Автор: И. В. Кочура, А. В. Душина
Источник: Управление персоналом: реалии настоящего и возможности будущего. Материалы IІ Международной научно‑практической конференции 23 марта 2023 г. – Донецк: 2023. – 524 с.
В статье рассмотрена актуальная проблема вовлеченности персонала в деятельность организации. Проанализированы теоритические подходы к определению понятия вовлеченность персонала
. Проведен сравнительный анализ данного определения с дефинициями удовлетворенность
, лояльность
и мотивация персонала
. На основании обобщения проведенных исследований понятие вовлеченность персонала
получило дальнейшее развитие.
Ключевые слова: вовлеченность, удовлетворенность, лояльность, мотивация, персонал, сравнительный анализ.
В современных реалиях возрастает значимость управления вовлеченностью персонала организации в трудовой процесс. В условиях неопределенности и жесткой конкуренции ощущается необходимость в сотрудниках, которые результативно справляются с поставленными задачами, быстро реагируют на изменения, проявляют ответственность и инициативу, заинтересованы в успешности организации. Тем не менее, ценность вовлеченности для повышения организационных результатов диктует необходимость более глубокого понимания сущности понятия и факторов, которые им движут.
Изучением вовлеченности персонала занимались такие авторы, как О. Ведерникова [1], Г. В. Воронцова [2], М. Дэниел [3], У. Кан [4], М. Г. Масилова [5], Б. Роберт [3], Э. Томас [3], Р. Тэйлор [6], П. Финнеган [6], Д. Фрэнки [6] и другие. Иностранные авторы, как правило, делают акцент больше на том, что это эмоциональная приверженность к организации, а отечественные авторы – на мотивирующий аспект. В разное время авторы трактовали понятие вовлеченность персона
неоднозначно, а также применяли несколько схожих по смыслу дефиниций, таких как удовлетворенность
, лояльность
и мотивация персонала
. Поэтому есть необходимость рассмотрения насколько их можно использовать как синонимы, а также развитие и уточнение понятия вовлеченность персонала организации
с точки зрения повышения эффективности ее деятельности.
Целью исследования является анализ теоретических подходов к определению понятия вовлеченность персонала
, а также схожих с ним дефиниций, и его влияние на повышения эффективности деятельности организации.
Понятие вовлеченность в работу
первым определил Уильям Кан. Под этим феноменом он раскрывает понятие как процесс освоения сотрудниками своих рабочих ролей через призму аспектов персонала [4].
На сегодняшний день известно множество определений вовлеченность персонала
. В работе проведен контент‑анализ теоретических подходов к ним, на основе обобщения которых выделены основные особенности данного понятия. По мнению большинства авторов [1; 3; 5], вовлеченность персонала предполагает понимание значимости своего вклада в деятельность и развитие организации, принятие ее целей и миссии, стремление расти вместе с организацией посредством проявления инициативы и внесения инноваций.
В научных трудах отечественных и зарубежных авторов применяются схожие по смыслу дефиниций, такие как удовлетворенность
, лояльность
и мотивация персонала
. Одни авторы рассматривают понятия как синонимы, другие считают, что понятие вовлеченность персонала
возникло на основе эволюции перечисленных ранее дефиниций, также есть такие, которые рассматривают их как составляющие вовлеченности персонала.
Проведен сравнительный анализ сходств и различий понятия вовлеченность персонала
со схожими по смыслу дефинициями, который представлен в таблице 1.
Таблица 1 – Сравнительный анализ понятия вовлеченность персонала
с дефинициями удовлетворенность
, лояльность
и мотивация персонала
Понятия | Лексическое значение | Сходство | Различие |
Удовлетворенность | Показатель того, насколько сотрудники довольны своей работой | Зависит от тех же факторов, что и вовлеченность: содержание и характер работы; условия труда; оплата труда; стиль руководства; карьерный рост; психологический климат в коллективе. | Удовлетворенность – это результат оценки соответствия труда потребностям, а вовлеченность имеет личностный оттенок, и показывает, насколько сотрудник идентифицирует себя с работой, что делает его трудовое поведение глубоко мотивированным. Вовлеченность, в отличие от удовлетворенности, имеет прямое влияние на финансово‑экономические показатели организации |
Лояльность | Осознанная система поведения персонала и его деятельности, характеризующая положительное отношение к организации и ее руководству, стратегиям развития, а также желание трудиться для достижения не только стабильного ее состояния, но и реализации поставленных целей. Сотрудник гордится организацией, в которой работает; планирует продолжать работу в данной организации; стремится выполнить, как можно больше задач. Лояльность – это состояние, при котором сотрудник испытывает привязанность к работодателю, а вовлеченность – это состояние, при котором сотрудник стремится к наиболее качественному выполнению работы. | Сотрудник гордится организацией, в которой работает; планирует продолжать работу в данной организации; стремится выполнить, как можно больше задач. | Лояльность – это состояние, при котором сотрудник испытывает привязанность к работодателю, а вовлеченность – это состояние, при котором сотрудник стремится к наиболее качественному выполнению работы. |
Мотивация | Материальные и нематериальные стимулы со стороны компании, которые побуждают сотрудников работать эффективнее. | Психологическое состояние человека, в котором он заинтересован в успехе организации. | Мотивация – это необходимость совершить то или иное действие, в то время как вовлеченность проявляется через желание совершить то или иное действие. |
Сравнительный анализ позволил сделать вывод, что вовлеченность не является синонимом рассмотренных дефиниций, а более широкое понятие, имеющее, в отличие от перечисленных, прямое влияние на финансово‑экономические показатели организации. На основе критического анализа теоретических подходов к содержанию понятийного аппарата проблемы исследования получила развитие дефиниция вовлеченность персонала
, которая рассматривается как долговременное эмоциональное состояние, характеризующее степень совпадения ценностей сотрудника с ценностями организации и отражающее готовность сотрудника посвятить свое личное время деятельности в интересах организации, по собственному желанию проявлять инициативу и прикладывать дополнительные усилия для достижения целей субъекта хозяйственной деятельности и повышение эффективности его деятельности.
Таким образом, в работе определена значимость вовлеченности персонала в трудовой процесс и ее ценность для повышения эффективности деятельности организации. Проведен контент‑анализа теоретических подходов к понятию вовлеченность персонала
, а также сравнительный анализ данного определения с дефинициями удовлетворенность
, лояльность
и мотивация персонала
. На основе проведенных исследований дефиниция вовлеченность персонала
получила дальнейшее развитие.