Гимнастика
С самого раннего возраста я была очарована миром художественной гимнастики. Всё началось, когда мне было около пяти лет. Моя мама привела меня на один из открытых уроков в нашем спортивном клубе. Я помню, как смотрела на гимнасток в ярких костюмах, gracefully выполняющих сложные движения с лентами, обручами и мячами. Каждый их поворот и прыжок были полны грации и уверенности. В тот момент я просто влюбилась в этот вид спорта.
После того, как я впервые попробовала себя в гимнастике, мне стало ясно, что это именно то, что я хочу делать. Моя мама записала меня на занятия, и вскоре я оказалась в группе, полной увлеченных девочек. Первые тренировки были полны вызовов: я училась растяжке, тренирую координацию и основывала свои навыки на простых элементах. Иногда было очень тяжело, но по мере практики мое тело становилось более гибким, а движения – уверенными.
Со временем я стала более опытной и начала участвовать в небольших соревнованиях. Да, я чувствовала прилив волнения, когда выходила на помост, но также и гордость за то, что смогла преодолеть свои страхи. Мои результаты становились всё лучше, и каждое выступление приносило мне радость и удовлетворение. Я понимала, что гимнастика — это не просто спорт, а целое искусство, требующее внимания, усердия и самоотверженности.
Со временем я начала осваивать более сложные элементы, такие как сальто и повороты, а также работать с различными предметами. Мой тренер всегда поддерживал меня, вдохновляя на новые достижения. Она помогала мне ставить цели и показывала, как важно идти к ним шаг за шагом. Благодаря её поддержке я научилась ценить успехи и не бояться ошибок.
Самым запоминающимся моментом для меня стало участие вregional championship на старших уровнях. Я тренировалась очень усердно, чтобы подготовиться к этому событию. Когда пришёл день соревнования, я была в восторге и в то же время нервничала. Однако по мере того, как я выходила на помост и начала выступление, волнения улетучились, и я сосредоточилась на каждом движении. Когда я закончила, было приятно видеть, как зрители аплодируют. Я заняла призовое место, и тот момент запомнился мне на всю жизнь.
С тех пор художественная гимнастика стала важной частью моей жизни. Я продолжала заниматься этим спортом и даже начала тренировать младших гимнасток, передавая им свои знания и опыт. Я понимаю, насколько это может быть волшебным — видеть, как они растут, развиваются и достигают успехов.
Сегодня, даже будучи взрослым, я все еще испытываю страсть к гимнастике. Я продолжаю заниматься этим видом спорта, наслаждаясь каждой тренировкой и каждым новым вызовом. Художественная гимнастика не просто научила меня дисциплине и уверенности в себе, но и подарила множество незабываемых моментов и друзей на всю жизнь. Я надеюсь, что смогу продолжать этот путь и вдохновлять других на их собственные достижения.
История гимнастики
Принято думать, что местом возникновения гимнастики является древняя Греция. Однако здесь речь скорее идет о сформированной древними греками концепции физического воспитания. Самостоятельные гимнастические элементы и комплексы появились задолго до н.э. Например, в Китае издавна уделяют особое внимание развитию равновесия, растяжки и силы. В древней Греции гимнастикой называли физическую культуру в целом. В нее входили борьба, атлетика, верховая езда, гиревой спорт, бег, плавание и т.д. Даже являясь соперниками в философских вопросах, Гомер и Платон сходились во мнение о том, что регулярные занятия и тренировки способствуют как физическому, так и умственному здоровью [1].
Существуют две теории происхождения термина «гимнастика»:
- от «gymnazo» — тренировать;
- от «gumnos» — нагой. Доводы в этом случае заключаются в том, что греческие гимнасты выступали обнаженными.
Не всегда и не во всех культурах гимнастика считалась благом. Так первые христиане называли гимнастические упражнения сатанинским занятием. Они считали, что в этом случае человек создает себе культ тела и не развивается духовно. В 4 веке физическое воспитание с элементами гимнастики в Христианстве было под строгим запретом.
Древнеримская история возникновения гимнастики содержит информацию о прототипах современных спортивных снарядов. Подобие гимнастического коня римляне применяли для обучения навыкам езды верхом.
Новый виток интереса и повышенного внимания к гимнастике начинается в Европе по времена Ренессанса. Выдающиеся деятели того времени называют гимнастику великолепным средством для укрепления здоровья, духа и гармоничного развития человека.
В Европе интерес к гимнастике, как системе упражнений, появляется во времена Ренессанса.
С течением временем римляне разработали теорию гимнастики и описали основы европейского физического воспитания. Временем формирования первых элементов спортивной гимнастики в Европе можно считать 16-17 века. Именно тогда было очень модно заниматься «вольтижировкой». Это акробатические упражнения, сложные прыжки, лазания по канату, элементы на координацию и т.п.
Германия стала родиной возникновения современной спортивной гимнастики. Немецкий педагог Фридрих Людвиг Ян в конце 18 — начале 19 веков разработал систему физического национального развития и основал первое в Европе спортивное гимнастическое сообщество. В начале 1800-х он основал первую школу гимнастики, а также в соавторстве со своим учеником Эрнстом Айзеленом издал книгу. В этой книге он называет физические занятия неотъемлемой частью общеобразовательного процесса и становления личности и приводит примеры и правила выполнения многих гимнастических упражнений. Примерно в это же время начинают проводиться первые соревнования гимнастов.
По примеру Германии другие европейские страны стали разрабатывать национальные системы не только общеобразовательного, но и физического образования. Общий набор гимнастических упражнений включал прыжки и элементы с использованием снарядов. Вольные выступления в те времена не признавались гимнастикой. Они вошли в гимнастическую систему гораздо позже.
Первыми последователями Германии стали Швеция, Французская Республика и Чехия. Постепенно подтягивались и другие страны.
Именно в шведской современной гимнастике впервые было уделено внимание вольным упражнения и соревнованиям. История гимнастики 19 века была отмечена явным противоборством между немецкой и шведской школами. Немцы предпочитали силовые элементы на гимнастических снарядах, шведы продвигали вольные выступления. В это время постоянно менялись требования к набору гимнастических элементов и правила их выполнения.
В середине 19 века появляются первые спортивные залы в помещениях, начинают проводиться первые официальные состязания. Гимнастика становится общепризнанным видом спорта. Начиная с середины 19 века не только в Европе, но и в Америке отмечается невероятный «гимнастический» ажиотаж.
Следующие 100 лет можно назвать гимнастической эрой. Изначально программа состязаний, требования к оценке и месту проведения очень сильно отличались от современных. В основном состязания проходили под открытым небом, очень сильно разнились размеры и вид снарядов, сборным разрешалось привозить и выступать на собственном «оборудовании».
В период до II мировой войны самые успешные спортсмены представляли Германию, Швецию, США, Чехословакию. Эру спорта в целом и гимнастики в частности прервала война.
В 50-х годах 20 века яркими выступлениями на соревнованиях выделялись японские гимнасты и представители Советского Союза. Спортсмены этих стран стремительно ворвались в гимнастическую элиту и оставили в ней значимый след. Невероятная Полина Астахова на трех олимпийских играх подряд взяла 5 золотых медалей. После раскола СССР сильные школы сохранились в Украине, Беларуси и России.
В бельгийском Льеже в 1881 году состоялся конгресс, посвященный развитию спортивной гимнастки. Бельгиец Н. Куперус предложил создать Европейскую гимнастическую ассоциацию, призванную объединить Бельгию и соседей. Ассоциация разрабатывала требования и правила соревнований, принципы выставления оценок и т.п. С течением времени к ассоциации присоединились многие страны Европы, а в 1921 году – страны остального мира. Именно тогда она изменила название и стала именоваться Международной федерацией гимнастики.
Помимо Международной федерации существует Европейский гимнастический союз (UEG). Он был организован в 1982 году. Союз проводит независимые Чемпионаты Европы.
Штаб-квартира Союза, объединяющего 46 стран, находится в Лозанне. UEG организовывает чемпионаты Европы, фестивали и другие мероприятия.
Ни одни летние Олимпийские игры не обходятся без гимнастических дисциплин. Современную гимнастику по праву называются одним из самых зрелищных и захватывающих видов спорта.
Соревнования по гимнастики
1980 год стал для художественной гимнастики поворотным, после завершения Олимпийских игр в Москве, на конгрессе МОК было принято решение о включении этого вида спорта в программу Олимпийских игр. Олимпийская же история художественной гимнастики начинается в 1984 году, когда первое Олимпийское золото завоевала в Лос-Анджелесе канадка Лори Фанг [2].
Спустя четыре года олимпийской чемпионкой в Сеуле стала Марина Лобач, Александра Тимошенко одержала победу в Барселоне, в Атланте — Екатерина Серебрянская, в Сиднее — Юлия Барсукова, в Афинах — Алина Кабаева, в Пекине — Евгения Канаева, в Лондоне — Евгения Канаева. Начиная с Олимпийских Игр в Атланте, художественная гимнастика была представлена полностью двумя разделами: соревнованиями в индивидуальных и групповых упражнениях.
До 2001 года оценка выставлялась по 10-балльной шкале, что было изменено на 30-балльную шкалу в 2003 и на 20-балльную шкалу в 2005. С 2009 года действует 30-балльная шкала оценивания. С 2013 года оценка снова выставляется по 20-балльной шкале.
Выступление гимнасток оценивают три бригады судей:
- Трудность (D) оценивают две подгруппы судей — D1 (2 судьи, оценивают технику исполнения) и D2 (2 судьи, оценивают технику работы с предметом). При подсчёте оценки учитывается среднее арифметическое бригад D1 и D2: (D1+D2)/2;
- Артистизм и хореографию (А) оценивают 4 судьи;
- Исполнение (Е) оценивают 4 судьи. Они применяют сбавки за ошибки;
- На любых соревнованиях обязательно работает судья-координатор, следящий за формальной стороной выступления (например, количество предметов на площадке, выходы за площадку и т. д.).
Итоговая оценка подсчитывается по формуле: Оценка = (D1+D2)/2+A+E

Тренировки гимнасток младшего возраста ограничиваются несколькими часами в день. Старшего возраста — доходят до четырнадцати часов в день. Главные качества гимнаста — это сила воли, выносливость и пластика. Как правило, уже в 14-16 лет многим спортсменам приходится расставаться с гимнастикой или переходить в спортивный балет. Лишь немногие гимнастки продолжают спортивную карьеру до 20-23 лет, и только единицы продолжают соревноваться в более старшем возрасте.
Если сравнивать со спортивной гимнастикой, то художественная — более доступный и безопасный вид спорта. Однако предъявляются очень высокие требования к внешнему виду спортсменов. Совсем недавно художественная гимнастика стала трансформироваться в аэробику и фитнес, поэтому многие девушки могут продолжить свою жизнь в спорте. В спортивной аэробике и в фитнес-аэробике большинство участниц — бывшие гимнастки.
Нельзя не отметить тот факт, что художественная гимнастика, точнее, оценка результатов выступлений — вещь крайне субъективная. Не раз возникали серьёзные скандалы и даже дисквалификации судей из-за неравноценного отношения к спортсменам.
Один из самых громких инцидентов произошёл на европейском первенстве в Сарагосе в 2000 году с Еленой Витриченко. Из-за этого неоднократно поднимались вопросы об изменении процедуры судейства (подобно тому, как это сейчас происходит в фигурном катании) или об удалении этого вида спорта из олимпийской программы.
Художественную гимнастику не обошла стороной проблема допинговых препаратов. Их принимают, конечно же, не для повышения выносливости или увеличения мышечной массы. Основная проблема гимнасток — лишний вес. Поэтому основные применяемые препараты — мочегонные средства (диуретики), которые, в свою очередь, запрещены Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА).
Список источников
- История возникнования и развития гимнастики [Электронный ресурс], – Режим доступа: https://sportgym.by/articles/istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-gimnastiki/
- Реферат "Художественная гимнастика" [Электронный ресурс], – Режим доступа: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/05/02/referat-hudozhestvennaya-gimnastika