Автор: Т. Е. Максимова
Источник: Московский государственный институт культуры,
141406, Российская Федерация, Московская область [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.yandex.ru...
В настоящее время виртуальные музеи широко распространены: их создают как частные, так и юридические лица музейной и не музейной направленности (административные единицы, образовательные, общественные, научные организации, учреждения культуры, промышленные предприятия и т. д.). Сегодня существуют виртуальные музеи самых разнообразных тематических групп: художественные, сельскохозяйственные, медицинские, спортивные, религиозной направленности, виртуальные музеи учебных организаций и др. Виртуальные музеи масштабно используются по всему миру в качестве социокультурного инструмента в области культурной политики, в педагогике (в том числе в дистанционном образовании), в сфере социального активизма [Максимова, 2015], в политико-идеологической сфере [см., например, Университетские преподаватели…, 2014, www] и т. д.
Максимова Т.Е. Рекомендации по созданию виртуальных музеев: тематическая специфика // Культура и цивилизация. 2016 № 1 С. 83-99.
Виртуальный музей, культурная политика, интернет-магазин, популяризация культурного наследия, экономическая эффективность.
Интерфейс имеет большое значение для любой информационной системы и ориентирован, прежде вс его, на конечного пользователя. Именно он объединяет в себе все элементы программного обеспечения, способные оказать влияние на взаимодействие человека с информационной системой, из этого следует, что от удобства интерфейса напрямую зависит то, насколько эффективно информационная система может использоваться потребителями.
В России виртуальным музеям уделяется пристальное внимание. Так, государственной программой РФ «Развитие культуры и туризма на 2013–2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 317) предполагается создавать виртуальные музеи «нарастающим итогом», то есть увеличивать их количество год от года.
Поскольку виртуальные музеи представляют собой уникальный и незаменимый социокультурный инструмент, постольку его следует использовать с максимальной эффективностью. Поэтому особенно актуальным представляется создание виртуальных музеев такой степени качества, чтобы она позволяла соразмерно транслировать концептуальные позиции своих организаторов.
Цель рекомендаций, представленных в данной статье, – предоставить создателям виртуальных музеев ряд практических приемов и способов, которые будут содействовать результативному выполнению виртуальным музеем своей базовой миссии, состоящей в продвижении определенной концепции в аудиторию пользователей и в вовлечении населения в конструктивную творческую активность.
Рекомендации разработаны на базе анализа современного мирового опыта создания виртуальных музеев с учетом текущих социокультурных реалий и российской специфики.
Под термином виртуальный музей в статье имеется в виду ресурс сети Интернет, осуществляющий публикации коллекционных подборок в соответствии с концепцией и целями его создателей.
В Российской Федерации уже выпущены в свет несколько рекомендационных публикаций, обращенных к организаторам виртуальных музеев, но они или имеют строго технический уклон [Технические…, 2014], или обращены к сегментированной аудитории читателей [Антуфьева и др., 2014, www].
Полное собрание авторских рекомендаций охватывает текстуальное наполнение виртуальных музеев, их визуальный ряд, разделы, подходы к выбору программного обеспечения и тематические особенности. Данная статья представляет собой блок рекомендаций, посвященный именно тематической специфике виртуальных музеев в зависимости от их профиля. Подобные рекомендации в российском научно-практическом пространстве отсутствуют.
В качестве предварительного замечания отметим, что к разделам, которые виртуальному музею желательно иметь на своем сайте, относятся:
Рассмотрим виртуальные музеи различной специализации. Материал изложен, по мере возможности, по алфавитному принципу.
Виртуальным музеям административных единиц и территориальных организаций рекомендуется устраивать всевозможные открытые тематические конкурсы (рисунков, фотографий, стихов и т. д.), стремясь вовлечь в общественную жизнь как можно больше представителей мигрантов и этнических диаспор, зачастую «невидимых» для органов местного (само)управления.
Тематику конкурсов следует подбирать таким образом, чтобы она пропагандировала туристические достопримечательности района, продукцию местных производителей или артефакты и практики, способствующие формированию единого культурного и образовательного пространства (объекты домашнего творчества в стиле традиционных народных промыслов, кулинарные обычаи и т. д.).
В качестве примера из зарубежного опыта можно привести ежегодный конкурс «Кулинарный фотограф года», проводимый на сайте медиакорпорации ВВС [Food Photographer …, 2015, www]. Отметим, что в 2015 году этот конкурс выиграл непрофессиональный фотограф, хотя среди участников преобладали фотографы-профессионалы.
Виртуальные музеи, посвященные Великой Отечественной войне 1941–1945 годов (далее – Великая Отечественная война), если на их базе организован интернет-магазин, могут распространять через него сорта растений, создание которых селекционеры посвятили героям и событиям военных лет, – например, саженцы сирени «Защитникам Бреста» или «Великая Победа». Такие акции будут содействовать не только воспитанию патриотизма, но и поддержке российских производителей садово-парковых артефактов.
Общеизвестно, что «нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой» [Агранович, 1971, www]. Небольшие, «камерные» памятники советским воинам, расположенные в маленьких российских городках, селах и деревнях, на бесчисленных поселковых кладбищах, пользуются истинной популярностью и у местного населения, и у туристов.
Традиционные «мемориальные» растения, выращенные российскими производителями, также можно успешно рассылать через виртуальные музеи, посвященные Великой Отечественной войне.
Помимо этого, большой популярностью пользуется памятная военная атрибутика, тематические изделия легкой промышленности, плакаты и т. д.
Создателям виртуальных музеев – мемориалов памяти замечательных людей рекомендуется уделять серьезное внимание надгробным памятникам. Зачастую надгробные сооружения имеют высокую художественно-эстетическую ценность, и в настоящее время культура акрополя вызывает большой интерес у молодежи. Но, к сожалению, подобный интерес не всегда носит конструктивный характер: осквернение памятников и могил на кладбищах – это часто встречающийся вид преступлений [см., например, Случаи массового вандализма…, 2013, www]. Сегодня порча памятников, разведение костров на могилах, расхищение надмогильных изделий из цветных металлов и т. д. приобрели массовый характер. Виртуальным музеям-мемориалам следует в полной мере использовать педагогический потенциал виртуальных музеев и проводить работу, направленную на воспитание бережного отношения к культурному наследию и повышение уровня правовой культуры жителей России.
Виртуальным музеям народных промыслов мы рекомендуем размещать на своих страницах мастер-классы дизайнеров по одежде, рассказывающих, например, о том, как вписать оренбургский пуховый платок в гардероб современной девушки. Аналогично, виртуальные музеи народных промыслов, связанных с ковроткачеством, сувенирной продукцией и т. д., могут рассказать, как использовать эти арт-объекты в качестве элементов декора интерьера.
Концептуальной особенностью виртуальных музеев образовательных учреждений является их направленность на воспитание подрастающего поколения и молодежи. Поэтому виртуальным музеям детских садов, школ, вузов и т. д. рекомендуется уделять больше внимания современникам и современности. Хотя история образовательного учреждения, безусловно, важна для педагогического процесса, зачастую в виртуальных музеях, работающих в сфере образования, к сожалению, совершенно отсутствуют «живые» современники.
Между тем с сайтов и рекламных баннеров на россиян смотрят «чужие лица»: прозападная пропагандистская машина рекламирует своих идолов, мастерски сделанных с помощью современных средств фотоаппаратуры и косметологии. Они навязывают россиянам чужие эталоны «красивости».
Но российские девушки и женщины, вне зависимости от этнической принадлежности, всегда славились своей красотой. Живые лица наших современников и современниц, опубликованные на страницах виртуальных музеев образовательных учреждений, будут способствовать повышению самоуважения российской молодежи и, соответственно, уменьшат стремление подражать иностранным образцам. Виртуальным музеям в области образования следует уделять максимальное внимание «красоте по-российски», свойственной российскому молодому поколению.
Если говорить об интернет-магазинах виртуальных музеев образовательных учреждений, то через них можно распространять билеты нспектакли в учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы и т. д. – студентам творческих специальностей публика необходима как воздух.
Подчеркнем, что раздел виртуального музея «интернет-магазин» вовсе не обязательно должен представлять собой реально работающую торговую площадку. Но название «интернет-магазин» привлечет посетителей, и они обязательно из любопытства заглянут в этот раздел. Если интернет-магазин виртуального музея фактически не работает, то в этом разделе можно поместить ссылки на дружественные ресурсы.
Виртуальные музеи высших учебных заведений – это эффективная рекламная платформа для продвижения выпускников на рынке труда и продуктов интеллектуальной деятельности вузов. Напомним, что, согласно ст. 103 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании», образовательные организации высшего образования могут внедрять результаты своей интеллектуальной деятельности в практику.
Образование в образовательных организациях, осуществляющих подготовку кадров в области обороны, безопасности, обеспечения законности и правопорядка, согласно российскому законодательству, имеет вполне понятные осо- бенности (ст. 81 ФЗ № 273).
Вместе с тем одним из принципов государственной политики в области образования является его гуманистический характер (абз. 3 ст. 3 ФЗ № 273).
В связи с этим виртуальным музеям кадетских училищ, военных вузов и т. д. можно рекомендовать использовать в своих коллекциях исторические данные о богатейших культурных традициях российских военных и творческих достижениях людей, так или иначе связанных с военным делом.
Военные художники, музыканты, писатели, журналисты, всемирно известные военные творческие коллективы (ансамбли песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова, Северного или Черноморского флота, поэт Константин Симонов, «русский соловей» Евгений Беляев, знаменитый бас Борис Штоколов и т. д.) внесли и продолжают вносить неоценимый вклад в копилку российской культуры.
В военных семьях выросло множество людей, посвятивших себя художественной деятельности, и ограниченный объем статьи не позволяет перечислить все их имена.
Кроме того, российская история знает многочисленные примеры рациональ- ного и экономически эффективного землепользования в российских усадьбах, принадлежащих или находившихся под управлением военных чинов Российской империи (например, гвардии штаб-ротмистра, поэта А.А. Фета). Герой романа М.А. Шолохова «Поднятая целина» Семен Давыдов – бывший моряк. Во времена СССР «генеральские дачи» представляли собой образец ведения приусадебного хозяйства. Российские военные служили Родине не только на полях брани под их руководством и хлебные поля давали прекрасный урожай.
Виртуальным музеям военных учебных заведений также следует упоминать о благотворительных традициях российского военного сообщества. Например, Федеральная служба безопасности (ФСБ) присуждает премию в области искусства.
Виртуальным музеям, стремящимся привлечь внимание аудитории людей с ограниченными возможностями здоровья, мы рекомендуем уделить особое внимание материалам, рассказывающим о творческих достижениях инвалидов.
«И невозможное возможно, дорога долгая легка…» [Блок, 1908, www]. Так, на полях Гражданской войны, разразившейся в России после Октябрьской революции 1917 года, стал инвалидом с особенностями интеллектуаль- ного и психологического развития Аркадий Гайдар. Но это не помешало ему в дальнейшем сочинить ряд замечательных книг, в том числе «Тимур и его к оманда».
Виртуальные музеи религиозной направленности могут оказать поддержку российским производителям в области растениеводства и садово-паркового искусства, публикуя на своих страницах информацию не только о храмовых и культовых артефактах, но и о замечательных традициях создания цветников на российских церковных подворьях.
Виртуальным музеям религиозной тематики рекомендуется уделять больше внимания традициям питания. Так, традиционный православный стол неразрывно соединен с территориально-климатическими условиями Руси/России, с пищевой продукцией близкорасположенных местных производителей и хорошо приспособлен к сезонным изменениям. «Монастырский устав», то есть система питания по православному обычаю, подразумевает возможность полноценного и одновременно диетического питания с использованием продуктов исключительно местного происхождения. Отметим, что духовные лица, придерживающиеся православной обрядности, включая питание, отличаются физическим и творческим долголетием.
Все вышесказанное в полной мере относится к другим религиям и конфессиям, традиционно практикуемым на территории Российской Федерации: буддизму, исламу, иудаизму, католицизму и т. д.
Интернет-магазины виртуальных музеев, связанных с религиями, могут предлагать соответствующий их религиозным практикам ассортимент пищевых продуктов.
В современных условиях курса на импортозамещение, особенно в сельском хозяйстве, остро стоит проблема популяризации отечественных продуктов питания. Виртуальным музеям, посвященным сельскому хозяйству и пищевой промышленности, рекомендуется размещать на своих страницах информацию, имеющую отношение к отечественным кулинарным традициям.
К сожалению, в ряде случаев отсутствие основательных знаний о российской культуре, включающей в себя культуру потребления пищи, ведет к недоразумениям и ненужным запретам, работающим, в конечном итоге, на зарубежного производителя. Например, иногда можно услышать довод за запрет частным рыбакам торговать рыбой в прибрежных зонах: «Рыба не проверена, там могут быть глисты». Но российская традиция потребления рыбы отличается от японской, где рыбу едят сырой (суши и т. д.). Термообработка (жарение, тушение), засолка и другие виды кулинарной обработки рыбы, традиционно свойственные России, сводят на нет опасность глистной инвазии. Кроме того, японская кулинарная традиция употребления сырой рыбы вовсе не базируется на тотальной лабораторной проверке улова (которую, кстати, и невозможно провести: даже самые современные методы контроля в силу своей технологической специфики допускают вероятность попадания нежелательных компонентов).
Сырой едят определенные сорта рыбы, в которой глисты не живут (или присутствуют в форме, не наносящей особый вред организму человека). Для сравнения можно привести пример употребления сырого мяса. С кровью, в непрожаренном виде, можно есть баранину и говядину – а свинину и птицу нуж- но как следует подвергать тепловой обработке. (Телятину также нельзя есть непрожаренной, но уже по другим соображениям, не связанным с заражением гельминтами.)
Напомним, что сегодня зарубежные поставщики сельскохозяйственной продукции находятся в непростой ситуации: Россия закрыла для них рынки сбыта. Поэтому против российских пищевых производителей развернута настоящая информационная война, ведущаяся всеми доступными средствами и преследующая цель дискредитировать российские продукты питания. Виртуальные музеи, касающиеся пищевой промышленности, вполне могут достойно ответить на такие информационные вызовы, компетентно выстраивая просветительскую и агитационную работу в области истории и традиций потребления национальных российских продуктов питания.
Виртуальным музеям, имеющим отношение к пищевой промышленности, можно рекомендовать использовать информацию, посвященную пользе потребления продуктов питания местного, близкорасположенного производства. Так, длительная транспортировка из-за рубежа диктует необходимость замо- раживания. Однако известное народное средство лечения кашля – топленое нутряное свиное сало – сохраняет свои целебные свойства, только будучи приготовленным из свежего свиного полуфабриката. Сало, прошедшее заморозку, лечебными свойствами не обладает.
Виртуальным музеям, связанным с сельским хозяйством, мы рекомендуем включать в свои коллекции объекты фуд-арта – современной художественной деятельности, использующей в качестве материала для арт-объектов продукты питания (масло, шоколад, сыр, тесто, конфеты и т. д.). Как показывает практика, плодотворное возрождение национальных исторических традиций, придание им «второго дыхания» дает наиболее плодотворный результат при их активном взаимодействии со складывающимися современными культурными тенденциями.
Кроме того, сельскохозяйственным виртуальным музеям не следует забывать и о «классическом» изобразительном искусстве, буквально пронизанном темами, так или иначе сопряженными с сельским хозяйством. Например, во многих рождественских сюжетах фигурируют корова и лошадь. Иисус Христос, согласно Библии, сразу после рождения был положен в овечьи ясли [Евангелие от Луки, www].
Также необходимо уделять внимание национальным кухням – это один из консолидирующих факторов, содействующих формированию единого культурного пространства как внутри России, так и за ее пределами. Совместная трапеза как культурный институт – проверенный веками способ установления контактов и отношений между людьми.
Рестораны и студии национальной кухни успешно транслируют определенную систему идеалов и ценностей и достаточно часто выступают в качестве «клубов по интересам» представителей национальностей и этносов. В мире существует несколько музеев специй, один из них – в России.
Недаром современный тренд в фотографии – это снимки продуктов питания и разнообразных блюд, которые делают как профессиональные фотографы, так и любители: «фотки еды» в соцсетях массово публикуются всеми пользователями. Такое положение вещей необходимо использовать для попу ляризации национальных кухонь России и для поддержки импортозамещения в пищевой промышленности.
Виртуальным музеям, имеющим отношение к спорту, рекомендуется уделять внимание объектам спортивного туризма, ориентированным не только на «олимпийский резерв», но и на людей «постбальзаковского» возраста. Напомним, что продолжительность жизни населения Земли увеличивается и люди старшего поколения тоже хотят путешествовать.
Виртуальным музеям финансового профиля следует публиковать в игровой форме занимательные учебные материалы, посвященные новым для России финансовым инструментам. Так, Президент РФ В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию говорил о необходимости более активного использования рынка корпоративных облигаций [Путин, 2015]. На сайте ЦБ РФ работает виртуальный музей [Музей Банка России, www] и много внимания уделяется обучающим играм для детей, но среди них пока нет ни одной, касающейся развития навыков пользования новыми финансовыми инструментами, которые нужно формировать с детства.
Виртуальным музеям художественного профиля необходимо учитывать, что творчество любого представителя художественных специальностей всегда неоднородно и по эстетической значимости, и по тематике. Зачастую в творческом наследии присутствуют арт-объекты, которые можно расценивать как эротику, переходящую в порнографию, или как артефакты, содержащие провокационные мотивы, которые с определенной точки зрения могут быть восприняты как экстремистские. Такие художественные работы лучше показывать «по ссылкам» (возможно, с условием «авторизации»), сопроводив их необходимыми предупреждениями в соответствии с российским законодательством.
Если говорить о литературе, распространяемой через интернет-магазин художественных виртуальных музеев, то российская школа искусствоведения дала миру далеко не одного замечательного представителя. Поэтому, с нашей точки зрения, ассортимент интернет-магазинов виртуальных музеев, посвященных искусству, должен содержать не только книги современных авторов, но и букинистические издания российских представителей искусствоведения, таких, например, как Игорь Долгополов [см., например, Долгополов, 1975].
Виртуальным музеям, связанным с архитектурой, можно уделять повышенное внимание объектам общепита. Строго говоря, архитектура, дизайн и декор интерьера – это совершенно разные вещи, однако их изучает одна наука – искусствоведение. И тем более они воспринимаются единым блоком на бытовом уровне.
Рассказ на сайтах виртуальных музеев об атмосфере «ресторанчиков», сделанных российскими специалистами (напомним, что в настоящее время многие посетители приходят в ресторан «просто посидеть», а не ради еды как таковой), будет способствовать повышению их посещаемости, развитию туристического бизнеса и продвижению российских специалистов в области архитектуры и дизайна.
Сегодня, когда актуализирована задача развития внутреннего туризма, виртуальным музеям подходящих профилей представляется рациональным сделать акцент на садово-парковом искусстве. Не будем забывать, что туризм – это не только дороги к цели путешествия. Туристический объект сам по себе должен выглядеть привлекательно, что во многом определяется наличием ухоженной зеленой зоны.
Безусловно, объекты «промышленно-технологического» туризма, например космодромы, тоже пользуются определенной популярностью. Но все же массовый туризм ориентирован – и это запрос самих туристов – на «природу», на наличие у туристического объекта парка, сада, красивых цветников и т. д.
Огромный опыт российского паркового и садового искусства, транслируемый с помощью коллекций виртуальных музеев, за счет профильной литературы в интернет-магазинах, оцифрованных версий объектов садово-паркового искусства, личного примера музеев, особенно расположенных в бывших дворянских усадьбах, будет способствовать не только популяризации конкретных туристических объектов.
Трансляция концепции «красоты окружающего мира» содействует эстетическому воспитанию россиян, пробуждению у них любви к родной природе и бережному к ней отношению. Умение разбить красивый цветник у подъезда своего дома, вырастить живописную зеленую изгородь, оформить цветами балкон и т. д. – эти и другие практические навыки актуальной садово-парковой эстетики и «зеленого» дизайна можно развить у любого человека, и виртуальные музеи вполне могут внести свою лепту в этот процесс.
Подведем итоги. В настоящее время виртуальные музеи широко используются как социокультурный инструмент. Для того чтобы этот инструмент эффективно работал, содействуя достижению целей культурной политики Российской Федерации, необходимо учитывать опыт функционирования виртуальных музеев в России и в мире, обобщенный в данной статье и представ- ленный в виде вышеуказанных рекомендаций.
Агранович Е.Д. «От героев былых времен…» URL: http://bards.ru/archives/part.php?id=36353
2. Ходаков В. Е. Пользовательский адаптивный интерфейс: задачи исследования и построения // ВосточноЕвропейский журнал передовых технологий. 2004. № 2. С. 20-29.
3. Антуфьева О.В. и др. Технология создания виртуального школьного музея: 7 шагов к реальности URL: http://327spb.edusite.ru/DswMedia/virt_
museum_327_kip_2014.pdf
4. Долгополов И. Рассказы о художниках. М.: Художественная литература,
1975 592 с.
5. Евангелие от Луки. URL: https://www.bibleonline.ru/bible/rus/42/02/
6. Максимова Т.Е. Виртуальные музеи как форма социально-культурной активности населения: на примере виртуальных музеев, связанных с насле-
дием Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. // Мир образования –
образование в мире. 2015 № 3 С. 22-28.
7. Музей Банка России. URL: http://www.cbr.ru/museum/
8. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012
№ 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 2012
№ 53 Ст. 7598 (ч. I).
9. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 317 // Собрание законодательства РФ. 2014 № 18
Ст. 2163 (ч. II).
10. Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50864
11. Случаи массового вандализма на кладбищах в России в 2011–2013 гг. URL:
http://ria.ru/spravka/20130711/948987134.html
12. Технические рекомендации по созданию виртуальных музеев. URL: http://
mkrf.ru/documents/recommendations/virtmuseums
13. Университетские преподаватели из четырех стран создают виртуальный музей Майдана. URL: http://rus.newsru.ua/rest/30sep2014/muzei_maidanu.html
14. Food Photographer of the Year 2015 URL: http://www.bbc.com/news/magazine-
32336756