Назад в библиотеку

Вовлеченность персонала в деятельность организации как способ повышения ее эффективности

Автор: И. В. Кочура, А. В. Душина
Источник: Управление персоналом: реалии настоящего и возможности будущего. Материалы IІ Международной научно‑практической конференции 23 марта 2023 г. – Донецк: 2023. – 524 с.

Аннотация

В статье рассмотрена актуальная проблема вовлеченности персонала в деятельность организации. Проанализированы теоритические подходы к определению понятия вовлеченность персонала. Проведен сравнительный анализ данного определения с дефинициями удовлетворенность, лояльность и мотивация персонала. На основании обобщения проведенных исследований понятие вовлеченность персонала получило дальнейшее развитие.

Ключевые слова: вовлеченность, удовлетворенность, лояльность, мотивация, персонал, сравнительный анализ.

Постановка проблемы

В современных реалиях возрастает значимость управления вовлеченностью персонала организации в трудовой процесс. В условиях неопределенности и жесткой конкуренции ощущается необходимость в сотрудниках, которые результативно справляются с поставленными задачами, быстро реагируют на изменения, проявляют ответственность и инициативу, заинтересованы в успешности организации. Тем не менее, ценность вовлеченности для повышения организационных результатов диктует необходимость более глубокого понимания сущности понятия и факторов, которые им движут.

Анализ предыдущих исследований и публикаций.

Изучением вовлеченности персонала занимались такие авторы, как О. Ведерникова [1], Г. В. Воронцова [2], М. Дэниел [3], У. Кан [4], М. Г. Масилова [5], Б. Роберт [3], Э. Томас [3], Р. Тэйлор [6], П. Финнеган [6], Д. Фрэнки [6] и другие. Иностранные авторы, как правило, делают акцент больше на том, что это эмоциональная приверженность к организации, а отечественные авторы – на мотивирующий аспект. В разное время авторы трактовали понятие вовлеченность персона неоднозначно, а также применяли несколько схожих по смыслу дефиниций, таких как удовлетворенность, лояльность и мотивация персонала. Поэтому есть необходимость рассмотрения насколько их можно использовать как синонимы, а также развитие и уточнение понятия вовлеченность персонала организации с точки зрения повышения эффективности ее деятельности.

Цель исследования

Целью исследования является анализ теоретических подходов к определению понятия вовлеченность персонала, а также схожих с ним дефиниций, и его влияние на повышения эффективности деятельности организации.

Основные результаты исследования

Понятие вовлеченность в работу первым определил Уильям Кан. Под этим феноменом он раскрывает понятие как процесс освоения сотрудниками своих рабочих ролей через призму аспектов персонала [4].

На сегодняшний день известно множество определений вовлеченность персонала. В работе проведен контент‑анализ теоретических подходов к ним, на основе обобщения которых выделены основные особенности данного понятия. По мнению большинства авторов [1; 3; 5], вовлеченность персонала предполагает понимание значимости своего вклада в деятельность и развитие организации, принятие ее целей и миссии, стремление расти вместе с организацией посредством проявления инициативы и внесения инноваций.

В научных трудах отечественных и зарубежных авторов применяются схожие по смыслу дефиниций, такие как удовлетворенность, лояльность и мотивация персонала. Одни авторы рассматривают понятия как синонимы, другие считают, что понятие вовлеченность персонала возникло на основе эволюции перечисленных ранее дефиниций, также есть такие, которые рассматривают их как составляющие вовлеченности персонала.

Проведен сравнительный анализ сходств и различий понятия вовлеченность персонала со схожими по смыслу дефинициями, который представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Сравнительный анализ понятия вовлеченность персонала с дефинициями удовлетворенность, лояльность и мотивация персонала

Сравнительный анализ позволил сделать вывод, что вовлеченность не является синонимом рассмотренных дефиниций, а более широкое понятие, имеющее, в отличие от перечисленных, прямое влияние на финансово‑экономические показатели организации. На основе критического анализа теоретических подходов к содержанию понятийного аппарата проблемы исследования получила развитие дефиниция вовлеченность персонала, которая рассматривается как долговременное эмоциональное состояние, характеризующее степень совпадения ценностей сотрудника с ценностями организации и отражающее готовность сотрудника посвятить свое личное время деятельности в интересах организации, по собственному желанию проявлять инициативу и прикладывать дополнительные усилия для достижения целей субъекта хозяйственной деятельности и повышение эффективности его деятельности.

Выводы

Таким образом, в работе определена значимость вовлеченности персонала в трудовой процесс и ее ценность для повышения эффективности деятельности организации. Проведен контент‑анализа теоретических подходов к понятию вовлеченность персонала, а также сравнительный анализ данного определения с дефинициями удовлетворенность, лояльность и мотивация персонала. На основе проведенных исследований дефиниция вовлеченность персонала получила дальнейшее развитие.

Список источников

  1. Ведерникова, О. Как повысить вовлеченность персонала в работу. [Электронный ресурс] / О. Ведерникова // HR‑Portal. – URL: http://www.hr-portal.ru/article/kak-povysit-vovlechennost-personalav-rabotu.
  2. Воронцова,  Г. В. Исследование факторов повышения вовлеченности персонала [Электронный ресурс] / Г. В. Воронцова, Р. Г. Чумаченко // KANT. – 2017. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-faktorov-povysheniya-vovlechennosti-personala.
  3. Томас, Э. Фокусы и основы приверженности сотрудников: последствия для производительности труда [Электронный ресурс] / Э. Томас, С. Роберт, М. Дэниел, Л. Николь // – Академия менеджмента. – 1996. – С. 464‑482. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=2706701.
  4. Кан, У. Психологические условия личной вовлеченности и отстраненности на работе [Электронный ресурс] / У. Кан // Журнал академии менеджмента. – 1990. – № 33. – С. 692‑724. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=1559581
  5. Масилова, М. Г. Вовлеченность персонала как характеристика организационной культуры [Электронный ресурс] / М. Г. Масилова, Ю. В. Бурцева // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2018. – С. 137‑145. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vovlechennost-personala-kak-harakteristika-organizatsionnoy-kultury
  6. Фрэнк, Д. Гонка за талантами: удержание и привлечение работников в 21 веке [Электронный ресурс] / Д. Фрэнк, П. Финнеган, Р. Тейлор // Планирование человеческих ресурсов. – 2004. – № 3. – С. 12‑25. – URL: https://www.scirp.org/reference/referencespapers.aspx?referenceid=2888665
  7. Долженко, Р. А. Удовлетворенность, лояльность, вовлеченность персонала: уточнение и конкретизация понятий / Р. А. Долженко // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. – 2014. – №.9 (119). – С. 157‑162.