Кораблестроение
Почему мне нравится кораблестроение? Возможно лишь потому, что с детства навязывался принцип того, что владелец собственной яхты - богатый и успешный человек. Я всегда хотел, и хочу стать таким человеком. Когда то помню в детстве ходил на кружок, на котором нас учили делать кораблики с дерева, с бумаги, спичечных коробков и прочего материала. Как же мне это нравилось. Просто не передать словами. Глаза горели от удовольствия, внутреннее желание сделать новый кораблик превышало всяческие потребности и нужды. Это было мое детское хобби и я этим жил.
Человек начал плавать по воде еще в доисторические времена.
Плот, связанный из бревен, а потом челн, выдолбленный из ствола дерева, были первыми сооружениями, созданными первобытными людьми для передвижения по воде. Прошли тысячелетия, и на смену простейшим плавучим средствам пришли более сложные — появились обтянутые кожей лодки и ладьи, приводившиеся в движение при помощи весел.
Начало судостроения и судоходства в России также уходит во времена глубокой древности. Археологические находки на р. Южный Буг, на побережье Ладожского озера и в других местах свидетельствуют о том, что древние славяне уже более 3000 лет тому назад строили челны-однодеревки, лодки из прутьев, коры или кожи. На смену им пришли более сложные и мореходные ладьи, на которых плавали по Черному морю в Константинополь.
Во всех славянских языках существует слово корабль. Корень его - кора
- лежит в основе таких слов, как корзина
. Древнейшие русские суда делались из гибких прутьев, как корзина и обшивались корой (позднее - кожами). Известно, что уже в 8 в. наши соотечественники плавали по Каспийскому морю. В 9 и первой половине 10 в. русские являлись полными хозяевами Черного моря, и недаром в то время восточные народы называли его Русским морем
.
Организованное морское судостроение в России началось в конце 15 в., когда в Соловецком монастыре была основана верфь для постройки промысловых судов. Позднее уже в 16-17 вв. шаг вперед сделали запорожские казаки, совершавшие на своих Чайках
рейды на турок. Методика постройки была такой же как при изготовлении киевских набойных ладей (чтобы увеличить размер судна к долбленой середине с боков прибивалось несколько рядов досок).
В 1552 году после взятия Иваном Грозным Казани, а затем и завоевании в 1556 г. Астрахани, эти города становятся центрами строительства судов для Каспийского моря.
В России XV—XVII вв. регулярного морского флота не было — строили лишь отдельные морские суда. Однако и на них русские мореходы совершили немало выдающихся морских путешествий (плавания Афанасия Никитина в Персию, Индию и Африку, Семена Дежнева через Берингов пролив, Ерофея Хабарова вдоль Северо-Восточного побережья Азии и др.).
В 1669 г. на верфи в Дединове (на р. Оке) был построен первый русский военный корабль Орел
.
Дальнейшее развитие русского флота тесно связано с именем Петра Первого.В 1696 г. Боярская дума по предложению Петра I приняла решение — морским судам быть
… Петр I вновь приказал строить галеры. Эти корабли не зависели от ветра, на них можно было сражаться в узких проливах Балтийского моря. Гребцами на русских галерах были морские солдаты. В 1714 году в Гангутском сражении смелыми атаками русский галерный флот разгромил сильный флот шведов. Это была Северная война.
В июне 1693 г. Петр I заложил в Архангельске первую казенную верфь для постройки военных кораблей. Через год Петр снова посетил Архангельск. К этому времени 24-пушечный корабль Апостол Павел
, фрегат Святое Пророчество
, галера и транспортное судно Фламов
образовали на Белом море первую русскую военную флотилию. Началось создание регулярного военно-морского флота. В 1702 г. в Архангельске были спущены два фрегата: Святой Дух
и Меркурий
. Фрегат – это трёхмачтовое судно с мощным артиллерийским вооружением. Он предназначался для сражений с кораблями противника далеко в открытом море. В 1703 г. был заложен Санкт-Петербург, центром которого стало Адмиралтейство - самая большая судостроительная верфь в стране. Первым крупным судном, сошедшим со стапеля Адмиралтейской верфи был построенный в 1712 г. 54-пушечный корабль Полтава
.
К 1714 г. Россия имела свой парусный флот.В 1819-1821 годах русские моряки совершили на шлюпах «Восток» и «Мирный» невиданное кругосветное путешествие. Шлюпы – это трёхмачтовые военные корабли, предназначенные для разведки, дозорной службы и связи. В холодных морях, среди опасных ледяных глыб – айсбергов мужественные русские мореходы открыли шестую часть света – Антарктиду.Эпоха парусного флота закончилась в начале XIX в.В 1815 г. на Адмиралтейском заводе в Петербурге был построен первый в мире морской пароход, предназначавшийся для линии Петербург—Кронштадт. Он был колесным с деревянным корпусом. На дошедших до нас рисунках видно, что труба его кирпичная. На более позднем рисунке труба железная. В 1830 г. в Петербурге было спущено на воду грузопассажирское судно Нева
, имевшее кроме двух паровых машин еще и парусное вооружение. В 1838 г. в Петербурге прошел испытания на Неве первый в мире электроход. В 1848 г. Амосов построил первый в России винтовой фрегат Архимед
.
Особенно бурно стало развиваться пароходство на Волге и других реках после отмены крепостного права в 1861 г. Главным судостроительным предприятием стал основанный в 1849 г. Сормовский завод. Здесь были построены первые в России железные баржи и первый товаропассажирский пароход. Первое в мире применение двигателя Дизеля на речных судах было осуществлено также в России в 1903 г. Во второй половине XIX в. чтобы защититься от неприятельских пушек корабли стали одевать в железную броню. Так появились броненосцы. В 1870 г. в составе Балтийского флота было уже 23 броненосных корабля. В 1872 г. построен броненосец Петр Великий
- один из сильнейших кораблей в мире по тем временам. Вооружённые боевыми орудиями, защищённые толстой бронёй, броненосцы стали грозными кораблями. В 1905 году матросы Черноморского флота на броненосце Потёмкин
– Таврический подняли революционный флаг. Целую эскадру кораблей послал царь, чтобы потопить восставших. Но матросы эскадры не предали своих братьев. Революционный броненосец прошёл сквозь строй кораблей и ни один выстрел не прогремел ему вслед.
Любопытно, что в России первыми военными металлическими кораблями оказались две подводные лодки в 1834 г. В 1835 г. было построено полуподводное судно Отважный
. Оно погружалось ниже уровня моря оставляя над водой только дымовую трубу. В 1877 г. Макаровыми были сконструированы первые торпедные катера в мире. В том же году был спущен первый в мире мореходный миноносец Взрыв
.В конце XIX века были построены первые крейсеры. Это крупные быстроходные корабли, вооружённые орудиями разного калибра. Они пришли на смену парусным кораблям – фрегатам. Непобеждённый «Варяг», легендарная Аврора
, героический «Киров» - флагман Балтийского флота в годы Отечественной войны – эти крейсеры прославили наш флот. В октябре 1917 года «Аврора» выстрелом из орудия подала сигнал к штурму Зимнего дворца. В 1931 г. начали строить первые советские рыболовные траулеры, буксиры, пассажирские суда.
В годы Великой Отечественной войны отважно сражались подводные лодки, которые называли «щуками» или лодками типа «Щ». Подводная лодка «Щ-402» уничтожила 11 фашистских кораблей и одну подлодку. Корабельный герой Щ-402
был награждён орденом Красного Знамени и удостоен гвардейского звания. Когда окончилась война, в морях осталось много мин. Наши тральщики ещё долго очищали моря от мин пока голубые дороги не стали свободными. Тралы – это стальные канаты с резаками – срезают мины, установленные под водой на якорях, и они всплывают.В 1942 году «катюша» - первая в мире боевая ракетная установка – ударила по врагу ракетами с корабля. За сотни километров корабельные ракеты могли поразить цель на суше, в воздухе, под водой и на море. Сегодня существуют большие ракетные корабли – ракетные крейсеры и маленькие, но очень быстрые – ракетные катера.Мониторы - бронированные корабли с мощной артиллерией и низкими бортами. Действовали в годы войны о вблизи морских берегов и на реках.
В годы войны линкор «Октябрьская революция» защищал Ленинград. Огнём дальнобойных орудий громил фашистские войска и был награждён орденом Красного Знамени. Линкор – это линейный корабль. Во времена парусного флота крупные корабли вели бой с противником, выстраиваясь один за другим в боевую линию. Отсюда и пошло название. Это были самые большие корабли. Позднее бронированные и вооружённые мощными орудиями, линкоры стали настоящими плавучими крепостями. В 1959 г. был введен в эксплуатацию первый в мире атомный ледокол Ленин
. Ему не страшны никакие льды. Атомный двигатель даёт кораблю огромную силу и возможность трудиться больше года, не заходя в порт для заправки горючим. Кораблей – атомоходов у нас сегодня много.В 1974—1977 гг. построены новые советские атомные ледоколы Арктика
и Сибирь
, в 1985 г. — Россия
.
Современные подводные лодки вооружены ракетами и торпедами. Это громадные стальные атомоходы по нескольку месяцев плавают под водой, чутко прослушивают специальными приборами океан, чтобы ни один чужой корабль не прошёл в наши воды.Есть корабли. Которые перевозят по морю целые поезда. Это железнодорожные паромы. На палубе парома – рельсы. Паром подходит кормой к причалу, забирает вагоны с грузом и плывёт через море в порт. Там вагоны выкатывают на берег, прицепляют к электровозу, и поезд идёт дальше.Нефтеналивное судно – танкер, перевозящий нефть. Её заливают в большие цистерны – танки. Сегодня у нас есть танкеры – гиганты длиной в 300 метров. Они могут загрузить в свои танки столько нефти, что для перевозки этого груза по суше понадобилось бы 85 железнодорожных составов.Для научных исследований существуют океанические суда. На них есть и лаборатории, и подводные аппараты для изучения морских глубин.
Успехи нашего судостроения — это результат творческих усилий многих тысяч рабочих, ученых, конструкторов, инженеров и техников. В перспективных планах российских судостроителей — создание новых судов разных типов, их техническое совершенствование на базе новейших достижений науки и техники, а также внедрение передовой технологии постройки судов.
Список источников
- Электронный новостной Российский судостроительный портал. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
Российский судостроительный портал
. - Электронная Библиотека Российского судостроения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Электронная Библиотека.
- Научно-техническое общество судостроительной промышленности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
Катера и яхты
. - Научно-инженерное общество судостроителей имени Алексея Николаевича Крылова. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Научно-инженерное общество.
- Боевые корабли мира. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Battle Ships.
- Книги русскоязычных авторов про кораблестроение. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Милитера 2023.