Автор: Рябова Виктория Алексеевна,
магистрант, Финансовый университет при Правительстве РФ, v.tikhonkova@mail.ru
Источник: «Инновации и инвестиции». № 4. 2022
Аннотация: В научной статье представлены результаты анализа особенностей применения технологии искусственного интеллекта машинного обучения при совершенствовании маркетинговой деятельности предприятий. Актуальность исследования на выбранную проблематику обусловлена несколькими факторами: во-первых, необходимостью адаптации маркетинга под цифровую модель; во-вторых, необходимостью поиска инструментов продвижения продукции в условиях кризиса пандемии covid-19. В рамках статьи рассмотрена характеристика цифровой трансформации системы управления маркетингом в российской практике. Проанализирована структур рынка рекламы в России, которая отображает повышенную роль цифровых технологий в маркетинговом продвижении. Рассмотрена характеристика технологии машинного обучения как инструмента маркетинга, способствующего росту показателей эффективности продвижения продукции. В заключении установлено, что применение машинного обучения в маркетинговой деятельности предприятия способствует повышению экономической эффективности продвижения продукции на рынке путем персонализации рекламы, оптимизации расходов, увеличения скорости обработки информации, а также при помощи максимизации возможностей клиентского обслуживания.
Ключевые слова: маркетинг; управление маркетингом; инструменты маркетинга; машинное обучение; технология искусственного интеллекта.
Маркетинговая деятельность современных компаний является одним из главных направлений того, чтобы обеспечить экономическую эффективность, безопасность, конкурентоспособность и финансовую устойчивость стратегического развития бизнеса. Однако под влиянием цифровизации и созданием новых инноваций формируется все более частое использование различных технологий в совершенствовании маркетинга, среди которых технологии искусственного интеллекта – машинное обучение.
Популярность внедрения и применения цифровых технологий и инноваций в маркетинге с целью обеспечения совершенствования маркетинговой деятельности компании обусловлена влиянием следующих факторов:
Из-за карантинных ограничений и мероприятий произошло закрытие многих офисов и магазинов. Большое количество людей перешло в сеть Интернет, где производится покупка необходимых товаров и услуг [1].
Основным способом маркетингового продвижения продукции является традиционная реклама в средствах массовой информации и телевидении. Она позволяет охватывать наиболее широкую аудиторию потенциальных потребителей, однако качество ее неудовлетворительное. Охват целевой аудитории становится все ниже, ведь в традиционных источниках рекламы отсутствуют возможности персонализации рекламного предложения для тех клиентов, которые могут быть потенциальными покупателями [2].
Использование инструментов инновационного маркетинга выводит таргетирование на новый уровень эффективности и позволяет избежать взаимодействия с незаинтересованной аудиторией. Так, цифровые технологии маркетингового продвижения позволяют ориентироваться не только на демографический признак потребителя, но и на его интересы и сферу деятельности, что позволяет с большей точностью персонализировать рекламные предложения для потребителей [3].
В маркетинге цифровые и инновационные технологии применяются с целью координации усилий предприятия по достижению стратегических и оперативных ориентиров с учетом рыночных требований и обеспечению взаимодействия с клиентами и бизнес-партнерами посредством передачи информации о товарах и услугах, а также получения, обработки и анализа маркетинговой информации [4].
По нашему мнению, современным компаниям экономики России необходимо проводить плавный переход из мультиканального на омниканальный маркетинг, сущностью которого выступает возможность соединить множество каналов коммуникаций, используемых потребителями. Актуальность применения омниканального маркетинга обусловлена необходимостью адаптации маркетинговой стратегии и рекламной деятельности под новые условия внешней среды [5].
Роль маркетинговых инноваций повышается с каждым годом. Доказательством такой тенденции являются данные на рисунке 1, где изображена подробная структура рекламного рынка России в 2020 году.
Рисунок 1 – Структура рынка рекламы России в 2020 году, в млрд рублей [6].
В 2020 году реклама российского бизнеса через цифровые каналы выросла на 4% до 253 млрд рублей, тогда как реклама через телевидение снизилась на 3% до 169 млрд рублей. Наибольшее снижение произошло в рекламе через прессу – на 47% до 8 млрд рублей. Таким образом, цифровые способы продвижения продуктов становятся главным направлением маркетинговой деятельности организаций.
Построение систем машинного обучения является на сегодняшний день одной из самых популярных, актуальных и современных областей цифровизации предпринимательской деятельности в России на стыке информационных технологий, математического анализа и статистики.
Машинное обучение все глубже проникает в бизнес- процессы российских организаций посредством пользовательских продуктов, созданных с помощью методов искусственного интеллекта. Очевидно, что данные технологии будут развиваться и дальше, постепенно становясь частью операционной деятельности любого бизнеса.
Кроме того, применение технологии машинного обучения способствует совершенствованию маркетинга, что включает в себя следующий ряд преимуществ [7]:
Таким образом, можно заключить, что применение машинного обучения в маркетинговой деятельности предприятия способствует повышению экономической эффективности продвижения продукции на рынке путем персонализации рекламы, оптимизации расходов, увеличения скорости обработки информации, а также при помощи максимизации возможностей клиентского обслуживания.