Авторы: Луиза Маруччи, Фабио Патерно
Источник: CNUCE-C.N.R. Пиза, Италия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.yandex.ru...
Если мы рассмотрим большинство музейных приложений, доступных через Интернет, мы можем заметить отсутствие поддержки, способной адаптироваться к различным информационным потребностям, которые могут возникнуть у разных пользователей по определенной теме. Адаптивная поддержка, с помощью которой приложение предоставляет различную информацию с учетом взаимодействия пользователей, может оказать полезную помощь. В частности, мы фокусируем наше внимание на том, как получить адаптируемые интерфейсы веб-музеев, используя веб-сайт Музея мрамора (Каррара, Италия), который мы спроектировали и развили, в качестве источника примеров для обсуждения возможных решений.
Развитие Интернета изменило то, как люди получают доступ к информации и проводят свое свободное время. Кураторы музеев осознали необходимость поддержки запросов этих новых пользователей, а также традиционных посетителей.
Пользователи взаимодействуют с интерфейсами музейных приложений по многим причинам. Существуют различные типы пользователей, которые хотят выполнять различные задачи в различных контекстах, которые могут получить доступ к одному и тому же веб -сайту. Таким образом, важно иметь пользовательские интерфейсы, способные адаптироваться к этим различным требованиям пользователей, чтобы облегчить достижение желаемых целей. Большинство современных интерфейсов для музейной информации не учитывают это разнообразие типов пользователей, таким образом предоставляя интерфейсы, которые некоторые пользователи находят запутанными для достижения своих целей. В этой статье мы обсуждаем различные возможные уровни поддержки, которые могут быть предоставлены различным пользователям во время навигации по музейной информации.
Адаптация традиционно подразделяется на адаптивность или приспособляемостьь. В первом случае приложение способно автоматически изменять свое поведение в зависимости от взаимодействий пользователя (часто это делается при поддержке некоторой пользовательской модели). Принимая во внимание, что в последнем случае приложение изменяет свое поведение в соответствии с небольшим набором явно
Музейные веб-сайты - это приложения, адаптация которых может быть особенно подходящей, поскольку они ориентированы на широкий круг типов пользователей. Одной из основных целей этих приложений является улучшение усвоения групп связанной информации и концепций, и они обычно содержат большой объем информации с последующим риском дезориентации конечных пользователей. Однако большинство современных пользовательских интерфейсов музейных приложений вообще не являются адаптивными и обеспечивают одинаковую поддержку для каждого типа пользователей, без учета последовательности выполняемых ими взаимодействий.
Системы, поддерживающие адаптацию, адаптируют информацию к пользователю и могут направлять пользователя в информационном пространстве, чтобы представить наиболее релевантный материал, принимая во внимание модель целей, интересов и предпочтений пользователя. Такая адаптация может происходить на трех уровнях в приложениях гипермедиа:
Адаптивные пользовательские интерфейсы позволяют разработчикам создавать гибкие среды, особенно когда они поддерживаются агентами, ориентированными на обеспечение интерактивной поддержки, поскольку они способны изменяться в зависимости от того, как пользователь взаимодействует с приложением. Однако полностью автоматическая адаптивная поддержка может сбить с толку конечных пользователей, которые могут обнаружить, что система динамически меняет свое поведение, не понимая причин таких изменений. Таким образом, при разработке адаптивной поддержки важно, чтобы пользователи четко понимали:
Чтобы обогатить и облегчить навигацию по доступной информации, адаптивность музейной среды должна быть легко понятна. Таким образом, пользователи должны иметь полный контроль над активацией адаптивной навигации, и во время посещения им следует оказывать поддержку, используя ряд методов. Точнее, мы хотим, чтобы предоставляемая информация могла быть адаптивной в соответствии с несколькими логическими измерениями:
Таким образом, мы стремимся получить более богатый набор логических измерений для обсуждения и представления информации, чем тот, который рассматривался в предыдущих работах, таких как [M97], которые в основном сосредоточены на сравнениях (иллюстративных, уточняющих и прямых).
Музей мрамора находится в Карраре (Италия). Город знаменит множеством карьеров белого мрамора, расположенных в близлежащих Апуанских Альпах. Такой материал использовался со времен Римский период известен многими произведениями искусства ("Пьета" Микеланджело, просто упомяну одно из самых известных). Белый мрамор использовался не только в художественных целях, но и в других областях, таких как архитектура и ремесленничество. Однако в музее представлены работы, выполненные из любого вида мрамора, а не только из белого каррарского мрамора. Гипермедиа предоставляет информацию о произведениях искусства, размещенных в музее (в частности, есть интересный раздел современной скульптуры), об инструментах, которые использовались для добычи и обработки мрамора. Веб-сайт также содержит описания произведений искусства, расположенных в историческом центре города, которые можно рассматривать как естественное продолжение музея, поскольку он особенно богат художественными произведениями , выполненными из мрамора, такими как мраморные иконы, скульптуры, памятники и так далее.
В нашем проекте мы сначала разработали и внедрили адаптируемую систему (http://giove.cnuce.cnr.it/Museo.html), а позже приступили к новому дизайну, направленному на внедрение агентной поддержки в виртуальном музее, который мы разработали заранее.
Первое приложение, которое мы разработали, - это адаптируемая система [PM99], которая была разработана в соответствии с подходом, основанным на модели. Сначала мы определили задачи, которые намереваются выполнять пользователи, взаимодействующие с приложениями этого типа, и логическое описание этих действий было учтено при разработке интерактивного приложения. Результатом стал пользовательский интерфейс , особенно подходящий для поддержки таких задач.
Мы разработали три модели пользователей, связанные с этим приложением, по одной для каждого выявленного основного типа пользователей (эксперт, турист, изучающий искусство). Для туристов характерна потребность в базовой общей информации, выраженной и представленной четко. Им нравится получать доступ к информации с помощью пространственных представлений (например, музея или карты города), потому что это дает им неявную информацию о том, как организовать физическое посещение. Студенты лучше разбираются в предметной области, поэтому они хотят получить доступ к более широкому кругу тем, получая более подробную информацию. Наконец, эксперты хотят иметь полный доступ ко всей доступной информации. Они нуждаются в минимальной поддержке для формулирования своих запросов, и им должно быть разрешено формулировать такие запросы гибким образом. Когда существует классификация возможных пользователей, всегда можно найти конкретные случаи, которые не вписываются ни в один из них, но мы нашли эту классификацию подходящей для большинства посетителей этого музея.
В начале сеанса пользователь должен выбрать одну пользовательскую модель. В соответствии с этим выбором приложение предоставляет различную поддержку, в основном для трех типов аспектов:
Затем мы разработали новую систему, которая обеспечивает дополнительную адаптивную поддержку. Чтобы предоставить пользователям полный контроль над адаптивной поддержкой, когда появляется возможность выбора пользовательской модели, мы даем пользователю возможность выбрать, как следует активировать агентную поддержку. Пользователи могут выбрать один из трех вариантов: активация виртуального гида, сохранение виртуального гида отключенным, возможность активировать виртуальный гид во время навигации. Если выбран последний вариант, то при представлении произведения искусства также появляется дополнительная кнопка, которая позволяет пользователю активировать виртуальный путеводитель в любое время.
Когда агент активирован, рядом с презентацией произведения искусства появляется часть главного окна, посвященная комментариям виртуального гида (см. рисунок 1). Дополнительная информация, предоставляемая через виртуальный гид, направлена на то, чтобы сделать посещение пользователями более интересным и приятным.
Другая цель состоит в предоставлении дополнительной динамической информации, которая поможет пользователям связать стандартную информацию, связанную с каждым произведением искусства, аналогично тому, как если бы посетителя сопровождал настоящий музейный гид. Таким образом, в любой момент у нас есть как стандартная информация , которая предоставляется в любом случае, связанном с выбранным произведением искусства, так и агентская поддержка, которая предоставляет дополнительную информацию с учетом модели пользователя и выполняемых взаимодействий.
Рисунок 1 – Пример пользовательского интерфейса веб-приложения, включающего виртуальный путеводитель.
Виртуальный путеводитель предоставляет информацию, представленную ранее, с содержанием, адаптированным для рассматриваемого музейного приложения:
Мы описали подход, направленный на улучшение удобства использования веб-сайтов музеев путем внедрения пользовательских интерфейсов, способных адаптироваться к различным пользователям. Точнее, мы описали новую систему, поддерживающую интеграцию агента с адаптивным поведением в ранее адаптируемое приложение. Это позволяет нам получить гибкую среду с агентом, способным адаптировать свое поведение и предоставляемую информацию к различным типам пользователей в зависимости от их интересов и целей.
Система была реализована с помощью сервлетов, которые представляют собой java-программу, работающую на стороне сервера и генерирующую html-файлы, которые представлены на стороне пользователя. Преимущество этого решения заключается в том, что пользовательский браузер должен обрабатывать простую информацию, что требует мало времени для интерпретации и визуализации.
Агентская поддержка была разработана таким образом, чтобы находиться под полным контролем пользователя, который может определить, когда ее включать или отключать. Такая поддержка соответствует набору четко понятных критериев, а предоставляемая информация делает посещения пользователей более приятными, повышает их вовлеченность и лучше соответствует их интересам.
1. [B96] P. Brusilovsky, Methods and techniques of adaptive hypermedia, User Modelling and User Adapted
Interation, 1996, v 6, n 2-3, pp.87-129. URL: http://www.cntrib.andrew.cmu.edu/plb/UMUAI.ps
2. [M97] M. Milosavljevic, Augmenting the User’s Knowledge via Comparison, Proceedings of UM’97, Springer
Verlag.
3. [PM99] F. Paterno, C. Mancini, Developing Adaptable Hypermedia, Proceedings Intelligent User Interfaces’99,
pp. 163-170, ACM Press.
4. [PM00] F. Paterno, Cristiano Mancini, Effective Levels of Adaptation to Different Types of Users in Interactive
Museum Systems, Journal of the American Society for Information Science, Vol.51, N.1, pp.5-13, Wiley, 2000