Автор: Прокопенко Е.В., Букша Д.Р.
Источник: XVIII Международная научно-практическая конференция «Инженер настоящего и будущего: Практика и перспективы развития партнерства в высшем техническом образовании» – ППРП-2023.
Прокопенко Е.В., Букша Д.Р. Организация контроля знаний, обучающихся в системе дистанционного образования. Доклад посвящен организации контроля знаний обучающихся в системе дистанционного образования в среде MOODLE . Рассмотрены этапы применения данной среды для различного контроля обучающихся, а также показаны примеры работы в данной среде с различными общеобразовательными курсами.
В настоящее время все большее внимание уделяется внедрению в образовательный процесс высших учебных заведений национальных проектов России, одним из которых является Национальный проект «Образование». Целью данного проекта является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. В данный проект входит один из 10 федеральных проектов, таких как «Цифровая образовательная среда». Задачей данного проекта является создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Что касается образовательной среды, то в последнее время многие вузы из - за ряд обстоятельств переходят на дистанционное обучение. Одной из главных проблем, которую выделяют специалисты в области дистанционного обучения и которую приходится решать при введении дистанционного образования в вузе, является проблема организации эффективной системы контроля и оценки знаний студентов. Контроль знаний является важной и необходимой составной частью обучения.
В настоящее время наиболее эффективным способом решения этой проблемы являются дистанционные технологии обучения – система форм и методов организации обучения, позволяющих обучаемому получать образование вне зависимости от его местонахождения и наличия возможности непосредственного контакта с преподавателем.
Планомерное осуществление контроля позволяет привести в систему усвоенный студентами за определённый период времени материал, выявить пробелы в их знаниях, умениях и навыках, определить качество усвоения изученного, что особенно важно в условиях отсутствия «непосредственного» контакта преподавателя и студента. Контроль, осуществляемый преподавателем, и самоконтроль позволяют каждому из обучающихся увидеть результаты своей учебно-познавательной деятельности и устранить имеющиеся недостатки. Очевидно, что без контроля процесс обучения не может быть вполне эффективным [1].
В данной работе хотелось бы подробнее остановиться на возможностях LMS MOODLE в плане организации контроля знаний, полученных студентами при изучении различных дисциплинам, читаемых кафедрой информационных технологий.
Существующая система MOODLE позволяет изучать теоретический материал и выполнять практические задания, но успех подобного обучения, в большинстве случаи зависит от желаний студента.
Несомненными достоинствами LMS MOODLE, в частности, является то, что она позволяет создавать тестовые задания самых различных, как традиционных, так и уникальных типов осуществлять контроль после прохождения теста.
Организация любого учебного процесса складывается из следующих элементов: управление, контроль и мониторинг. При разработке курса и управлении им необходимо учитывать удаленный метод обучения. Поэтому наиболее важным и сложным является контроль получаемых знаний.
Применительно к обучению в системе дистанционного образования необходимо добавить ещё одно требование к контролю знаний – его оперативность, т.е. своевременность проверки и оценки выполненной студентом зачётной работы, а также необходимая аргументация выставленной оценки. Указанное требование обусловлено самой концепцией данной формы обучения и в сочетании с интерактивностью общения субъектов позволяет не только эмулировать привычный учебный процесс, но и создавать в рамках дистанционного обучения эффективную учебную среду. [2,3].
После изучения теоретического материала лекции, студенту предоставляют возможность пройти тест по изученному материалу. Тест оцениваться не будет и на итоговую оценку не влияет. Рекомендуется выполнить тест самостоятельно без помощи учебного материала. Тест содержит небольшое количество вопросов (5 - 15), выбор которых происходит таким образом, чтобы их можно было проверить без вмешательства преподавателя. В результате тестирования, формируется подробный отчет с рекомендациями по изучению курса. Фрагмент данного отчета будет представлен ниже на рисунке 4.
Система MOODLE позволяет использовать различные формы контроля знаний студентов: в виде письменных контрольных работ, эссе, on-line-опросов, тестов. С помощью встроенного конструктора тестов можно создавать до десяти различных типов вопросов: на соответствие, закрытого типа (с одним или несколькими вариантами правильного ответа), вычисляемый, описание и др. При этом имеется возможность ранжировать вопросы по сложности, создавать пользовательские шкалы оценок, устанавливать различные системы штрафов и бонусов и т.д [4].
На рисунке 1 показан вид окна системы MOODLE для выбора различных курсов, читаемых автором на кафедре информационных технологий. Такое же окно видят студенты при входе в систему под своим паролем. Студенты выбирают необходимый курс для обучения и дальнейшую работу осуществляют по инструкции. Эффективным в данной системе является гибкость, то есть, преподаватель может одновременно вести занятия на различных курсах обучения и оперативно контролировать учебный процесс на всех читаемых им курсах.
Рисунок 1 - Вид окна системы MOODLE для выбора различных курсов
На рисунке 2 представлен вид окна темы курса, где показаны различные виды работ: ссылки на выполнение практических работ, ссылки на литературу по данной теме.
Рисунок 2 - Вид окна одной из читаемых тем курса
Для каждой практической работы выставляется срок ее сдачи. Это еще один контроль успеваемости студента. Если работы сдана позже, преподаватель выставляет в электронный журнал меньше баллов, это стимулирует студента сдавать работы в срок.
На рисунке 3 представлен вид окна, где показано, как осуществляется контроль каждого студента за семестр по всем видам работ с указанием всех баллов по работам. На занятии в режиме онлайн преподаватель показывает данную таблицу для полной картины успеваемости каждого студента. Таким образом, система MOODLE имеет полноценную возможность контролировать учебный процесс.
Рисунок 3 - Вид окна таблицы контроля успеваемости студента
На рисунке 4 представлен вид окна отчета по тесту, где показаны все баллы по каждому вопросу теста.
Рисунок 4 - Вид окна таблицы отчета по тесту
Таким образом, можно с достаточным основанием можно сказать, что. дистанционная форма образования допускает полноценный многопараметрический контроль знаний студентов на всех этапах обучения, причём позволяет, благодаря применению инновационных технологий, превратить его в одно из средств повышения качества подготовки специалистов. Однако эффективность контроля знаний при использовании дистанционных технологий обучения определяется выполнением ряда обязательных условий: – сбалансированным сочетанием различных форм и методов контроля; – использованием современных научных методик оценки знаний; – адекватностью контрольных мероприятий структуре и содержанию учебных дисциплин; – достаточным уровнем организации и методического обеспечения процесса дистанционного обучения. Но самое главное, что без контроля знаний читаемых дисциплин ни одно дистанционное образование не будет полноценным и достаточным для обучения.
1.Гущина О.М., Аникина О.В. Информационно-образовательная среда формирования индивидуальной траектории подготовки студента // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2015. № 2 (11). С. 34-37.
2.Шурыгин В.Ю., Краснова Л.А. Организация самостоятельной работы студентов при изучении физики на основе использования элементов дистанционного обучения в LMS MOODLE // Образование и наука. – 2015. № 8. С. 125-139.
3.Шурыгин В.Ю. О возможности использования вузовских электронных образовательных курсов в процессе преподавания физики в школе// Физика в школе. – 2016. № 4. С. 57-60.
4.Осипова Л.Б., Горева О.М. Дистанционное обучение в вузе: модели и технологии // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.