Реферат по теме выпускной работы
Содержание
- Введение
- 1. Цель и задачи исследования, планируемые результаты
- 2. Роль и место функциональной системы управления транспортным обеспечением
- 2.1 Роль системы управления
- 2.2 Система технико-экономических показателей
- 3. Задачи и функции управления транспортного отдела
- 3.1 Задачи транспортного отдела
- 3.2 Функции транспортного отдела
- 3.2 Процедуры управления транспортировкой
- Выводы
- Список источников
Введение
В условиях рыночной экономики важное значение имеют не только производственные процессы создания продукции производственно-технического назначения и товаров массового потребления, но и процессы распределения этих товаров в сфере оборота [1]. Кроме того, технологические процессы производства промышленной продукции включают множество разнообразных операций, таких как перемещение, перегрузка, складирование и формирование транспортных партий. Без оптимизации этих процессов невозможно организовать и поддерживать эффективное производство, способное успешно конкурировать на рынке товаров, работ и услуг с другими аналогичными предприятиями.
Как показывает практика, привлекательность товара в значительной мере определяется не столько соотношением цены и качества, сколько скоростью его доставки до потребителя или торгового посредника.
Однако уменьшение времени поставки, а, следовательно, и снижение некоторых производственных и торговых издержек, приводит к увеличению расходов на складирование и оптимизацию транспортных схем.
Улучшение транспортного обслуживания предприятий различных секторов экономики в современных условиях требует создания новых подходов, основанных на системном анализе и процессном взаимодействии между транспортом и производством. Это позволит снизить затраты на транспортировку сырья и продукции, а также адаптировать промышленные предприятия к динамичной, сложной и нестабильной экономической среде.
Снижение транспортных расходов в себестоимости продукции за счет уменьшения затрат на доставку грузов имеет особое значение для предприятий, работающих в материалоемких отраслях, таких как стекольная промышленность [2]. Оптимизация перевозок в этих секторах также направлена на уменьшение доли транспортных издержек в цене конечной продукции, что является ключевым фактором для повышения конкурентоспособности.
В этой связи особенно важно выбрать пути и методы совершенствования управления транспортным обслуживанием предприятий, основываясь на разработке автоматизированной системы.
1. Цель и задачи исследования, планируемые результаты
Цель данной работы состоит в создании моделей и алгоритмов для системы управления (СУ) транспортным обеспечением предприятия, что обеспечит своевременное предоставление всех видов транспортных средств и услуг для производства. Критерием успешного достижения этой цели является минимизация доли транспортных расходов в себестоимости готовой продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Провести анализ характеристик объекта управления.
- Разработать математическую модель транспортного обеспечения производства.
- Осуществить постановку и формализовать задачи управления транспортным обеспечением.
- Разработать алгоритмы системы управления транспортным обеспечением предприятия.
Объектом исследования являются маршруты грузовых перевозок транспортного предприятия.
Предметом исследования являются методы и алгоритмы управления транспортным обеспечением предприятия.
2. Роль и место функциональной системы управления транспортным обеспечением
2.1 Роль системы управления
Транспортная система обеспечивает поддержку основных и вспомогательных процессов на всех уровнях – от рабочего места до уровня компании – в области производства, снабжения и сбыта [3].
Цель транспортного хозяйства предприятия состоит в полном удовлетворении потребностей в грузоперевозках при оптимальном использовании транспортных средств и минимизации затрат на транспортные операции. Достичь этого можно лишь при условии грамотной организации транспортного хозяйства и эффективного планирования грузоперевозок.
Ключевыми задачами транспортного хозяйства предприятия являются осуществление перевозок, погрузка и разгрузка, а также экспедирование грузов. Транспортное хозяйство удовлетворяет потребности предприятия в грузоперевозках в областях снабжения, производства и сбыта.
Производственная деятельность компании требует перемещения различных грузов как внутри предприятия, так и за его пределами. Материалы и ресурсы от внешних поставщиков должны постоянно поступать на общезаводские склады и в цеха. В свою очередь, готовая продукция, а также отходы и предметы для утилизации и сбыта должны регулярно вывозиться с общезаводских складов и из цехов для внешних потребителей. Эти задачи выполняет внешний транспорт. Внутри предприятия необходимо обеспечить перемещение грузов между цехами, участками и рабочими местами. Для выполнения этих функций предназначен внутренний транспорт, который включает:
Межцеховой транспорт выполняет ряд функций:
- осуществляет доставку сырья, материалов и комплектующих из складов в цехи;
- перемещает заготовки, детали и сборные единицы между цехами в процессе технологического производства;
- вывозит готовые изделия из цехов на склады готовой продукции.
Транспортная система предприятия состоит из:
- общезаводского транспортного хозяйства;
- транспортного хозяйства отдельных цехов (цехового транспортного хозяйства).
Для эффективного управления транспортным хозяйством создается единый транспортный цех, который выполняет несколько ключевых функций:
- функция движения: обеспечивает прием и отправку подвижного состава, а также подачу на погрузку и выгрузку на погрузочно-разгрузочных пунктах;
- грузовая и коммерческая функция: управляет процессами погрузки и разгрузки, оформляет транспортные документы, ведет учет поступающих и отправляемых грузов, а также осуществляет расчеты с внешними перевозчиками;
- функция технического обслуживания и ремонта: отвечает за содержание и ремонт подвижного состава и подъемно-транспортных средств, а также за обеспечение запасными частями и горюче-смазочными материалами.
Для эффективной организации перевозок и расчета потребности в транспортных средствах необходимо определить возможные варианты организации грузоперевозок.
Грузы могут перевозиться по следующим маршрутам:
- разовым маршрутам, которые устанавливаются для выполнения единичных заявок, отличающихся как по направлению, так и по составу и количеству транспортируемых грузов;
- постоянным маршрутам, которые предназначены для выполнения регулярно повторяющихся заявок и выбираются с учетом грузопотока, используемых транспортных средств и номенклатуры перевозимых грузов.
Обычно включает три основных группы:
- сыпучие грузы (формовочные материалы, уголь, песок, гравий);
- наливные грузы (нефтепродукты, химические жидкости);
- штучные грузы.
Грузооборот представляет собой объем грузов, перемещаемых на предприятии за определенный временной промежуток (сутки, месяц, квартал, год). Он рассчитывается на основе транспортных таблиц, которые фиксируют поступление и отправку грузов по каждому пункту. В каждой ячейке такой таблицы указываются наименование и количество груза, поступившего в данный пункт (если это потребитель) или отправленного из него (если это поставщик). Грузооборот равен сумме грузопродуктов.
Грузопоток представляет собой объем грузов, перемещаемых в определенном направлении между конкретными пунктами погрузки и выгрузки на предприятии за тот же период, что и грузооборот.
На основе данных о грузообороте и грузопотоках рассчитываются потребности в транспортных средствах по видам, численность транспортных работников, их производительность труда, фонд заработной платы, а также объем и себестоимость погрузочно-разгрузочных работ.
2.2 Система технико-экономических показателей
Для оценки работы транспортного хозяйства и анализа использования транспортных средств применяется система технико-экономических показателей, среди которых основными являются [5]:
- Техническая скорость движения транспортного средства. Она определяется как отношение расстояния от начального до конечного пункта к времени, затраченному на движение.
- Эксплуатационная скорость транспортного средства. Этот показатель рассчитывается как отношение расстояния от начального до конечного пункта к общему времени, включая время стоянки на начальных, промежуточных и конечных пунктах.
- Коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства. Он представляет собой отношение массы груза, который перевозится одновременно, к грузоподъемности самого транспортного средства.
- Коэффициент использования пробега транспортного средства. Этот коэффициент равен отношению расстояния, пройденного с грузом, к расстоянию, пройденному без груза.
- Коэффициент использования рабочего времени транспортного средства.
Определяется как соотношение фактического времени эксплуатации транспортного средства к календарному времени за определённый период.
Особенно важно оценивать качество транспортного обслуживания, которое включает в себя соблюдение сроков и объёмов доставки, отсутствие повреждений и ошибок при отправке грузов, а также предоставление дополнительных услуг.
3. Задачи и функции управления транспортного отдела
Транспортная система состоит из железнодорожного, морского, речного, автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта. Каждый из этих видов представляет собой комплекс средств и путей сообщения, а также разнообразных технических устройств и сооружений, которые обеспечивают стабильную и эффективную работу всех секторов экономики [6].
Органическими компонентами транспортной сети являются железные дороги, морские и речные судоходные пути, автомобильные дороги, а также трубопроводы для транспортировки нефти и газа и сеть воздушных линий. Кроме транспортных путей, система также включает средства для перемещения грузов, такие как автомобили, локомотивы, вагоны, суда и другой подвижной состав. К техническим устройствам и сооружениям транспорта относятся станции, депо, мастерские, ремонтные заводы, предприятия по техническому обслуживанию и другие аналогичные объекты.
Выбор транспорта для доставки продукции зависит от стратегии и целей предприятия. При этом учитываются расположение производства, а также технико-экономические характеристики различных видов транспорта, которые определяют области их эффективного применения.
Внутризаводской транспорт служит не только для механического перемещения грузов, но и является инструментом труда, который обеспечивает бесперебойную работу предприятия в соответствии с установленным производственным графиком.
ТТранспортные операции играют важную роль в технологическом процессе производства товаров. Это обусловлено функционально-технологическими характеристиками распределения труда между цехами, что приводит к необходимости многократных перевозок одних и тех же грузов.
3.1 Задачи транспортного отдела
Задачи транспортного отдела предприятия определяются следующим образом [7]:
- Обеспечение своевременного и бесперебойного транспортного обслуживания основных и вспомогательных цехов, а также складских служб.
- Создание условий для поддержания ритмичности производственного процесса.
- Механизация транспортных и погрузочно-разгрузочных операций.
- Правильный выбор и рациональное использование транспортных средств и оборудования.
- Обеспечение сохранности грузов во время транспортировки и соблюдение техники безопасности при эксплуатации транспортных средств.
- Улучшение технико-экономических показателей работы транспортных подразделений.
- Сокращение затрат на транспортные операции.
3.2 Задачи транспортного отдела
Функции транспортного отдела компании [8]:
- Определение потребностей в различных видах транспорта на основе анализа грузопотоков и грузооборота.
- Планирование закупок запчастей.
- Оперативное планирование и диспетчеризация для обеспечения предприятия всеми необходимыми транспортными средствами.
- Обеспечение производственных процессов транспортными средствами.
- И т.д.
Организация внутреннего транспортного процесса на заводе и его работа непосредственно влияют на производственный процесс и себестоимость продукции, выпускаемой предприятием. Эффективность транспортной системы обеспечивает стабильный выпуск продукции и ритмичную работу всех участков и рабочих мест. Достичь этого возможно благодаря правильной организации транспортного хозяйства, тщательному планированию работы транспорта, обоснованному выбору транспортных средств и улучшению хозяйственного расчета.
В зависимости от характера и места проведения перевозок транспортная система предприятия делится на внешний и внутренний.
Внешний транспорт выполняет две ключевые функции, соединяя предприятие с другими организациями. Во-первых, он обеспечивает поступление ресурсов, необходимых для производственного процесса, таких как сырье, материалы, топливо и комплектующие. Во-вторых, после завершения производства готовой продукции внешний транспорт отвечает за ее доставку к потребителям или на станции отправления.
Кроме того, некоторые предприятия организуют транспортировку своих сотрудников от дома до рабочего места и обратно.
Функции внешнего транспорта аналогичны функциям транспорта общего назначения. Внутренний заводской транспорт непосредственно связан с процессом производства продукции.
В зависимости от назначения, внутризаводской транспорт подразделяется на внутренний, межцеховой и межоперационный. Межцеховой транспорт предназначен для доставки различных материалов со складов в производственные цеха, транспортировки полуфабрикатов между цехами, а также для перевозки готовой продукции с цеха на склад (например, грузовые автомобили, электрокары и автокары и т.д.).
Внутрицеховой транспорт используется для перемещения грузов между различными производственными участками или потоковыми линиями, включая электро- и автокары, краны, конвейеры и другие средства.
Межоперационный транспорт обеспечивает перемещение заготовок и деталей между рабочими местами в соответствии с установленной последовательностью и ритмом технологического процесса, применяя тельферы, краны, конвейеры и другие устройства.
Характеристика организации, состав и структура транспортного хозяйства промышленного предприятия, а также его отдельных цехов и служб определяются масштабами и типами производства, особенностями выпускаемой продукции, материалами, применяемыми для её изготовления, технологическими процессами и их организацией, а также производственной структурой предприятия и другими факторами.
Невозможно представить внешнеэкономическую сделку без участия транспорта, так как товар всегда нужно доставить от продавца к покупателю. Таким образом, уровень транспортного обеспечения внешнеэкономических связей существенно влияет на эффективность внешней торговли, отражаясь в цене товара через транспортные расходы.
Транспортное обеспечение представляет собой важный элемент предпринимательской деятельности. Выбор схемы и технологии перевозки оказывает значительное влияние на различные аспекты бизнеса, такие как конкурентоспособность, стоимость и качество товара, его доступность и привлекательность, что, в свою очередь, отражается на прибыли коммерческой организации.
Структура коммерческой деятельности и место транспорта в производственно-коммерческой цепи представлены на рисунках 1.1. и 1.2.

Рисунок 3.1 – Структура коммерческой деятельности

Рисунок 3.2 – Место транспорта в производственно-коммерческой цепи
3.3 Процедуры управления транспортировкой
Управление процессом транспортировки включает в себя выполнение следующих этапов [10]:
- определение способа транспортировки;
- выбор типа транспорта;
- назначение транспортного средства;
- выбор перевозчика и посредников для транспортировки;
- оптимизация характеристик транспортного процесса.
Создание стратегии транспортировки включает в себя следующие этапы:
- исследование альтернатив: анализ потребностей может выявить схожие, но более экономичные способы перевозки;
- оценка стоимости: тарифы на услуги могут значительно варьироваться, поэтому решение следует принимать только после тщательного рассмотрения всех доступных вариантов.
Важно добиться конкурентоспособных цен и консолидировать грузы там, где это возможно. Оптовые скидки на перевозки могут значительно уменьшить транспортные расходы. Эффективность системных контрактов и совместных заказов уже была подтверждена. При использовании системы поставок с точными сроками целесообразно объединять несколько поставщиков, работающих по этой модели, для повышения экономической эффективности.
- анализ и оценка поставщиков: с помощью систем выбора и оценки поставщиков можно собрать информацию, необходимую для принятия оптимальных решений. Оценка осуществляется по четырем направлениям: финансовому, управленческому, техническому (стратегическому) и области отношений или общих корпоративных связей между перевозчиком и грузоотправителем;
- пересмотр возможностей использования различных видов транспорта: это включает как использование отдельных видов транспорта, так и комбинированные перевозки, например, автомобильно-железнодорожные. Часто это позволяет значительно сэкономить средства;
- установление более тесных отношений с выбранными перевозчиками: необходим обмен информацией, который способствует лучшему планированию потребностей в транспортных услугах и позволяет использовать сильные стороны как покупателя, так и перевозчика. Рекомендуется рассмотреть возможность сокращения числа перевозчиков, а также возможность создания партнерств или альянсов.
Увеличение эффективности работы предприятий в современных условиях требует организационного усовершенствования производства и создания эффективной системы организации труда и управления. Ключевым элементом проектирования производственных систем и их организации является разработка соответствующего организационного проекта.
Организационное проектирование представляет собой процесс создания проектов для производственных систем и систем управления [11]. Оно позволяет разрабатывать системы с заранее определенными характеристиками, которые отражены в проектной документации.
Важность оргпроектирования заключается в том, что без усовершенствования методов проектирования управленческих структур становится сложно улучшать управление и повышать эффективность производства.
Выводы
В заключительной части реферата можно выделить несколько ключевых выводов. Эффективная и хорошо организованная работа транспортного хозяйства предприятий имеет значительное значение для продуктивного функционирования основного производства. В зависимости от территориального обслуживания транспортные системы предприятий делятся на внешний и внутренний. Внешний транспорт используется для доставки грузов на предприятие, а также для вывоза готовой продукции и отходов. Внутренний (внутризаводской) транспорт предназначен для перемещения грузов между цехами и складами.
Транспортное хозяйство в основном определяется объемом грузооборота, характеристиками грузов и производственными показателями. В состав транспортного хозяйства предприятия могут входить железнодорожный транспорт с подъездными путями и депо, автомобильный транспорт с гаражами и ремонтными мастерскими, водный транспорт с причалами, подвесные дороги и другие элементы. На крупных заводах с высоким грузооборотом, требующим использования всех видов транспорта, создаются специализированные цехи для железнодорожного, безрельсового (автомобильного) и водного транспорта. Руководит транспортным хозяйством на таких предприятиях транспортно-технический отдел. На средних заводах формируется единый транспортный цех, который включает несколько участков, организованных по видам транспорта.
Эти хозяйства могут быть организованы при головном заводе или выделены в отдельные транспортные предприятия ведомственного типа. Можно заключить, что для любого предприятия, будь то крупное или среднее, с любым уровнем и видом производства, необходимо уделять особое внимание транспортному хозяйству.
Список источников
- Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. – М., 2021. Введение и гл. 1, с. – 15.
- Афанасьев Л.А. Единая транспортная система и автомобильные перевозки. / Л.А. Афанасьев, И.В. Островский, С.М. Цукерберг - М.: Транспорт, 2023
- Боборыкин В.А. Математические методы решения транспортных задач. Л.: СЗПИ, 2022
- Богомазов В.А. Государственное регулирование транспортной деятельности и стратегическое управление автотранспортными предприятиями / СПбГИЭА. – СПб., 2020
- Бусыгин А. Предпринимательство: Основной курс., 2021 – М., 2021
- Виленский А. Этапы развития малого бизнеса. Вопросы экономики. 2022. – №7.
- Гаджинский А.М. Основы логистики. М.: Маркетинг, 2023.
- Геронимус Б.А. Экономико-математические методы в планировании на автомобильном транспорте. М.: Транспорт, 2022.
- Коломейцев Г. Опыт организации производственной логистики // Логистика и система. 2014. № 1. С. 23-27.
- Аллегри Т. Транспортно-складские работы // Пер. с англ. Ю.К. Трубина. М.: Машиностроение, 2013. – 518 с.
- Логистические аспекты функционирования транспорта [Электронный ресурс], – Режим доступа: http:// www.cfin.ru/management/manufact /transport_log_4.shtml 2