретены Томасом Уилсоном в 1883 году. До этого использовались песочные часы. Песочные часы были впервые использованы в Лондоне в 1862 году. Современные кнопочные часы были впервые усовершенствованы компанией Veenhoff в 1900 году.
9. Шахматы и наш мозг
Психологи часто упоминают шахматы, как эффективный способ улучшить свою память. Это также позволяет решать сложные задачи и продумывать идеи. Неудивительно, что шахматы стали рекомендовать в борьбе с болезнью Альцгеймера. Многие люди считают, что шахматы – игра для тех, кто от природы обладает высоким интеллектом. Это отчасти так, но вы также можете существенно повысить свой интеллект, играя в шахматы. Более того, исследования показали, что шахматы активизируют оба полушария мозга, улучшают творческие способности, концентрацию, критическое мышление и навыки чтения.
Странички магистров, которые увлекаются шахматами, на портале магистров ДонНТУ: Помаскин Александр Александрович и Никифоров Виталий Владимирович.